ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖАНРЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ




Систему художественных жанров мы очертим по возможности лаконично, потому что в них реализуется оригинальный художнический взгляд на мир, авторское видение реальной действительности, активное вмешательство сценариста в ход событий и их освещение в соответствии с эстетическими принципами. Иными словами, если вам доведется работать в художественном телевидении, то успеха вы добьетесь не благодаря тому, что узнаете в этой книге, научитесь по другим источникам, но только вопреки этому. Важно помнить, что работа художника, в том числе в художественных жанрах телевидения, это всегда ломка стереотипов, неприятие штампов, напряженный творческий поиск, но для этого важно понимать, как это устроено.

Очерк.

Очерк. Как известно, выбор журналистом жанра обусловлен характером творческой, профессиональной задачи, а также объектом отражения, особенностями жизненного материала. И следовательно, чем отчетливее автор понимает природу жанра, в форму которого он облекает конкретный жизненный материал, тем полнее (и точнее) он может выполнить поставленную задачу. В этом смысле наиболее богатым в своих изобразительных средствах и выразительных возможностях должен быть назван важнейший жанр художественной публицистики — очерк.

Жанровые особенности очерка подробно выявлены в теории литературы. Это жанр пограничный между исследованием и рассказом в литературоведческом определении последнего. От рассказа очерк отличается тем, что в нем отражаются явления, события, факты, действительно происходившие в жизни, невыдуманные, документальные, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен героев.

Если репортаж составляет основу информационной публицистики, то очерк — ядро публицистики художественной. И так же как репортажный, очерковый метод распространяется и на другие жанры, становясь одним из главных методов публицистического творчества.

Очерк на телеэкране остается одним из наиболее сложных жанров, что как раз и объясняется органичным сочетанием исследования (документального материала) и рассказа (художественности, эстетического освоения реальной действительности). Будучи построен на строго документальной основе (конкретность фактов, действительные герои, невыдуманные обстоятельства и т.д.), очерк облекается в

художественно обобщенную форму; для этого жанра характерна образность характеристик, высокая степень типизации. Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением, близким к композиции литературно-художественныхпроизведений, и в этом смысле он больше, чемкакой-либоиной жанр публицистики, драматургичен.

Если в репортаже обнаруживается очевидная фактичность, в обозрении — проблемность, аналитичность, как проявление авторской позиции, то очерк соединяет все эти качества, сочетаемые с яркой образностью и подхода к жизненному материалу, и стиля его изложения.

При всем многообразии очерка как жанра, обусловленного не столько выбором тех или иных изобразительных средств, сколько тематикой, характером объекта отражения, авторским замыслом, способом трактовки жизненного материала и т.д., главное здесь — человек. Если в информационных жанрах на первом плане — действие, свершение, а человек (его первопричина) нередко статичен, то в очерке — он на авансцене событий. Иначе говоря, предмет очерка не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс ее и человек, как субъект действия.

Даже в том случае, когда, казалось бы, в центре очерка оказывается какое-либособытие или цепь сменяющихся объектов (в путевом очерке), все же показ и рассказ ведутся автором с целью раскрыть на этом фоне характеры людей. Таким образом, если репортаж — это «история события», то очерк — «история характера». Поэтому наиболее распространенная разновидность жанра — портретный очерк, в котором автор прослеживает обстоятельства жизни и деятельности своего героя, рисует его характер, обнаруживает мотивы поступков, стараясь вскрыть либо их глубоко личный, психологический характер, либо социальный смысл.

Тематически и композиционно более всего отличается от портретного также весьма распространенный на телевидении путевой очерк. Если первый пристально и с разных точек зрения рассматривает отдельного человека, то для второго характерна смена объектов съемки и в связи с этим — нередко обостренная динамика повествования. Путевой очерк использует репортажный метод съемки, однако с его помощью решаются иные, чем в репортаже, задачи: события и факты не просто фиксируются, но осмысливаются под углом зрения автора, оцениваются, трактуются в свете егоидейно-художественнойпозиции. Ведь для художественной публицистики факт не столько самоценный, сколько исходный материал для авторского творчества. Отсюда и композиция, не подчиняющаяся «фабуле фактов», их свободный отбор и перегруппировка и, соответственно, особая монтажная стилистика (сопоставление, столкновение, ассоциативные сближения и т.д.).

И текст (как правило, закадровый) путевого очерка, разумеется, отличается от обычного репортажного комментария, преследующего

информационные цели. В очерке он строится на образных сравнениях, насыщен художественными тропами, познавательными элементами, содержит индивидуальные оценки, ведущие к глубоким обобщениям.

Стало быть, и в путевом очерке, который внешне и тематически наиболее явно противостоит очерку портретному, человек тем не менее оказывается тем центром, вокруг которого группируются факты, предметы, события. Этим человеком в центре повествования может быть и сам автор, его публицистические оценки, эмоциональные размышления и глубоко личное восприятие запечатленного на видеопленке материала, которое, обращенное непосредственно к зрителю, превращается в ту «меру типизации», уровень обобщения, с которыми мы справедливо связываем художественность телевизионной публицистики.

Таким образом, следует признать необходимым в очерковом жанре наличие человека в центре повествования, но не иллюстративно-статичного,а действующего, думающего, ищущего. В то же время герой очерка действует в социально значимой ситуации, взятой из гущи жизни и представленной в обобщенном, типизированном виде. Образное повествование, основанное на динамике экранного изображения в единстве со словом, — вот что составляет ткань очерка.

Пожалуй, лучшие образцы путевых очерков на телевидении оставил А. Каверзнев. К творческим удачам следует отнести и экранного долгожителя — «Непутевые заметки» Д. Крылова

— серию путевых очерков, окрашенных одновременно лиризмом и мягким юмором автора. Экранное изображение обладает высоким коэффициентом достоверности, поскольку оно всегда

конкретно. Документальность телевизионного очерка наглядна. Однако при его создании возникают специфические трудности, которых не знает очеркист-литератор.Эти трудности состоят не только в том, что автору приходится учитывать технические средства воплощения замысла (он должен знать возможности видеокамеры, особенности синхронной съемки, учитывать закономерности сочетания слова и изображения и многое другое). Вопрос сложнее.

Очерк — отражение более или менее длительного временного процесса. Поэтому для экранного очерка, в отличие от литературного, одна из основных трудностей состоит в документальном отражении уже совершившихся фактов, т.е. изображение прошедшего. Не умея разрешить это противоречие, документалисты нередко прибегают к методу воссоздания событий, тех или иных ситуаций (вспомните сходную проблему при съемках постановочных репортажей). Но для того, чтобы на экране возникло не бледное правдоподобие, но подлинная правда жизни, требуется незаурядное мастерство, авторская и режиссерская фантазия, операторская изобретательность и обязательно — соблюдение чувства меры, художественного такта. Иначе неизбежна фальшь.

К сожалению, на практике героев иногда принуждают играть перед камерой самих себя, да еще при этом восстанавливать ситуацию,

имевшую место в прошлом, что неизбежно приводит к театрализации, искусственности. Инсценировка, загримированная под жизнь, противопоказана телевизионному экрану, уничтожает его документальную природу. Профессионалы обычно прибегают к средствам иного порядка: стараются раскрыть внутренний мир человека, проследить мотивы и логику его поступков через внешне выраженное действие, сопровождаемое авторским комментарием. При этом важны не столько прямые, конкретные действия, поступки, ситуации, сколько отраженные, ассоциативные детали, косвенно характеризующие события прошлого времени, его побудительные причины.

В связи с этим возникает вопрос о праве автора на вымысел (чаще употребляют более осторожное выражение — «домысел»). Здесь нет однозначного ответа, но при всем разнообразии творческих решений границы авторского домысла в очерковом жанре все же определены реальным ходом событий. Домысел, таким образом, может служить одним из приемов воссоздания подлинных фактов, но границы его использования ограниченны.

Видеомагнитный способ фиксации изображения, в отличие от киносъемки, где метраж целлулоидной пленки лимитирован, актуализировал иной способ отражения документального материала — метод длительного наблюдения (так называемая «привычная камера» — вместо модной некогда «скрытой камеры»). Здесь предметом экранного отражения становится реальная жизнь в ее естественном течении, композиционно организуемая впоследствии — при отборе и монтаже, а иногда и в процессе съемки, в соответствии с определенным замыслом.

Зарисовка. На телевидении зарисовками часто называют так называемые «видовые» съемки, некое единство взаимосвязанных кадров (например, «Весна в Москве», «Петербургские мосты», «Белые ночи»).

Зарисовка — это жанр, уходящий от информационности к образности, хотя и не обладающий композиционной завершенностью, глубиной, логичностью, свойственными очерку.

У зарисовки отсутствие четко определенного событийного повода восполняется высокой художественностью операторской работы, проявляющейся в строго выверенной композиции каждого кадра, в тщательном выборе ракурса, чистой выразительности световой тональности и цветовой палитры. Особые требования предъявляются к закадровому тексту, в котором автор должен отойти от сухой информационности, протокольности, и, напротив, использовать разнообразные средства выразительности языка.

Очень часто в структуру жанра телевизионной зарисовки журналистский текст вообще не входит, все выражает изображение. Если в газетной, журнальной зарисовке автор живо и образно рассказывает о своих впечатлениях, передает собственные наблюдения, описывает обстановку, чтобы дать более полную картину виденного, то на телевидении все эти функции выполняет объектив видеокамеры. Журналист заранее выбирает объект съемки, обсуждает с режиссером ее ход, продолжительность эпизодов и уже вместе с ним «задает» оператору определенную тональность, которая воплощается в соответству-

ющий экранный материал не только в ходе съемки, но и в процессе последующего отбора кадров и их монтажа.

Зарисовка на телевидении нередко используется как некая «прокладка» между передачами, поэтому в ней широко используется музыкальное и естественное шумовое оформление. Опыт, накопленный мастерами этого жанра, весьма пригодился создателям современных музыкальных и рекламных клипов. Однако и теперь зарисовка не утратила своего значения, являясь одним из интересных жанров, требующих кропотливой творческой работы.

Эссе. Основателем жанра считают французскогофилософа-гуманистаМ. де Монтеня, автора знаменитой книги «Опыты». В русской литературе удивительные образцы эссеистики мы находим, например, в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского.

Эссе (от фр. essai — опыт, набросок) — жанр философской, эстетической,литературно-критическойпублицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

Первоначально жанр эссе не испытывал никаких ограничений — эссе посвящались и сельскому хозяйству, и театральным премьерам, и политике. Однако со временем, в начале XX в., в жанре эссе стали рассматривать лишь темы, связанные с литературой и искусством, эссе превратилось в своеобразную форму рецензии — на цикл стихов или пьесу, вернисаж или премьеру фильма.

С появлением и развитием телевидения жанр эссе обрел новую жизнь. Личностный, лирический характер телевизионной коммуникации предрасполагает к созданию художественнопублицистических сообщений в жанре эссе, так как специфика жанра не столько даже допускает, сколько требует прямого контакта с личностью, с автором; эссе в журналистике жанр глубоко персонифицированный.

Однако надо сказать, что в телевидении на пути жанра стоит довольно существенное препятствие: телевизионные эссе могут привлечь внимание аудитории лишь тогда, когда их авторы — по-настоящемуинтересные люди, обладающие высоким профессионализмом, пользующиеся авторитетом и популярностью у зрителей. Именно таким на заре отечественного телевидения предстал на экране И. Л. Андроников — актер, писатель, ученый. Его эссе «Воспоминания о Большом зале» (снятые в Большом зале московской консерватории), «Невский проспект» и др. вошли в золотой фонд отечественного телевещания. Наследниками Андроникова по праву можно считать замечательных рассказчиков Э. Радзинского, Г. Скороходова, В. Вульфа. Здесь же можно назватьфильмы-эссеГ. Шерговой «Ужель та самая Татьяна?», А. Габриловича «Кино нашего детства», «Цирк нашего детства» и др.

Поскольку жанр эссе в его нынешнем состоянии содержит богатые возможности — и тематические, содержательные, и формальные, изобразительно-выразительные,притом очень точно отвечающие природным качествам телевидения, — его будущее на телеэкране представляется весьма перспективным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: