Состояние развития энергетики в Республике Беларусь в т.ч. и альтернативной




Национальная экономика Республики Беларусь не располагает тем объемом и разнообразием энергоносителей, которые необходимы ей с учетом имеющегося воспроизводственного потенциала и заданных темпов развития. Основные риски в сфере энергобезопасности и энергонезависимости возрастают из-за недиверсифицированности поставок в страну энергоносителей, высокой степени зависимости от одного источника снабжения (100 % природного газа из России), нестабильности ценовой политики и сложившейся практики несвоевременности межгосударственных расчетов за потребленные энергоресурсы. Отмечается все еще высокий уровень энергоемкости национальной экономики при сохраняющейся тенденции его снижения. Сдерживаются процессы модернизации мощностей топливно-энергетического комплекса Республики Беларусь. При развитии большей динамичности экономических процессов реформирование системы управления энергоресурсами должно основываться на комплексном подходе. Диктуется необходимость создания механизма эффективного ресурсопотребления и ресурсосбережения. Проблема энергообеспеченности является ключевой в развитии мировой энергетики так и Республики Беларусь.

Из основных видов энергетических ресурсов органического происхождения (будь то нефть, газ и уголь, которые составляют около 85 % первичных энергоресурсов) существенную обеспокоенность вызывает проблема обеспечения нефтью, доля которой составляет около 38 % от мирового объема потребляемых энергетических ресурсов органического происхождения. Учитывая тот факт, что в мире запасы нефти имеют крайне неравномерное распределение (до 79 % запасов сосредоточено в странах ОПЕК), а дальнейший рост потребления данного вида топлива уже к 2050 г. может привести к резкому сокращению или даже исчерпанию ее запасов.

Начальный этап сокращения запасов нефти может наступить уже к 2030 г., учитывая огромный объем роста ее потребления: с 4250 млн тонн в 2005 г. до 6000 млн тонн к 2030 г. По оценочным данным, найденные мировые запасы нефти приблизительно составляют около 285 млрд тонн, из них на промышленные запасы приходится около 91 млрд тонн. При постоянном росте спроса на нефть к середине столетия мировые запасы будут существенно исчерпаны.

Исходя из этого обеспечение потребностей как национальной экономики Республики Беларусь, так и населения в большой мере обусловлено эффективным функционированием ряда базовых отраслей, и в особенности топливно-энергетического комплекса, а также эффективным и рациональным использованием топливноэнергетических ресурсов (ТЭР) [12].

Энергетика Республики Беларусь, являясь основополагающим сектором экономики, охватывает не только выработку, преобразование, но передачу различных видов энергии. Также энергетика Республики Беларусь сильно зависит от внешних поставок первичных энергетических ресурсов. Исходя из этого создание условий для постепенного перевода экономики Республики Беларусь на энергосберегающий путь развития и существенное повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов является наиважнейшей задачей государства.

Как показывает практика любой технологический процесс требует определенного расхода электрической и тепловой энергии, определенного вида топлива, исходя из этого все промышленные предприятия республики являются крупнейшими потребителями различных видов топлива и энергии.

В промышленности Республики Беларусь расходуется около половины всех видов топливно-энергетических ресурсов, а электрической энергии более 60%.

В качестве топлива предприятия Республики Беларусь используют уголь, кокс, мазут, дрова и древесные отходы, природный газ, диоксид углерода (например, для сварочного производства). В тоже время с развитием научно-технического прогресса и ростом производства в Республике Беларусь потребление энергии систематически растет. Растет и доля затрат на энергоресурсы. Удельный вес энергозатрат в себестоимости промышленной продукции предприятия Республики Беларусь достигает 40-45 %. Исходя из этого, рациональное использование ТЭР является одним из определяющих условий снижения себестоимости изготовления продукции на промышленных предприятиях Республики Беларусь. Вместе с тем энергосберегающий путь развития белорусской экономики не может быть осуществлен без формирования и последующей реализации программ энергосбережения на отдельных предприятиях. Проблема энергосбережения и повышения энергоэффективности стала одной из актуальнейших проблем на данном этапе развития энергетики и всего народного хозяйства. Состояние топливно-энергетического комплекса с каждым годом становится все более напряженным. Повышение энергетической безопасности Беларуси предполагает наращивание стратегических запасов топлива (газ, мазут), диверсификацию по видам топлива и географии поставщиков, активизацию использования местных источников энергии, модернизацию ТЭК, развитие объектов малой энергетики [13].

Для поддержания эффективности развития энергетики в Минэнерго существуют три организации обеспечивающие энергетическую безопасность. Это:

ГПО «Белэнерго» - производство, передача и распределение электрической и тепловой энергии; оперативно-диспетчерское управление технологическим процессом производства и поставок электроэнергии.

ГПО «Белтопгаз» - реализация природного и сжиженного газа, строительство и эксплуатация распределительных газопроводов, газонаполнительных станций; добыча и реализация торфа и торфяных топливных брикетов.

Белорусская атомная электростанция - проектирование и строительство Белорусской атомной электростанции. Ввод в эксплуатацию первого энергоблока 1200 МВт - 2018 год. Ввод в эксплуатацию второго энергоблока 1200 МВт -2020 год.

Основные объекты ГПО «Белэнерго», введенные в эксплуатацию в период 2011-2017 г.:

- строительство парогазовых блоков мощностью 427 МВт на Лукомльской и Березовской ГРЭС и на Минской ТЭЦ-5 мощностью 400 МВт;

- строительство газотурбинной установки мощностью 122 МВт на Гродненской ТЭЦ-2, строительство парогазовых установок на Минской ТЭЦ-2, районных котельных г. Борисова и Могилева суммарной мощностью 150 МВт;

- реконструкция блока мощностью 180 МВт на Березовской ГРЭС, строительство Гродненской ГЭС мощностью 17 МВт, мини- ТЭЦ на МВТ в городах Барань и Лунинец суммарной мощностью 8 МВт

- строительство Полоцкой ГЭС на реке Западная Двина Витебской области. Корректировка. 1 пусковой комплекс – Гидроузел» (введено 5 гидроагрегатов мощностью 21,66 МВт);

- строительство Витебской ГЭС на реке Западная Двина, 40 МВт (введен в эксплуатацию 31 июля 2017 г.);

- реконструкция Гомельской ТЭЦ-1 с созданием блока ПГУ-35 с установкой ГТУ-25, котла-утилизатора и паровой турбины (введен в эксплуатацию 31 июля 2017 г.);

- реконструкция ПС-330/110/10 кВ «Минск-Северная» с заходами ВЛ-110 кВ Минского района. 1 очередь. 1 пусковой комплекс» с установкой трансформатора мощностью 200 МВА;

- строительство модульной котельной в п. «Веснянка» с установкой 2-х водогрейных котлов мощностью 0,894 Гкал/ч;

- 15 пусковой комплекс объекта «Строительство АЭС в Республике Беларусь. Выдача мощности и связь с энергосистемой» с вводом ВЛ 330 кВ протяжённостью 18,90 км;

- реконструкция ПС-330 кВ «Жлобин» с заменой воздушных выключателей 330 кВ на элегазовые;

- реконструкция ПС-330 кВ «Мозырь». Замена воздушных выключателей 330 кВ на элегазовые. 3 очередь;

- реконструкция гидротехнических сооружений на ГЭС Волпа. 1 очередь;

- телемеханизация Хотимского РЭС. 1 очередь;

- замена тепловых сетей протяженностью 50,244 км;

- строительство и реконструкция электрических сетей напряжением 0,4-330 кВ протяженностью 549,2 км. [13]

Далее в таблице 2.1 представим данные о результатах выполнения государственной программы модернизации энергосистемы в период 2011-2017 годы.

 

Таблица 2.1 – Результаты выполнения государственной программы модернизации энергосистемы в период 2011-2017 годы

Показатели 2011-2017 годы
   
Установленная мощность Белорусской энергосистемы, МВт (на 01.10.2017) 9 847,8
Установленная мощность источников ГПО «Белэнерго», МВт 9 020,7
Энергоисточники, не входящие в состав ГПО «Белэнерго» МВт 827,1
Ввод мощностей за 2011-2017гг., МВт 2015,8
Вывод неэффективных мощностей, МВт  
Экономия ТЭР, тыс. т у.т.  
Снижение удельного расхода топлива на производство электроэнергии, г у.т./кВтч 33,4

Продолжение таблицы 2.1

   
Использование местных ТЭР с учетом вторичных энергоресурсов, тыс. т у.т  
Снижение износа основных фондов, % с 48 до 40

 

Согласно таблицы 2.1 на 01.10.2017г. установленная мощность Белорусской энергосистемы составила 9 847,8 МВт, в том числе установленная мощность источников ГПО «Белэнерго» 9 020,7 МВт и энергоисточников, не входящих в состав ГПО «Белэнерго» 827,1 МВт. В тоже время было введено мощностей за 2011-2017гг 2015,8 МВт.

Далее на рисунке 2.1 представим динамику изменения удельного расхода условного топлива на отпуск электроэнергии в Белорусской энергосистеме за 2016-2017гг.

 

Рисунок 2.1 - Динамика изменения удельного расхода условного топлива на отпуск электроэнергии в Белорусской энергосистеме за 2016-2017гг.

 

Как видно из рисунка 2.1 идет повышение удельного расхода топлива. Однако согласно данных 2016г. есть незначительное снижение расхода по отношению к данным 2016г. Так за июнь удельный расход снизился с 228,5 у.е. в 2016г. до 225,2 у.е. в 2017г.

Далее в таблице 2.2 представим данные об энергоисточниках Беларуси на местных топливно-энергетических ресурсах.

 

Таблица 2.2 – Энергоисточники Беларуси на местных топливно-энергетических ресурсах

Тип энергоисточника Количество, ед. Всего / Минэнерго Мощность, МВт Всего / Минэнерго
Мини-ТЭЦ на местных ТЭР 22 / 8 130 / 23,5
Котельные на МВТ около 3200 6000 (тепловая)
ГЭС 50 / 23 35,1 / 26,3
фотоэлектрические станции 37 / 0 23,4 / 0
биогазовые комплексы 16 / 1 24 / 0,5
ветроэнергетические установки 56 / 6 59,3 / 9

 

Установленная электрическая мощность установок по использованию возобновляемых источников энергии, принадлежащих юридическим лицам и ИП, с которыми РУП-облэнерго заключили договоры на покупку электроэнергии составляет 107,9 МВт.

На рисунке 2.2 представим данные по вводу энергетических установок на местном топливе.

Рисунок 2.2 - Данные по вводу установок на местном топливе

 

Установленная электрическая мощность установок по использованию возобновляемых источников энергии в организациях Минэнерго составляет 56,2 МВт. [13]

За последние пять лет котельных на местном топливе – от торфа до твердых отходов – стало почти вдвое больше. За счет этого белорусская энергосистема смогла снизить потребность в газе на 2 млрд. кубометров. И это уже 10% от того объема который закупается. Стоимость газа для энергосистемы Беларуси – 3 млрд. долларов ежегодно. Следовательно развитие местных источников энергии является залогом энергетической безопасности страны. Необходимо более широко использовать местные виды топлива, а также расширять использование альтернативной энергии из солнца, ветра, воды.

Так согласно представленных выше данных в 2017. В Республике Беларусь было реализовано два крупных проекта по развитию альтернативных источников энергии – это была построена Полоцкая ГЭС (введено 5 гидроагрегатов мощностью 21,66 МВт) и построена Витебская ГЭС мощностью 40 МВт.

Беларуси введено более 80 ветроэнергетических установок из них только 6 государственные. Это, конечно мало, но правительство работает в этом направлении. Рассматривается проект по созданию на территории районов парков ветроэнергоустановок.

Попытки наладить серийное производство солнечных коллекторов успехом у ряда предприятий пока не увенчались в основном, из-за высокой удельной стоимости и, следовательно, больших сроков окупаемости, т.к. специальных программ поддержки для домохозяйств, внедряющих альтернативное энергообеспечение в Беларуси нет [15].

Реальной целью решения рассматриваемой проблемы является улучшение показателей энергетической безопасности и достижение к 2020 г. значений индикаторов, находящихся в настоящее время в критической области, уровней, соответствующих предкритической зоне, а в предкритической нормальному состоянию.

Также для обеспечения развития энергетики Республики Беларусь были приняты следующие нормативные акты:

Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2015 г № 1084)

Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 “О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства” (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 26 января 2016 г № 26)

Комплексный план развития электроэнергетической сферы до 2025 года с учетом ввода Белорусской атомной электростанции (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 марта 2016 г № 169)

Государственная программа «Энергосбережение» на 2016 - 2020 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2016 г. № 248)

Отраслевая программа развития электроэнергетики на 2016 - 2020 годы (постановление Министерства энергетики Республики Беларусь от 31 марта 2016 г. № 8) [14].

По всемирному веянию модных эко-тенденций, в Беларуси был принят закон о «Зеленом тарифе», который обязывал государство покупать «зеленую» электроэнергию по завышенному тарифу. К примеру в начале 2015 года на покупку электроэнергии, полученной от солнечных панелей действовал повышающий коэффициент 2,7. А госпошлины на покупку энергетического оборудования из-за рубежа были значительно снижены. Такие меры привели к быстрому росту доли установок ВИЭ в общем балансе энергосистемы. Но прожил «зеленый тариф» совсем недолго.

Покупателем «зеленой» электроэнергии в Беларуси является государственная энергетическая компания «Белэнерго», которая в свою очередь является монополистом энергетического рынка страны. Т.е. деньги за повышенный тариф «Белэнерго» сперва должны выложить из своего кармана, а потом перераспределить эти затраты на потребителей. Население и так платит за электроэнергию ниже себестоимости. И все реальные затраты переносятся на производственный сектор. Тогда как на население это всё равно скажется, ведь повышение тарифов на электроэнергию повлечет за собой увеличение стоимости товаров и услуг. И если тенденция увеличения установок ВИЭ будет расти, то и тариф на электроэнергию будет продолжать расти.

Поэтому был сделан вывод, что пока государству пока не по карману оплачивать новые эко-тренды, и что не получится накладывать европейские лекала на белорусскую энергетику. Звучит вроде убедительно. Правда никто пока не считает какие убытки несет государство при сжигании и утилизации традиционных видов топлива. Доля платежей за негативное воздействие на окружающую среду – неизвестна, а ведь тут и качество воды, и воздуха, состояние почвы, урожайность, и как следствие здоровье населения.

Итак, на данный момент «зеленый тариф» всё ещё существует, но он предусматривает государственные квоты на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии. Это значит, что теоретически все ещё можно построить генерирующую установку на ВИЭ и продавать электричество государству по повышенному тарифу. Но сперва нужно подать заявку, утвердить количество вырабатываемой электроэнергии и тариф на её продажу. При этом тариф рассматривается теперь для каждого объекта отдельно, и к нему применяются принципы минимизации. Таким образом государство лимитирует свои затраты на производство «зеленой» электроэнергии.

Также по последним данным количество заявок и их суммарная мощность уже превышает установленные государством квоты, так что вряд ли уже можно успеть запрыгнуть в последний вагон. До 2020 года были установлены квоты на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии суммарной электрической мощностью 56,245 МВт, в том числе по видам: с использованием энергии биогаза – 2,72 МВт, энергии ветра – 2,5 МВт, энергии солнца – 5,025 МВт, энергии естественного движения водных потоков – 33,0 МВт, энергии древесного топлива и иных видов биомассы – 13,0 МВт [16].

Исходя из проведенного исследования в рамках развития возобновляемых источников энергии предлагается развитие следующих направлений:

1. в ветроэнергетике:

- строительство ветропарков с крупными установками единичной мощностью не менее 1 МВт и поэтапной локализацией данного производства; в гидроэнергетике:

- реконструкция и модернизация малых гидроэлектростанций, строительство гидроэлектростанций на крупных реках.

2. в использовании биогаза:

- создание биогазовых установок на животноводческих комплексах, в производстве пищевых продуктов, полигонах отходов в крупных городах, а также его технологическое применение.

3. в солнечной энергетике: - использование гелиоводонагревателей и различных гелиоустановок для интенсификации процессов сушки и подогрева воды в сельскохозяйственном производстве и бытовых целях, а также применение энергии солнца для выработки электроэнергии;

4. в геотермальной энергетике:

- внедрение тепловых насосов, в том числе за счет установления дифференцированных по зонам суток тарифов, создания в республике производства отечественных тепловых насосов (отдельных компонентов к ним).

Для достижения поставленных целей необходимо:

- увеличить объем госинвестиций в развитие энергетических инноваций посредством финансирования НИОКР;

- проводить содействие адаптации и включению чистых энергетических технологий в энергосистему, к примеру – умные электрические сети (SmartGrids);

- создать необходимые условия для привлечения прямых иностранных инвестиций в энергетику страны. Инвестора, в первую очередь, интересуют гарантии устойчивого возврата.

Таким образом, после реализации предложенных мероприятий структура установленной мощности ОЭС Беларуси будет следующей (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 – Структура установленной мощности ОЭС Беларуси до и после внедрения мероприятий

 

В тоже время в энергосберегающей политике можно выделить ряд направлений, представляющих наибольший интерес для отечественной экономики: технические решения, экономическое обеспечение, финансовая политика и организация работ.

Среди них:

- повышение уровня безотходности производства;

- реализация мероприятий по максимальному использованию отходов в качестве энергетического сырья;

- разработка и внедрение в производство прогрессивной техники и технологии;

- осуществление постоянного контроля за рациональным использованием ТЭР.

Помимо приоритетных направлений мировой технической политики в области энергосбережения, таких как техническое перевооружение производственных процессов и внедрение новых наукоемких энергоэффективных технологий, следует особо выделить структурные сдвиги в направлении снижения удельного веса наиболее энергоемких отраслей.

Анализ прогрессивного отечественного и зарубежного опыта позволяет выделить основные принципы финансово-экономической политики стимулирования энергосбережения для развития импортозамещения в ТЭК Республики Беларусь как меры повышения энергетической безопасности:

- государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;

- налоговые и кредитные льготы потребителям;

- штрафные санкции за нерациональное использование энергоресурсов;

- система тарификации электропотребления.

В среднем объем финансирования НИР в экономически развитых странах составляет примерно 30-40 % от общих затрат на осуществление энергетической политики.

Таким образом, вышеотмеченные аспекты свидетельствуют об усилении энергетической и экологической безопасности, а следовательно, об укреплении экономической независимости страны.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Из всего изложенного в отчете материала можно сделать следующие выводы.

ЧТУП «Маунтейн», представленная на рынке магазинами «Райдер», которые специализируется на продаже спортивных товаров. Сегодня в городе Минске открыто два магазина по следующим адресам: ул. Червякова, 3 и Логойский тракт, 7. В магазинах продаются следующие группы товаров: снаряжение для сноубординга, лыжи, одежда и защита, товары для туризма и кемпинга, снаряжение для велоспорта, аксессуары для занятия спортом.

ЧТУП «Маунтейн» осуществляет продажу товаров также посредством Интернет-торговли через интернет-сайт: https://www.ridershop.by/. ЧТУП «Маунтейн» также оказывает полный комплекс сервисного обслуживания для владельцев лыж, сноубордов, велосипедов и т.д. Организационная структура предприятия является стандартной для предприятий такого масштаба и профиля, т.е. является линейной.

Уровень рентабельности продукции сократился до 15,87%. Показатель рентабельности продаж (RРП) также сократился и в 2016 году составил 10,226%. Рентабельность предприятия имеет тенденцию к снижению, так в 2016 году она составила 5,427%. Исходя из этого, видно, что в 2017 году предприятие сработало хуже чем в 2016 году. Таким образом, нужно отметь, что в условиях сокращения объема выручки деятельность ЧТУП «Маунтейн» была менее прибыльной, чем в 2016 г., что является отрицательной тенденцией. Подводя итог, можно отметить, что организация осуществляла финансово-хозяйственную деятельность в 2017 году менее эффективно, чем в 2016 году.

На ЧТУП «Маунтейн» организацией грузоперевозок и управлением транспортным хозяйством занимается транспортный участок во главе с менеджером по логистике. Функции менеджера по логистике заключаются в координации транспортировки товаров для достижения оптимального соотношения затрат и качества услуг, организации транспорта для доставки товаров на территории Республики Беларусь, выборе поставщиков транспортных услуг.

На основании проведенного АВС-анализа можно сделать вывод, что наиболее важными товарами в ассортименте ЧТУП «Маунтейн» являются товары относящиеся к группе А и частично к группе В, так как они приносят наибольший объем выручки.

На ЧТУП «Маунтейн» прослеживается второй уровень развития логистики. Для организации, имеющих системы логистики второго уровня развития, характерно управление потоком поставляемых предприятием товаров от производителя до конечного потребителя.

Таким образом, логистическая среда предприятия подразделяется на микро- и макросреду.

Каналы распределения товаров и услуг на ЧТУП «Маунтейн» включают: розничные магазины, ул. Червякова, 3 и Логойский тракт, 7 и интернет-магазин https://www.ridershop.by.

Функционирование ЧТУП «Маунтейн» и выполнение основных функций обеспечивается циклическим выполнением ряда взаимосвязанных и последовательных технологических процессов.

В ЧТУП «Маунтейн» ведется большая работа по совершенствованию торгового обслуживания, которая выражается в расширении ассортимента предлагаемых товаров, создании условий для быстрого и удобного их приобретения, предоставлении разнообразных услуг.

В интернет-магазине ЧТУП «Маунтейн» логистические бизнес-процессы делят на два блока: front-end – это процессы, которые видны покупателю и напрямую влияют на выбор товара и back-end – это процессы, которые остаются за кулисами, но непосредственно влияют на работу интернет-магазина. front-end и back-end это логистические бизнес-процессы в интернет-магазине ЧТУП «Маунтейн».

В структуре национальной безопасности одной из важнейших составляющих является безопасность энергетическая. Полная обеспеченность государства требуемыми энергоресурсами выступает залогом обеспечения безопасности всех отраслей экономики.

Энергетические проблемы Беларуси обусловлены как сугубо энергетическими факторами, так и комплексом политических, финансово-экономических, социальных и других обстоятельств.

Национальная экономика Республики Беларусь не располагает тем объемом и разнообразием энергоносителей, которые необходимы ей с учетом имеющегося воспроизводственного потенциала и заданных темпов развития.

Энергетика Республики Беларусь, являясь основополагающим сектором экономики, охватывает не только выработку, преобразование, но передачу различных видов энергии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: