Повесть «Олеся» - лесная сказка о любви (1898).




Александр Иванович Куприн (1870-1938).

Дата События Творчество
1870 26.08 (07.09) Родился в Пензенской губ. (г. Наровчатов) в небогатой семье чиновника (обедневшие дворяне). Мать из древнего татарского княжеского рода (обедневшего). Отец рано умер, мать переехала в Москву. Детство и юность в Москве.  
1876-80 Воспитывался в сиротском пансионе. Назвал себя «казенный мальчик» и всю жизнь стыдился прошлого.  
1880-90 Жил и учился в закрытых военных заведениях (кадетский корпус, школа юнкеров, затем Александровское военное училище). Литературный дебют в 1887 году (опубликован первый рассказ).
1890-94 Служба в провинции в Пехотинском полку (казармы, бедность, несправедливость и унижения). Повесть «Поединок» (1905), рассказы о жизни офицеров и солдат.
  Отставка, переезд в Киев, профессиональная литературная деятельность. Самообразование, чтение. Сменил множество профессий (до зуботехника).  
  Литературная известность. Нравственная философская проблематика произведений.
  Работа на Дону (поездки на заводы Донецкого бассейна). Неприятие капиталистической морали. Повесть «Молох» (1896).
1897-98 Путешествие по западной части России (Волынская губ. Полесье). Восхищение природой. «Полесский цикл», «Олеся» (1898)
1903-05 Знакомство с А.П.Чеховым, М.Горьким. Неприятие революционных настроений, осуждение насилия.  
1907-17 Жизнь в имении под СПБ, в Гатчине. Расцвет творчества и признание публики. «Гранатовый браслет» (1910), «Суламифь».
1917-18 Резкое неприятие Октябрьского переворота. Мобилизация в действующую белую армию, вместе с отступавшими войсками покидает Россию.  
До 1937 Жизнь в эмиграции во Франции (Париж). Ностальгия по Родине. Воспоминания, автобиографический роман «Юнкера».
1937-38 (25.08) Возвращение в Россию и смерть.  

Основные темы творчества:

- армейская (реализм в показе проблем, автобиографизм, проекция армейских порядков на жизнь в России);

- любовная (трагическое звучание, отсутствие идеала в современности, непонимание настоящей любви);

- социальная - философская (пантеизм, поиск естественного человека и естественной жизни, романтизм и неудовлетворенность цивилизацией и буржуазной моралью).

 

«Купринский герой» - романтик, идеалист, слабый человек, часто понимающий несовершенство своей жизни, рефлексирующий, но ничего не предпринимающий, зависимый от обстоятельств.

Тема любви в творчестве Куприна

Причины обращения автора к теме любви Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, писатель создает образы, удивительные по красоте и силе примера идеальной любви.
Представление автора о том, какой должна быть любовь «Для любви нужен особый талант, как для музыки, живописи, скульптуры, пения, стихотворства».
Какой представлена любовь в произведениях Куприна Автор пишет о трагедиях в любви и мгновениях настоящего счастья, чаще всего в произведениях Куприна любовь «сильна, как смерть», ((бескорыстная и самоотверженная, не жаждущая награды». Для многих героев она остается «величайшей тайной в мире, трагедией».
Произведения, в которых автор пишет о любви «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь» и др.

 

Повесть «Олеся» - лесная сказка о любви (1898).

(главные герои, причины несостоявшегося счастья)

В ранней прозе А. И. Куприна центральное место занимает повесть «Олеся». Это произведение Куприн относил к лучшим своим произведениям. События, изображенные в повести, происходят в Волынской губернии, на окраине Полесья.

Герои: «Паныч» Иван Тимофеевич (писатель и журналист), Олеся, ведьма Манулиха.

Сюжет: Молодой человек и начинающий писатель Иван Тимофеевич приезжает в Полесье отдохнуть и поохотиться, узнает, что в ближайшем лесу живет ведьма с внучкой, давно изгнанная из деревни. Находит в лесу домик отшельниц, знакомиться с Олесей. Они влюбляются друг в друга, встречаются, хотят уехать вместе. Но их история заканчивается трагически.

Тема и идея: «Естественный» человек. Романтическая, чистая, «естественная» любовь и общество, способное разрушить лучшие чувства. Неумение «цивилизованного» человека любить, не разрушая, а созидая. Отражение философии пантеизма (единство человека, природы и Бога). Поиск автором истины и общечеловеческих ценностей не среди людского общества, а в природе.

 

Распределение героев в рассказе:

Повествование построено на противопоставлении героев
Представители мира природы, несущие в себе красоту, мир и добро все остальные - люди, отягощенные завистью, злобой, ограниченные в духовном развитии
Олеся, Манулиха жители Полесья
Иван Тимофеевич Ярмола
А рядом - природа, прекрасная во всех своих проявлениях.

 

Главные герои рассказа:

Олеся Иван Тимофеевич
Прекрасный «естественный человек», выражающий свою сущность в любви. Выросший в жестоком «цивилизованном» обществе, русский дворянин вынужден принимать условности его существования, и это не может не отразиться на его характере.
«Большие, блестящие темные глаза, которым тонкие надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности», «первобытное и яркое воображение», «гибкий, подвижный ум». «Человек Вы хотя и добрый, но слабый... Доброта Ваша не хорошая, не сердечная. Слову Вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь».
В характере героини слились гордость, независимость и самоотверженность с удивительной чуткостью и утонченностью переживаний. Он будто мягок, отзывчив и искренен,
Наделенная небывалой силой душа Олеси вносит гармонию в заведомо противоречивые отношения с Иваном Тимофеевичем. Иван Тимофеевич не в состоянии разрушить стену, разделяющую духовный мир «дочери природы» и свой собственный.
Несмотря на взаимную любовь, главные герои находятся в полярных отношениях.

 

«Гранатовый браслет» (1910) –



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: