Александр Иванович Куприн (1870-1938).
Дата | События | Творчество |
1870 26.08 (07.09) | Родился в Пензенской губ. (г. Наровчатов) в небогатой семье чиновника (обедневшие дворяне). Мать из древнего татарского княжеского рода (обедневшего). Отец рано умер, мать переехала в Москву. Детство и юность в Москве. | |
1876-80 | Воспитывался в сиротском пансионе. Назвал себя «казенный мальчик» и всю жизнь стыдился прошлого. | |
1880-90 | Жил и учился в закрытых военных заведениях (кадетский корпус, школа юнкеров, затем Александровское военное училище). | Литературный дебют в 1887 году (опубликован первый рассказ). |
1890-94 | Служба в провинции в Пехотинском полку (казармы, бедность, несправедливость и унижения). | Повесть «Поединок» (1905), рассказы о жизни офицеров и солдат. |
Отставка, переезд в Киев, профессиональная литературная деятельность. Самообразование, чтение. Сменил множество профессий (до зуботехника). | ||
Литературная известность. | Нравственная философская проблематика произведений. | |
Работа на Дону (поездки на заводы Донецкого бассейна). Неприятие капиталистической морали. | Повесть «Молох» (1896). | |
1897-98 | Путешествие по западной части России (Волынская губ. Полесье). Восхищение природой. | «Полесский цикл», «Олеся» (1898) |
1903-05 | Знакомство с А.П.Чеховым, М.Горьким. Неприятие революционных настроений, осуждение насилия. | |
1907-17 | Жизнь в имении под СПБ, в Гатчине. Расцвет творчества и признание публики. | «Гранатовый браслет» (1910), «Суламифь». |
1917-18 | Резкое неприятие Октябрьского переворота. Мобилизация в действующую белую армию, вместе с отступавшими войсками покидает Россию. | |
До 1937 | Жизнь в эмиграции во Франции (Париж). Ностальгия по Родине. | Воспоминания, автобиографический роман «Юнкера». |
1937-38 (25.08) | Возвращение в Россию и смерть. |
Основные темы творчества:
- армейская (реализм в показе проблем, автобиографизм, проекция армейских порядков на жизнь в России);
- любовная (трагическое звучание, отсутствие идеала в современности, непонимание настоящей любви);
- социальная - философская (пантеизм, поиск естественного человека и естественной жизни, романтизм и неудовлетворенность цивилизацией и буржуазной моралью).
«Купринский герой» - романтик, идеалист, слабый человек, часто понимающий несовершенство своей жизни, рефлексирующий, но ничего не предпринимающий, зависимый от обстоятельств.
Тема любви в творчестве Куприна
Причины обращения автора к теме любви | Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, писатель создает образы, удивительные по красоте и силе примера идеальной любви. |
Представление автора о том, какой должна быть любовь | «Для любви нужен особый талант, как для музыки, живописи, скульптуры, пения, стихотворства». |
Какой представлена любовь в произведениях Куприна | Автор пишет о трагедиях в любви и мгновениях настоящего счастья, чаще всего в произведениях Куприна любовь «сильна, как смерть», ((бескорыстная и самоотверженная, не жаждущая награды». Для многих героев она остается «величайшей тайной в мире, трагедией». |
Произведения, в которых автор пишет о любви | «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь» и др. |
Повесть «Олеся» - лесная сказка о любви (1898).
(главные герои, причины несостоявшегося счастья)
В ранней прозе А. И. Куприна центральное место занимает повесть «Олеся». Это произведение Куприн относил к лучшим своим произведениям. События, изображенные в повести, происходят в Волынской губернии, на окраине Полесья.
Герои: «Паныч» Иван Тимофеевич (писатель и журналист), Олеся, ведьма Манулиха.
Сюжет: Молодой человек и начинающий писатель Иван Тимофеевич приезжает в Полесье отдохнуть и поохотиться, узнает, что в ближайшем лесу живет ведьма с внучкой, давно изгнанная из деревни. Находит в лесу домик отшельниц, знакомиться с Олесей. Они влюбляются друг в друга, встречаются, хотят уехать вместе. Но их история заканчивается трагически.
Тема и идея: «Естественный» человек. Романтическая, чистая, «естественная» любовь и общество, способное разрушить лучшие чувства. Неумение «цивилизованного» человека любить, не разрушая, а созидая. Отражение философии пантеизма (единство человека, природы и Бога). Поиск автором истины и общечеловеческих ценностей не среди людского общества, а в природе.
Распределение героев в рассказе:
Повествование построено на противопоставлении героев | |
Представители мира природы, несущие в себе красоту, мир и добро | все остальные - люди, отягощенные завистью, злобой, ограниченные в духовном развитии |
Олеся, Манулиха | жители Полесья |
Иван Тимофеевич | Ярмола |
А рядом - природа, прекрасная во всех своих проявлениях. |
Главные герои рассказа:
Олеся | Иван Тимофеевич |
Прекрасный «естественный человек», выражающий свою сущность в любви. | Выросший в жестоком «цивилизованном» обществе, русский дворянин вынужден принимать условности его существования, и это не может не отразиться на его характере. |
«Большие, блестящие темные глаза, которым тонкие надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности», «первобытное и яркое воображение», «гибкий, подвижный ум». | «Человек Вы хотя и добрый, но слабый... Доброта Ваша не хорошая, не сердечная. Слову Вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь». |
В характере героини слились гордость, независимость и самоотверженность с удивительной чуткостью и утонченностью переживаний. | Он будто мягок, отзывчив и искренен, |
Наделенная небывалой силой душа Олеси вносит гармонию в заведомо противоречивые отношения с Иваном Тимофеевичем. | Иван Тимофеевич не в состоянии разрушить стену, разделяющую духовный мир «дочери природы» и свой собственный. |
Несмотря на взаимную любовь, главные герои находятся в полярных отношениях. |
«Гранатовый браслет» (1910) –