Тема: Социально-психологические проблемы лиц




С нарушенным слухом

План работы

1. Условия развития личности детей с нарушенным слухом.

2. Особенности нравственного развития.

3. Самооценка и уровень притязаний.

4. Межличностные отношения.

5. Роль семьи в развитии личности неслышащих детей.

6. Медико-биологическая и социокультурная концепции глухоты; образования и воспитания глухих.

Самостоятельная работа

1. Покажите механизм влияния депривационных условий жизнедеятельности глухих учащихся на их нравственное развитие.

2. Сравните показатели межличностных отношений учащихся с нормальным и нарушенным слухом. Обоснуйте причину различий.

3. Раскройте достоинства и ограничения двух концепций глухоты: медико-биологической и социокультурной.

Литература

1. Базоев, В. З. Человек из мира тишины / В. З. Базоев, В. В. Паленный. - М.: Академкнига, 2002.

2. Герасименко, Ю. А., Межличностные отношения учащихся с нарушениями слуха: диагностика и коррекция / Ю. А. Герасименко, Г. А. Карпова. - Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2004.

3. Кривонос, И. В. Особенности самооценки глухих младших школьников / И. В. Кривонос // Дефектология. - 2001. - № 4.

4. Прилепская, Т. Н. Исследование самооценки и уровня притязаний глухих и слышащих шольников / Т. Н. Прилепская //Дефектология. - 1989. № 5.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение для студентов очной и заочной форм обучения:

1. Общность закономерностей психического и речевого развития неслышащего и слышащего ребенка.

2. Принцип динамического наблюдения в специальной психологии.

3. Понятие «генетическое заболевание», «наследственное заболевание»

4. Типы дактильных алфавитов.

5. Отношение глухих детей, слабослышащих детей к овладению языком.

6. Роль слуха в овладении речью.

7. Роль внимания в познавательной деятельности в норме и патологии.

8. Проблема предупреждения формирования комплекса неполноценности у глухих учащихся.

9. Роль семьи в развитии личности глухого ребенка.

 

Задания к контрольным работам

1. Подобрать по первоисточникам и описать психологические опыты и эксперименты, иллюстрирующие своеобразие развития памяти, зрительного восприятия, вибрационных и тактильных ощущений.

2. Охарактеризовать сходство и различие речевого развития глухих и слабослышащих. Составить сопоставительные таблицы. Подобрать лексико-грамматические и фонетические примеры.

3. С учетом специфики речевого развития глухих детей обосновать особенности развития мышления, внимания, памяти и воображения глухих детей.

Темы курсовых работ

1. Сопоставительная характеристика речевого развития глухих и слабослышащих учащихся.

2. Особенности мышления глухих детей.

3. Сопоставительная характеристика психологических основ чистого устного метода и метода раннего семейного воспитания Э.И. Леонгард.

4. Сопоставительная характеристика психологических основ билингвизма и коммуникативно-деятельностной системы.

5. Своеобразие развития памяти и внимания глухих детей.

6. Своеобразие сенсорной сферы глухого ребенка.

7. Роль жестов в развитии мышления, речи и социализации глухого школьника: проблемы и дискуссии.

8. Психолингвистические основы коммуникативно-деятель-ностной системы С.А. Зыкова.

9. Особенности личности и межличностных отношений глухих детей.

10. Обобщение опыта работы реабилитационного центра "Бонум".

11. Психологические проблемы сегрегации и интеграции глухих.

12. Сравнение структуры дефекта глухого и умственно отсталого ребенка.

13. Жестовая речь, дактилология: роль и место в системах обучения глухих детей языку.

14. Самооценка и уровень притязаний неслышащего учащегося на разных возрастных этапах развития.

15. Соотношение линий развития речи и мышления в развитии глухого ребенка.

16. Великие глухие: психологический анализ биографий.

Вопросы к зачету

1. Основные закономерности психического развития ребенка с нарушенным слухом.

2. Принципы и методы изучения психического развития детей с нарушениями слуха

3. Причины нарушений слуха: врожденные; приобретенные. Статистика.

4. Медицинская классификация детей с нарушениями слуха: по критерию «степень потери слуха в дБ»;

5. Медицинская классификация детей с нарушениями слуха: по критерию «объем воспринимаемых частот»;

6. Медицинская классификация детей с нарушениями слуха: по критерию «место нарушения работы слухового анализатора».

7. Психолого-педагогическая классификация по критерию «уровень самостоятельно сформированной словесной речи»

8. Жестовая речь глухих как невербальное средство общения. Лексическое, грамматическое и синтаксическое своеобразие.

9. Роль жестовой речи в психическом развитии глухих детей.

10. Дактилология как пальцевая калька алфавита. Единая функциональная система артикуляционных и пальцевых кинестезий.

11. Психолого-педагогическое обоснование роли жестовой и дактильной речи в системах обучения глухих словесной речи: чистый устный метод; мимический метод.

12. Психолого-педагогическое обоснование роли жестовой и дактильной речи в системах обучения глухих словесной речи: билингвизм; коммуникативно - деятельностная система.

13. Психолого-педагогическое обоснование роли жестовой и дакти- льной речи в системах обучения глухих словесной речи: раннее семейное воспитание (по Э. И. Леонгард); раннее обучение речи в условиях ДОУ.

14. Психологические условия формирования речи у глухих и слабо- слышащих детей. Сенсорная основа овладения языком.

15. Своеобразие речевого развития глухих детей: особенности лексики. Аграмматизмы и их возможные причины.

16. Особенности устной речи глухих учащихся.

17. Особенности письменной речи (импрессивной и экспрессивной) глухих учащихся.

18. Качественное различие речевого развития глухих и слабослышащих учащихся.

19. Особенности и соотношение устной и письменной речи слабослышащих учащихся.

Вопросы к экзамену

1. Предмет и задачи сурдопсихологии. Связь со смежными науками

2. Основные закономерности психического развития ребенка с нарушенным слухом.

3. Принципы и методы изучения психического развития детей с нарушениями слуха

4. Причины нарушений слуха: врожденные; приобретенные. Статистика.

5. Медицинская классификация детей с нарушениями слуха: по критерию «степень потери слуха в дБ»;

6. Медицинская классификация детей с нарушениями слуха: по критерию «объем воспринимаемых частот»;

7. Медицинская классификация детей с нарушениями слуха: по критерию «место нарушения работы слухового анализатора».

8. Психолого-педагогическая классификация по критерию «уровень самостоятельно сформированной словесной речи»

9. Жестовая речь глухих как невербальное средство общения. Лексическое, грамматическое и синтаксическое своеобразие.

10. Роль жестовой речи в психическом развитии глухих детей.

11. Дактилология как пальцевая калька алфавита. Единая функцио- нальная система артикуляционных и пальцевых кинестезий.

12. Психолого-педагогическое обоснование роли жестовой и дакти- льной речи в системах обучения глухих словесной речи: чистый устный метод; мимический метод.

13. Психолого-педагогическое обоснование роли жестовой и дакти- льной речи в системах обучения глухих словесной речи: билингвизм; коммуникативно - деятельностная система.

14. Психолого-педагогическое обоснование роли жестовой и дакти- льной речи в системах обучения глухих словесной речи: раннее семейное воспитание (по Э. И. Леонгард); раннее обучение речи в условиях ДОУ.

15. Психологические условия формирования речи у глухих и слабо- слышащих детей. Сенсорная основа овладения языком.

16. Своеобразие речевого развития глухих детей: особенности лексики. Аграмматизмы и их возможные причины.

17. Особенности устной речи глухих учащихся.

18. Особенности письменной речи (импрессивной и экспрессивной) глухих учащихся.

19. Качественное различие речевого развития глухих и слабослышащих учащихся.

20. Особенности и соотношение устной и письменной речи слабо- слышащих учащихся.

21. Диспропорции в развитии наглядных и понятийных форм мыш- ления.

22. Особенности наглядно-действенного, наглядно-образного мыш- ления учащихся с нарушениями слуха.

23. Особенности понятийного мышления детей с нарушениями слуха.

24. Особенности развития разных видов памяти (образной, словес- ной, непроизвольной, произвольной) у детей с нарушениями слуха и факторы, их определяющие.

25. Особенности становления видов внимания у детей с нарушения- ми слуха (непроизвольное, произвольное) и факторы, влияющие на продуктивность внимания.

26. Особенности развития воображения глухих детей: воссоздающе- го воображения; творческого воображения, творческой реконструкции текстов.

27. Слуховое восприятие: познавательная, регулирующая, коммуни- кативная роль слуха. Роль слуха в овладении речью глухими детьми, слабослышащими детьми.

28. Развитие слухового восприятия - важнейшее направление рабо- ты в школах 1 и 2 видов.

29. Своеобразие в развитии зрительного восприятия детей с нару- шениями слуха. Уровень развития мышления и речи как факторы качества зрительного восприятия.

30. Кожная чувствительность: особенности развития вибрацион- ных ощущений как важного дистантного канала приема информации неслышащими.

31. Кожная чувствительность: особенности осязания глухих детей как активного иерархически организованного процесса познания.

32. Двигательные ощущения: отставание от нормы в развитии моторики лиц с нарушениями слуха и их причины.

33. Благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на развитие эмоциональной сферы неслышащих.

34. Своеобразие развития эмоциональной сферы неслышащих детей: понимание эмоциональных состояний; особенности развития разных видов эмоционального состояния: эмоции, чувства, эмпатия.

35. Своеобразие развития деятельности глухих детей: психологичес- кие особенности эмоционального общения; предметной деятель- ности;

36. Своеобразие развития игровой деятельности глухих детей.

37. Формирование учебной деятельности как условие успешной коррекции недостатков развития глухих учащихся.

38. Трудовая деятельность неслышащих и ее роль в социальной адаптации.

39. Условия развития личности детей с нарушениями слуха.Особе- нности нравственного развития.

40. Особенности межличностных отношений детей с нарушениями слуха.

41. Медико-биологическая концепция глухоты.

42. Социокультурная концепция глухоты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: