Свойственная высшим формам восприятия расчлененность и обобщенность. Примером может служить речевой слух, основанный, в частности, на выделении фонематических признаков звуков и их отнесении к тем или иным фонетическим категориям.
Под предметностью восприятия понимают отнесенность всех полученных с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а, например, не к раздражаемым рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке информации
9. Что вы знаете об иллюзиях восприятия?
В контексте вышесказанного, иллюзии - это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия(В пример – оптические иллюзии для окулистов.
По разделу «Внимание»
1. В чем состоит сущность внимания и каковы его функции?
Функции внимания:
обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. определяет точность и детализацию восприятия, определяет прочность, и избирательность памяти, определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
2. Какие виды внимания вам известны? Как можно раскрыть особенности каждого из них?
В отечественной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. В зависимости от участия воли направленность и сосредоточенность психической деятельности может носить непроизвольный или произвольный характер.
3. Каковы основные факторы возникновения непроизвольного внимания?
Причины возникновения непроизвольного внимания:
· Неожиданность раздражителя.
· Относительная сила раздражителя.
· Новизна раздражителя.
· Движущиеся предметы. Т....
· Контрастность предметов или явлений.
· Внутреннее состояние человека.
4. Как можно сформулировать основные положения теории внимания как психического контроля (П. Я. Гальперин)?
Основные положения этой концепции сводятся к следующему:
Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, на другие представления, возникающие в данный момент времени в сознании человека.
Ориентировочно-исследовательская деятельность — реакция организма на новые стимулы, проявляющаяся в общей его активизации, мобилизации сил и ресурсов.
По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Последнюю и представляет собой внимание как таковое.
5. Дайте характеристику свойств внимания.
Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют основные свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.
6. Как вы считаете, внимание является психическим процессом или особым свойством психики человека? Обоснуйте свое мнение.
Внимание является психическим, подобно хищнику, который охотиться за своей добычей – человек может концентрироваться на чем-то, что важно ему на настоящий момент.
По разделу «Память»
1. Дайте характеристику памяти как познавательному психическому процессу.
Память рассматривает основные процессы заучивания, хранения и дальнейшего воспроизведения в будущем. Память как психический познавательный процесс представляет систему запоминания, воспроизведения и забывания полученного опыта с течением определенного количества времени.
2. Какие основные классификации видов памяти вы знаете? Какие критерии лежат в их основе?
Классификация памяти
· по характеру проявления — различают образную, словесно-логическую, механическую, эмоциональную и условно-рефлекторную;
· по типу восприятия — зрительную, слуховую, обонятельную, двигательную и висцеральную:
· по времени хранения — кратковременную, долговременную и оперативную.
3. Какие основные процессы памяти вам известны? Как можно их охарактеризовать?
Основные процессы памяти - это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание. Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.
4. В чем состоит различие между внутренними и внешними средствами запоминания?
В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить некую информацию и использует специальные приемы запоминания.
5. Можно ли говорить, что у человека плохая память, если он испытывает трудности при запоминании материала?
Я думаю, что нет, так как память зависит от внимания. Можно провести аналогию с жестким диском в компьютере, если заложить действие по записи – оно будет записывать. Есть целый ряд факторов, который влияет на запоминание: Отношение к данному делу, внимание к данному делу. Мне кажется, что у такого человека лишь проблема с вниманием.
6. Перечислите основные законы памяти.
Обобщение этих и многих других фактов позволило вывести ряд законов памяти.
· Закон ассоциаций
· Закон связи памяти с мышлением
· Закон связи памяти с воображением
· Закон связи памяти с речью
· Закон связи памяти с мотивацией (потребностями) человека?
· Закон связи памяти с эмоциями
· Закон забывания
· Эффект Зейгарник (Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые. Б. В. Зейгарник изучала данную закономерность в рамках нарушений мотивационного компонента памяти, впоследствии эффект приобрёл название, связанное с её именем. Исследования в этой области были темой её дипломной работы)
7. Какие факторы влияют на качество работы памяти?
На работу памяти оказывают влияние многие факторы: возраст, физическое состояние, особенности предъявления информации, важность, нужность информации, страх, тревога и другие эмоции, которые нас захватывают при записи и вспоминании информации.
По разделу «Мышление и речь, воображение»
1. В чем заключаются различия между чувственным и рациональным познанием?
В каждом случае процесс происходит по-своему. Чувственное познание основано на работе органов, с помощью которых человек (или животное) слышит, видит, замечает запахи и т. д. В том, что при этом есть возможность получать сведения только о каких-либо внешних свойствах и качествах, состоит отличие чувственного познания от рационального. Рациональное познание, в свою очередь, осуществляется с привлечением разума. Оно ставит целью постигнуть суть вещей, выявить закономерности. Такая познавательная деятельность присуща только человеку. Инструментом в ней является мышление, дающее больше возможностей, чем чувственный опыт.
2. Чем различаются язык и речь?
Разница между языком и речью
Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества.... Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.
3. Что такое внутренняя речь?
Внутренняя речь (англ. implicit speech, inner speech, covert speech) — беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая, например, в процессе мышления. Является производной формой внешней (звуковой) речи, специально приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме.
4. Какие основные операции мышления вам известны? Что вы можете рассказать об их свойствах?
Сравнение;
Анализ;
Синтез;
Абстракция;
Конкретизация;
Индукция;
Дедукция;
Классификация;
5. Как можно охарактеризовать основные этапы процесса решения мыслительной задачи?
Процесс решения мыслительной задачи
· Нахождение задачи и ее формулирование. С формулирования вопроса в проблемной ситуации и начинается процесс решения задачи.
· Выдвижение и анализ гипотез.
· Решение мыслительной задачи.
· Проверка решения задачи.
6. Почему практическое мышление предъявляет повышенные требования к воле человека?
Потому что практическое мышление предполагает действие «по плану». Теоритическое мышление является лишь «фантазиями». По сути, практическое мышление проецируется на живой мир, побуждает к действиям, в то время как теория остается только лишь теорией и мыслью.
7. Какие особенности творческого мышления вы знаете? 8.Что такое интеллект? Понятие интеллекта по Дж. Гилфорду.
Творческое мышление — мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям. Новая идея — новый взгляд на взаимосвязи и взаимозависимости явлений. Нередко новая идея возникает на основе нового «сцепления» ранее известной информации.
Интеллект - Мыслительная способность, умственное начало у человека, определяющее деятельность его.
Максимальное число – 120 интеллектуальных способностей и способностей, обеспечивающих творческое мышление, – представлено в модели Дж. Гилфорда(НЕ ЧИТАЙ!)Эта модель представляет собой куб, где одну ось образуют различные типы содержания материала, которым оперирует мышление, другую – познавательные операции, а третью – получаемые в процессе мышления продукты. Каждый сектор куба – это отдельная интеллектуальная способность. Гилфорд разработал тесты, которые измеряли каждую из выделенных им интеллектуальных способностей. Перечислим некоторые из них. Тест "рассыпанные слова" (узнавание – символическое – элементы) включает в себя задачу переставить буквы в бессмысленных наборах слов так, чтобы получились слова. Например, КОХЙЕК, СНИНЕТ, ОЖИВТ, ЛУФОБТ. Тест на продуцирование высказываний (дивергентное мышление – символический – системы) заключается в требовании написать как можно больше предложений по фиксированной форме. Задача на дедукцию (конвергентное мышление – символический – отношения) предполагает решение логических задач типа "Вася младше Пети, Петя старше Бори. Кто старше Боря или Петя?". Задача на аналогию (узнавание – семантический – отношение) направлена на установление отношений между понятиями, например "Поэзия относится к прозе так же, как танец: 1) к музыке, 2) ходьбе, 3) пению, 4) разговору".