Методические указания к курсу
ВВЕДЕНИЕ В НЕКЛАССИЧЕСКУЮ ЭСТЕТИКУ
Занятие 3. Феноменологическая эстетика Р. Ингардена.
Ответьте на вопросы по книге: Ингарден Р. Исследования по эстетике/ Перевод с польского А. Ермилова и Б. Федорова. М.: Издательство Иностранной литературы, 1962.
https://s.siteapi.org/502de94e2971eb6/docs/a630790f3f8b758a21a9cdf57da3d1918c16f2fa.pdf
0. Почему эстетику Р. Ингардена называют феноменологической и рецептивной?
I. С. 21–123.
1. Что понимает Ингарден под двумерностью структуры литературного произведения?
2. Как Ингарден расширяет понятие «вид»? Как «вид» работает в литературном произведении?
3. Что понимается под многослойностью произведения? Поясните высказвание: «Многослойность произведения и последовательная очередность отдельных его фаз тесно друг с другом связаны и по природе своей неразрывны» (с. 30)
4. Какие слои обнаруживает Ингарден в структуре произведения?
5. Что Инграден называет «схематичностью/неполной определенностью» литературного произведения? Какую роль играет такая схематичность в эстетическом воздействии текста?
6. Как вы понимаете следующее высказывание: «…Эстетическое восприятие произведений искусства вообще, а произведений художественной литературы в некоторых их аспектах может быть в еще большей степени ограничено по своей природе и вследствие этого всегда в какой-то мере односторонне» (с. 57)?
7. Как вы понимаете ингарденовскую концепцию «переливчатости/двойственности вида»?
8. Как выражается неполная определенность в слое языковых звучаний?
9. Как функционируют пробелы между смысловыми единицами?
10. Что понимается под конкретизацией литературного произведения? Как и почему она происходит?
11. Чем отличается произведение искусства от его конкретизаций?
12. С каких принципиальных позицийможетконкретизироваться литературное произведение?
13. Охарактеризуйте компоненты, которые выделяет Ингарден в процессе конкретизации:
a) реализация звукового слоя;
b) актуализация потенциальных компонентов (значений и видов) художественного произведения;
c) дополнения как механизм устранения «мест неполной определенности» в произведении;
d) ритмизация периода конкретизации;
e) положение или расположение произведения и его конкретизации относительно читателя.
14. Почему возникла необходимость прояснить представление об истинности произведения искусства?
15. Как Инграден раскрывает сущность различных пониманий истинности/правдивости:
§ Логическая/познавательная истинность (правдивость);
§ «Правдивость» по отношению к предметам, изображенным в произведении искусства;
§ «верность», с которой предмет, данный в произведении искусства, представляет предмет внехудожественного порядка;
§ простое сходство предмета, изображенного в произведении искусства, с внехудожественной действительностью;
§ последовательность в характере предмета;
§ совершенство воплощения;
§ соответствие средств изображения изображаемому предмету;
§ единство ансамбля качественных моментов в произведении искусства;
§ единство ансамбля особенно важных качеств, степень «правдивости»;
§ «зрелость» произведения;
§ верность самовыражения автора в произведении;
§ «Истинное» («правдивое») произведение искусства;
§ «Истина» («правда») в произведении искусства как содержащаяся в нем идея.
16. Чем отличается познавание реального предмета в чувственном наблюдении (или с его помощью) и эстетическое переживание?
II. C. 203 – 260.
1. В чем специфика произведения архитектуры в аспекте его реальности/нереальности, в аспекте соотношения эстетической конструкции с реальным предметом?
2. В чём, по Инградену, заключатся «подлинное родство между музыкой и архитектурой»?
3. Какие два слоя архитектурного произведения обнаруживает Ингарден?
4. В чем сходства и отличия произведений архитектуры и литературы?
5. В чем специфика конкретизации произведения архитектуры?
III. С. 274 – 373
1. В чем специфика картины в аспекте соотношения эстетической конструкции с реальным предметом?
2. Чем многослойность картины с литературной темой отличается от многослойности литературного произведения?
3. Как работает «функция воспроизведения» в портрете?
4. Что Ингарден называет «чистой картиной»?
5. Какие картины стоят на границе с архитектурой? Почему? Как они работают эстетически? Что такое «реконструирование вида»
6. Как Ингарден решает проблему «неизображающей» (абстрактной) картины в аспекте отличия от «полотна-изображения»?
Занятие 4. Экспрессивность архитектурыXX-XXIвв.
Посмотрите лекцию Г. Зайцева«Экспрессия камня: экзистенциальный ужас в искусстве архитектуры» https://www.youtube.com/watch?v=bWZ95R9R3mU
илиhttps://vk.com/video?z=video253586823_456239062%2Fpl_cat_updates
илиhttps://yadi.sk/i/veDvML8W3PTYy4
Ответьте на вопросы, используя изображения, выложенные по здесь: https://s.siteapi.org/502de94e2971eb6/docs/a10871b8dfff9479ae0a266d19cf7b3ce15a6387.zip:
01_Кадиньяча_Сербия
Почему вопрос об экспрессии в архитектуре неоднозначен?
Каков классический посыл архитектурных сооружений?
02_Нотр-Дам-ля-Гранд (Пуатье)
Какие новые экспрессивные смыслы привнесли в архитектуру христианские храмы?
03_Собор Святой Анны (Вильнюс)
Что лектор называет самым экспрессивным стилем в архитектуре до XXстолетия? Какую эмоцию транслирует это стиль?
04_Королевская солеварня в Арк-э-Сенан
Какую эмоцию и интенцию выражает архитектура классицизма?
Как выражен рационализм в представленном комплексе?
05_Дом Моссельпрома и Особняк в мавританском стиле
В каком стиле впервые экспрессивность стала «зашкаливающей»?
В чем принципиальное сходство/отличие двух зданий?
06_Кировский райсовет на пр. Стачек
В чём специфика художественного высказывания этого здания?
В каком направлении литературы возникают мотивы демонизации архитектуры?
07_Дом-масгерская Мельникова-1
07_Дом-мастерская Мельникова-2
Как работают отчуждающие свойства этого здания?
07а_Гараж Госплана
Почему данное сооружение можно назвать и прямым и символическим высказыванием?
В чём ценность экзистенциального ужаса?
08_Людвиг Мисван дер Роэ
В чём вклад архитектора в современное градостроительство?
09_Памятник вождям Спартака
09_Памятник вождям Спартака-1
Что обусловило создание памятника вождям Спартака?
Что было неприемлемо для Миса в первоначальном проекте памятника?
Какие ассоциации вызывает памятник?
В чём специфика означающего в этом памятнике?
Как работает материал в памятнике?
Что роднит этот монумент и творчество художника Рогинского? Что отличает?
10_Дом культуры Русакова
Какую идею выражают формы и размеры здания?
11_Дворец Советов 1
12_Дворец Советов 2
Каков посыл Дворца Советов? Как он должен был выражаться архитектурно?
13_Высотка на Красной Пресне
В чём специфика конкретизации советской скульптуры как части архитектурного ансамбля?
14_Альдо Росси
14_Капелла в РошанеЛе Корбюзье
14_Новосибирский оперный театр
В чём значимость Альдо Росси для искусства XXвека?
Что было для Росси идеальным архитектурным проектом?
Какая интенция является ключевой в идеологии России?
Чем отличается сталинская эклектика от архитектурного постмодернизма?
Что может служить примером сталинской эклектики?
15_Кладбище Сан-Катальдо
Как осмысливается античность в здании оссуария (костницы)?
Какие претензии высказывали критики здания?
Что в подобного рода сооружениях подтверждает идеи Ингардена?
16_Карра_Овал появления
16_Карра_Цель
Что общего у сооружения России и картинами Карло Карра?
17_Карра_Арка
18_Карра_Сосна у моря
Проведите самостоятельно параллели между данными картинами и зданием Росси
18_Деннис Хоппер
Какая мысль Росси воплощается в картинах Эдварда Хоппера?
19_Де Кирико_Загадка прибытия и дня
19_Де Кирико_Тревожные музы
Каковы отношения между человеком, скульптурой и архитектурой у де Кирико?
20_Де Кирико_Загадка Дня
20_Де Кирико_Красная Башня
Как повлияли эти картины на Росси?
21_Альдо Росси
21_Альдо Росси-
В чём уникальность здания оссуария? Как прочитываются «окна» и «двери» в этом здании?
22_Альдо Росси
22_Альдо Росси-
23_Альдо Росси
23_Альдо Росси_
Что делает проекты-рисунки Росси произведениями живописи?
24_Альдо Росси_Оссуарий
Почему лектор говорит, что в доме нет окон? Что это означает?
Как создается эффект ужаса в этом комплексе?
В чём специфика красного, белого и черного цветов?
25_Оссуарий
Какие формы господствуют в костнице?
26_Оссуарий
27_Оссуарий и колумбарий
Как вы понимаете замечание лектора: «Эмоциональность просто зашкаливает»? Как это возможно в таком безжизненном геометрическом пространстве?
28_Сан Катальдо
28_Сан Катальдо-
29_Сан Катальдо_чертеж
30_Кубические формы
30_Кубические формы-
31_Кубические формы
Как работают кубические формы на то, чтобы материальная постройка становилась крайне абстрактной, архетипической?
32_Театр ДельМондо
В чем особенность проекта Театра ДельМондо?
Почему архитектура Росси вызывает экзистенциальный ужас?
33_Иномирный пейзаж
Какое впечатление создает этот пейзаж?
34_Поль Дельво_Надгробный плач
Как работает эстетика античности в этой картине?
35_Вид сверху
Какой эффект создает планировка?
З6_Повторение деталей
З6_Повторение деталей_
37_
Как работает повторение деталей?
38_
Как в замысле кладбища реализуется идея конкретизации? Как обыгрывается омонимия итальянских слов «tempo» – «время» и «tempo» – погода?
39_Рогинский
39_Рогинский_стена
Почему подобное восприятие жилого дома пугает?
40_Притцкеровская премия
41_PiedraToscaPark
Каково происхождение парка?
Какая ключевая идея заложена в эстетику парка?
42_Сад камней
43_Виды парка
Какие материалы использованы в парке?
Почему парк внушает ужас?
44_Виды парка
Как обстоят дела с освещенностью в парке?
45_Виды парка
Какие смыслы несут в себе заборы парка?
46_Песочные часы
Как воплощена идея времени в схеме парка?
47_Забор
Какую категорию эстетического воплощают заборы парка?
48_Шагал
49_Рогинский
В чем разница в осмыслении мотива забора в двух картинах?
49а_Красная дверь
50_Парк-лабиринт
Что пугает в природе, представленной в Парке Камней?
Какие гностические идеи проступают в парке?
Как они связаны с ужасом существования?
51 конструкция в честь победы
Что такое брутализм? В чем близость данной конструкции к нему?
52_Сжатые кулаки
53_Тентиште
Как преодолевается человеческое в этих памятниках?
54_Кадиньяча_Сербия
Как смыслы этого монумента перекликаются с монуметомМисаван дер Роэ?
Почему архитектура в XXв. впервые становится произведением искусства по существу?
Все материалы, необходимые для занятия, можно также найти в группе Вконтакте “Введение в неклассическую эстетику»: https://vk.com/club155954652