А теперь — второй момент




Как вы помните, второй момент касается того, как Иисус раскрывал Себя тем, кого призвал, формируя таким образом подлинную дружбу. А раскрывал Себя Иисус очень нестандартно. Думаю, что как только ученики стали наблюдать за Иисусом, за этой Личностью, Которая их привлекла, у них неизбежно должны были появиться вопросы. Но не всегда вопросы. Иногда — восхищение. И начнем мы с восхищения.

Свидетельство близкой свободы

Вобщем-то, с восхищения начинает и Марк. Посмотрите, как Андрей, Петр, Иаков и Иоанн провели, по-видимому, первую субботу с Иисусом. В первую же субботу в синагоге они встретились с человеком, одержимым нечистым духом, и увидели, как Иисус этого духа изгнал (Мк. 1:23-27). Это изгнание было одним из самых ярчайших свидетельств, что тому духовному плену, в котором находился Израиль в то время, приходит обещанный пророками конец. Ведь Христос не просто совершал добрые дела и не просто исцелял. Его действия были во многом символическими. Мы уже говорили, что люди, окружавшие Иисуса, понимали, что если Он говорит: «Приблизилось Царствие Божие», то Он говорит о возвращении того Царя, о Котором возвещали пророки. Если Он изгоняет бесов, то это значит, что духовному плену, в котором находился Израиль, приходит конец.

Известный исследователь Нового Завета Н.Т.Райт считает, что в то время евреи понимали, что, хотя они и вышли из вавилонского плена и вернулись в свою землю, из духовного плена они еще не освободились. Поэтому весть и дела Иисуса были очень сильным и впечатляющим свидетельством того, что время освобождения не за горами. Согласитесь, это не могло не вдохновлять и не наполнять сердца людей восхищением и восторгом.

А теперь представьте себя на месте учеников. Вы следуете за Иисусом, наблюдаете за Ним, слушаете Его слова, слышите, как Он учит «как власть имеющий» (Мк. 1:22), видите, как Он изгоняет беса, и видите, как во всем, что Он говорит или делает, проявляется удивительная любовь и сострадание к людям. Вы начинаете все больше и больше Ему доверять. Вас к Нему влечет все больше и больше. Для вас очень важно, что Он не только говорит правильные слова, Он еще и совершает действия, которые подкрепляют эти слова. И все идет очень хорошо. Вы в восторге.

Не совсем удобный Иисус

Но Иисус всегда больше, глубже и выше наших представлений о Нем. Те рамки, которыми мы пытаемся «охватить» Его Личность, всегда будут узкими и тесными. И они всегда будут разрываться, ломаться, уничтожаться величием нашего Господа. Главное, когда так происходит, — радоваться. Понимать, что Он освобождает наши сердца от скорлупы, в которой они неизбежно чахнут. Поэтому надо учиться радоваться даже тогда, когда на дорогах жизни Господь шокирует нас и нам от этого становится страшно и больно.

Как вы думаете, что испытали ученики, когда увидели, что к Иисусу идет прокаженный? Ведь те модели отношений с прокаженными, которые они усвоили с детства, Иисус ломает. Он относится к нему не так, как все. Прокаженный приходит к Иисусу и говорит: «Если хочешь, можешь меня очистить» (Мк. 1:40). Без отвращения, без упрека, без напоминания о каких-то прошлых проблемах Иисус, «умилосердившись» (Марк подчеркивает это), говорит: «Хочу, очистись» (Мк. 1:41) и очищает этого прокаженного от проказы. Но ведь так к прокаженным никто не относился! Не думаю, что ученики не были озадачены произошедшим...

Обратите внимание на исцеление расслабленного, которое описывает Марк во второй главе. Иисус, исцеляя, делает шокирующее окружающих заявление: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5). Реакцию духовных лидеров вы помните: «Он богохульствует!»

Если вы будете внимательно читать Евангелие от Марка, то увидите, что у окружающих Иисуса людей постоянно возникали примерно такие вопросы: «Кто Он такой и как Он Себе все это позволяет? Что Он творит? Зачем Он это творит?» И посмотрите на все глазами учеников. Ведь у них тоже возникали вопросы. Они пошли за Иисусом, бросили все, но не все им с их Учителем было ясно. Он не вписывался в их рамки (да и не только в их рамки!) и не собирался подстраиваться под их представления о том, Каким Он должен быть. Не думаю, что это были приятные моменты в их ученичестве.

Когда авторитетный для тебя человек срывает аплодисменты окружающих, тебе приятно свидетельствовать о своей близости к нему, а когда его поведение вызывает недоумение, то не очень-то и хочется заявлять о том, что вы близко знакомы.

Дружба и свобода

Подлинная дружба всегда возвышает обе стороны и всегда дает свободу другому быть самим собой. И если ты находишься в контексте настоящей дружбы, то ты не действуешь с оглядкой на другого. Не потому, что другой тебе безразличен, безразличны его чувства. Ты его любишь, но твоя любовь дарит свободу и тебе, и другому.

И вот Христос приносит тем, кто последовал за Ним, свободу. Свобода ведь касается не только свободы от рабства, угнетения, греха. Свобода делает и дружбу свободной. Но не через нравоучения. По-настоящему свободная и любящая личность заражает свободой тех, кто рядом.

Иисус Сам живет в свободе. И Своей жизнью учит свободе учеников. Учит тем, что не подстраивается под их неверные, ложные идеи и представления о том, Каким Он должен быть и как Он должен себя вести. Он свободен без упрека милосердно очистить прокаженного. Он свободен исцелить расслабленного и, более того, простить ему грехи. А потом, проходя мимо Левия, сборщика мытарей, свободен сказать: «Иди за Мной!» А ведь, по мнению учеников, мог бы подумать, как им неприятно будет сосуществовать с таким человеком...

От членов церкви мне довольно часто приходилось слышать следующие заявления: «До тех пор, пока там будет этот пастырь, ноги моей там не будет!» или: «Пока он (она) приходит сюда на богослужение, я ходить на богослужение не буду!» Вы, вероятно, тоже такие заявления слышали (а может быть, и делали?). Как часто мы думаем примерно так: «Слава Тебе, Господи, что Ты привел в церковь эту женщину, и очень хорошо, что Ты привел того мужчину. Но, Господи, а этот-то человек зачем здесь?!»

Слава Тебе, Господи, что Ты свободен от наших рамок и от наших представлений о том, какой должна быть Твоя Церковь и кто в ней должен быть! И слава Тебе, Господи, что Ты настолько свободен и настолько любишь, что в Твоей Церкви до сих пор нахожусь я... 

Вопросы, вопросы, вопросы...

Безусловно, ученикам в словах и поступках Иисуса многое казалось непонятным. Вполне возможно, что о Левин они так и думали: «А вот этот-то зачем здесь?» Можно себе представить, что они чувствовали, когда Иисус пошел к Левию на пир. Да если бы там был только один Левий, а там, как оказалось, было много мытарей и грешников!

Н. Т. Райт говорит, что, когда Христос вкушал с мытарями и грешниками, это были символические трапезы. Это было указание на ту великую трапезу, которую будет проводить Царь со Своим избранным народом. Это не было просто вкушением пищи, это символ того, что в падший и грешный мир врывается новое Царство. В этом мире появляются ростки Царства Божьего!

Вероятно, ученики это понимали. Но им было непонятно, как это новое Царство, Царство Отца, может быть открыто для мытарей и грешников. Ведь символическая трапеза указывала на то, что мытарям и грешникам есть место в Царстве Божьем. И блудницам есть место в Царстве Божьем. Невероятно! И странно...

Два пути

Наблюдая за Иисусом, ученики становились перед необходимостью выбрать один из двух путей: путь Иисуса или путь книжников и фарисеев. Фарисеи выстроили свою жизнь так, чтобы показать всем, что такая жизнь, которой живут они, и есть самый привлекательный, единственный и правильный путь, по которому нужно всем идти, чтобы войти в Царство Божье.

И действительно, жизнь многих фарисеев вызывала восхищение. Это на самом деле были праведные и очень богобоязненные поди. Ими, вероятно, восхищались и ученики Иисуса. Безусловно, учеников не привлекали мытари, грешники, блудницы, больные, прокаженные и бесноватые. Ведь было не ясно — войдут они и Царство Божье или нет. Они идут путем, ведущим к погибели, и всякий, кто общается с ними, на их стороне.

А Христос предлагает другой подход. Участвуя в трапезе с мытарями и грешниками, прощая блудниц, исцеляя прокаженных, освобождая бесноватых, прощая грехи отъявленным грешникам, Он свидетельствует о том, что на великом пире все эти люди будут самыми дорогими гостями, любимыми детьми Отца. Поэтому Он их не отвергает.

Подумаем о неприятном

А теперь подумайте о самом неприятном для вас человеке, который вас просто уже извел своим поведением. Когда вы о нем вспоминаете, вам становится нехорошо. Может быть, вы уже много лет молитесь о том, чтобы Господь благословил его переселением в самое прекрасное и удобное для жизни место на нашей планете, но только чтобы он не был рядом с вами! А Господь никак не отвечает на ваши искренние молитвы о благе для вашего брата или сестры. Можете ли вы представить, что Иисус говорит вам: «Привыкай, дитя! На Моем великом пире вы будете сидеть рядом. А потом всю вечность вы тоже будете вместе. Потому что и ты, и он — Моя радость, и тебя, и его Я бесконечно люблю...» Я бы, наверное, сказал: «Господи, вот этот?! Вот этот — Твоя радость и Твоя любовь? Господи, мы друг друга, скорее всего, не понимаем. Или Ты его просто не знаешь так же хорошо, как я...»

Путь с Иисусом не всегда легко выбрать. Иногда путь фарисейский представляется более органичным, естественным, правильным...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: