Занятие 4. Экспрессивность архитектурыXX-XXIвв.




Методические указания к курсу

ВВЕДЕНИЕ В НЕКЛАССИЧЕСКУЮ ЭСТЕТИКУ

Занятие 3. Феноменологическая эстетика Р. Ингардена.

Ответьте на вопросы по книге: Ингарден Р. Исследования по эстетике/ Перевод с польского А. Ермилова и Б. Федорова. М.: Издательство Иностранной литературы, 1962.

https://s.siteapi.org/502de94e2971eb6/docs/a630790f3f8b758a21a9cdf57da3d1918c16f2fa.pdf

 

0. Почему эстетику Р. Ингардена называют феноменологической и рецептивной?

I. С. 21–123.

1. Что понимает Ингарден под двумерностью структуры литературного произведения?

2. Как Ингарден расширяет понятие «вид»? Как «вид» работает в литературном произведении?

3. Что понимается под многослойностью произведения? Поясните высказвание: «Многослойность произведения и последовательная очередность отдельных его фаз тесно друг с другом связаны и по природе своей неразрывны» (с. 30)

4. Какие слои обнаруживает Ингарден в структуре произведения?

5. Что Инграден называет «схематичностью/неполной определенностью» литературного произведения? Какую роль играет такая схематичность в эстетическом воздействии текста?

6. Как вы понимаете следующее высказывание: «…Эстетическое восприятие произведений искусства вообще, а произведений художественной литературы в некоторых их аспектах может быть в еще большей степени ограничено по своей природе и вследствие этого всегда в какой-то мере односторонне» (с. 57)?

7. Как вы понимаете ингарденовскую концепцию «переливчатости/двойственности вида»?

8. Как выражается неполная определенность в слое языковых звучаний?

9. Как функционируют пробелы между смысловыми единицами?

10. Что понимается под конкретизацией литературного произведения? Как и почему она происходит?

11. Чем отличается произведение искусства от его конкретизаций?

12. С каких принципиальных позицийможетконкретизироваться литературное произведение?

13. Охарактеризуйте компоненты, которые выделяет Ингарден в процессе конкретизации:

a) реализация звукового слоя;

b) актуализация потенциальных компонентов (значений и видов) художественного произведения;

c) дополнения как механизм устранения «мест неполной определенности» в произведении;

d) ритмизация периода конкретизации;

e) положение или расположение произведения и его конкретизации относительно читателя.

14. Почему возникла необходимость прояснить представление об истинности произведения искусства?

15. Как Инграден раскрывает сущность различных пониманий истинности/правдивости:

§ Логическая/познавательная истинность (правдивость);

§ «Правдивость» по отношению к предметам, изображенным в произведении искусства;

§ «верность», с которой предмет, данный в произведении искусства, представляет предмет внехудожественного порядка;

§ простое сходство предмета, изображенного в произведении искусства, с внехудожественной действительностью;

§ последовательность в характере предмета;

§ совершенство воплощения;

§ соответствие средств изображения изображаемому предмету;

§ единство ансамбля качественных моментов в произведении искусства;

§ единство ансамбля особенно важных качеств, степень «правдивости»;

§ «зрелость» произведения;

§ верность самовыражения автора в произведении;

§ «Истинное» («правдивое») произведение искусства;

§ «Истина» («правда») в произведении искусства как содержащаяся в нем идея.

16. Чем отличается познавание реального предмета в чувственном наблюдении (или с его помощью) и эстетическое переживание?

II. C. 203 – 260.

1. В чем специфика произведения архитектуры в аспекте его реальности/нереальности, в аспекте соотношения эстетической конструкции с реальным предметом?

2. В чём, по Инградену, заключатся «подлинное родство между музыкой и архитектурой»?

3. Какие два слоя архитектурного произведения обнаруживает Ингарден?

4. В чем сходства и отличия произведений архитектуры и литературы?

5. В чем специфика конкретизации произведения архитектуры?

 

III. С. 274 – 373

1. В чем специфика картины в аспекте соотношения эстетической конструкции с реальным предметом?

2. Чем многослойность картины с литературной темой отличается от многослойности литературного произведения?

3. Как работает «функция воспроизведения» в портрете?

4. Что Ингарден называет «чистой картиной»?

5. Какие картины стоят на границе с архитектурой? Почему? Как они работают эстетически? Что такое «реконструирование вида»

6. Как Ингарден решает проблему «неизображающей» (абстрактной) картины в аспекте отличия от «полотна-изображения»?

 

Занятие 4. Экспрессивность архитектурыXX-XXIвв.

Посмотрите лекцию Г. Зайцева«Экспрессия камня: экзистенциальный ужас в искусстве архитектуры» https://www.youtube.com/watch?v=bWZ95R9R3mU

илиhttps://vk.com/video?z=video253586823_456239062%2Fpl_cat_updates

илиhttps://yadi.sk/i/veDvML8W3PTYy4

Ответьте на вопросы, используя изображения, выложенные по здесь: https://s.siteapi.org/502de94e2971eb6/docs/a10871b8dfff9479ae0a266d19cf7b3ce15a6387.zip:

01_Кадиньяча_Сербия

Почему вопрос об экспрессии в архитектуре неоднозначен?

Каков классический посыл архитектурных сооружений?

02_Нотр-Дам-ля-Гранд (Пуатье)

Какие новые экспрессивные смыслы привнесли в архитектуру христианские храмы?

03_Собор Святой Анны (Вильнюс)

Что лектор называет самым экспрессивным стилем в архитектуре до XXстолетия? Какую эмоцию транслирует это стиль?

04_Королевская солеварня в Арк-э-Сенан

Какую эмоцию и интенцию выражает архитектура классицизма?

Как выражен рационализм в представленном комплексе?

05_Дом Моссельпрома и Особняк в мавританском стиле

В каком стиле впервые экспрессивность стала «зашкаливающей»?

В чем принципиальное сходство/отличие двух зданий?

06_Кировский райсовет на пр. Стачек

В чём специфика художественного высказывания этого здания?

В каком направлении литературы возникают мотивы демонизации архитектуры?

07_Дом-масгерская Мельникова-1

07_Дом-мастерская Мельникова-2

Как работают отчуждающие свойства этого здания?

07а_Гараж Госплана

Почему данное сооружение можно назвать и прямым и символическим высказыванием?

В чём ценность экзистенциального ужаса?

08_Людвиг Мисван дер Роэ

В чём вклад архитектора в современное градостроительство?

09_Памятник вождям Спартака

09_Памятник вождям Спартака-1

Что обусловило создание памятника вождям Спартака?

Что было неприемлемо для Миса в первоначальном проекте памятника?

Какие ассоциации вызывает памятник?

В чём специфика означающего в этом памятнике?

Как работает материал в памятнике?

Что роднит этот монумент и творчество художника Рогинского? Что отличает?

10_Дом культуры Русакова

Какую идею выражают формы и размеры здания?

11_Дворец Советов 1

12_Дворец Советов 2

Каков посыл Дворца Советов? Как он должен был выражаться архитектурно?

13_Высотка на Красной Пресне

В чём специфика конкретизации советской скульптуры как части архитектурного ансамбля?

14_Альдо Росси

14_Капелла в РошанеЛе Корбюзье

14_Новосибирский оперный театр

В чём значимость Альдо Росси для искусства XXвека?

Что было для Росси идеальным архитектурным проектом?

Какая интенция является ключевой в идеологии России?

Чем отличается сталинская эклектика от архитектурного постмодернизма?

Что может служить примером сталинской эклектики?

15_Кладбище Сан-Катальдо

Как осмысливается античность в здании оссуария (костницы)?

Какие претензии высказывали критики здания?

Что в подобного рода сооружениях подтверждает идеи Ингардена?

16_Карра_Овал появления

16_Карра_Цель

Что общего у сооружения России и картинами Карло Карра?

17_Карра_Арка

18_Карра_Сосна у моря

Проведите самостоятельно параллели между данными картинами и зданием Росси

18_Деннис Хоппер

Какая мысль Росси воплощается в картинах Эдварда Хоппера?

19_Де Кирико_Загадка прибытия и дня

19_Де Кирико_Тревожные музы

Каковы отношения между человеком, скульптурой и архитектурой у де Кирико?

20_Де Кирико_Загадка Дня

20_Де Кирико_Красная Башня

Как повлияли эти картины на Росси?

21_Альдо Росси

21_Альдо Росси-

В чём уникальность здания оссуария? Как прочитываются «окна» и «двери» в этом здании?

22_Альдо Росси

22_Альдо Росси-

23_Альдо Росси

23_Альдо Росси_

Что делает проекты-рисунки Росси произведениями живописи?

24_Альдо Росси_Оссуарий

Почему лектор говорит, что в доме нет окон? Что это означает?

Как создается эффект ужаса в этом комплексе?

В чём специфика красного, белого и черного цветов?

25_Оссуарий

Какие формы господствуют в костнице?

26_Оссуарий

27_Оссуарий и колумбарий

Как вы понимаете замечание лектора: «Эмоциональность просто зашкаливает»? Как это возможно в таком безжизненном геометрическом пространстве?

28_Сан Катальдо

28_Сан Катальдо-

29_Сан Катальдо_чертеж

30_Кубические формы

30_Кубические формы-

31_Кубические формы

Как работают кубические формы на то, чтобы материальная постройка становилась крайне абстрактной, архетипической?

32_Театр ДельМондо

В чем особенность проекта Театра ДельМондо?

Почему архитектура Росси вызывает экзистенциальный ужас?

33_Иномирный пейзаж

Какое впечатление создает этот пейзаж?

34_Поль Дельво_Надгробный плач

Как работает эстетика античности в этой картине?

35_Вид сверху

Какой эффект создает планировка?

З6_Повторение деталей

З6_Повторение деталей_

37_

Как работает повторение деталей?

38_

Как в замысле кладбища реализуется идея конкретизации? Как обыгрывается омонимия итальянских слов «tempo» – «время» и «tempo» – погода?

39_Рогинский

39_Рогинский_стена

Почему подобное восприятие жилого дома пугает?

40_Притцкеровская премия

41_PiedraToscaPark

Каково происхождение парка?

Какая ключевая идея заложена в эстетику парка?

42_Сад камней

43_Виды парка

Какие материалы использованы в парке?

Почему парк внушает ужас?

44_Виды парка

Как обстоят дела с освещенностью в парке?

45_Виды парка

Какие смыслы несут в себе заборы парка?

46_Песочные часы

Как воплощена идея времени в схеме парка?

47_Забор

Какую категорию эстетического воплощают заборы парка?

48_Шагал

49_Рогинский

В чем разница в осмыслении мотива забора в двух картинах?

49а_Красная дверь

50_Парк-лабиринт

Что пугает в природе, представленной в Парке Камней?

Какие гностические идеи проступают в парке?

Как они связаны с ужасом существования?

51 конструкция в честь победы

Что такое брутализм? В чем близость данной конструкции к нему?

52_Сжатые кулаки

53_Тентиште

Как преодолевается человеческое в этих памятниках?

54_Кадиньяча_Сербия

Как смыслы этого монумента перекликаются с монуметомМисаван дер Роэ?

Почему архитектура в XXв. впервые становится произведением искусства по существу?

 

Все материалы, необходимые для занятия, можно также найти в группе Вконтакте “Введение в неклассическую эстетику»: https://vk.com/club155954652

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: