Упражнение 1 (повторение)
Спишите текст. Подчеркните грамматическую основу предложений.
Укажите сокращенно, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое.
1. Снова что-то зашумело в лесу (И. Тургенев). 2. Все вокруг блестело сильным двойным блеском: блеском молодых утренних лучей и вчерашнего ливня (И. Тургенев). 3. Часовые контрольного пункта козырнули генералу (А. Первенцев). 5. Волк осторожен и хитер. Это спасает хищников от поголовного истребления (Д. Зуев). 6. Пятеро заходят выше пояса в воду (В. Шишков). 7. Прохожие, шагая против холодного, мокрого ветра, сгибались в три погибели и придерживали руками мокрые воротники (В. Бианки). 8. Что-то у Володи произошло с администрацией (А. Чаковский).
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения поясняют подлежащее и сказуемое или другие члены предложения и связаны с ними подчинительной связью. Грамматическим и смысловым ядром предложения является главные члены — подлежащее и сказуемое, которые составляют его грамматическую основу. Если в предложении имеются только главные члены предложения, такое предложение является нераспространенным, например: Зима. Наступила зима. Пришла зима. Завьюжила зима.
Что такое второстепенные члены предложения? В предложении могут быть второстепенные члены, которые поясняют подлежащее и сказуемое, а также другие члены предложения. Они зависят от главных и других членов предложения, от которых к ним задаются синтаксические вопросы, например: Зима заводит с маем долгий разговор (Джеймс Фенимор Купер. Шпион). что? зима — подлежащее; зима что делает? заводит разговор (разговаривает) — простое глагольное сказуемое; заводит разговор с чем? с маем — дополнение; подчинительная связь управления; разговор какой? долгий — определение, подчинительная связь согласования. Предложение, в котором, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены, является распространенным.
Дадим определение, что такое второстепенные члены предложения.
Второстепенные члены предложения — это члены предложения, грамматически зависящие от других членов предложения, поясняющие их и связанные с ними подчинительной связью согласования, управления или примыкания.
Второстепенными членами предложения являются определение, дополнение и обстоятельство.
Определение
Определение – второстепенный член предложения, который определяет признак предмета. Определение отвечает на вопросы:
- какой?
- чей?
Определение может быть выражено разными частями речи: существительным, прилагательным местоимением реже инфинитивом. Подчеркивается волнистой линией.
Дополнение
Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного), а именно:
- кого? чего?
- кому? чему?
- кого? что?
- кем? чем?
- о ком? о чем?
Дополнение может быть выражено существительным или местоимением. Подчеркивается пунктиром.
Примечание:
Имя существительное, в именительном падеже, в предложениях является подлежащим, а в винительном падеже – это второстепенный член предложения, а именно дополнение.
Котята перевернули миску.
В этом случае существительное миска – в винительном падеже и не является подлежащим, а является дополнением.
Пример дополнения:
Дом со всех сторон окружает сад.
Обстоятельство
Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий причину, место, цель, время. Отвечает на вопросы:
По образу действия:
- как?
- каким образом?
По месту:
- где?
- куда?
- откуда?
По времени:
- когда?
- как долго?
- с каких пор?
- до каких пор?
По причине:
- почему?
- отчего?
По цели:
- зачем?
- для чего?
Обстоятельство может быть выражено наречием, существительным или местоимением. Подчеркивается штрих – пунктиром (точка – тире).
Тест по теме «Члены предложения»
1. Найди и отметь простые предложения.
1) Эти каменные деревья стояли молча, неподвижно днем и еще плотнее сдвигались по вечерам.
2) Блестела трава в брильянтах дождя, и золотом сверкала река.
3) Искорки горящеrо сердца Данко вспыхивали где-то далеко и казались воздушными цветами, pacцветая только на миг.
2. Найди и отметь простые предложения.
1) Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном.
2) А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья.
3) Полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел, удаляясь от земли, и все обильнее лил на степь голубоватую мглу.
3. Найди и отметь нераспространенные предложения.
1) Сильно морозит
2) Наступила ночь.
3) Темная ночь.
4) Мороз и солнце!
4. Отметь предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием.
1) Он с другом пришел к нам поздним вечером.
2) Некоторые из выступающих обращались непосредственно к президиуму.
3) Отдыхающие выразили признательность руководству профилактория.
4) Учитель с учеником изучали новое расписание.
5) Над нами светилась Большая Медведица.
5. Найдите предложенияе, в котором определением является глагол в неопределенной форме.
1) В eгo голосе с неукротимой силой звучало желание работать и не быть никому в тягость.
2) Вообще, изучать краски и свет, милый вы мой, наслаждение.
3) Теперь вся семья сходилась в деревянном сарайчике завтракать, обедать и ужинать.
4) Жизнь прожить не поле перейти.
6. В каком предложении выделенные слова являются дополнением?
1) Листья дуба почернели.
2) Бинокль для театра забыли дома.
3) Необходимо выполнить работу в срок.
7. В каком предложении выделенные слова являются определением?
1) Я поделился с ним своими опасениями.
2) В клинике в основном работали женщины-врачи.
3) Вопреки предсказаниям, мы не опоздали.
лингвистическая задачка:
1. из предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее
2. из предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите обстоятельство
3. из предложения Я шагнула вперёд возьмите сказуемое
4. из предложения На лесную полянку вышел огромный лось возьмите определение
5. из предложения Я увидела чуть заметную тропинку возьмите дополнение
RKI_3