ТЕМА 2. Социально-политическая система ФРГ




1. Исторические предпосылки формирования германского федерализма.

2. Политические партии и движения в ФРГ на современном этапе.

3. Социально-политические проблемы единой Германии.

1. Социально-политическая система Германии, рожденная из сочетания имперского и федеративного, либерального и социального начал, является одной их самых сложных в мире. Оказавшись между Западом и Востоком, не имея богатых заморских владений, Германия, опираясь на собственные силы, пыталась искать свой собственный путь. Этот путь заключался в выборе некоей «золотой середины» между империей и конфедерацией, авторитаризмом и либерализмом, капитализмом и социализмом, при многовековом стремлении немцев преодолеть политическую раздробленность Германии и стать единой нацией. Основным субъектом, реализующим эти идеи, стала прусская монархия, которая попыталась соединить национальные, социальные, либеральные идеалы через придание этому синтезу правовых форм.

10 декабря 1870 года рейхстаг переименовал Северогерманский Союз в Германскую империю, а президента Северогерманского Союза — в германского императора. Канцлером Германской империи был назначен граф Отто фон Бисмарк. Возникли политические партии: Социалистическая рабочая партия Германии (в настоящем СДПГ), либеральные Немецкая прогрессивная партия и Национально-либеральная партия, консервативные Немецкая партия центра и Немецкая консервативная партия. 30 января 1933 года рейхсканцлером Германии был назначен председатель Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) Адольф Гитлер. Это событие обозначило конец Веймарской республики. Германия была объявлена унитарным государством, ландтаги были упразднены, функции законодательных органов земель Германии перешли к назначаемым государственным наместникам, также был упразднён Рейхсрат. Поражение нацистской Германии во II мировой войне и ее раздел на оккупационные зоны не стали ее концом. На территории остальных немецкоязычных государств оставались оккупационные войска, для управления оккупационными войсками были образованы четыре зоны оккупации: Берлин также был разделён на четыре сектора.

1 сентября 1948 года в Бонне был созван Парламентский совет, избранный ландтагами, который 8 мая 1949 года принял, а 23 мая ввёл в силу Основной закон Федеративной Республики Германии (ФРГ) и избрал Федерального президента, признанный землями западных зон оккупации. Этот основной закон учреждал Бундесрат (Bundesrat) и Бундестаг (Bundestag) в качестве законодательных органов, должность Федерального президента (Bundespräsident) в качестве главы государства и Федеральное правительство (Bundesregierung) в качестве исполнительного органа.

3 октября 1990 года Германская Демократическая Республика (ГДР) и Западный Берлин были включены в состав Федеративной Республики Германии (ФРГ), Народная палата и Правительство ГДР были упразднены.

Непосредственно демократия проявляется и реализуется в законодательной, исполнительной и судебной власти, законодательный процесс в Германии есть прерогатива Бундестага, Бундесрата, правительства, т. е. федерального канцлера и федеральных министров, а также федерального президента.

2. Как и в других западноевропейских странах, наиболее организованной силой, способной создать демократические партии, в Германии была католическая церковь. Осенью 1945 г. был образован Христианско- демократический союз (ХДС), а в январе 1946 г. - Христианско-социальный союз (ХСС), действовавший только в Баварии. В Программе ХДС, принятой в феврале 1947 г., говорилось, что капитализм уже не отвечает государственным и социальным интересам немецкого народа; главной целью партии провозглашалось всеобщее благосостояние, выдвигались требования ликвидации монополий, обобществления ведущих отраслей экономики и участия рабочих в управлении предприятиями. Наряду с ХДС/ХСС в западных зонах образовались либерально-демократические партии, объединившиеся в 1948 г. в общегерманскую Свободную демократическую партию (СвДП). Она выступала в защиту свободного предпринимательства, против национализации и против какого бы то ни было вмешательства государства в экономику. Являясь партией центра, основную массу членов и избирателей эта партия рекрутировала из среды средней буржуазии, мелких предпринимателей и торговцев, лиц свободных профессий, чиновников.

Левый фланг западногерманского политического спектра представляли Коммунистическая и Социал-демократическая партии Германии, получившие в сентябре 1945 г. официальную легализацию. Лидер СДПГ Курт Шумахер уже на первой послевоенной конференции партии в 1945 г. выступил против возобновления классовой борьбы, категорически отверг предложение коммунистов объединиться или хотя бы договориться о единстве действий в интересах рабочего класса. После Ганноверского (1946 г.) съезда СДПГ, программно закрепившего эти ориентиры, партия постепенно по своему составу становилась рабочей. В 1949 г. состоялись первые выборы Бундестага, и они принесли необъяснимую, на первый взгляд, неожиданность. СДПГ, которая имела теоретически более значительный жизненный потенциал, была более старой партией и более устоявшейся как партийная структура, проиграла ХДС/ХСС.

Сегодня в ФРГ более ста партий, но реально подтверждают свой статус и допускаются к участию в выборах в Бундестаг не более четверти. Лидирующие позиции занимают 5-6 политических партий. После выборов 2017 года в Бундестаг входят ХДС/ХСС, СДПГ и оппозиционные АдГ, СвДП, Левые, Зелёные.

К неправительственным организациям относятся различные общественные структуры: профсоюзы, в частности Объединение немецких профсоюзов, молодежные организации (например, "Молодые социалисты в СДПГ", "Молодой Союз Германии", "Евангелическая молодежь"), женские, экологические объединения, общественные организации, созданные по инициативе государства (к примеру, Немецкий союз городов) и др.

Среди европейских моделей социального партнёрства одной из самых успешных и стабильных является германская. «Германская» модель предусматривает заключение большого количества отраслевых соглашений, что практически нейтрализует переговоры на уровне предприятия. Трудовое законодательство Германии также находится на высоком уровне развития. Одной из особенностей германских профсоюзов является то, что на предприятиях Германии нет первичной профсоюзной организации, а есть представитель профсоюза. Он состоит в производственном совете предприятия. Производственный совет предприятия налаживает контакты между администрацией и профсоюзами. В отношениях между работодателями и работниками эти советы не имеют права вставать на чью-либо сторону. Они не могут организовывать забастовки, и призваны отстаивать интересы компании в целом. Такие производственные советы есть во всех отраслях экономики. В Германии 85 % всех рабочих, являющихся членами каких-либо профсоюзов, входят в Объединение немецких профсоюзов.

Ключевые задачи социальной политики:

· Гарантия возможностей трудоустройства

· Предотвращение бедности и связанной с ней социальной изоляции

· Интеграция инвалидов, предотвращение их социальной и профессиональной изоляции

· развитие доступного здравоохранения, поддержка семьи, школьного образования.

· защита пожилых, развитие системы фондов социального страхования (фонды накопления), повышение социальных выплат (увеличение федеральных пенсионных субсидий), льготы, фонды накопления, борьба с безработицей.

Не менее важным в отношениях между НПО и государственными структурами являлся принцип соучастия. Работая вместе с общественными организациями по реализации концепции сотрудничества, руководство министерств и ведомств подчеркивало ответственность неправительственных формирований за все общество и общества за них. Идея соучастия широкого круга гражданских инициатив в принятии политических решений при определенных предпосылках также становилась политической реальностью.

3. Социальная политиканаправлена на максимальное смягчение неравенства среди слоёв населения. Производится путём повышения налогообложения зажиточных граждан и распределения благ среди малообеспеченных жителей. Ряд законов направлен на поддержку автономии каждого человека в пределах страны, на предоставление ему возможности самостоятельно строить свою жизнь. Государство ставит своей первоочередной целью помочь и поддержать человека в его начинаниях и обеспечить ему достижение социального благополучия.

На «государство всеобщего благоденствия» рассчитывают даже в большей степени, чем на свои индивидуальные способности зарабатывать искомые «достойные условия существования». В ФРГ быть безработным отчасти даже выгоднее, чем активно трудиться, поскольку социальные пособия по безработице, детские пособия и субсидии по оплате жилья гарантированы всем. Но финансируется такое «государство-собес» из карманов своих налогоплательщиков. И не случайно уровень налогового бремени в ФРГ - один из самых высоких в Европе. Однако, и экономика Германии во втором квартале 2019 года снизилась на 0,1% по сравнению с предыдущими тремя месяцами.

Интеграция новых федеральных земель осуществлялась не только путем введения на территории бывшей ГДР рыночных принципов хозяйствования, но и означала автоматический перенос западной системы социальных гарантий на восток Германии. Этот процесс не сопровождался выравниванием в уровне производительности труда между старыми и новыми федеральными землями. Кроме того, огромные финансовые вливания в депрессивную восточногерманскую экономику требовали мобилизации значительных финансовых средств из карманов налогоплательщиков, главным образом, западных земель.

Произошедшее в 1990 году объединение восточных (в менталитете которых доминируют коллективизм и партикуляризм) и западных немцев (отдающих предпочтение либеральным ценностям) поставило перед объединенной Германией задачу не только их интеграции в единую нацию, но и также их интеграции в единую Европу. Большая роль в решении этой непростой задачи отводится социально-политической системе ФРГ, сумевшей трансформировать дух «государственного интервенционализма» своих предшественниц в принцип «воинствующей демократии» и эффективно использовать государственные институты против экстремизма любой формы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: