Воспитание гуманности у детей дошкольного возраста




 

Содержание нравственного воспитания дошкольников определено программой воспитания в детском саду. Оно включает в себя и воспитание гуманизма. Что же означает гуманизм?

Гуманизм – (от лат. humanus - человечный) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей (пед.энцеклоп. словарь М.М.Безруких).

Гуманность – обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия сочувствия, помощи (пед.энцекл. словарь М.М.Безруких).

Гуманность- человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям. Одна из ведущих нравственных ценностей, которая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения (пед.словарь Г.М. Коджаспирова).

Показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе.

Из гуманных чувств выделяют: доброту, чуткость, заботу, милосердие, отзывчивость, сопереживание, сочувствие.

возраст задачи методы средства формы
Первая группа раннего возраста (0 -1 года)   - формир.элементы нравств.поведения; - поддерживать эмоц.отзывчивость; - воспит.доброжелат. отношение к близким людям.      
Вторая группа раннего возраста (1- 2 г)   - формировать навыки культ.поведения: здороваться, прощаться, благодарить, выполн. просьбы и поруч.взр.; - отмечать примеры доброжелат.отнош. реб.к сверстникам; - побуждать к сочувствию и отзывчивости; - учить бережно относ.к раст.и жив.      
Первая младшая группа (2- 3г) Воспит.доброжелат. нач.в семье – там, где реб.любят и заботятся о нем. Добрые отношения в группе, поддерживаемые воспитателем, способствующие эмоц.положит. переживаниям, закреп.чувства симпатии, располож.к окружающим. Задачи: -воспитывать интерес к природе, бережное отнош.к растениям; - формировать опыт поведения в среде сверстников; - воспитывать чувство симпатии к сверстникам, любовь к родителям и близким людям. 1) Пример взрослого: - проявление по отношению к ребенку любви, ласки; - частое употребление ласковых слов, поглаживания; 2) Похвала ребенка за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку); 3) оценка взрослого (через оценку ребенок усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что отрицательную). - обучение способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться); - педагогические ситуации: нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям (напр., малыш бьет маму, а она терпит; один ребенок не отдает игрушку, и тот его бьет – это нельзя оставлять без внимания) - песенки, потешки, сказки. индивидуальная
Вторая младшая группа (3 -4г)   - закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице; - приучать детей общаться спокойно, без крика; - созд.усл., благоприятствующие формир.доброжелат., доброты, дружелюбия (играть дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами; приучать к вежливости) - продолжать разв.и воспитывать свой образ Я (убеждать ребенка, что он хороший, что его любят); - учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами; - приучать соблюдать элементарные правила поведения. 1)оценка взр.(реб. еще не может самостоят.сделать обобщение, но благодаря оценке взр.нач.понимать, что такое хорошо, а что такое плохо; положит.оценка добрых поступков, внимания и помощи – вызывает желание подражать добрым поступкам) 2) создание пед. ситуаций (напр., Как попросить игрушку?) 3) приучение; 4) убеждение; 5) коллективная игра; 6) единые требования; 7) разъяснение; 8) игровые ситуации. - сам взр. (как носитель положит. способа поведения); - пед.ситуации: беседы о реальных случаях из жизни группы - сценки (напр., «Два кота», где показано, что ссоры ни к чему хорошему не приводят); - с-р игры (педагог одобряет ласковое обращение, обращает внимание на небрежное или грубое обращение к игрушкам); - рисование («Нарисуй тех, кто о тебе заботится») - песенки, потешки, сказки - худ.литература («Азбука вежливости» Л. Васильевой; «Доктор Айболит» К.Чуковского и др.) - индивид. занятия; - коллективная деятельность (в ней происходит усвоение социальных ценностей)  
Средняя группа (4-5 л.)   В этом возрасте происходит постепенное осознание ребенком нравств.ценностей. Он уже способен к элемент.обобщению личного опыта, накопленного в млад. возрасте. Закреп. представ.о характере и способах проявл. положит.отношения к взр., детям, природе. Задачи: - способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению, сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо; - воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; - учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок; - воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. - остаются значимыми оценка взрослого и его пример; - разъяснения взрослого (напр., смысла и значимость категорий добра, друг, товарищ); - учить «читать эмоции» (как ты думаешь почему Маша грустит?); -поощрение, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций, приучение, худ.литература.     - реш.вербальных логич.задач (напр., «Как бы ты поступил, если бы увидел, как мальчик обижает на улице кошку? Как малыши ломают ветки у дерева?). Эти ситуации позволяют реб.решать задачи в воображаемом плане, «безопасном» варианте; - пед.ситуации: привлеч.внимания детей к способам отнош.(нужно не отбирать игрушку, а вежливо попросить) - совместная деят.со взрослым; - картины, иллюстр. (Посмотри на этих детей, скажи кому из них весело, а кому грустно; как ты это определил?); - практич.жизн. ситуации; - этические беседы («Как мы можем помочь бабушке») - худ.литература (мораль, оценка поступков героев книг); - спектакли, инсценировки; - пословицы и поговорки; - музыка. индивидуальные подгрупповые и фронтальные беседы.  
Старшая группа (5-6 л)   - воспит.дружеские взаимоотнош.между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща; стремление радовать старших хорошими поступками; - воспит.уважит. отношк окружающим; - учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее; - учить проявл.заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания; - формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей; - учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека; - рассказывать о помощи человека жив.; - воспит.ответств.за обитателей уголка природы; - учить вести себя так, чтобы не навредить природе.      
Подготовительная группа (6-7)   - развивать волевые качества (умение ограничивать свои желания, подчин.треб. взр.и выполн.устан. нормы поведения, в своих поступках следовать положит.примеру; - формир.самооценку своих поступков, учить доброжелат. оценивать поступки других людей; - формировать умение спокойно отстаивать свое мнение; - воспит.гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить прав.поведению в природе, закладывать основы экологической культуры личности. - пример взрослых и детей; - упражнения; - практика поведения; - стимулирование; - ситуация выбора; - пед. требование; - приучение; - этическая беседа; - обращение к сознанию; воле, чувству и т.д.   - окруж.обстановка; - коллективные игры («Построим корабль и отправимся в путешествие») - пословицы и поговорки; - тематические дни «В стране вежливости»; - общение (привлеч. детей к обсуждению поступков, т.е. этические беседы); - коллективный труд, дела; - подготовка подарков, посещение больных, пишем письма; - природа; -худ.литература; - кино; - музыка -индивидуально; - с подгруппой в 5-6 человек; - фронтально.  

 

Вывод по таблице:

1) задачи по гуманистическому воспитанию увеличиваются и усложняются от возраста к возрасту;

2) на протяжении всего дошкольного возраста взрослые обучают детей способам гуманного поведения;

3) важнейшим условием и одновременно методом воспитания гуманизма у детей, развития социальных эмоций, нравственных чувств является пример вррослых.

Таким образом, при систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям, природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество т.е. гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: