июля 2019 года, Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь.




Первосвятительское слово Святейшего патриарха Кирилла

(Расшифровка аудиозаписи. Прошу простить, если вкрались неточности восприятия со слуха).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!.

Сегодня в этот воскресный день полагается чтение Послания апостола Павла к Римлянам. В этот Послании, в этом отрывке мы находим замечательные слова. Апостол говорит, что мы должны радоваться не только благодати, которую мы получили по вере чрез Господа нашего Иисуса Христа. Но мы должны также радоваться скорбям.

Вот если бы в Послании после этих слов стояла бы точка, то люди бы не могли понять мысли апостола.

Это был бы парадокс, трудно разрешимый. Потому что радоваться скорби – это противно человеческой природе.

Но там нет точки после слова «скорбь». А есть другие слова: «потому что скорбь порождает терпение».

Если бы даже и здесь была поставлена точка, то опять это бы не очень вдохновляло людей. Потому что терпение – это такое состояние огромного напряжения, которое необязательно разрешается положительным чем-то в жизни человека.

Но за словом терпение следуют другие слова: «потому что терпение порождает опытность, а опытность порождает надежду».

И вот эта цепь из важных понятий, которая следует из довольно спорного заявления апостола о том, что радоваться надо не только благодати, но и скорби, открывает перед нами величайшую божественную истину, которая обрамлена в категории человеческой мудрости.

Да, действительно. Если мы не имеем терпения, то мы не способны справляться с огромными, как теперь мы говорим вызовами, обращенными к нам извне. Мы не способны справляться и с теми проблемами и трудностями, которые рождаются от нашего несовершенства и нашей слабости с которыми связываются жизненные ошибки.

Терпение - через эту мудрость, дарованную нам апостолом Павлом, - действительно обретает великий смысл. Потому что оно связывается с человеческим опытом, и в конце концов – с надеждой.

В самом деле: каждый из нас, проходя через скорби, выходит из этих скорбей немного другим. Если скорбь ломает человека, то он нередко покидает скорбь, будучи инвалидом. Иногда физическим, но чаще всего духовным. Скорбь может настолько сломить человека, что даже сама жизнь для такого несчастного становится неким ярмом.

И знаем, как иногда скорбь приводит к страшной трагедии. Когда человек не сознает никакой связи с жизнью и накладывает на себя руки.

Скорбь действительно чрезвычайно опасное состояние человеческой души!

Но одновременно скорбь требует от нас терпения.

А терпение приводит нас к опытности. И что было бы с каждым из нас, если бы весь наш жизненный путь устлан был розами? Если бы не было бы никаких скорбей? Если бы мы сразу сбрасывали с себя трудности? Разве обрели мы тот жизненный опыт, который каждый из нас имеет?

Вот здесь следует сказать, что значение этого опыта прямо пропорционально тому, как мы в жизни свой преодолевали скорби, насколько мы были терпеливы, насколько она не разрушила нас, но обогатила жизненной мудростью.

И апостол Павел, конечно, не мог нам предлагает просто некие советы, которые помогли бы нам правильно жить и избегать ошибок.

Ведь эти замечательные слова, в которых он скорбь связывает с терпением, терпение связывает с опытом, а опыт связывает с надеждой, - он эти слова выстраивает в некую вертикаль, которая соединяет нас с Богом.

Потому что само понятие надежды не имеет рационального смысла, если вы в Бога не верите!

Что означает для человека неверующего «надеяться»? И очень многие критически мыслящие неверующие люди действительно спрашивают себя: «А почему я должен надеяться? В моем распоряжении нет ничего такого, отталкиваясь от которого я мог бы прогнозировать положительный исход тех трудностей, через которые я прохожу»...

Что означает НАДЕЖДА? Прекраснодушный оптимизм, не поддержанный никакой логикой и никакими фактами?

Ничего общего с таким прекраснодушным оптимизмом не имеет христианская надежда! А почему?

А потому что, по слову Иоанна Златоуста, надежда как цепь связывает нас с небом, удерживает от падений и - мало помалу поднимает вверх.

Это не просто оптимистический взгляд на жизнь, а надежда на Бога открывает для нас возможность решать задачи, с которыми мы сталкиваемся в этой жизни. Но более всего эта христианская надежда укрепляет нас в вере и соединяет нас с Богом и действительно открывает перед нами врата жизни вечной.

Когда мы читаем Жития Святых, в том числе и Житие преподобного Арсения Коневского, мы, может быть, не думаем о том, о чем сейчас было сказано.

Но разве могли старцы, монахи, независимо от возраста, приезжавшие сюда, на эти острова холодного Ладожского озера, устраивать свою жизнь в одиночестве - при очень ограниченных ресурсах, которые могли бы поддерживать физическое состояние, - могли бы они что-то строить, созидать? Молиться, часто голодные, холодные, лишенные крова в нашем современном смысле этого слова – разве могли бы они пройти этим подвигом, если бы не надежда?

Они надеялись на то, что все то, что они приносят как жертву к подножию Божественного алтаря, все это великой Божественной благодатной силой вернется. И даст и физические, и духовные силы преодолевать трудности и устраивать свою жизнь.

И ведь так оно и произошло.

И поэтому слова апостола Павла о надежде – вот в контексте сегодняшнего праздника, связанного с жизнью преподобного и Богоносного отца нашего Арсения Коневского, приобретает совершенно конкретный смысл и конкретное звучание. Были в истории - и есть по милости Божией! - сегодня люди, которых надежда связывает с небом и цепью удерживает от падения. И, по слову Златоуста, поднимает вверх.

Пусть пример святаго преподобного Арсения, множества других святых угодников - пусть эти горячие вдохновенные слова апостола Павла о надежде, которая не посрамляет, поможет и каждому из нас на нашем жизненном пути сохранять надежду на силу Божию, на мудрость Его промысла.

Надежду на то, что всякое испытание, которое нам подается, оно не напрасно. И проходя через это испытание, мы не должны стать слабее и физически, и духовно. Но мы должны действительно открыть для себя дорогу в царствие небесное.

Опыт и жизнь святых угодников Божиих - это не часть истории. Тем более – не часть фольклора, как иногда говорят нерелигиозные исследователи Жития Святых. А это великие примеры жизни, которые актуальны вне времени и вне всякого земного пространства, потому что в любой точке земного шара, в любой момент времени их опыт, их вера, их надежда является актуальным примером для тех, кто стремится идти путём спасения.

Молитвами святаго преподобного и Богоносного отца нашего Арсения Коневского да сохранит Господь эту святую обитель и да поможет всем нам, сохраняя надежду, устремляться вперед со смирением и молитвой, уповая на волю Божию, призывая ее для прохождения пути нашего жизненного. Аминь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: