С нарушенным слухом
План работы
1. Условия развития личности детей с нарушенным слухом.
2. Особенности нравственного развития.
3. Самооценка и уровень притязаний.
4. Межличностные отношения.
5. Роль семьи в развитии личности неслышащих детей.
6. Медико-биологическая и социокультурная концепции глухоты; образования и воспитания глухих.
Самостоятельная работа
1. Покажите механизм влияния депривационных условий жизнедеятельности глухих учащихся на их нравственное развитие.
2. Сравните показатели межличностных отношений учащихся с нормальным и нарушенным слухом. Обоснуйте причину различий.
3. Раскройте достоинства и ограничения двух концепций глухоты: медико-биологической и социокультурной.
Литература
1. Базоев, В. З. Человек из мира тишины / В. З. Базоев, В. В. Паленный. - М.: Академкнига, 2002.
2. Герасименко, Ю. А., Межличностные отношения учащихся с нарушениями слуха: диагностика и коррекция / Ю. А. Герасименко, Г. А. Карпова. - Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2004.
3. Кривонос, И. В. Особенности самооценки глухих младших школьников / И. В. Кривонос // Дефектология. - 2001. - № 4.
4. Прилепская, Т. Н. Исследование самооценки и уровня притязаний глухих и слышащих шольников / Т. Н. Прилепская //Дефектология. - 1989. № 5.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение для студентов очной и заочной форм обучения:
1. Общность закономерностей психического и речевого развития неслышащего и слышащего ребенка.
2. Принцип динамического наблюдения в специальной психологии.
3. Понятие «генетическое заболевание», «наследственное заболевание»
4. Типы дактильных алфавитов.
5. Отношение глухих детей, слабослышащих детей к овладению языком.
6. Роль слуха в овладении речью.
7. Роль внимания в познавательной деятельности в норме и патологии.
8. Проблема предупреждения формирования комплекса неполноценности у глухих учащихся.
9. Роль семьи в развитии личности глухого ребенка.
Задания к контрольным работам
1. Подобрать по первоисточникам и описать психологические опыты и эксперименты, иллюстрирующие своеобразие развития памяти, зрительного восприятия, вибрационных и тактильных ощущений.
2. Охарактеризовать сходство и различие речевого развития глухих и слабослышащих. Составить сопоставительные таблицы. Подобрать лексико-грамматические и фонетические примеры.
3. С учетом специфики речевого развития глухих детей обосновать особенности развития мышления, внимания, памяти и воображения глухих детей.
Темы курсовых работ
1. Сопоставительная характеристика речевого развития глухих и слабослышащих учащихся.
2. Особенности мышления глухих детей.
3. Сопоставительная характеристика психологических основ чистого устного метода и метода раннего семейного воспитания Э.И. Леонгард.
4. Сопоставительная характеристика психологических основ билингвизма и коммуникативно-деятельностной системы.
5. Своеобразие развития памяти и внимания глухих детей.
6. Своеобразие сенсорной сферы глухого ребенка.
7. Роль жестов в развитии мышления, речи и социализации глухого школьника: проблемы и дискуссии.
8. Психолингвистические основы коммуникативно-деятель-ностной системы С.А. Зыкова.
9. Особенности личности и межличностных отношений глухих детей.
10. Обобщение опыта работы реабилитационного центра "Бонум".
11. Психологические проблемы сегрегации и интеграции глухих.
12. Сравнение структуры дефекта глухого и умственно отсталого ребенка.
13. Жестовая речь, дактилология: роль и место в системах обучения глухих детей языку.
14. Самооценка и уровень притязаний неслышащего учащегося на разных возрастных этапах развития.
15. Соотношение линий развития речи и мышления в развитии глухого ребенка.
16. Великие глухие: психологический анализ биографий.
Вопросы к зачету
1. Основные закономерности психического развития ребенка с нарушенным слухом.
2. Принципы и методы изучения психического развития детей с нарушениями слуха
3. Причины нарушений слуха: врожденные; приобретенные. Статистика.
4. Медицинская классификация детей с нарушениями слуха: по критерию «степень потери слуха в дБ»;
5. Медицинская классификация детей с нарушениями слуха: по критерию «объем воспринимаемых частот»;
6. Медицинская классификация детей с нарушениями слуха: по критерию «место нарушения работы слухового анализатора».
7. Психолого-педагогическая классификация по критерию «уровень самостоятельно сформированной словесной речи»
8. Жестовая речь глухих как невербальное средство общения. Лексическое, грамматическое и синтаксическое своеобразие.
9. Роль жестовой речи в психическом развитии глухих детей.
10. Дактилология как пальцевая калька алфавита. Единая функциональная система артикуляционных и пальцевых кинестезий.
11. Психолого-педагогическое обоснование роли жестовой и дактильной речи в системах обучения глухих словесной речи: чистый устный метод; мимический метод.
12. Психолого-педагогическое обоснование роли жестовой и дактильной речи в системах обучения глухих словесной речи: билингвизм; коммуникативно - деятельностная система.
13. Психолого-педагогическое обоснование роли жестовой и дакти- льной речи в системах обучения глухих словесной речи: раннее семейное воспитание (по Э. И. Леонгард); раннее обучение речи в условиях ДОУ.
14. Психологические условия формирования речи у глухих и слабо- слышащих детей. Сенсорная основа овладения языком.
15. Своеобразие речевого развития глухих детей: особенности лексики. Аграмматизмы и их возможные причины.
16. Особенности устной речи глухих учащихся.
17. Особенности письменной речи (импрессивной и экспрессивной) глухих учащихся.
18. Качественное различие речевого развития глухих и слабослышащих учащихся.
19. Особенности и соотношение устной и письменной речи слабослышащих учащихся.
Вопросы к экзамену
1. Предмет и задачи сурдопсихологии. Связь со смежными науками
2. Основные закономерности психического развития ребенка с нарушенным слухом.
3. Принципы и методы изучения психического развития детей с нарушениями слуха
4. Причины нарушений слуха: врожденные; приобретенные. Статистика.
5. Медицинская классификация детей с нарушениями слуха: по критерию «степень потери слуха в дБ»;
6. Медицинская классификация детей с нарушениями слуха: по критерию «объем воспринимаемых частот»;
7. Медицинская классификация детей с нарушениями слуха: по критерию «место нарушения работы слухового анализатора».
8. Психолого-педагогическая классификация по критерию «уровень самостоятельно сформированной словесной речи»
9. Жестовая речь глухих как невербальное средство общения. Лексическое, грамматическое и синтаксическое своеобразие.
10. Роль жестовой речи в психическом развитии глухих детей.
11. Дактилология как пальцевая калька алфавита. Единая функцио- нальная система артикуляционных и пальцевых кинестезий.
12. Психолого-педагогическое обоснование роли жестовой и дакти- льной речи в системах обучения глухих словесной речи: чистый устный метод; мимический метод.
13. Психолого-педагогическое обоснование роли жестовой и дакти- льной речи в системах обучения глухих словесной речи: билингвизм; коммуникативно - деятельностная система.
14. Психолого-педагогическое обоснование роли жестовой и дакти- льной речи в системах обучения глухих словесной речи: раннее семейное воспитание (по Э. И. Леонгард); раннее обучение речи в условиях ДОУ.
15. Психологические условия формирования речи у глухих и слабо- слышащих детей. Сенсорная основа овладения языком.
16. Своеобразие речевого развития глухих детей: особенности лексики. Аграмматизмы и их возможные причины.
17. Особенности устной речи глухих учащихся.
18. Особенности письменной речи (импрессивной и экспрессивной) глухих учащихся.
19. Качественное различие речевого развития глухих и слабослышащих учащихся.
20. Особенности и соотношение устной и письменной речи слабо- слышащих учащихся.
21. Диспропорции в развитии наглядных и понятийных форм мыш- ления.
22. Особенности наглядно-действенного, наглядно-образного мыш- ления учащихся с нарушениями слуха.
23. Особенности понятийного мышления детей с нарушениями слуха.
24. Особенности развития разных видов памяти (образной, словес- ной, непроизвольной, произвольной) у детей с нарушениями слуха и факторы, их определяющие.
25. Особенности становления видов внимания у детей с нарушения- ми слуха (непроизвольное, произвольное) и факторы, влияющие на продуктивность внимания.
26. Особенности развития воображения глухих детей: воссоздающе- го воображения; творческого воображения, творческой реконструкции текстов.
27. Слуховое восприятие: познавательная, регулирующая, коммуни- кативная роль слуха. Роль слуха в овладении речью глухими детьми, слабослышащими детьми.
28. Развитие слухового восприятия - важнейшее направление рабо- ты в школах 1 и 2 видов.
29. Своеобразие в развитии зрительного восприятия детей с нару- шениями слуха. Уровень развития мышления и речи как факторы качества зрительного восприятия.
30. Кожная чувствительность: особенности развития вибрацион- ных ощущений как важного дистантного канала приема информации неслышащими.
31. Кожная чувствительность: особенности осязания глухих детей как активного иерархически организованного процесса познания.
32. Двигательные ощущения: отставание от нормы в развитии моторики лиц с нарушениями слуха и их причины.
33. Благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на развитие эмоциональной сферы неслышащих.
34. Своеобразие развития эмоциональной сферы неслышащих детей: понимание эмоциональных состояний; особенности развития разных видов эмоционального состояния: эмоции, чувства, эмпатия.
35. Своеобразие развития деятельности глухих детей: психологичес- кие особенности эмоционального общения; предметной деятель- ности;
36. Своеобразие развития игровой деятельности глухих детей.
37. Формирование учебной деятельности как условие успешной коррекции недостатков развития глухих учащихся.
38. Трудовая деятельность неслышащих и ее роль в социальной адаптации.
39. Условия развития личности детей с нарушениями слуха.Особе- нности нравственного развития.
40. Особенности межличностных отношений детей с нарушениями слуха.
41. Медико-биологическая концепция глухоты.
42. Социокультурная концепция глухоты.