Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы, принципы.




Материалы для подготовки

К экзаменационной дисциплине

«Финансовое право»

 

 

Саратов

Вопросы

Финансовое право. 1

1. 1. Финансы: понятие и роль. 4

2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы, принципы. 4

3. 6

4. Формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований. 7

5. Финансовая система РФ: понятие, структура, развитие на современном этапе. 8

6. Министерство финансов РФ: правовое положение, структура, функции. 9

7. Органы, осуществляющие финансовую деятельность: система, общая характеристика. 10

8. Финансовое право: понятие, предмет, методы, отличия от других отраслей права. 11

9. Система финансового права: понятие, структура, особенности. 12

10. Принципы финансового права. 13

11. Источники финансового права. 13

12. Финансово-правовая норма: понятие, структура, виды. 14

13. Финансовое правоотношение: понятие, особенности, виды. 14

14. Субъекты финансового права и финансового правоотношения. 15

15. Способы защиты прав субъектов финансовых правоотношений. 15

16. Санкции, применяемые за нарушение норм финансового права, их особенности и виды. 16

17. Финансовый контроль: понятие, значение, виды. Финансовая дисциплина. 16

18. Финансово-правовая ответственность: понятие, содержание. 17

19. Контрольно-счетные органы в РФ: система, правовое положение, функции. 18

20. Финансовый контроль, осуществляемый представительными органами Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. 19

21. Президентский финансовый контроль в Российской Федерации. 19

22. Финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой РФ. 20

23. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством. 21

24. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой по финансовому мониторингу. 21

25. Финансовый контроль, осуществляемый налоговыми органами. 22

26. Ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль. 22

27. Аудиторский финансовый контроль. 23

28. Методы финансового контроля. 23

29. Понятие и значение государственных и местных бюджетов. 24

30. Бюджетное право: понятие, предмет, источники. 25

31. Бюджетный кодекс РФ как источник бюджетного права. 25

32. Бюджетные правоотношения: понятие, виды, особенности. 26

33. Субъекты бюджетного правоотношения: понятие, виды. 26

34. Бюджетное устройство РФ. 27

35. Доходы бюджета: понятие, классификация, порядок распределения в бюджетной системе РФ. 27

36. Расходы бюджета: понятие, виды, порядок распределения в бюджетной системе РФ. 28

37. Межбюджетные трансферты: виды, порядок предоставления. 29

38. Публично-правовые образования как субъекты бюджетного права, их бюджетные полномочия. 30

39. Бюджетный процесс: понятие, стадии, принципы. 30

40. Порядок составления федерального бюджета. 31

41. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета. 32

42. Исполнение федерального бюджета как стадия бюджетного процесса. 32

43. Порядок подготовки и утверждения отчета об исполнении федерального бюджета. 33

44. Участники бюджетного процесса, их бюджетные полномочия. 34

45. Санкции за нарушения бюджетного законодательства. 34

46. Бюджетные фонды: понятие, особенности, виды. 35

47. Особенности правового положения Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, Инвестиционного фонда. 36

48. Страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды: понятие, юридические особенности, роль. 37

49. Государственные социальные внебюджетные фонды: система, правовое положение. 38

50. Финансы государственных (муниципальных) унитарных предприятий: понятие, особенности как звена финансовой системы. 38

51. Правовые основы финансовой деятельности государственных (муниципальных) унитарных предприятий: понятие, содержание, принципы. 39

52. Налоговое право и налоговое правоотношение. Источники налогового права. 40

53. Налоги: понятие, юридические особенности, роль. 40

54. Система налогов и сборов. Порядок установления и введения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. 41

55. Понятие и значение государственного и муниципального кредита. 42

56. Государственный и муниципальный долг: понятие, формы, управление. 42

57. Общая характеристика страхования и организации страхового дела в РФ. 43

58. Обязательное страхование: понятие, виды. 43

59. Центральный банк Российской Федерации (Банк России): особенности правового положения, функции. 44

60. Банковская система РФ: структура, роль в финансовой деятельности государства. 45

61. Кредитные организации: понятие, виды, правовые основы деятельности. 45

62. Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций. 46

63. Порядок страхования банковских вкладов физических лиц. Агентство по страхованию вкладов. 47

64. Правовое регулирование сберегательного дела. 48

65. Банковский кредит как институт финансового права. 48

66. Государственные (муниципальные) доходы: понятие, система. 49

67. Государственные (муниципальные) расходы: понятие, система, порядок финансирования. 50

68. Финансово-правовое положение государственных (муниципальных) учреждений. 51

69. Внебюджетные источники финансового обеспечения деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 52

70. Денежная система РФ: понятие, основные элементы. Правовые основы организации и обращения наличных денежных знаков. 53

71. Правовые основы безналичных денежных расчетов. Полномочия Банка России в этой сфере. 54

72. Валютная деятельность государства: понятие, субъекты, объекты. 55

73. Валютное регулирование и валютный контроль: основы правового регулирования. 56


1. Финансы: понятие и роль.

Соотношение понятий «финансы» и «деньги» - это соотношение части и целого. Не все деньги можно считать финансами, однако любые финансы являются деньгами. Финансы охватывают лишь ту часть денежных отношений, посредством которых образуются денежные фонды государства и его территориальных образований.

Финансы всегда публично значимы. Любое государство не может реализовать свои внешние и внутренние функции, не используя финансовые ресурсы.

Термин «финансы» понимается в 2-х аспектах:

* в материальном аспекте: денежные фонды государства и его территориальных образований, денежные формы предприятий, организаций и учреждений, используемые для развития производства и потребностей общества (например, местный бюджет);

* как экономическая категория: экономические (денежные) отношения, по формированию, распределению и использованию денежных фондов государства, его территориальных образований, предприятий, организаций, учреждений.

Финансам свойственны 2 основные функции:

1) распределительная: посредством финансов происходит распределение ВВП и национального дохода. Именно финансовая система отвечает за формирование, распределение и использование денежных фондов, обеспечивающих удовлетворение различных социальных потребностей: расширенное воспроизводство, экологическая безопасность, социально-культурные и бытовые нужды (образование, здравоохранение, помощь нетрудоспособным и т.п.), оборона и др.;

2) контрольная: с её помощью осуществляются контрольные мероприятия за распределением и использованием данных ресурсов.

 

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы, принципы.

Финансовая деятельность государства – осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях обеспечения реализации задач государства.

Финансовая деятельность муниципальных образований представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию местных денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления.

Для образования финансов используется несколько методов:

1) Обязательных платежей (налоги)

2) Добровольных взносов (займы, пожертвования и т.д.)

Распределение осуществляется:

1) Методом финансирования (безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств определённым субъектам (как правило, бюджетным организациям);

2) Методом кредитования (предоставление денежных средств на возмездной и возвратной основе).

Методы использования:

1) Метод безналичных расчётов;

2) Метод наличных расчётов.

 

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах организации и функционирования российского государства, так и специально относящихся к его финансовой деятельности, и конкретизируется в нормах финансового права. В силу своего содержания (направленность на регулирование отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований) и закрепления в нормах финансового права они, в сущности, являются принципами финансового права. Среди них можно выделить следующие.

 

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Этот принцип предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. В конечном итоге реализация этого принципа отражается на частных интересах личности. Особо важное значение его действие приобретает в кризисных экономических условиях.

 

Принцип федерализма, согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов Федерации, обеспечиваться при посредстве ее необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность субъектов Федерации (в рамках Конституции РФ). Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п.«е» ст.71), федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (п.«з» ст.71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п.«и» ст.72). Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст.73, ч.4 ст.76).

Совершенствование реализации принципа федерализма в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства.

 

Единство финансовой политики и денежной системы. Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т.д. Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ч.1 ст.8). Единство финансовой политики требует единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ, денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ч.1 ст.75).

 

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст.5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

2.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст.ст.12, 130—133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.

 

Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7). Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Для реализации всех этих мер государству требуется сосредоточение необходимых финансовых ресурсов и распределение их на соответствующие цели, т.е. финансовая деятельность определенной целенаправленности. Это положение Конституции РФ должно учитываться при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов, в финансово-правовых нормах, регулирующих эти процессы, в финансовой политике государства. Кризисное состояние экономики страны негативно проявляется в реализации данного принципа.

 

Распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей. Конституция РФ исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума принимает федеральные законы (ч.1 ст.105), в частности, законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии. К полномочиям Правительства относятся разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики (п.«б» ч.1 ст.114). Аналогично распределение функций на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.

 

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государстваи органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч.1 ст.32). Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.

 

Принцип гласности. Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч.3 ст.15). Принцип гласности получил закрепление и в специальном, финансовом законодательстве. Так, в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г. прямо говорится о гласности как принципе бюджетного устройства (ст.3), о публикации отчетов об исполнении бюджета (ст.15). Принцип гласности закрепляет принятый 31 июля 1998г. Бюджетный кодекс РФ (ст.36). Налоговый кодекс соответственно этому принципу предусматривает вступление актов законодательства о налогах в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ст.5).

 

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений. О некоторых формах финансового планирования говорится в Конституции РФ. К ним относятся разработка и утверждение бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов (п.«з» ст.71, п.«а» ч.1 ст.114, ст.132). Планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений, но и является необходимым для них и выступает как важный элемент регулирования экономического и социального развития и управления финансами, хотя и со своими особенностями. В условиях рыночной экономики финансовое планирование опирается не на директивные предписания распределительного характера, а на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления прогнозирования в определении направлений использования финансовых ресурсов, с которым неразрывно связано финансовое планирование. В процессе финансового планирования в России используются прогнозы и программы по различным сферам и отраслям социально-экономического развития на перспективу. На их основе производится прогнозирование мобилизации и использования финансовых ресурсов на длительный период, а также годовое финансовое планирование. Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой системы. Оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах народного хозяйства, в рамках предприятий, организаций и учреждений. В масштабе государства в целом составляется сводный финансовый баланс, в котором учитываются финансовые ресурсы страны. Такие финансовые балансы составляются и в масштабах субъектов Федерации и муниципальных образований.

 

Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения и граждан. Этот принцип вытекает из ст.1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию в качестве правового государства. Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст.ст.2, 15, 57 и др.). За нарушения норм финансового права применяются соответствующие меры ответственности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: