МЕТОДИКА ВЫДЕЛЕНИЯ ГРУППИРОВОК




МЕТОДИКА СОЦИОМЕТРИИ

Цель: выявление межличностных отношений в классе.

Ход выполнения. Перед началом опроса осуществляется инструктаж тестируемого класса. В ходе которого следует объяснить группе цель иссле­дования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Результаты тестирования не должны разглашаться в классе, они могуг быть представлены только психологу школы и/или классному ру­ководителю.

Инструкция. «При формировании Вашей группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку Вы были недостаточно зна­комы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно опреде­лились, и для Вас и для Вашего руководства выгодно учитывать ваши поже­лания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с классом. Отсутствие доверия, подозрения в том, что результаты опроса мо­гут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.

После этого переходят к опросу, которому подвергаются все члены класса. Ученики записывают фамилии одноклассников, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указывают свою фамилию. В процессе опроса необходимо следить за тем, чтобы ученики не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности отве­тов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов класса, не следует препят­ствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно напи­сать на доске.

Каждый ученик имеет право выбрать только трех человек.

Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоцио­нальных связей, другие - деловых.

Бланк социометрического опроса

Ф.И.О.____________________________класс__________________________

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фами­лии членов вашего класса с учетом отсутствующих.

1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно

учиться в новом коллективе?

а)

б)

в)

2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?

а)

б)

в)

3. С кем бы из своей группы ты пошел в разведку?

а)

б)

в)

Обработка полученных данных. На основании результатов составля­ется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку - номе­ра, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выбо­ров (1, 2 или 3). Например, поскольку Леонов выбрал 1) Алексееву, 2) Осипова и 3) Васильеву, то ставятся соответствующие выбора на пересечении седьмой строки со столбцами 1,9 и 3.

Если ученики выбрали друг друга, например, по данным приведенной матрицы Алексеева выбрала №10 Орлова, а Орлов выбрал №1 Алексееву, то эти два выбора (с координатами (1,10) и (10,1)) обводятся в кружок (взаим­ный выбор). В таблице они показаны индексами. Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек - кружками. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма. Социоматрица - это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

 

Кто выбирает Кого выбирают
                    I!
1. А-ва. А. *                 2,  
2. Б-ва. К.   *                  
3. В-ва. В.     *       1,        
4. Д-ва. С.       *              
5. И-ва.В.         *       3,    
6. Ф-ва. А           *          
7. Л-в.В.     3,       *        
8. Н-в.К.               *      
9. О-в.С         1,       *    
10. О-в.О. 1,                 *  
11.П-В.С.                     *
Количество выбо­ров                      
Количество взаим­ных выборов                      

Для вычисления «индекса групповой сплоченности»- Сгр, количество полученных взаимных выборов (6), сравнивается с теоретически возможным

числом выборов

Показатель хорошей групповой сплоченности — 0,6 — 0,7

2. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, кото­рая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схе-

мы—«мишени».

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I) Внутренний круг — это «зона звезд» в которую попадают лидеры, набрав­шие максимальное количество выборов.

II) Второй круг — зона предпочитаемых, в которую, входят лица, набравшие количество выборов выше среднего показателя.

III) Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV) Четвертый круг — зона изолированных — те, которые не получили ни одного выбора.

Взаимный выбор обозначают сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбрал, к тому, кого выбрал он). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вы­черчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (старосты и др.) заштриховывают.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллекти­ве и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

Индивидуальные социограммы лидера «А» и изолированного «Б»

Для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе нередко строят индивидуальные социограммы, которые изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.


МЕТОДИКА ВЫДЕЛЕНИЯ ГРУППИРОВОК

Цель: определение микрогрупп в ученическом коллективе.

Для определения микрогрупп в коллективе можно воспользоваться со­циометрией. С этой целью следует провести обычный в этих случаях опрос, взяв за основу деловой или личный критерий. Используя ответы учащихся, составить две матрицы. Первая матрица заготавливается как и в случае со­циометрии. Эта матрица покажет статус каждого школьника в коллективе, а также его взаимные выборы. Вторая матрица - микрогруппы.

Вторая матрица строится только с использованием взаимных выборов, зафиксированных в первой матрице. Порядок ее построения следующий. За­готавливается сетка, как и для первой матрицы. Из верхнего левого угла в правый нижний проводится диагональ, перечеркивающая соотносящиеся по горизонтали и вертикали клетки. Из первой матрицы выбирается любой школьник, имеющий взаимный выбор. Его порядковый номер и фамилия за­носятся в первую строчку матрицы. Этот же номер проставляется в первой клетке сверху. Затем из первой матрицы выбираются те, кто находится во взаимном выборе с занесенным в первую строку, и записываются в следую­щие строчки с сохранением их порядковых номеров. Эти же номера заносят­ся в клетки сверху. В соответствующие клетки матрицы заносится знак "+". Выбор из первой матрицы надо продолжать до полной исчерпанности взаим­ных выборов у всех, кого заносят в следующие строчки. Иначе говоря, дол­жен замкнуться круг лиц с взаимным выбором. Микрогруппа может состоять из 2 - 7 человек.

Фамилия              
5. Некрасов   + + +      
6. Путьков +   + +      
7. Умалинов + +   +      
3. Ларионов +   +        
1. Курчина           +  
2. Карасева         +   +
4. Мурашова           +  

При помощи социометрии практикант установит наличие микрогрупп и их личный состав. Однако социометрия не позволит выяснить основание их возникновения и существования, она не покажет внутренние отношения, ценности, которые существуют в микрогруппе. Поэтому для более углубленного изучения микрогрупп следует воспользоваться другими методами и ме­тодиками: наблюдением, беседой, анкетированием.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: