Оборудование урока. Организационный момент .




Оборудование урока

Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага, баночка с водой, тряпочка.

Зрительный ряд: Картину В.М. Васнецов «Аленушка. 1881. Холст, масло», «Запорожцы» И.Е. Репина и «Боярыня Морозова» В.И Сурикова, картина А.И. Куинджи «Березовая роща» пейзаж Дж. Констебла «Вид на речку Стур».

 

План и ход урока (на 2 урока включительно)

1. Организационный момент – 4 мин.

2. Сообщения учебного материала- 24 мин

3. Самостоятельная работа учащихся-50мин

4. Завершения урока и задания на дом-4мин

 

Организационный момент.

Приветствие

Проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщения темы урока.

Преподаватель: Вдохновение, трепет сердца художника оставляют след в каждом штрихе карандаша, мазка кисти, движении резца. Глубина его мысли претворяются в композиции, законы которой художник В.И. Суриков сравнивал с законами математики. Что же лежит в основе композиции картины?

С частью правил и законов в построении композиции картины вы уже знакомы. Сегодня узнаем о роле пятна в изображении и его выразительных возможностях при решении композиционных задач.

Изучение нового материала.

Преподаватель: Работа художника над произведениями начинается с замысла. Путь от замысла до его воплощения часто очень долог. Иногда он занимает годы и десятилетия. Художник ищет форму, которая лучше всего выражала бы его идею. Делается немало набросков, в которых осуществляется поиск точки зрения, высота горизонта, размещения предметов, смыслового центра картины.

Преподаватель: Ребята на доске прикрепленный пятно на лист магнитом черного цвета, свое обратите внимания на то, что пятно имеет свой вес, сейчас я его приведу в движения двигая в разные стороны, т.е. нарушая впечатления равновесия. С одной стороны. Черное тяжелое пятно, а с другой- белое поле нетронутой бумаги. Что перевешивает? Как восстановить равновесие, которое имел чистый лист и которое нарушили, введя черное пятно?

Учащиеся предлагают свои варианты решения. Добавляя к нему дополнительные элементы, пока не будет найдено равновесие.

Преподаватель: День и ночь, свет и тень… Эти противоположности имеют основополагающее значение в человеческой жизни и в природе вообще. Для художника белый и черный цвета являются наиболее сильным выразительным средством. Ведь темное и светлое образуют контраст.

Трудно переоценить значения пятен, контрастов и ритма в картине и рисунке. Об этом хорошо рассказывает выдающийся график и теоретик искусства Е.А. Кибрик: «Выразительность, то есть воздействующая сила композиции, зависит главным образом от умения пользоваться контрастами… Мы воспринимаем предмет по контрасту его силуэта и среды его окружающей. И чем контрастнее, противоречивее их соотношения, тем ярче впечатление от предмета. Сочетание выразительных контрастов не случайны,не хаотично в композиции, а закономерно. Эта закономерность выражается через ритм.

Преподаватель: Ребята давайте вспомним, что такое ритм? (Ответы учащихся.)

 

- правильно это чередование линий, фигур, цветовых пятен, объёмов.

Преподаватель: Ритмы различают: по содержанию; колористический(цветовой), композиционный и др., по направлению движения; вертикальный, волнообразный и др., по характеру чередования; единый, мерный, Повторяющийся, размеренный, сложный, стройный, четкий., по образности художественного языка: выразительный, гибкий, динамичный, замедленный, мажорный, музыкальный, напряженный, плавный и т.д.

Какие - либо ритмы обогащают друг друга.

 

Преподаватель: Обратите внимания на картину В.М. Васнецов (1848-1926), русский живописец, «Аленушка. 1881. Холст, масло»- как в этом произведении создан и воспринимается ритм? (Ответы учащихся.)

 

«…. Органично согласовано в «Аленушке» состояние природы с чувством героини. Природа в картине с ее ритмической выразительностью в повторяющихся деталях, с ее тонкой цветовой разработкой - играет здесь роль словестной обрядности, уносящей в мир народного вымысла.

 

Преподаватель: Одним из главных средств художественной выразительности по праву считается контраст. В тематических картинах контраст выражается не только в сопоставлении тех или иных приемов и расположений цветовых пятен. Но и в противопоставлении индивидуальных характеристик.

Предлагаю вам рассмотреть такие известные картины, как «Запорожцы» И.Е. Репина и «Боярыня Морозова» В.И Сурикова. Какие разнообразие фигур, положений, жестов, лиц, выражений на этих лицах, костюмов! Вы не найдёте в персонажах двух одинаковых деталей – все разное, все построено на контрасте!

Этому учил великий мастер итальянского Возрождения Леонардо да Винчи: «В исторических сюжетах следует смешивать по соседству прямые противоположности, чтобы в сопоставлении усилить одно другим, и тем больше, чем они будут ближе, то есть безобразный по соседству с прекрасным, большой с малым, Старый с молодым, Сильный со слабым. И так следует разнообразить, насколько это только возможно».

 

Преподаватель: В картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» такие контрасты использованы в полной мере. К этом контрасту сопутствует и контраст колористический. Толпа выглядит очень просто, с ней контрастирует белый снег и черное одеяние барыни Морозовой. И это усиливает ощущение драмы. Контрастные сопоставления в данной картине бесконечны, но при всем этом многообразии эта картина – единый глубокий художественный образ.

 

Преподаватель: Давайте посмотрим на картину А.И. Куинджи «Березовая роща» - самое замечательное произведения в творчестве А.И. Куинджи. Картина с большим мастерством изображает залитую солнцем поляну с группой старинных берез; яркие потоки света струятся по их белым стволам. Играют в молодой листве, купаются в изумрудной зелени травы. Куинджи с необычайной страстью передал настроение бодрости и радости летнего солнечного дня.

Главное в картине А.И. Куинджи необычное световое решение.

 

Преподаватель: Как же художник добился этой цветовой яркости, какие приемы использовал? (Ответы учащихся.)

Этот прием – эффект светотеневого контраста. Ощутите напряжение зелёного цвета: он проникает в глубину неба, в белизну березовых стволов, в синеву на поляне. Такое цветовое видения дано не каждому. У Куинджи было особо чувствительное зрение, о котором современники слагают легенды. Но чувствительность глаза, возможно, не дола бы такого эффекта,

 

Преподаватель: Ребята давайте вернемся к нашему черному пятну, обратите внимания если добавить еще и серое пятно, то отношения изменяется. Серое пятно светлее или темное? При каких условиях серое пятно будет светлым, а при каких – темным?(ответы учащихся)

Совместный вывод: определить тон какого- либо пятна можно. Только сравнив его с другим пятном, т.е. определив тональные отношения этих пятен.

Тональные переходы, иногда совсем незаметные, мягкие,- важное выразительное средство изобразительного искусства. Художник должен уметь строить рисунок не только на основе контраста белого и черного, но и с учетом отношений к серому пятну. Т.е. должен владеть тональной шкалой.

Тональные отношения улавливают переходы света и тени от самого темного по ступенькам серого к самому светлому. Тон вбирает в себя и представления о цвете предмета. Например: голубое по светлоте отличается от красного, желтого, зеленого. Нередко в набросках, зарисовках. Эскизах композиции используются одновременно линия. Штрих и тональное пятно, а также цветовое пятно, когда необходимо передать контрасты тональные и цветовые.

 

Преподаватель: Обратите внимания на то. что само пятно может иметь разную фактуру- поверхность формы(шероховатую, гладкую и т.д.) Давайте попробуем сами создать пятно, поставив отпечаток пальцем, набрызгаем, кляксой, сухой кистью, оттиском любого предмета.

Общий вывод: Разнообразная фактура усиливает выразительность рисунка.

Самостоятельная работа.

Задание. Нужно выполнить зарисовку или набросок при помощи красок, изображающий различные состояния в природе: ветер,дождь, туман, яркое солнце, снег и т.д.

Преподаватель: Давайте с вами рассмотрим пейзаж Дж. Констебла «Вид на речку Стур» какое настроение, выраженное в этой работе, определите художественные средства, которые художник использовал?(Резкие контрасты, черная масса деревьев, земли и неба динамичные пятна – отражения туч в зеркале воды; динамика природных форм и.т.д.).

 

Практическая работа

Работать мы будем сразу кистью «от пятна» без предварительного рисунка.

Этапы работы; Выбираем формат листа, намечаем линию горизонта,

Следующий этап с определения композиционного расположения главных объектов изображаемого пейзажа, набросок выполняем общей массой, далее дополняем дополнительными элементами. Работу выполняем сверху вниз слева направо. Самые яркие детали пишем на последнем этапе работы и прорисовываем детали композиции.

Во время практической работы проводится контроль правильности выполнения приемов рисования, оказывается помощь учащимся, испытывающие затруднения, контроль объёмов и качества выполнения рисунков.

Итог урока.

1.Выставка работ учащихся.

2. Заключительное слово учителя.

Состояния природы на ваших рисунках получились удивительно прекрасны и очень разнообразны. Многоцветные, наполненные разными чувствами.

1.А вам самим понравилось рисовать состояние природы, в которое вы вложили и состояние души, вашего чувства и настроения?

2.Чьи работы вам наиболее хотелось бы отметить и почему, поблагодарить их создателя?

3.Какие вы знаете художественно- Выразительные средства?

4. Назовите картины, в которых хорошо увиден световой контраст.

Домашнее задание:

Выполнения композиционных поисков на разные состояния в природы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: