Категориальность восприятия




Свойственная высшим формам восприятия расчлененность и обобщенность. Примером может служить речевой слух, основанный, в частности, на выделении фонематических признаков звуков и их отнесении к тем или иным фонетическим категориям.

Под предметностью восприятия понимают отнесенность всех полученных с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а, например, не к раздражаемым рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке информации

9. Что вы знаете об иллюзиях восприятия?

В контексте вышесказанного, иллюзии - это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия(В пример – оптические иллюзии для окулистов.

По разделу «Внимание»

1. В чем состоит сущность внимания и каковы его функции?

Функции внимания:

обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. определяет точность и детализацию восприятия, определяет прочность, и избирательность памяти, определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

2. Какие виды внимания вам известны? Как можно раскрыть особенности каждого из них?

В отечественной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. В зависимости от участия воли направленность и сосредоточенность психической деятельности может носить непроизвольный или произвольный характер.

3. Каковы основные факторы возникновения непроизвольного внимания?

Причины возникновения непроизвольного внимания:

· Неожиданность раздражителя.

· Относительная сила раздражителя.

· Новизна раздражителя.

· Движущиеся предметы. Т....

· Контрастность предметов или явлений.

· Внутреннее состояние человека.

4. Как можно сформулировать основные положения теории внимания как психического контроля (П. Я. Гальперин)?

Основные положения этой концепции сводятся к следующему:

Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, на другие представления, возникающие в данный момент времени в сознании человека.

Ориентировочно-исследовательская деятельность — реакция организма на новые стимулы, проявляющаяся в общей его активизации, мобилизации сил и ресурсов.

По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Последнюю и представляет собой внимание как таковое.

5. Дайте характеристику свойств внимания.

Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют основные свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

6. Как вы считаете, внимание является психическим процессом или особым свойством психики человека? Обоснуйте свое мнение.

Внимание является психическим, подобно хищнику, который охотиться за своей добычей – человек может концентрироваться на чем-то, что важно ему на настоящий момент.

По разделу «Память»

1. Дайте характеристику памяти как познавательному психическому процессу.

Память рассматривает основные процессы заучивания, хранения и дальнейшего воспроизведения в будущем. Память как психический познавательный процесс представляет систему запоминания, воспроизведения и забывания полученного опыта с течением определенного количества времени.

2. Какие основные классификации видов памяти вы знаете? Какие критерии лежат в их основе?

Классификация памяти

· по характеру проявления — различают образную, словесно-логическую, механическую, эмоциональную и условно-рефлекторную;

· по типу восприятия — зрительную, слуховую, обонятельную, двигательную и висцеральную:

· по времени хранения — кратковременную, долговременную и оперативную.

3. Какие основные процессы памяти вам известны? Как можно их охарактеризовать?

Основные процессы памяти - это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание. ​​​​​​​​​​​​​​Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.

4. В чем состоит различие между внутренними и внешними средствами запоминания?

В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить некую информацию и использует специальные приемы запоминания.

5. Можно ли говорить, что у человека плохая память, если он испытывает трудности при запоминании материала?

Я думаю, что нет, так как память зависит от внимания. Можно провести аналогию с жестким диском в компьютере, если заложить действие по записи – оно будет записывать. Есть целый ряд факторов, который влияет на запоминание: Отношение к данному делу, внимание к данному делу. Мне кажется, что у такого человека лишь проблема с вниманием.

6. Перечислите основные законы памяти.

Обобщение этих и многих других фактов позволило вывести ряд законов памяти.

· Закон ассоциаций

· Закон связи памяти с мышлением

· Закон связи памяти с воображением

· Закон связи памяти с речью

· Закон связи памяти с мотивацией (потребностями) человека?

· Закон связи памяти с эмоциями

· Закон забывания

· Эффект Зейгарник (Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые. Б. В. Зейгарник изучала данную закономерность в рамках нарушений мотивационного компонента памяти, впоследствии эффект приобрёл название, связанное с её именем. Исследования в этой области были темой её дипломной работы)

7. Какие факторы влияют на качество работы памяти?

На работу памяти оказывают влияние многие факторы: возраст, физическое состояние, особенности предъявления информации, важность, нужность информации, страх, тревога и другие эмоции, которые нас захватывают при записи и вспоминании информации.

По разделу «Мышление и речь, воображение»

1. В чем заключаются различия между чувственным и рациональным познанием?

В каждом случае процесс происходит по-своему. Чувственное познание основано на работе органов, с помощью которых человек (или животное) слышит, видит, замечает запахи и т. д. В том, что при этом есть возможность получать сведения только о каких-либо внешних свойствах и качествах, состоит отличие чувственного познания от рационального. Рациональное познание, в свою очередь, осуществляется с привлечением разума. Оно ставит целью постигнуть суть вещей, выявить закономерности. Такая познавательная деятельность присуща только человеку. Инструментом в ней является мышление, дающее больше возможностей, чем чувственный опыт.

2. Чем различаются язык и речь?

Разница между языком и речью

Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества.... Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.

3. Что такое внутренняя речь?

Внутренняя речь (англ. implicit speech, inner speech, covert speech) — беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая, например, в процессе мышления. Является производной формой внешней (звуковой) речи, специально приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме.

4. Какие основные операции мышления вам известны? Что вы можете рассказать об их свойствах?

Сравнение;

Анализ;

Синтез;

Абстракция;

Конкретизация;

Индукция;

Дедукция;

Классификация;

 

5. Как можно охарактеризовать основные этапы процесса решения мыслительной задачи?

Процесс решения мыслительной задачи

· Нахождение задачи и ее формулирование. С формулирования вопроса в проблемной ситуации и начинается процесс решения задачи.

· Выдвижение и анализ гипотез.

· Решение мыслительной задачи.

· Проверка решения задачи.

6. Почему практическое мышление предъявляет повышенные требования к воле человека?

Потому что практическое мышление предполагает действие «по плану». Теоритическое мышление является лишь «фантазиями». По сути, практическое мышление проецируется на живой мир, побуждает к действиям, в то время как теория остается только лишь теорией и мыслью.

7. Какие особенности творческого мышления вы знаете? 8.Что такое интеллект? Понятие интеллекта по Дж. Гилфорду.

Творческое мышление — мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям. Новая идея — новый взгляд на взаимосвязи и взаимозависимости явлений. Нередко новая идея возникает на основе нового «сцепления» ранее известной информации.

Интеллект - Мыслительная способность, умственное начало у человека, определяющее деятельность его.

Максимальное число – 120 интеллектуальных способностей и способностей, обеспечивающих творческое мышление, – представлено в модели Дж. Гилфорда(НЕ ЧИТАЙ!)Эта модель представляет собой куб, где одну ось образуют различные типы содержания материала, которым оперирует мышление, другую – познавательные операции, а третью – получаемые в процессе мышления продукты. Каждый сектор куба – это отдельная интеллектуальная способность. Гилфорд разработал тесты, которые измеряли каждую из выделенных им интеллектуальных способностей. Перечислим некоторые из них. Тест "рассыпанные слова" (узнавание – символическое – элементы) включает в себя задачу переставить буквы в бессмысленных наборах слов так, чтобы получились слова. Например, КОХЙЕК, СНИНЕТ, ОЖИВТ, ЛУФОБТ. Тест на продуцирование высказываний (дивергентное мышление – символический – системы) заключается в требовании написать как можно больше предложений по фиксированной форме. Задача на дедукцию (конвергентное мышление – символический – отношения) предполагает решение логических задач типа "Вася младше Пети, Петя старше Бори. Кто старше Боря или Петя?". Задача на аналогию (узнавание – семантический – отношение) направлена на установление отношений между понятиями, например "Поэзия относится к прозе так же, как танец: 1) к музыке, 2) ходьбе, 3) пению, 4) разговору".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: