ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ТЕАТРА




Дата проведения занятия (согласно расписанию) 10.04.20.
Тема занятия История европейского театра XVIII века.
Преподаватель Лётин Вячеслав Алекскандрович
Структура темы (рассматриваемые в рамках темы вопросы) История западноевропейского театра XVIII века. Просвещение как основное идейно - художественное движение эпохи. Его поэтика, драматургия и театральная практика. Анализ одной из просветительских европейских театральных традиций. Историко-культурный контекст эпохи Просвещения. Основные исторические моменты. Окончательное оформление абсолютизма как доминирующей государственной формы в XVIII столетии. Имперские амбиции европейских государств (Австрия, Пруссия, Англия, Франция, Швеция) и их реализация в XVIII столетии. Активизация роли буржуазии в экономической, политической и культурной жизни Европы. Появление нового типа культурного героя. Противостояние Англии и Франции как морских держав. Колониальная политика этих государств. Борьба колоний за независимость и образование США. Противостояние европейских государств «восточному соседу» - Российской империи. Попытки нейтрализации выхода России к южным морским торговым путям (поддержка Турции) и на север (поддержка Швеции). Рост внутренних противоречий политического и экономического характера в государствах Европы. Назревание кризиса феодализма. Активизация буржуазии и её экспансия в экономическую, политическую и культурную жизнь европейских держав. Буржуазные революции Европы. Их историко-культурное значение. Великая французская буржуазная революция 1789 года как кульминация социальных противоречий столетия. Реализация просветительских идей в ходе революционной деятельности: проекты, парадоксы и результаты. Просвещение - определяющая культурная парадигма эпохи. Освобождение человека от предрассудков социального, морального и религиозного характера как основная цель просветителей. Концепция «естественного человека» Ж.-Ж. Руссо («Эмиль или О воспитании») и её влияние на формирование нового героя эпохи. Способы «воспитания чувств» современного человека. Дидактический и публицистический пафос эпохи. Принцип природосообразности как главный критерий воспитания свободной от предрассудков личности. Особое отношение к природе как индикатор чувствительности человека, способности к выражению эмоциональных переживаний. Парадоксальность целевой аудитории произведений просветителей: монархи, аристократы и буржуа. Публицистичность, полемичность, актуальность, дидактизм, утопизм и социально-критическая направленность деятельности просветителей XVIII столетия и их отражение в художественных произведений. Специфика мировоззрения эпохи Просвещения и её отражение в художественных практиках эпохи. Стремление к универсальному знанию о мире, систематизация и классификация научного и культурного опыта жизни человечества в эту эпоху. Причины разнообразия художественных тенденций в культурном пространстве XVIII века. Влияние социальных противоречий на определение актуальных тенденций художественной культуры. Закономерности и парадоксы появления и сосуществования различных художественных направлений и стилей в XVIII веке. Невозможность историко-хронологического подхода к их изучению. Полемика о художественных направлениях эпохи в современном научном знании: литературоведении, искусствоведении, культурологи. Условность понятия «просветительский реализм» и невозможность применения этого термина к литературным явлениям XVIII столетия.   Основные художественные направления XVIII столетия: классицизм, рококо и сентиментализм.Специфика классицизма XVIII столетия. Спор «древних» и «новых» и его значение для художественной культуры эпохи. «Просвещенный вкус» и «здравый смысл» как основные эстетические принципы классицизма XVIII века. Внутренние противоречия классицистического метода: сосуществование тенденций к типизации и индивидуализации художественных образов. Эталонные «античная» и «французская» версии классицизма. Полемика современников вокруг них. Возникновение национальной (Веймарский классицизм Гете), политико-социальной (революционный классицизм) версии классицизма XVIII столетия. Формализация классицистского метода на рубеже XVIII – XIX веков. Вытеснение его на периферию художественной жизни новыми романтическими тенденциями искусства. Рококо как одно из ведущих литературных направлений XVIII столетия. Проблема определения творческого метода данного художественного направления. Место рококо в художественном пространстве эпохи Просвещения. Происхождение термина и его актуальное значение. Генезис искусства рококо. Микширование антитезы барокко и классицизма в эстетике рококо. Преломление идей философии Просвещения в стилистике рокайльных произведений. Отражение в искусстве рококо кризиса «героического» мировоззрения, свойственного предшествующей эпохе. Формирование категории «интимного». Эстетизация пространства частной жизни человека. Понимание «правды» как «срывания покровов» с интимных сторон его жизни: демонстрация «естественного» и «скандального». Своеобразие понимания гедонизма в искусстве рококо, как лежащей в природе человека естественной тяги к наслаждению. Постижение социально-личностных мотивов поступков человека как главное новаторство искусства рококо. Стилевые особенности литературного рококо. Рококо как искусство метонимии. Игровое начало в как основа как основная форма бытования рокайльного метода в художественном пространстве эпохи. Его свойства афористичность высказываний и эстетизм художественной формы, фрагментарность и остроумие, «естественность» повествовательной манеры. Влияние рокайльного опыта художественной культуры на формирование романтизм. Связь стилистики рококо с современными тенденциями художественного процесса. Сентиментализм как открытие эпохи Просвещения. Проблемы определения творческого метода сентиментализма. Место сентиментализма в художественном пространстве эпохи Просвещения. Связь сентиментализма с предшествующими (классицизм), современными (рококо, предромантизм) и последующими (романтизм) художественными направлениями. Генезис «сентиментализма». Сенсуализм как философская основа сентименталистского творческого метода. Этапы развития сентиментализма. Основные категории сентименталистской эстетики: «моральное чувство», «сердце», «ум», «рассудочное», «чувствительное» их эволюционирование и смена смысловых акцентов в связи с развитием направления «Просветительский» этап развития сентиментализма и его основные характеристики. Проблема нового героя. Буржуазные идеалы жизни человека. Проблема воспитания личности и «исправления нравов» общества. Публицистический и социально-критический пафос творчества. «Предромантический» этап развития сентиментализма и его основные характеристики. «Идиллический хронотоп». Элегичность повествовательной манеры. Камерность. Приватность изображаемых событий. Поиск сочувствия у зрительской и читательской аудиторий. Актуализация интереса к иррациональному: сочетание категорий «чудесное» и «страшное» в феномене «готики»). Вскрытие противоречий между «сердечным» - «естественно-природным» началом и «умом» - «рассудочно-культурным» началом человеческой природы. Формирование культа таинственного и непознанного в человеческой душе и мире в позднем сентиментализме. Полемика романтизма и сентиментализма в культурном пространстве рубежа XVIII - XIX веков. Актуальность наследия сентиментализма в искусстве последующего времени. Неравномерность и дискретность развития различных художественных напрвлений столетия. Феномен «смешанной поэтики» и писатели «универсального» художественного метода. Роль этих явлений в культурной перспективе эпохи.   История английского театра эпохи Просвещения. Историко-культурный контекст развитияанглийского театра эпохи Просвещения. Ключевые события английской истории предшествующего столетия и их влияние на развитее страны в XVIII веке: буржуазная революция середины 1648 года; суд и казнь короля Карла I; буржуазная военная диктатура Кромвеля; реставрация монархии Стюартов; «Славная революция» 1688 — 1689 гг. и воцарение Оранской династии: Вильгельма III и Марии. «Славная революция» - условное начало английского Просвещения. Умеренность характера Просвещения Англии в силу специфики его задач, которые определялись обострением социальных противоречий, связанных с политической активизацией буржуазии и не разрешённых в ходе революций. Необходимость перераспределения политической власти в пользу буржуазии, как причина основного конфликта эпохи между земельной и финансовой аристократией (тори - «партия двора») и торгово-промышленной буржуазией (вигов - «партия страны»). Развитие капиталистических отношений в Англии. Великого промышленного переворот середины XVIII века: его предпосылки, этапы и последствия для экономической, политической и культурной жизни страны. Колониальная политика Англии и формирование Великобританской (1707 год, присоединение Шотландии) империи. Экспансия Англии на территориях Ирландии, Индии, Северной Америки. Постоянное противостояние Франции сфере внешней торговли и колониальных интересов: война за испанское наследство (1701 — 1713). Победа Ангии и заключение Утрехтского мирного договора (1713), потеря, в результате этого, Францией части Канады, а Испании — Гибралтара в пользу Англии. Актуальность военных конфликтов с Францией на протяжении всего XVIII века. Семилетняя война (1756 — 1763) и разгром Англией французского флота. Последняя четверть XVIII столетия - борьба североамериканских колоний за независимость (1775 — 1783) и ослабление позиций Англии в Новом Свете. Руководство европейской аниреволюционной коалицией в 1789 — 1794 гг. Разнообразие мировоззренческих позиций авторов английского Просвещения: резкие полемические выпады против пережитков феодализма и социально-критического обличения пороков буржуазной действительности (Свифт, Филдинг, Смоллетт, Шеридан); апологетическая проправительственная позиция (Аддисон, Стил, Дефо); умеренно-радикальная позиция (Ричардсон). Этапы Английского Просвещения: ранний (по 1730-е годы), зрелый (1740 — 1750-е гг.) и поздний (1760-х до 1790-х гг.). Философская основа Английского Просвещения. Противостояние материалистических и идеалистических учений в пространстве английской культурно-философской среды XVIII столетия. Сенсуализм Дж. Локка как источник философских исканий английского просвещения. Основные позиции учения Локка: развитие идеи Т. Гоббса о первичном равенстве людей («Некоторые мысли о воспитании», 1693); утверждение определяющего фактора влияние окружающей социальной среды на формировании личности ребенка; вера в стремление человека к добру и полемика по этому поводу с Т. Гоббсом и его пониманием природы человека как исключительно эгоистической, приводящей его к участию в войне против всех. Продуктивность мысли Локка о подотчётности представителей власти народу на основании общественного договора («Двух трактатах о государственном правлении», 1690). Апологетика конституционной монархии как наилучшего государственного устройства. «Естественное право» человека на собственность вне зависимости от социального положения. И от короля, и от низов. Источник частной собственности – труд, уравнивающий людей в правах. Отказ Локка от сословного деления общества. Религиозная толерантность Локка и свобода человека на выбор вероисповедания («Разумности христианства», 1695). Влияние философии Локка на деистские концепции философии первой трети XVIII века. Утверждение Дж. Толандом («Христианство без таинств», (1696, сожжена по решению парламента); «Письма к Серене» (1704); «Пантеистиконе» (1720)) примата разума над верой. Его выступления против мистицизма и иррационализма христианства. Противопоставление ему «разумной» - «естественной» религии. Продолжение полемики Дж. Локка с Т. Гоббсом о «человеческой природе» в философских концепциях А. Шефтсбери и Б. Мандевиля. А. Шефтсбери («Характеристиках людей, нравов, мнений, времен», 1711) – философ-моралист, апологет «Славной революции», ученик Локка. Основные принципы его учения: докательство единство истины, добра и красоты; приоритет разума над страстями; врождённая предрасположенность человека к добру («внутреннее моральное чувство» ведет к «внутреннему чувству добродетели» и к благожелательной симпатии объединяющей людей); возможность развития добродетелей путём воспитания; отделение морали от религии; гармония бытия основывается на единстве частного интереса и бескорыстной добродетели. Б. Мандевиль – врач, последователь Гоббса («Басне о пчелах, или Частных пороках — общественной выгоде» (I т. — 1714, II т. — 1729)). Использование образа пчелиного улья в качестве метафоры современного ему обществу. Утверждение тезиса о том, что пороки способствуют развитию общества, стимулируя деятельность людей. Освобождённые Юпитером от трутней добродетельные и трудолюбивые пчёлы в его трактате впали в нищету. Основные принципы его учения: врожденная эгоистическая природа человека, неприятие альтруизма по Шефтсбери. Мораль – результат общественной жизни (близость к идее Локка о формировании морали средой и воспитанием). Критика Ф. Хатчесоном учения Б. Мандевиля о положительной роли пороков в развитии общества («Исследовании о происхождении наших идей красоты и добродетели», 1725). Отрицание Ф. Хатчесоном себялюбия как движущего стимула человеческих поступков и противопоставление этому учения А. Шефтсбери о всеобщей благожелательности людей. Субъективный идеализм Дж. Беркли («Трактат о началах человеческого знания», 1710) и его апологетика христианства, неприятие материализма в принципе. Абсолютное неприятие идей деизма Шефтсбери («Алсифрон, или Мелкий философ», 1732), обвинение Б. Мандевиля в богохульстве и «поощрение» пороков. Оправдания последнего в «Письме к Диону» (1732). Влияние полемики Мандевиля и Шефтсбери на формирование двух векторов развития Английского Просвещения. Сторонники Шефтсбери (Аддисон, Стил, А. Поуп) опирались на его оптимистическое истолкование человека. Сторонники Мандевиля (Гей, Свифт) считали основой развития общества – эгоизм человеческой природы. Влияние этой полеимики на формировании актуального репертуара английского театра. М есто новой драматургии в культурном пространстве раннего Просвещения Англии. Ведущие литературные жанры эпохи поэма, героическая трагедия, комедия нравов, эссе. Появление «балладной оперы» («Опера нищего» Дж. Гея) как отражение социально-политической ситуации в стране. Жанровые формы теоретико-эстетическая поэма (А. Поуп «Опыт о критике») и сатирико-нравоописательные очерки (Аддисон, Стил). Периферийная по сравнению с публицистическими жанрами (эссе, памфлет, трактат, позднее — роман) роль драматургии в это время.Популярность пьес Шекспира (переделки Давенанта и др. авторов) в первой половине столетия. Социальная и экономическая незащищённость авторов как причина отсутствия современного драматургического материала. Героическая трагедия и комедия нравов – приоритетные жанры английской драматургии рубежа XVII – XVIII веков. Специфика жанра героической трагедии. Основа конфликта: выбор героя между чувством и долгом на фоне эпохального исторического или чудесного события. Форма изложения: александрийский стих или белый стих (подражание Шекспиру). «Шекспировский» потенциал и классицистская форма – залог популярности жанра на английской сцене вплоть до середины XIX столетия. Наиболее популярные пьесы этого жанра: Томас Отвей (1652-1685) «Сохранённая Венеция», «Сирота». Пример «классицизированной» пьесы Шекспира: Джон Драйден (1631-1700) «Всё за любовь» («Антоний и Клеопатра»), драматургия Н. Pay Традиции героической комедии в драматургии Аддисона («Катон», 1713). Соединение шекспировского (белый стих, максимализм амбиций персонажей) и классицистского (конфликт между долгом и чувством, композиционное решение пьесы) начал в его драматургии. Политическая актуальность «Катона» в историко-культурном контексте: противостояние героя-республиканца он тирании Цезаря. Исключительность его образа в мире придворных льстецов, интриганов, предателей и убийц. Осознанное амоубийство героя как единственная возможность противостояния миру. Влияние «Катона» на самосознание европейцев. Реализация идей Аддисона в жизненных практиках людей XVIII столетия (Н. Радищев). Влияние Адцисона на развитие жанра героической трагедии. Постепенное вытеснение героической трагедии сентименталисткой драматургией. Драматургия Сэмюэла Джонсона («Ирена», 1741) как эпигонизм этого жанра. Специфика жанра и место комедии нравов в культурной жизни английского общества. Антипуританская и антибуржуазная направленность «комедийной» драматургии конца XVII века. Устойчивость отрицательного отношения к ней буржуазного зрителя (Дж. Кольер «Краткое обозрение безнравственности и безбожия английской сцены»,1697 г., трактат В. Лоу о театральных «беззакониях», сер. XVIII века). Социально – критический пафос комедии нравов эпохи Реставрации. Выявление пороков современного общества – главная задача комедии нравов (молодящиеся старухи, «начитанные» дураки, политические интриганы, светские лицемеры, продажные судьи и т.д.). Типизирование как основной принцип создания художественных образов комедии нравов. Гротескность, гиперболизация и использование говорящих имён как главные средства создания комического образа. Специфика положительного героя в комедии нравов. Принцип «познай самого себя» как главное руководство к действию этого героя. Сообразительность и остроумие как основные характерные черты положительного героя комедии нравов. Его беспощадное отношение к другим персонажам, оказывавшимся не способными сделать это. Драматургия Вильяма Конгрива («Любовь за любовь» (1695), Пути светского мира» (1700)) как образец жанра комедии нравов. Эволюционирование жанра комедии нравов после «Славной революции». Поддержка правительством Вильгельма Оранского торговой буржуазии и промышленников. Драматургия Джорджа Фаркера («Офицер-вербовщик») как пример микширования острых моментов жанра в связи с изменившейся социально-политической обстановкой в стране. Дидактический пафос произведений, вознаграждение героя за добродетели в финале, перенос событий из «развращённой столицы» в атмосферу патриархальной провинции с её духом «старой доброй Англии». Проникновение идей Просвещения на английскую сцену. Театральные опыты Стила и Аддисона, комедии Колли Сиббера. Переосмысление жанра комедии в пространстве сентименталистской драматургии Англии. Насыщение действия комедии драматическими событиями, заставляющими страдать главных персонажей. Оттеснение элементов комического на второй план, их соотнесённость с второстепенными персонажами пьесы. Влияние идей философии Локка и Шефстбери на сентименталистскую драматургию. Врождённая добродетель человека, способность «жить по воле сердца» как основа жизни положительных персонажей. Их стоицизм перед лицом превратностей судьбы как одно из основных достоинств человека. Склонность положительных персонажей к рефлексии, демонстративное переживание эмоций, «голос сердца» – как источник силы и залог успешного противостояния агрессии внешнего мира. Сострадание к страдающим как высшая добродетель сентиментальной личности. Нарушение «жизни сердца» как главное свойство отрицательных персонажей. Возможность их исправления по воздействием благородных поступков в их окружении. Драматургия Ричарда Стила (1672-1729) («Похороны, или Модная печаль», 1701; «Нежный муж», 1705; «Совестливые влюбленные», 1722) как вершина сентиментализма английского театра. Характерные черты творческого метода Стила. Усиление дидактического смысла, использование фольклорных мотивов, высмеивание несовершенства нравов, идеализация положительного персонажа (благородная душа и галантные манеры) Мещанская драма (бытовая драма, мещанская трагедия) в контексте театральных исканий эпохи Просвещения в Англии. Морально-дидактический пафос мещанской драматургии. Влияние идей философии Локка и Шефтстбери на становление жанра и выбор центрального персонажа драматургии. Обличение порока и вознаграждение добродетелей как главный итог развития сюжета. Осуждение человека сбившегося с пути добродетели, поддавшегося влиянию порочных страстей, изменившему «голосу сердца» - главная идея драматургии. Драматургия Джорджа Лилло (1693 — 1739) («Лондонский купец, или История Джорджа Барнуэлла», 1731). Первое обращение автора к разговорному языку для создания драматического произведения. Узнаваемое для современников изображение мещанского быта в пьесе. Противопоставление Барнуэллу, в результате страсти к порочной женщине ставшему вором и убийцей, противопоставляется Трумен («настоящий человек»). Осознание героем собственной вины, раскаяние и добровольное приятие смертной казни, как реализация буржуазной морали. Высокая оценка пьесы теоретиками театра XVIII столетия Д. Дидро и Г.-Э. Лессингом. Её популярность на европейской сцене. Влияние Д. Лило на современную ему драматургию. Развитие жанра мещанской драмы в творчестве Эдварда Мура (1712 — 1757) «Игрок», 1753). Создание «семейной трагедии». Характерные черты этой жанровой формы: сосредоточение действия пьесы в кругу интересов одного семейства, ответственность главного героя за социальное и материальное благополучие домочадцев. Пафос его дрматургии – обличение губительной для души человека страсти. Эгоизм и безответственность, предавшегося удовлетворению собственной страсти – трагическая вина персонажей Мура. Ложный пафос, неестественность чувств и языка не могут, однако, позволить забыть о значении этой пьесы как образца «семейной трагедии», описывающей обыкновенных людей и рассчитанной на обыкновенного зрителя. Влияние пьес Мура на просветительскую драматургию Европы. Развитие идей «семейной трагедии» в творчестве Д. Дидро, Г.-Э. Лессинга, Ф. Шиллера. Отсутствие социально-критического пафоса просветительской драматургии – причина её формализации и упадка к началу XIX столетия. Актуальность жанра«весёлойкомедии» во второй половине XVIII столетия. Развитие идей комедии нравов XVII века (Конгрив) в творчестве драматургов эпохи Просвещения. Пародирование в комических произведениях высокопарной стилистики речи, избыточной чувствительности персонажей и дидактизма буржуазной драмы. Трактат О. Голдсмита «О сентиментальной и веселой комедии» и его влияние на развитие жанра комедии в Англии.Противопоставление жанровых форм комедии. Выбор автора трактата в пользу изображения правдоподобного изображения жизни на сцене. Драматургия Оливера Голдсмита («Добродушный», 1768; «Ночь ошибок, или Унижение паче гордости», 1773). Возвращение к комедии нравов прежнего столетия. Типизация и гротескность как основные способы создания комических персонажей (простак Хонивуд, ханжа миссис Хардкасл, и ее сын Тони, грубиян, невежда и бездельник и др.). Значение драматургии О. Голдсмита для истории развития театра. Её влияние на развитие жанра комедии в Европе и России: Д.И. Фонвизин «Недоросль», А.С. Пушкин «Барышня крестьянка», Н.В. Гоголь «Ревизор». Драматургия Ричарда - Бринсли Шеридана ((1751 — 1816) как вершина развития драматургии эпохи Просвещения в Англии. Шеридан как драматург и театральный деятель: с 1776 года директор (позже - владелец) лондонского театра Друри-Лейн. Шеридан как политический деятель эпохи: с 1780 -1812 гг. представитель левого крыла партии вигов в палате общин. Его обличительная речь против генерал-губернатора Индии злоупотреблявшего властью и коррупции. Драматургия Р.-Б. Шеридана. Влияние творчества Мольера и драматургов Реставрации на первые «сценические» опыты Шеридана («Соперники», 1775). Причина популярности его пьес в сочетании высмеивания «вечных» пороков человека (глупости, невежества, жеманства, жадности) и пародировании некоторых сторон современной жизни. Использование приёма травести как средства выяснения истинности чувств персонажа. Главная задача комедии: воспитание в зрителях уважения к естественным чувствам человека, к проявлению истинных мужества и благородства. Соответствие образной системы и стиля пьесы принципам «веселой комедии», изложенным в трактате О. Голдсмита. Галерея комических образов – типов пьесы: тиран-отец (сэр Энтони Абсолют), невежественная знатная дама, претендующая на образованность (миссис Малапроп букв. «Невпопад»), хвастливый и трусливый франт (Боб Акр). Афористичность стиля пьес Шеридана. При всей беззаботности и непритязательности морали «Соперников» очевидно желание автора не только повеселить зрителей, но и «Школа злословия» (1777) Шеридана как «лучшая пьеса своего времени» (Дж.-Г. Байрон). Синтез элементов комедии нравов с принципами сентиментальной драмы и классицизма. Сатирическое изображение в пьесе высшего общества как мира тотальной лжи и лицемерия (салон леди Снируэл). Использование говорящих имён для выявления сути персонажа: Снируел – «злая усмешка»; Кондор - прямолинейная; Сэрфэс – «поверхность»; Тизл – «дразнилка»; Снейк – «змея» и др. Противопоставление главных персонажей пьесы – братьев Сэрфэзл Чарльза и Джозефа друг другу. Влияние шекспировского «Короля Лира» (братья – сыновья Глостера) и мольеровского Тартюфа на создание образов племянников сэра Питера. Разоблачение в образе Джозефа показной добродетели и алчности. Проявление доброго сердца и благородных чувств в легкомысленном моте Чарльзе. Использование приёма травестии (сэр Питер) для прояснения правды. Противопоставление женских образов пьесы леди Тизл (жена сэра Джозефа) и Марии (воспитанница семейства Тизл). Искушение Джозефом леди Тизл как иллюстрация развращающего влияния среды интриганов и сплетников на лишенного твёрдых моральных принципов человека, не привыкшего прислушиваться к «голосу сердца». Любовь Марии и верность себе Чарльза, естественность поступков и искренность переживаний способ противостояния и спасения в мире клеветников и завистников. Подчинённость событий пьесы классицистским правилам трёх единств. Мастерство Шеридана в построении сюжета и закручивании интриги. Афористичность стиля «Школы злословия». Другие произведения Шеридана: двухактный фарс «День святого Патрика» (1775), комическая опера «Дуэнья» (1775), переработка пьесы Ванбру «Поездка в Скарборо» (1777), мелодрама «Пизарро» (1799) — переработка «Испанцев в Перу» Коцебу, пьеса-пародия на эпигонов Шекспира «Критик» (1779). Значение драматургии Шеридана для развития искусства театра и мировой драматургии. Его влияние на творчество Ф. Шиллера («Коварство и любовь»), А. Грибоедова («Горе от ума»), П.-К.-О. Бомарше (трилогия о Фигаро), Н. Гоголя («Ревизор») и др. Другие жанровые формы и виды театрального искусства Англии XVIII столетия: пантомима, фарс, музыкальная комедия («балладная опера»). Пантомима как особый вид театрального искусства. Её связь с низовой площадной культурой и комедией масок. Арлекин – главный герой пантомимы. Пародирование, гротескность и гиперболизация как главные средства создания художественных образов пантомимы. Влияние на искусство пантомимы репертуара драматического театра. Зрелищность искусства пантомимы: обилие декораций, разнообразие костюмов. Популярность пантомимы в эту эпоху. Фарс как форма политической сатиры в Англии XVIII века. Публицистический характер английского фарса эпохи Просвещения: социально-критический пафос фарсовой драматургии; чёткая выраженность авторской позиции; актуальность и злободневность проблематики. Пародийно-гротескная природа художественных средств и системы образов персонажей. Драматургия Генри Филдинга (1707-1754): «Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Великого Мальчика с пальчик» как пародия на героическую трагедию. Музыкальная комедия («балладная опера») как синтез традиций итальянской оперы и исполнения под музыку английской драматической баллады. «Опера нищего» (1728) Джона Гея (1685 — 1732) как образец этого вида искусства. Антигероический пафос этого произведения. Влияние философии Т. Гоббса («Левиафан») на создание системы образов произведения Дж. Гея. Реализация тезиса о человеке как изначально эгоистичном и порочном существе в персонажах пьесы Макхите (уголовник-рецидивист) и Пичеме (скупщик краденого). Актуальные политические аллюзии пьесы: сопоставление мира подонков общества с высшим английским обществом в том числе и прямое указание на премьер-министра Англии Роберта Уолпола: такое же имя носит один из персонажей-маргиналов пьесы. Влияние драматургии Дж. Гея на развитие театрального искусства. Переработка «Оперы нищего» Бертольдом Брехтом («Трехгрошовая опера», 1928). Смена акцентов в брехтовской версии произведения. Непреходящая актуальность этого произведения. Закон о предварительной театральной цензуре, введенный Уолполом в 1737 году как препятствие для развития социально-политической и социально-критической драматургии Англии. Доминирование мещанской драмы на Английской сцене XVIII века. Театральная жизнь Англии XVIII столетия. Реанимация искусства театра в период Реставрации. Правление Карла II Стюарта и становление национального английского театра Нового времени. Контроль государства за театральной деятельностью. Введение Закона о цензуре и Указа о лицензировании театральной деятельности (1737). Монополизация театральной деятельности Вильямом Давенантом (1606- 1680) (придворный поэт, с 1643 года - лорд, глава труппы Герцога, театр Ройал, позже - Друри-Лейн) и Томасом Киллигрю (1612-1683) (ответственный за придворные увеселения, приближенный к Карлу, глава труппы Короля, театр Дорсет гарден, позже – Ковент Гарден). Получение патентов Давенантом и Киллигрю в 1660-ом году. Долговечность действия системы ограничения количества театров – до 1843 года. Организация театральных представлений в лондонских театров. Первые театральные постановки в старых (1642) зданиях. Рост популярности театров Лондона и их переезд в новые, более просторные помещения, реконструированные залы для игры в мяч. Возникновение необходимости в строительстве новых специализированных для театральных постановок залов. Синтез национальной и «итальянской» художественной традиций в организации сценического пространства и пространства зрительного зала английского театра. Большая авансцена (сцена-корабль ренессансного театра) – характерная деталь интерьера английского театра эпохи Реставрации. Постепенное подчинение английского театра общеевропейским принципам организации театральных представлеий. Пространство зрительного зала. Его иерархичность (партер, ложи, галёрка). Театрально-декорационное искусство. Условность в изображении места действия. Их клишированный набор. Использование спецэффектов для «оперных» чудес и представления пантомим. Эволюционирование театрально-декорационного искусства в сторону правдоподобия в изображении состояния погоды, времени суток, конкретизации места действия. Деятельность Филиппа – Жака де Лотебурга (1740-1812): использование многоярусных «панорамных» декораций; совершенствование освещения (имитация времени суток); применение прозрачных занавесов для имитации лунного сияния, извержения вулкана. Значение сценографических решений Лотебурга для развития театрального искусства Англии и Европы. Сценическое мастерство и яркие актёрские индивидуальности английского театра XVIII века. Изменение положения актёра по сравнению с предшествующей эпохой: переход от роли совладельца театра и соуправляющих в положение наёмных сотрудников. Сохранение за актёром права художественного руководства труппой. Феномен бенефисов в театральной практике. Специфика социального положения английских актёров. Первое появление женщин актрис на английской сцене (1660 г.). Отсутствие актёрского образования в Англии того времени. Практическое освоение профессии. Феномен амплуа в театральной практике. Влияние психо-физических данных на выбор амплуа для артиста. Положительное и отрицательное значение этого явления с позиций того времени. Понятие «своих» ролей в театральной практике того времени. Условность мизансцен спектакля. Их иерархичность: подчинённость главному действующему лицу. Обращение к партнёру (начало и конец монолога или реплики) и зрительному залу (центральная часть монолога, реплики). «Живописность» сценических образов: пластическая выразительность, интонирование при исполнении роли. Сведение репетиционного процесса к читке текста и разводке мизансцен. Актёрские открытия этого времени. Томас Беттертон (1635 – 1710): роль Брута в «Юлии Цезаре» и роль Гамлета в одноимённой трагедии – произведения В. Шекспира (Друри-Лейн). Выражение одного и того же эмоционального состояния не только в соответствии логики амплуа, но и в зависимости от образа исполняемой роли. Колли Сиббер (1671-1757): комические персонажи в драматургии Реставрации (Друри-Лейн). Джеймс Куин (1693-1766): роли в шекспировских пьесах. Его презрительное отношение к образованию, талант декламатора. Попытка ввести исторический (характерный для времени создания пьесы) костюм для исполнения шекспировских ролей, исполнявшихся в современных одеждах. Чарльз Маклин (1699-1797) первый актёр-«реалист» английской сцены. Первое прочтение и исполнение Маклином старого еврея Шейлока из «Венецианского купца» В. Шекспира как драматически глубокого образа. Дэвид Гаррик (1717-1779) самый известный английский актёр столетия. Гаррик как актёр и руководитель театра Друри-Лейн. Гаррик – ученик Ч. Маклина. Обращение Гаррика к опыту Т. Баттертона и создание на его основе собственной «реалистической» манеры исполнения ролей на сцене. Теоретическое изложение Гарриком основ своего творческого метода в работах об искусстве актёра как первый опыт работ подобного рода. Ричард III В. Шекспира в исполнении Гаррика. Переходы в смене настроений персонажа, наблюдения за жизненными событиями как подготовительный этап при работе над образом, «психологический» жест в сценической практике. Значение фигуры Гарика для европейского признания английского театра. Значение английского театра эпохи Просвещения для становления мирового театрального искусства. История французского театра XVIII века. Историко-культурный контекст развития театрального искусства Франции XVIII столетия. Смерть короля Людовика Смерть короля Людовика XIV (1717) Великая французская буржуазная революциия (1789 — 1794) и казнь короля Людовика XVI (1793) как вехи начала и конца эпохи Просвещения во Франции. Накопление противоречий внутри феодально-абсолютистского системы государственного строя в течение всего столетия. Активизация буржуазии в области политической и культурной жизни страны. Круг актуальных экономический и политических проблем, характерных для последних лет царствования Людовика XIV. Внешняя политика: неудачное участие в континентальных военных кампаниях - причина подрыва международного авторитета Франции (поражение Франции в войне за Испанское наследство (1701 — 1713)). Внутренняя политика: ужесточение полицейского режима и возобновление контрреформационных тенденций. Как следствие этого – восстания (Севенны (1704)) и массовая эмиграция протестантского населения. Ослабление позиций французской национальной промышленности и торговли на мировом рынке. Социальная поляризация общества как характерная черта жизни предреволюционной Фран


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: