and Electrical Transport




Tickets and Receipts Used in the Transportation of Passengers in Road

and Electrical Transport

Спирин И.В., д-р техн. наук, профессор

 

Спирин Иосиф Васильевич, д-р техн. наук, профессор, главный научный сотрудник ОАО «НИИАТ». Тел. +7 (495) 496 9345, E-mail: ivspirin@yandex.ru. Россия, 125480, Москва, ул. Героев Панфиловцев, 24     Spirin Iosif Vasilievitch,Professor, Dr.Sci. (Habil), the chief scientist of Open Joint-Stock Company «NIIAT®». Phone +7 (495) 496 9345, E-mail: ivspirin@yandex.ru. Address: Geroyev Panfilovtsev Str., 24, 125480, Moscow, Russia  
Аннотация Рассмотрены виды билетов и квитанций, используемых при перевозках пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, обязательные реквизиты билетов и квитанций.     Abstract The article describes different types of tickets and receipts used for carriage of passengers by motor and urban land-electric transport, and props for tickets and receipts.
Ключевые слова: перевозки пассажиров; автомобильный транспорт; городской наземный электрический транспорт; билеты; квитанции     Keywords: carriage of passengers; road transport; urban surface electrical transport; tickets; receipts

Правовым основанием для совершения пассажиром поездки и перевозки багажа автомобильным транспортом (АТ) и городским наземным электрическим транспортом (ГНЭТ) служит наличие договора между автотранспортной организацией (индивидуальным предпринимателем-автомобилистом) и пассажиром. Как известно, каждый гражданский правовой договор должен содержать указания на исполнение трех существенных условий:

предмет договора;

условия, прямо указанные в действующем законодательстве для рассматриваемых общественных отношений и договоров данного вида;

иные условия, которые хоты бы одна из сторон договора полагает для себя существенными.

Предмет договора в рассматриваемом случае не имеет однозначного толкования, хотя в обиходе часто полагают, что им является перевозка. Дело в том, что термин «перевозка» используется в трех различных и взаимосвязанных значениях (из контекста всегда понятно, о каком именно значении этого слова идет речь):

во-первых, под перевозкой понимают перемещение пассажира и багажа в транспортном средстве от места отправления до места назначения. Такое понимание перевозки является технологическим. В научном аспекте оно изучается прикладной транспортной наукой, относящейся к направлению технических наук;

во-вторых, перевозка пассажиров и их багажа рассматривается как один из видов услуг населению и экономических отношений перевозчика и пассажира, в связи с чем в этом аспекте перевозки изучаются экономической наукой;

в-третьих, слово «перевозка» входит составной частью в понятие «договор перевозки», нормативно-правовое регулирование которого изучается юридической наукой. В этом смысле перевозка связана с гражданско-правовым отношением.

В настоящей статье мы будем рассматривать только правовое значение перевозки пассажира. В таком смысле перевозки пассажиров, согласно главе 40 Гражданского кодекса Российской Федерации [1], Федеральному закону Российской Федерации «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» [2] (далее – Устав) и Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом [3] (реквизиты указанных нормативно-правовых актов приведены в списке литературы в конце статьи), выполняются автобусами, троллейбусами и вагонами трамвая по регулярным маршрутам в различных видах сообщения. Поясним, в этой связи, что так обслуживание пассажиров маршрутными такси не образует самостоятельного вида перевозок, поскольку является разновидностью автобусного сообщения по регулярным маршрутам (маршрутное такси не вид городского транспорта, а всего лишь технологический режим эксплуатации автобусов).

В качестве альтернативы перевозкам пассажирам по регулярным маршрутам Устав [2] (см. ст. 5) выделяет перевозки по заказам и перевозки легковыми такси. В правовом отношении перевозки по заказам (заказные перевозки) и перевозки легковыми такси не связаны с договором перевозки пассажира, а рассматриваются исключительно как особый вид гражданского правоотношения – договор фрахтования транспортного средства (см. [1], глава 2). Таким образом, если предметом договора перевозки пассажира является сама такая перевозка, то предметом договора фрахтования транспортного средства является право использования транспортного средства (точнее, его провозных возможностей) по назначению (для перемещения в пространстве пассажиров).

Следует отметить, что договор фрахтования транспортного средства как специфическая форма гражданско-правового договора первоначально сформировался на морском транспорте, где стоимость фрахта сравнительно с другими видами транспорта значительна, и требует специальных мер правового регулирования. Уставом [2] для договоров фрахтования пассажирских транспортных средств предусмотрены определенные условия (см. табл.1).

Пассажиры при совершении поездок с использованием транспортных средств АТ и ГНЭТ могут перевозить ручную кладь и багаж. Если ручная кладь перевозится под присмотром самого пассажира непосредственно в салоне транспортного средства, то багаж сдается пассажиром перевозчику (иному уполномоченному лицу), затем перевозится перевозчиком под его ответственностью, и выдается лицу, управомоченному на получение багажа (предъявителю багажной квитанции). Ручная кладь и багаж должны соответствовать предельным массогабаритным характеристикам, установленными правилами перевозок.

Таблица 1

Основные правовые особенности договорных отношений перевозчика и пассажира

 

Оказываемая пассажирам услуга Вид гражданско-правового договора и его особенности Правовые основания перевозки багажа Документарная форма подтверждения заключения договора Документарная форма подтверждения перевозки багажа, сверхнормативной ручной клади
Перевозка пассажира по регулярным маршрутам автобуса, троллейбуса и трамвая Договор перевозки пассажира. по регулярному маршруту является публичным и выполняется, поэтому, транспортом общего пользования Для приема к перевозке багажа предъявляется документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира Билет, выдаваемый пассажиру – обычного исполнения на бумажном (пластиковом) носителе, в виде транспондера или электронный билет. Функции билета в установленных случаях выполняют другие документы (социальная карта инвалида или пенсионера и др.) Багажная квитанция; квитанция на провоз сверхнормативной ручной клади
Перевозка пассажиров автобусами или легковыми автомобилями по заказу Договор фрахтования транспортного средства, заключаемый в письменной форме Требований к перевозке багажа пассажиров не установлено Оформление отношений по перевозке багажа по смыслу договора фрахтования должен осуществлять фрахтователь Особых требований к документарному оформлению перевозки багажа не установлено
Перевозка пассажиров легковыми такси Договор фрахтования транспортного средства, заключаемый в устной форме. Водитель такси представляет интересы перевозчика без доверенности Багаж должен по объему и массе не превышать установленные изготовителем автомобиля пределы Квитанции на оплату пользования легковыми такси, или кассовые чеки, в форме бланков строгой отчетности Документ на перевозку багажа может оформляться лишь в случае, когда установлены отдельные багажные тарифы

 

 

Заключение договора перевозки пассажира подтверждается выдачей пассажиру билета [1, 2]. Билеты оформляются на бланках установленного образца и имеют реквизиты – элементы документа с самостоятельным смысловым значением, позволяющие идентифицировать подлинность и действие билета, права и обязанности перевозчика и пассажира. Полиграфическое исполнение, состав и значение реквизитов билета (размеры, расположение и начертание реквизитов, содержание, шрифт и цвет надписей, фактура материала, оттиски печатей и штампов и проч.) являются признаками его подлинности. Каждый билет, изготовленный типографским способом, имеет обозначение серии и индивидуальный номер. Билеты, выдаваемые билетопечатающей кассовой машиной или билетным автоматом, имеют обозначения эксплуатационного номера машины (автомата), числа гашений её суммирующего счётчика и номера билета.

Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом [3] при выполнении перевозок по регулярным маршрутам транспортом общего пользования предусмотрено использование билетов семи форм (табл. 2), и установлены обязательные реквизиты этих билетов (табл.3).

Таблица 2

Формы билетов и их соответствие (отмечено знаком " + ") видам сообщения

 

Обозначение формы Городское сообщение Пригородное сообщение Междугородное сообщение Назначение и особенности использования билета
№ 1   + + Разовый с фиксированной датой и временем отправления
№ 2 + +   Разовый с открытой датой и временем отправления в пределах указанного срока действия билета
№ 3 + +   Разовый для проезда в транспортном средстве, в котором приобретен билет
№ 4 + +   Длительного пользования для фиксированного числа поездок в течение указанного срока действия
№ 5 + +   Длительного пользования для совершения поездок в пределах фиксированной суммы
№ 6 + +   Длительного пользования для неограниченного числа поездок в течение указанного срока действия
№ 7 + + + Разовый именной

 

Таблица 3

Состав обязательных реквизитов различных форм билетов,

(обязательные реквизиты указаны знаком " + ")

 

Реквизит Ф. №1 Ф. №2 Ф. №3 Ф. №4 Ф. №5 Ф. №6 Ф. №7
Наименование, серия и номер билета + + + + + + +
Наименование организации, выдавшей билет + + + + + + +
Вид транспортного средства + + + + + + +
Сумма (внесенная сумма, стоимость) + + + + + + +
Зона действия билета + +   + + + +
Дата отправления +           +
Время отправления +           +
Дата прибытия +           +
Время прибытия +           +
Место +           +
Дата продажи +           +
Время продажи +           +
Срок использования билета   +   +      
Число поездок (неиспользованных поездок)       +      
Срок действия билета       +   +  
Остаток внесенной суммы         +    
Фамилия, имя и отчество пассажира             +
Дата и место рождения пассажира             +
Вид и номер документа, удостоверяющего личность пассажира             +

 

Перевозчик может указывать дополнительные реквизиты билетов. Например, так поступают при предоставлении пассажирам различных удобств в пути (кондиционирование воздуха в салоне, наличие мягких кресел и др.). При этом также указывают надбавки к тарифам за проезд.

Пассажиры, имеющие право на предоставление льгот в оплате проезда, получают билеты, отличающиеся от стандартных указанием на правовой статус пассажира (например, студенческий, детский билет и др.) и соответствующего тарифа. Указание на право пользования определенной льготой приводится в поле реквизита «Наименование, серия и номер билета». Льготные билеты по общему правилу действительны при предъявлении документа, удостоверяющего право пассажира на получение льготы. В ряде установленных случаев такой документ заменяет собой билет (билет специально не оформляется).

Наличие у пассажира льготы в оплате проезда не означает ее распространения на оплату провоза багажа, сверхнормативной ручной клади. Поэтому провоз пассажиром-льготником багажа и сверхнормативной ручной клади оплачивается по действующим тарифам, одинаковым для всех пассажиров.

Билет выполняет ряд функций, имеющих правовое значение:

подтверждает заключение договора перевозки. В этом качестве справедливо приравнивать билет для проезда по регулярным маршрутам к письменной форме публичного договора перевозки на условиях, установленных правилами перевозок и обслуживания пассажиров;

удостоверяет оплату пассажиром проезда, в связи с чем используется как документ, оправдывающий расходы на проезд командированных работников;

выполняет функции страхового полиса при обязательном страховании пассажира перевозчиком на время поездки;

является посадочным талоном в случае, когда места для проезда имеют нумерацию;

служит основанием для принятия к перевозке багажа пассажира.

Еще одна важная функция билета как первичного документа для учета перевозчиком объема перевозок пассажиров и полученной выручки от перевозок в настоящее время неоправданно ограничена. Это произошло вследствие ослабления со стороны государства контроля над изготовлением и движением билетов как бланков строгой отчетности, и отсутствия контроля за наличием билетов у пассажиров (такой контроль, в лучшем случае, осуществляют сами перевозчики). Например, в большинстве субъектов Российской Федерации при поездках в автобусах, работающих в режиме «маршрутное такси», пассажирам билет не выдается, что позволяет уводить от налогообложения до 60 – 80 % реально получаемой выручки.

Перевозки пассажиров и багажа по заказу осуществляются на основании договора фрахтования транспортного средства, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме заказа-наряда на предоставление фрахтовщиком транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. При этом пассажиры могут принадлежать к определенному или неопределенному кругу лиц. Правилами [3, приложение 4] установлены обязательные реквизиты заказа-наряда: наименование и дата оформления документа; наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтователя (для фрахтователя, являющегося физическим лицом – фамилия, инициалы, паспортные данные, адрес и номер телефона); наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтовщика; марка транспортного средства и его государственный регистрационный знак; фамилия и инициалы водителя; адрес, дата и время подачи транспортного средства; наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута, в которых предполагается остановка в пути следования; стоимость пользования; должность, фамилия, инициалы и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов за пользование предоставленным транспортным средством; время (часы и минуты) прибытия транспортного средства в пункт подачи и убытия после завершения поездки; число перевезенных пассажиров; должность, фамилия, инициалы и подпись фрахтователя или уполномоченного им лица, удостоверяющего выполнение заказа-наряда. Таким образом, заказ-наряд содержит реквизиты, достаточные для идентификации оказанной услуги и расчетов за ее выполнение.

Перевозка пассажиров легковыми автомобилями-такси согласно [2, 3] осуществляется по устному публичному договору фрахтования транспортного средства, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя (по средствам электросвязи или при личной явке). В этой связи необходимо указать, что юридическая наука ранее изучала договор фрахтования применительно к его письменной форме. Во многом это объяснялось тем, что договоры фрахтования рассматривались как консенсуальные (в отличие от реальных договоров перевозки). Устный договор фрахтования в теоретическом аспекте недостаточно изучен, что может на практике приводить к коллизиям.

Для удостоверения оплаты проезда в такси используют квитанции на оплату пользования легковыми такси, выписываемые водителем, или кассовые чеки в форме бланков строгой отчетности. Кассовый чек выдается при использовании электронных таксометров вместо квитанции по окончании поездки. Обязательные реквизиты квитанций за пользование легковыми автомобилями-такси установлены Правилами [3, приложение 5]: наименование, серия и номер квитанции на оплату пользования легковым такси; наименование фрахтовщика; дата выдачи квитанции на оплату пользования легковым такси; стоимость пользования легковым такси; фамилия, имя, отчество и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.

Перевозка вещей пассажира производится в двух правовых режимах:

во-первых, вещи могут перевозиться как ручная кладь. К ручной клади относят вещи пассажиров, удовлетворяющие массо-габаритным характеристикам и требованиям безопасности[1], установленным правилами перевозок, и перевозимые непосредственно пассажиром под его присмотром в салоне транспортного средства. Перевозка ручной клади, соответствующей установленным нормам ее провоза, документами не оформляется. Пассажир желающий провезти ручную кладь, число мест и размер которой превышают установленную предельную норму, должен оплатить такую перевозку по тарифу, и получить от перевозчика (другого уполномоченного лица) квитанцию на провоз ручной клади, содержащую обязательные реквизиты согласно [3, приложение 2], представленные в табл. 4;

во-вторых, вещи пассажира могут быть приняты перевозчиком к перевозке в качестве багажа. За перевозку и сохранность багажа от момента его принятия к перевозке до момента выдачи управомоченному на получение лицу ответственность несет перевозчик. Сдача багажа для перевозки перевозчику оформляется багажной квитанцией, обязательные реквизиты каждой из двух форм которой согласно [3, приложение 3] приведены в табл. 4. На каждое место багажа крепится багажная бирка, копия которой выдается пассажиру (копия бирки вместе с багажной квитанцией предъявляется при получении багажа).

Таблица 4

Обязательные реквизиты квитанций, используемых при перевозке багажа и ручной клади

 

  Реквизит Багажная квитанция форма №1 на перевозку багажа в багажном отделении транспортного средства, перевозящего пассажиров Багажная квитанция форма №2 на перевозку багажа багажным автомобилем Квитанция на провоз ручной клади в салоне транспортного средства
Наименование, серия и номер квитанции + + +
Наименование организации, выдавшей квитанцию + + +
Вид транспортного средства, перевозящего багаж + + +
Пункт отправления + +  
Дата отправления   +  
Время отправления   +  
Пункт назначения + +  
Дата прибытия   +  
Время прибытия   +  
Число мет багажа + + +
Объявленная ценность багажа (каждого его места) + +  
Стоимость перевозки + + +
Дополнительная плата + +  
Должность, фамилия, инициалы и подпись лица, принявшего багаж + +  
Должность, фамилия, инициалы и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов + +  

 

На автовокзалах кладовщиками камер хранения багажа поклажедателям выдаются квитанции на хранение багажа. Пользование ячейками автоматических камер хранения багажа на автовокзалах не является предоставлением услуг по хранению багажа, а в правовом отношении представляет собой аренду этих ячеек. Поэтому к возникающим при этом отношениям сторон применяются правила договора аренды.

К прочим документам, используемым при перевозках пассажиров, относятся квитанции разных сборов (доплаты, страхование, комиссионный сбор, услуги по доставке билетов заказчику, возмещение причиненного ущерба и проч.), а также квитанции об уплате штрафов. Их корешки остаются у лица, выписавшего квитанцию.

Все билеты и квитанции являются бланками строгой отчётности, хранение, заполнение, учёт движения которых осуществляются в соответствии с установленными правилами. Бланки билетов и квитанций изготовляются по заказам транспортных организаций и предпринимателей специально уполномоченными организациями, имеющими соответствующую лицензию.

 

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2, глава 40 «Перевозка». (часть 2 введена в действие Федеральным законом от 26.01.1996 №1 5-ФЗ (ред. от 09.04.2009) "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"; с учетом последующих изменений и дополнений).

2. Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ.

3. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» от 14.02.2009 № 112).

 


[1] Практически такие требования формулируются в виде списка предметов, запрещенных к перевозке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: