Rorschach, Wienacht, Landegg (Швейцария) курс 9513, 15-19 октября 1995 г.




АКАДЕМИЯ ЛАНДЕГГ

КОНСУЛЬТАЦИЯ: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ ПРИ НОВОМ МИРОВОМ ПОРЯДКЕ

Лекция д-ра Хосейна Данеша

Rorschach, Wienacht, Landegg (Швейцария) курс 9513, 15-19 октября 1995 г.

 

 


Существуют виды деятельности, активности, которые мы все время осуществляем, поскольку являемся живыми существами: мы все время дышим, мы должны есть, мы должны заниматься определенной деятельностью, которая в случае остановки сделает нас неживыми. Среди этих видов деятельности есть процесс мышления – мы постоянно думаем, даже если мы спим, наш мозг продолжает функционировать, и все наши мысли продолжают находиться в активном состоянии. Мы постоянно что-либо ощущаем, чувствуем. Другое, что мы делаем постоянно, это мы принимаем решения, мы принимаем решение, принимать решение или нет, потому что одной из сторон человеческой деятельности является принятие решений. Еще, что мы делаем постоянно, это то, что мы постоянно вовлечены в разрешение конфликтов. Это может быть внутренний конфликт, который находится внутри нас самих, или это может быть конфликт между личностями. Внутренний конфликт происходит все время между нашими мыслями, чувствами и нашими действиями, поступками. Мы все время стремимся привести их в состояние гармонии. Конфликты между людьми возникают потому, что каждый человек имеет свою собственную волю, желание и они все время сталкиваются между собой. Поэтому темой этого семинара будут два важных вопроса человеческого существования – принятие решений и разрешение конфликтов, которые тесно связаны между собой.

В ходе того, как дни проходят, мы постепенно понимаем детали очень запутанных процессов, которые приводят к принятию решений и разрешению конфликтов. То же самое, когда мы дышим, мы об этом не думаем, но в то же время понимаем, насколько важным является дыхание, что если оно остановится, мы умрем. Мы это знаем, но не думаем об этом. Затем мы постепенно должны понять, что такое дыхание. Но не только суть физиологического процесса дыхания, но также и то, каким воздухом надо дышать. Человечество не задумывалось над этим и загрязнило воздух по всему миру. И поскольку мы поступали так, мы вынуждены сейчас задуматься над тем, что надо делать, чтобы земля осталась живой.

То же самое верно по отношению принятия решений и разрешения конфликтов. Поскольку мы постоянно принимаем решения и разрешаем конфликты, мы не понимаем, насколько это является существенным фактором нашей жизни и жизни всего общества. Мы не понимаем этого и поэтому не уделяем внимания природе принятия решений и разрешения конфликтов и по этой причине у нас возникают кризисные ситуации. И тогда мы мчимся к другим людям или к специалистам, чтобы они помогли нам разрешить эту конфликтную ситуацию. Поэтому не удивительно, что Бахаулла сделал вопрос принятия решений и разрешения конфликтов центральным в административных процессах жизни с одной стороны и в процессах личной жизни с другой. Как нам было сказано, мы должны изучить новые пути принятия решений и разрешения конфликтов на всех уровнях: личностном, семейном, общественном и т.д. И главным делом на этой неделе будет вначале разобраться в том, как каждый из нас научился принимать решения и разрешать конфликты в своей жизни, а затем мы сфокусируем наше внимание на том как принимать решения и разрешать конфликты, используя новые подходы.

Было бы ошибкой сразу перейти к изучению того, как Бахаулла учит принимать решения и разрешать конфликты. Сначала нужно понять и изложить свои представления об этом, то, чему мы уже обучены ранее, а затем уже сказать себе: «Ну вот, теперь перейдем к тому, чему учит Бахаулла по этому вопросу». Затем мы сравним, являются ли наши подходы к принятию решений и разрешению конфликтов такими же, как у Бахауллы, или они отличаются от них. Если они такие же, как у Бахауллы – это прекрасно, если отличаются, то мы узнаем, в чем эти различия и как изменить их, поскольку процесс изменения привычки является нелегким делом. Принятие решений является привычкой, это то, чему мы научаемся с самого раннего детства, общаясь с нашими родителями и другими людьми с первых шагов нашей жизни. И затем это становится нашей второй натурой. Мы не задумываемся над тем, как мы принимаем решения и разрешаем конфликты, потому что это наша вторая натура и все происходит само собой. И вот теперь Бахаулла говорит нам, что надо изменить это, надо отказаться от привычки, которой мы придерживались всю нашу жизнь и начать поступать по-новому. И в течение нескольких дней мы должны с вами пройти этот процесс. Мы должны познакомиться с тем, у кого какие подходы в принятии решений и разрешении конфликтов, как это происходит в ваших странах, в вашей социальной среде.

Почему мы, люди, принимаем решения, почему мы должны выбирать между различными условиями и что за сила наследуется нашей человеческой натурой, которая делает нас способными жить той жизнью, которой мы живем»? Потому что, как вы знаете, из всех живых созданий, групп существ, которые принимают решения, на это способны лишь люди. Решения, которые принимают животные, фундаментально отличаются от тех, которые принимают люди. У животных ограниченный набор выбора, который они не могут контролировать и изменить. Человек же имеет неограниченные возможности выбора, чтобы решить, что ему делать. Поэтому вопрос, который встает перед нами, состоит в том, почему люди столь различны, что заставляет нас принимать решения, разрешать конфликты и т.д.

Каждое утро, как, например, сегодня, все принимают какие-то решения. Я думаю, что среди вас нет человека, который бы сказал: «Сегодня я не принял никакого решения». Вы решили встать с постели, вы решили приготовить себя для сегодняшнего дня, вы решили, что есть и что не есть и т. д., то есть, ежедневно вы принимаете огромное число решений. Если вы не принимаете никакого решения, это тоже решение.

Мы выбираем, мы постоянно выбираем. Мы выбираем между различными возможностями, которые стоят перед нами. И эта способность выбирать, эта свобода выбирать является как даром, так и вызовом для него. Потому что мы можем принимать неправильные решения, и мы часто принимаем такие решения. Поэтому для того, чтобы нам понять динамику принятия решений, мы должны сфокусироваться на нашей сущности: кто мы такие, как люди, что является уникальным для сущности человека. Когда мы поймем это, мы поймем намного лучше, как мы принимаем решения.

Теперь я попрошу каждого из вас взять лист бумаги и написать вверху листа: «Кто я есть?», и дать 20 разных ответов на этот вопрос, не повторяясь. Что же вы напишете в первую очередь? Ваше имя, пол, профессию, возраст, религию. Далее ответы из зала: привычки, национальность, семью, отличительные черты, свойства характера. Смотрите, что происходит: вы движетесь от более конкретных признаков, таких, как ваше имя или возраст, к более общим и глубоким, к таким, как ваши отличительные свойства характера, т.е. вы движетесь в направлении самоотображения.

Что еще можно сказать о себе? Ответы из зала: что делает нас счастливыми, какие у нас есть надежды, цель нашей жизни, мы являемся божественными созданиями. Вы видите, вы движетесь в направлении своих духовных качеств, тогда как в начале вы концентрировались на своих физических признаках. Почему это так? Потому что духовные качества являются более сложными, а физические признаки более простыми.

В наших отношениях друг с другом мы, главным образом, фокусируемся на наших физических показателях. Представьте себе только, сколько вы потратили времени сегодня утром для того, чтобы подготовить себя физически для принятия решения. Духовная подготовка не заняла столько времени, потому что физическая подготовка требует больше внимания и заботы. Правда? Это очень важный вопрос. Бахаулла говорит, что мы должны видеть себя глазами Бога. Это важнее, чем то, как мы видим себя сами. Вопрос к залу: «Какими нас видит Бог?» Ответы: отражение, подобие бога; рудник драгоценностей, духовные создания, Он создал нас из праха. (Д-р Данеш: «Да, из праха, а не как прах. Это разные вещи».)

Бог рассматривает нас исключительно как духовные создания. Мы должны понять, что означает быть духовным существом. Что является величайшим даром, которым бог наделил человека? Это дар интеллекта, дар разума. Абдул-Баха о даре разума пишет в «Парижских беседах». Он дает несколько названий этому дару. Он пишет, что дар разума является тем же что и разумная душа. Далее Он говорит, что разумная душа это то же, что душа и далее: душа – это то же, что дух, Все это относится к одному и тому же – к подлинной сущности человека. Это одна из его сущностей. В другом месте Он говорит, что все сущности человека имеют разные названия в зависимости от того, какому из аспектов сущности мы уделяем наибольшее внимание. Поэтому, когда Он говорит об этом, это означает, что все сущности имеют разные аспекты, разные характерные черты, разную силу или способности.

Человеческая душа имеет, в основном, три способности: 1) способность познавать; 2) способность любить; 3) способность проявлять волю, желать. Другими словами, все, что мы познаем, делаем, совершаем в нашей жизни, является выражением нашей способности познавать, любить или желать по отдельности или вместе. Не существует ни одной человеческой деятельности, которая бы не затрагивала этих трех сущностей человека. Бахаулла призывает нас постоянно использовать эти три наши способности. Например, нам каждый день говорят о необходимости произносить обязательную молитву, которая в наиболее короткой форме звучит так: «Я свидетельствую, о мой Боже, что Ты сотворил меня, дабы я познал Тебя и поклонялся Тебе». Поклоняться, молиться – это значит действовать с любовью. Когда мы совершаем действие с любовью – это является богослужением (молитвой, поклонением). Итак, Он говорит: «Мы созданы для того, чтобы познавать, любить и делать». Или, например, в первом стихе Китаб-и-Акдас Он говорит, что мы созданы для того, чтобы познать Проявление Бога, следовать Ему и любить Его. То есть, упоминаются сразу три способности души. «Следуй заповедям Моим во имя любви к красоте Моей».

Таким образом, эти три способности – познавать, любить и проявлять волю – являются двигателями жизни. Мы живем благодаря способности познавать, любить и желать. Если мы не делаем этого, мы не будем способны вообще что-либо делать. Поэтому благодаря этому существует очевидность того, что для принятия любого решения мы так или иначе используем три указанные способности человека. Принимая каждое решение, мы используем наши способности познавать, любить и желать. Проблема заключается в том делаем ли мы это в позитивном или негативном направлении. Решение может быть положительным или отрицательным, частично положительным, частично отрицательным в зависимости от того, как мы развиваем указанные способности человеческой сущности. Это фундаментальный вопрос, потому что если мы не рассматриваем это, то мы принимаем решение рискованно, без достаточного внимания, не подчеркивая насколько важным является участие души в этом.

Рассматривая этот вопрос шаг за шагом, мы должны быть уверены, что понимаем важность этого вопроса. Например, вы согласны с тем, что человеческая душа имеет три указанные способности? Может быть, есть еще четвертая сила, которую мы не упомянули? (Из зала добавляют, с их точки зрения, дополнительные свойства души, но все они, по мнению д-ра Данеша, входят в упомянутые им три способности). Например, творческая способность является актом, действием, которое неизбежно требует вашей способности желать, любить и знать. Без этих трех способностей творческий процесс неосуществим. В Писаниях ислама, а затем в «Сокровенных Словах» Бахауллы говорится: «Я знал (знал = знание) о Моей любви к тебе и поэтому я сотворил тебя». Поэтому для того, чтобы иметь творческую способность, вы нуждаетесь в знании и любви, затем вы используете свою способность выражать волю для того, чтобы создать что-либо. Таким образом, творческая способность – это продукт этого процесса.

В «Парижских беседах» Абдул-Баха говорит, что человеческая душа, человеческий дух может или освещаться Святым Духом или нет. Другими словами мы направляем наш дух к Проявлению Бога или нет. Если мы движем нашу душу в направлении Проявления Бога, если мы движем наш дух в сторону Святого Духа, тогда все силы нашей души умножаются: наша способность познавать, любить и выражать волю сразу раскрываются и умножаются. С другой стороны, если мы не направляем нашу душу в сторону Святого Духа, она атрофируется, становится все меньше и меньше, способности души становятся слабее, слабее и слабее. И человек с такой душой начинает совершать акты разрушения быстрее, чем акты любви и созидания. Повторяю: это в том случае, если душа не стремится к Святому Духу. Вот почему одна и та же душа может принять очень плохое или очень хорошее решение. Это не верно, что у людей, которые принимают плохие решения, нет души, потому что у каждого человека есть душа. Вопрос не в этом. Вопрос состоит в том, насколько душа, ее способности развиты или тренированы. Именно это определяет тип решения, которое мы принимаем. Это определяет путь, по которому мы идем по жизни, относимся к жизни, к конфликтам, к трудностям. Вот в чем различия и ничего другого. Вот почему так важно перед тем, как обсуждать вопрос консультации, обсудить суть процессов, с помощью которых мы можем развить нашу истинную сущность, нашу духовную сущность: способность познавать, любить и выражать волю. По сути, мы, как человеческие существа, являемся смесью знания, любви и желания. Счастливы ли вы от такого определения человека? Или вы чувствуете, что-то в этом определении упущено?.

«Люби Меня, и Я буду любить тебя». Вы выбираете любовь к Богу, и Бог будет любить вас. Это отражение является нашей ответственностью. С одной стороны, Бог делает то, что желает нам; с другой стороны, когда мы умираем и приходим в присутствие Бога, Он нас спрашивает, почему ты делал то-то и то-то. И если вы скажете, что делали это, потому что все так поступали, то Бог ответит, что такое объяснение, конечно, нельзя принять, потому что Вера любого человека не зависит от воли другого человека. С одной стороны, Бог скажет, что мы полностью отвечаем за наши поступки, а с другой стороны, Он делает то, что пожелает. Это является таинством Веры. Но вы совершенно правы. До тех пор, пока мы ничего не делаем, пока мы не используем нашу способность выражать свою волю, до тех пор мы не привлечем к себе благословение Бога. Наши действия являются магнитом, который притягивает к нам благословение Бога. Без действий мы далеко вперед не продвинемся. Поэтому Абдул-Баха говорит, что в Вере бахаи понятие Веры связано с действием. Мы должны действовать для того, чтобы выразить нашу Веру. Это Вера в действии.

Теперь поговорим о чувствах. Сколько у нас есть видов чувств? У нас есть два основных типа чувств: хорошие чувства или плохие чувства. (Смех в зале). Это очень глубокомысленное определение (Смеется сам). У нас или хорошие или плохие чувства. Давайте опишем хорошие чувства: счастье, радость, близость, единство; плохие чувства: грусть, печаль, страх, злость, зависть и т.д. Поразмышляйте о них немного. Что они из себя представляют? Если вы глубоко задумаетесь над нашими чувствами, вы увидите, что хорошие чувства являются показателем того, что любовь присутствует, а плохие чувства показателем того, что она отсутствует. Хорошие чувства являются различным образом выраженная любовь, плохие чувства – отсутствие любви.

Бахаулла говорит, что любовь является наиболее мощной силой Вселенной. Это тот магнит, который объединяет все человечество. Это является источником притяжения. Это является тем, что соединяет разное вместе, образуя новую сущность. Например мужчина и женщина, соединяясь в браке, образуют новое семью, затем рождаются дети. Сущностью любви является сила притяжения, которая объединяет разные сущности. Почему мы находимся здесь вместе? Потому что у каждого из нас есть одно и то же притяжение – Бахаулла. Вот почему мы здесь. Притяжение, которое мы имеем с вами к Бахаулле, объединило нас в состоянии любви. Вот то, что произошло. Поэтому, когда мы говорим о любви, мы говорим о той трансцендентальной вселенской силе, которая определяет ее присутствие или отсутствие, определяет наши чувства, которые мы выражаем.

Когда я говорил о плохом или хорошем, я не имел ввиду моральную сторону дела, я подразумевал плохие или хорошие чувства. Чувства не могут быть плохими, потому что мы чувствуем это. Это очевидно. Некоторые признаки приятны, некоторые признаки неприятны. Нам нравятся некоторые чувства и нам не нравятся некоторые чувства. Чувства всегда есть. Главное мы должны понять почему они такие, как есть. Недостаточно сказать, что у нас есть хорошие и плохие чувства, потому что мы являемся людьми, важнее понять как эти чувства возникают. Поэтому мы должны создать условия, в которых мы в наибольшей степени испытываем чувства, которые нам нравятся. И это направляет нас к вопросу любви. Потому что, когда мы питаем любовь к чему-либо, мы испытываем радость, спокойствие, защищенность, комфорт. В том случае, когда любовь отсутствует, мы испытываем противоположные чувства. Поэтому вопрос о том как стать человеком, который любит, вопрос о том как любить является столь коренным во всех аспектах развития человека. И поэтому он является также фундаментальным вопросом Веры.

На вопрос Г. Костанди относительно значения трудностей в развитии души д-р Данеш ответил: «Вы совершенно правы. Абдул-Баха говорит, что жизненные трудности больше способствуют развитию души, чем комфорт. (Кто-то в зале рассуждает на тему любви, но не слышно. После этого д-р Данеш дает ответ). Когда люди говорят о любви, они исходят из того, что любовь это хорошее чувство. Любовь является очень мучительным, болезненным феноменом. Это очень сложное явление. Действительно, если вы влюбляетесь, у вас появляются трудности. Что вы должны сделать в первую очередь, если влюбились? Вы должны забыть себя, вы должны думать о другом человеке, вы должны страдать, с этого момента вы постоянно находитесь под страхом того, что расстанетесь с этим человеком. Вот почему Бахаулла в одном из своих Писаний указывает, что любовь и боль сосуществуют вместе.

Давайте подумаем о физической боли. Вы знаете для чего предназначена физическая боль? Она защищает нас от разрушения. Когда у нас болит в желудке, это является сигналом того, что там что-то неладно и вы должны пойти к врачу, обследоваться и предпринять меры, чтобы вновь быть здоровым. Это сигнал. Это знак любви Бога к нам. Существует одна болезнь, при которой пациент не испытывает боли. Такую болезнь следует считать самой коварной. Что это за болезнь? Проказа. Да. При этой болезни человек не испытывает боли, нет никаких сигналов о ней. Если вы не испытываете боли в своей душе, вы больны проказой души. Человек, у которого проказа души, может убить, изнасиловать, украсть, может сделать, что угодно, не испытывая душевной боли. Поэтому эта болезнь так ужасна. Это метафорическое представление об этой проблеме в целом.

В обычном смысле боль и любовь тесно связаны друг с другом, в духовном смысле они неразделимы. Потому что, когда мы влюбляемся, мы должны страдать, быть чистосердечными, должны понимать, что близость и разлука являются мучительными. Близость является мучительной, потому что вы должны отказаться от своей воли. Расставание является мучительным, потому что от вас уходит любимый вами человек. И из-за этой динамики любовь с сопутствующей ей болью становится главным источником вашего развития, вашей эволюции, вашего созревания.

Таким образом, мы описали главные движущие силы нашей сущности: способности познавать, любить и желать. Какая из них является наиболее важной? Все три важны. Например, чтобы понимать, надо знать. Значит знать является очень важным. Но как любовь связана с познанием? Задумывали ли вы над этим? Главное здесь то, что нельзя что-либо любить, не зная его. Вы любите то, о чем знаете. Причина того, что люди не любят Бахауллу, заключается в том, что они не знают о его существовании. Если бы они знали о его существовании, в их сердцах появилось бы желание любить и они бы полюбили его. Всегда, в противоположность тому мнению, что любовь слепа, чтобы любить, надо знать; мы должны знать объект нашей любви. Потому что в противоположном случае... (лектора прерывают репликами из зала, которые не слышно. Затем он продолжает). Да. Если я люблю это дерево, я буду сидеть возле него. Любовь всегда концентрируется на чем-то, она ограничена чем-то и чем уже это ограничение, чем уже смыкается круг, тем ограниченней ваша любовь. Большинство людей что любят, кого любят? Они любят себя. Большинство людей не видят ничего дальше себя.

Теперь мы перейдем к вопросу о том, как связаны между собой знание (познание) и выражение воли (желание). Вы не можете желать чего-то, если у вас нет желания. Вы должны осознавать, что вы желаете чего-то, для того, чтобы сделать это. Если у вас нет видения того, что делать, вы не сможете сделать это. Человек, если он собирается что-то сделать, вначале создает в своем сознании образ этого, а затем делает это. Например, какую-либо вещь. В противном случае вы ее не сделаете По этой причине архитектор вначале чертит на бумаге, а затем строит. Потому что желание сделать какую-либо вещь или поступить каким-либо образом, требует знания этого. Желание требует воли. Например, многие люди хотят быть богатыми. И независимо от того сколько у них есть денег они желают иметь их еще больше и больше. То есть желание может быть полезным для вас или нет. Поскольку это предмет вашего страстного желания, это становится частью вашего «Я». Желание становится связанным с жадностью. Не имеет значения сколько вы хотите еще иметь. Важно будет ли ваше желание полезно вам.

Теперь о понятии «потребность». Потребность – это то, в чем мы нуждается, чтобы быть здоровыми людьми. Например, мы нуждаемся в пище, любви, в 5 минутах (последнее – подсказка из зала, все смеются). Нам нужен Бог. Правильно? Не всегда то, что мы желаем, находится в гармонии с тем, в чем мы нуждаемся. В этом проблема, от этого возникают проблемы. Мы желаем массу вещей, в которых мы не нуждаемся. Вы помните в «Сокровенных словах» Бахаулла говорит: «О друзья мои! Помните ли вы то истинное и лучезарное утро, когда в святом и благословенном месте сем вы собрались пред лицом Моим под сенью древа жизни, что растет в преславном раю? Исполненные трепета слушали вы, как я произносил три священнейших речения: «О друзья! Не предпочитайте свою волю Моей. Никогда не желайте того, чего Я не желал для вас. Не приближайтесь ко Мне с безжизненными сердцами, оскверненными желаниями и вожделениями сего мира. Если очистите ваши души, тотчас вспомнится вам то место и состояние, и справедливость речений Моих станет явной для каждого из вас».

Не предпочитайте свою волю Моей – это будет третьим вопросом, который мы будем обсуждать. У нас есть воля и у Бога есть воля. И вся драма жизни человечества состоит во взаимодействии между волей Бога и человека. До создания человека не было такой проблемы, как столкновение воли Бога и человека. Но по той причине, что нам была дана свобода воли, сформировались удивительные условия. Суть их состоит в том, что мы можем действовать против воли Бога. И в упомянутом стихе 19 «Сокровенных Слов» говорится: 1) «Не предпочитайте свою волю Моей» и 2) «Никогда не желайте того, чего я не желал для вас». А что Бог желает нам? Что чаще всего упоминается в писаниях Бахауллы и Абдул-Баха? Например, Абдул-Баха говорит: «Я желаю вам умения различать. Я желаю, чтобы вы не подчинялись себе (не слушались себя)». Во многих местах Они пишут о том, что Бог желает нам. «Никогда не желайте того. чего Я не желал для вас». И третье: «Не приближайтесь ко мне с безжизненными сердцами». Что такое безжизненные сердца? Сердце – это место, где находится любовь. Верно? Безжизненное сердце – это сердце без любви. Вы знаете сколько людей имеют безжизненные сердца? Вы проходите мимо них, не вступая с ними в контакт, вы ничего не чувствуете; вы проходите мимо них, как будто они не существуют, потому что у них безжизненные сердца. Внутри этих людей нет любви.

Но невозможно не любить. Потому что каждый человек что-то любит. Поэтому, когда мы говорим о сердце, лишенном любви, мы имеем ввиду сердце лишенное любви Бога. До тех пор пока человек лишен любви Бога, до тех пор этот человек имеет любовь к чему? Бахаулла пишет об этом. «Не приближайтесь ко мне с безжизненными сердцами, оскверненными желаниями сего мира. для желания нужна воля. Желания являются возбудителем низменных сторон человеческой сущности. Вот в чем суть. Желания вступают в связь с нашими увлечениями, страстями, жадностью, с желанием приобрести все больше и больше, даже то, в чем мы не нуждаемся; с излишествами – например, многие люди едят слишком много даже тогда., когда они уже сыты и нет необходимости есть дальше. Вы знаете, что желания расходятся в разных направлениях.

Потребности – это то, что нужно для нашего роста и жизнедеятельности. Это то, в чем мы нуждается. И наша воля является той силой, которая определяет является ли то, что мы хотим, нашим желанием или потребностью. Потому что желание и потребность это не одно и то же. Таким образом, мы делаем выбор. Например, диабетик желает сахар, но он не нуждается в нем. И он решает есть ли ему сахар или нет. Или, например, в отношениях с нашими родными, с женой у нас есть желание быть скверными по отношению к ним, потому что они разозлили нас, но отношения любви в браке не нуждаются в этом. Поэтому, когда мы выбираем между нашим желанием и потребностью, то мы должны понимать, что брачные отношения требуют сострадания (сочувствия), любви и единства. Но большинство людей следуют за своими желаниями, критикуя друг друга, сердясь друг на друга, унижая друг друга и т.д. Что заставляет их делать это? Их способность желать, наличие у них воли. Но желание и потребность это разные вещи.

Смотрите, что получается, когда жизнь становится потребительской,. Потребительская жизнь определяется желанием, потому что вопрос приобретения материального не выполняет первостепенного в жизни: не имеет значения сколько вы имеете чего-либо. С точки зрения потребления этого недостаточно. Один человек говорит: «У меня есть миллион». другой: «У меня есть 10 миллионов», третий: «У меня есть миллиард». Не имеет значения сколько у них есть, все равно они не удовлетворены, они хотят иметь больше. Потому что это не дает истинного удовлетворения. Страсть к приобретению вырабатывает в человеке жадность.

Если вы живете духовной жизнью, возникает чувство противоположное жадности – удовлетворенность. Она требует насущных потребностей для вашей жизни и вашего удовлетворения: у вас есть жилище, пища, у вас есть определенная доля безопасности для вашего здоровья и т.д. Если у вас есть это, то вы не тратите остальное время вашей жизни на то, чтобы сделать еще большими ваш дом, кровать и т.д. И если вы не будете этим заниматься, что требует огромной затраты сил и энергии. вы сохраните их для осуществления более важных дел. Если вы не удовлетворены, вы становитесь жадными и желаете все больше и больше. Если же вы удовлетворены, вы желаете меньше и меньше. В этом случае ваша способность желать используется для того, чтобы познавать и любить. Вот что происходит, если вы используете эту способность различным образом.

Есть ли какие-либо замечания? Вопрос из зала (не слышно). Ответ: Желания не являются необходимостью по определению, потому что мы имеем их. Мы всегда желаем чего-то. Желание – это вызов. Сущностью человеческой природы, с одной стороны, является наличие желаний, а, с другой стороны, призыв к дисциплине, к контролю этих желаний. Это арена, где происходит духовная битва, где мы боремся. Для человека необходимо иметь желание, потому что, когда у него есть желание, у него есть выбор. У вас есть желание, потребность и тогда вы делаете выбор. Если у вас нет этого, у вас не будут возможностей для вашего духовного развития. Таким образом, по определению, волей Бога, когда он создавал человека, было желание вложить все это в нашу сущность. И когда Бог вложил в нас эти способности знать, любить и желать, тогда мы приобрели все, что необходимо для нашего развития, все для того, чтобы мы развили наши способности и стали уникальными личностями. Каждый из нас делает это. Это действительно великая честь. Создатель говорит нам: «Я так люблю вас и так вам доверяю, что даю вам свободу сформировать свою жизнь самим. Я даю вам все, что вам нужно, для того, чтобы вы сформировали себя, как можно лучше. И после этого я скроюсь от вас».

Если ваш начальник будет все время бурчать и говорить: «Сделайте это, это и это; делайте так, так и этак», вы не будете рады этому. Но если он приходит и говорит: «Я даю вам право самостоятельно решать. Вы свободны. Это означает, что я доверяю вам, полагаюсь на вас. Вот наставления, руководства, которыми вы можете пользоваться, потому что я доверяю вам». Это более высокий уровень функционирования.

Таким образом, желания и потребности являются частью человеческой сущности. То же самое можно сказать о различных наших чувствах: печаль, счастье, спокойствие, тревога и т.д. Все они являются частью нашего существа. Человек является комбинацией всего этого. Мы являемся вселенной. и вместе с тем мы имеем внутри себя разные конфликтные условия и силы. И поэтому для своего духовного развития мы должны одухотворить наши желания. Абдул-Баха говорит в «Ответах на некоторые вопросы»: «Для человека естественно иметь желания. Например, маленький ребенок имеет много желаний, он даже жаден: он хочет иметь больше и больше. Поэтому мы должны преобразить эти желания во что-то хорошее, например, в желание знания, желание справедливости». Поэтому вы берете что-то, одухотворяете его и оно становится чем-то хорошим. Это процесс, который необходимо постоянно осуществлять. Вы не должны отказываться от желаний, вы должны одухотворять их. Например, если вы хотите помочь кому-то, вы таким образом одухотворяете свое желание (это ответ на чье-то рассуждение вслух в зале). Мы знаем, что хорошо для других. Это есть в Писаниях. Мы находимся в определенном окружении. Мы далее поговорим о том, как развить нашу духовность здоровой.(Вопросы из зала, но их не слышно). Ответ: «Вы всегда должны жертвовать менее важным для более важного (Абдул-Баха). И вы решаете, что есть более важное, самое важное. Мы всегда делаем это. Это формула».

Как вы знаете, одним из наиболее важных признаков жизни является рост, развитие. Если вы не растете, вы разрушаетесь. Что нам следует знать, над чем задуматься так это то, как наши способности познавать, любить и желать растут, развиваются, что является результатом этого роста. Это очень сложное явление и я не собираюсь описывать его в деталях, поскольку это рассматривается не в этом, а в других курсах. Я хочу остановиться на этом лишь вкратце. Если вы желаете приобрести больше знаний об этом, вы можете почитать мои некоторые книги. которые имеются здесь в Ландегг. Я понимаю, что я не удовлетворю все ваши желания знать, но вы можете задать мне вопросы и мы обсудим их, т.е. действовать в духе консультации.

Нам важно разобраться в том, как наши способности познавать, любить и желать развиваются, развертываются. Это происходит в различных направлениях, по многим параметрам. Они развиваются по биологическим, физиологическим и духовным параметрам. Они разворачиваются в этих трех направлениях, областях. Наша способность познавать биологически не находится под нашим контролем. Мы должны рассматривать не только развитие отдельного индивидуума, постепенное развитие его мозга и способность осознавать окружающее, мы должны, поскольку человек существо социальное, проследить эволюцию социума, эволюцию человеческого общества. Мы говорим не только об эволюции отдельного человека, мы говорим об эволюции человечества в ходе его истории.

С биологической точки зрения уровень способности познавать, как вы знаете, тесно связан с размером мозга. Точнее с долей мозга по отношению к массе тела (соотношение мозг: тело). Кроме человека, как вы знаете, значение этого соотношения в животном мире наибольшее только у дельфинов. Их считают наиболее умными в животном мире после человека. Мозг изменялся в течение 20-40 млн. лет. Что касается человеческого мозга, то он стал таким, каким он есть сейчас, недавно – 400 тыс. лет тому назад. Развитие человеческого мозга существенно отличается от развития мозга других животных. Способность нашего мозга познавать очень тесно связана со здоровьем нашего мозга, потому что мозг это орудие познания. Любая наша деятельность, в том числе и способность понимать, требует для своего осуществления средства, орудия. Этого же требует наша умственная, психическая, духовная деятельность. Физическим орудием для осуществления нашей способности познавать является мозг.

Теперь относительно любви. Причиной того, что люди связывают любовь с сексуальностью, состоит в том, что сексуальность является средством, с помощью которого люди могут наилучшим образом выразить чувства единения, быть вместе. Вот почему с материалистической точки зрения любовь и секс – это одно и то же. Потому что все в этой жизни нуждается в физическом средстве. И если у вас нет духовной ориентации, любовь и секс становятся для вас одним и тем же. Даже если между людьми и нет сексуальных отношений, все равно они могут выражать любовь друг к другу каким-то образом: стремлением быть вместе, проявляя заботу, даря подарки и т.д. Мы делаем все это, потому что орудие любви носит физический характер. Даже если женщина делает прическу, применяет косметику, заботится о своей одежде, т.е. в целом о своем внешнем виде, – это тоже относится к физическому орудию любви (о мужчинах можно сказать то же самое). Таким образом, это физическая сторона любви. Что касается психологической стороны развития способности познавать, любить и желать – это намного более сложный вопрос. Потому что любить, познавать и желать – это три вопроса, которые психологически выражаются с помощью трех движущих сил.

В ходе всей истории человечества сила была главным источником, главным орудием, с помощью которого люди использовали свою способность познавать, любить и желать, способности, играющие главную, решающую роль в принятии решений. Эти три способности крайне необходимы для развития человека.

В ходе роста и развития ребенка в его психике, сознании происходят изменения и он начинает сравнивать себя со взрослыми. Он – маленький, взрослые – большие; он – слабый, взрослые – обладают силой. Ребенок не может взять то, что ему хочется, взрослые могут. Таким образом в сознании ребенка формируется представление о том, что если ты хочешь иметь что-то в жизни, ты должен обладать силой (властью). То есть, сила (власть) становится орудием, с помощью которого вы можете получить то, что желаете. Существует несколько типов власти. Одним из ее типов является власть информации, власть знания; другой тип – это эмоции: вы или даете любовь или говорите о ней и таким образом приобретаете власть над другим человеком. Какие еще есть эмоции, обладающие властью? Ответ из зала: «Гнев». Обладает ли гнев властью? Вы знаете, что когда большой, огромный человек рассердится и начинает повышать голос, кричать, вы сразу же решаете, что должны сделать то, что он хочет, потому что его эмоции обладают огромной силой. Какие еще есть эмоции, обладающие силой (властью)? Ответ из зала: «Любовь». Нет, любовь в полном смысле – это не эмоция, это универсальная сила, из которой исходит множество эмоций. Агрессия, насилие, гнев принадлежат к одному и тому же классу эмоций. Страх. Да. Он обладает огромной силой, властью. Если человек напуган (запуган, испуган) он сделает все, что нужно, лишь бы страх исчез. Слабость. Это очень интересный феномен. Это пассивная сила. Это сила, которая выражается пассивным путем. Зависимость. Она также обладает силой. Например, во почему ребенок, поскольку он слаб, должен находиться под контролем взрослого, более сильного и опытного человека.

Существуют и другие способы, с помощью кото<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: