Работа с фанерой при лазерном выжигании.
Меня многие часто спрашивают, как я готовлю фанеру для выжигания. Обычно отвечаю коротко, но все же решил остановиться на этом подробно.
Заготовка фанеры.
Я люблю работать только с березовой фанерой отечественного производства, липовый и тополиный "Китай" а также хвойные сорта фанеры не приемлю.
На рынке России есть сорта фанеры ФК, что означает «фанера + карбамидоформальдегидный клей» или ФСФ - «фанера + смоляной фенолформальдегидный клей». Первая дешевле, но хуже противостоит влаге, может коробиться и скручиваться. Вторая не боится влаги, но может пропитываться антипиренами неизвестного состава с заранее неизвестной восприимчивостью к лазеру. А поскольку при закупке через интернет нельзя "попробовать" выжигать, то предпочтение отдаю более "надежному" сорту ФК.
Можно взять фанеру и 1-го, и 2-го, и 3-го сорта, но именно те листы, на которых будет идти выжигание, должны быть без пороков. Отсюда чем выше сорт, тем меньше отходов.
На заготовке для выжигания не допускаются даже малейшие сучки, коричневые и темные прожилки значительных размеров, контрастная, ярко выраженная текстура дерева.
Недопустимые пороки дерева:
Темные прожилки:
Сучки выпавшие и невыпавшие, но искажающие текстуру:
Естественно фанера в момент отбора должна быть сухой, или хотя бы естественной влажности, не допускается наличие мокрых пятен на фанере, из-за чего она покоробиться и фанера со следами технических жидкостей, из-за чего в последующем она может расслоиться или выжигаться с пятнами.
Раскрой, шлифовка и сушка фанеры.
Раскрой.
Осуществляется любым, имеющимся инструментом, от ручной пилы до лазера.
Желательно при раскрое заранее определить направление волокон, чтобы они были направлены по оси X станка, т.е. чтобы выжигание шло вдоль волокон.
Раскрой можно делать сразу в размер, по размеру будущих картин и сувениров, или с припуском на последующую обработку. Если у вас хороший инструмент и достаточно прямые руки, позволяющие резать фанеру без бахромы на краях, лучше сразу резать в размер.
Я режу с припуском, в дальнейшем, до или после выжигания, привожу "в формат" на лазерном станке:
Заготавливать желательно много заготовок, чтобы обеспечить себя выбором и подбором текстуры для конкретных работ.
Шлифовка. В отличие от нихромового выжигания очень тщательная и тонкая шлифовка скорее вредна, чем полезна. Достаточно пройтись по фанере наждачкой 120-180.
Можно использовать шлифмашинку любого типа, "тарелку" с липучкой, вставленную в дрель или сверлильный станок, или деревянный брусок с обернутой вокруг него наждачкой. Важно не допустить при шлифовке крупных царапин.
Хранение и сушка фанеры.
Хранить заготовки фанеры нужно только в сухом месте, в любом положении. Не допускается хранение на отопительных приборах, под прямыми лучами солнца, в агрессивной среде.
Сушить можно в любом сухом удобном месте, любым способом. Часто сушка и хранение -- это один процесс.
Но принцип сушки один: скоростные методы сушки дают худший результат, чем медленная естественная сушка в сухой среде.
Рекомендую использовать для хранения и сушки старый холодильник или любой герметичный шкаф с установленным в него миниатюрным осушителем воздуха или просто с уложенными в него пакетиками селикагеля. Вместо селикагеля можно использовать селикагелевый наполнитель для кошачьего туалета. Температуру в шкафу или холодильнике желательно поддерживать выше плюс 20 градусов.
В дождливое время года нужно проверить герметичность шкафа и если она не обеспечивается - уложить заготовки в полиэтиленовые пакеты вместе с мешочками селикагеля. В них так же можно и постоянно сушить заготовки.