Учреждение судебных установлений




Содержание

 

Аграрная реформа в Беларуси в середине

XVI века……………………………………………. 3

 

Реформы……………………………………….....10

 

Тест: Московская Русь в лицах 16-17 век. 22

 

Библиография «Европейские конфликты 16-17 века» 23

 

Литература. 24


Аграрная реформа в Беларуси

В середине XVI века

В ВКЛ в XIV — первой половине XVI в., как и в других раннефеодальных государствах, шел процесс становления и дальнейшего развития феодальных отношений, феодального способа производства. В основе феодального способа производства лежала феодальная собственность на землю — основное средство про­изводства и одно из важнейших условий его осуществления. Здесь, как и в других государствах, верховным собственником земли, её распорядителем был великий князь. Он регулировал земельные владения феодалов в государственных, финансовых и военно-политических целях. Средние и мелкие феодалы составляли шля­хетское (дворянское) сословие. Начало ему положил привилей Ягайло 1387 г. В основном, это были дружинники князей и пред­ставители великокняжеской администрации.

На одинаковом положении со шляхтой, получившей дворян­ство не за военную, а за гражданскую службу, в ВКЛ находились татары. Во время походов на Дон в 1397 — 1398 гг. Витовт взял в плен много татар и поселил их на границе с Тевтонским орденом и вокруг замков внутри государства. Их основной обязанностью было несение военной службы и поставка лошадей в армию во время войны. Бояре — шляхта, земяне и татары имели земельные наделы на разных условиях. Самым древним типом феодального землевладения было фактическое владение землей, пожалованной великим князем. Эти владения, как правило, был наследственными. Наряду с выслугами «на вечность» великий князь раздавал земельные владения своим приближенным и до «воли и ласки господарской», не определяя сроков владения. Но такой порядок не удовлетворял феодалов, так как держал их неизвестности. Поэтому великий князь начал вскоре определять сроки владения землей: «до живота», т.е. пожизненно; «до двух животов», т.е. с правом передачи детям; «до трех животов» — правом передачи детям и внукам и т.д. В интересах государственной службы возник также особый тип феодального землевладения­— «на ленном праве», т.е. с правом перехода земли наследникам только мужского пола. Но при всем этом бояре — шляхта, земяне и татары могли владеть землей только при условии служ­бы верховному правителю страны — великому князю. По прекра­щении службы или при плохом ее выполнении земля изымалась.

Наряду с великокняжескими доменами существовало боль­шое количество независимых поместий, владельцы которых распоряжались ими «с полным правом и панством». Это были, в основном, поместья бывших удельных князей — Рюриковичей и Гедеминовичей. Епископские кафедры, церкви и монастыри пользовались такими же правами на землю. Таким образом, феодальная собственность на землю в ВКЛ была сословной и носила иерархический характер, а феодальное землевладение, особенно мелких и средних феодалов, было первоначально условным (при условии службы) и ограниченным. Но такое положение не удовлетворяло феодалов. Они вели борьбу за передачу им земли в безусловное владение.

Первыми добились такого права в ВКЛ литовские феодалы, принявшие католичество, на основе привилея Ягайло от 22 февраля 1387 года. В 1413 г. это право получили и белорусские феодалы католического вероисповедания. Православные белорусские феодалы добились этого права только в 1432 г., когда они активно поддержали Свидригайлу. Ягайло, стремясь лишить Свидригайлу социальной поддержки, издал привилей, уравнивающий в имущественных правах православную шляхту и католическую. Позже это было подтверждено привилеями Сигизмунда Кейстутовича в 1434 г. и Казимира Ягелончика в 1447 г. Но феодалы, владея землей (вотчиной или поместьем) на любом из условий, не могли обойтись без крестьян, которые ее обрабатывали. Крестьяне получали землю из рук феодала, но не в собственность, а в пользование, за что должны были выполнять в пользу ее владельца разные повинности: дань, оброк продуктами, денежный оброк, барщину и т.д. В XI — XIV вв. основной формой феодальных повинностей был оброк продуктами. С XV в. феодалы ВКЛ начали вводить для крестьян денежные оброки. Это было связано с развитием ремесла и ростом городов. Кроме выполненияповинностей в пользу феодалов, крестьяне платили еще общегосударственные налоги, поборы в пользу церкви — десятину. Размеры повинностей, которые выполняли крестьяне, зависели от размера земельного надела, которым пользовалась крестьянская семья. В большинстве своем наделы находились в пользовании не отдельных крестьянских семей, а товариществ, которые состояли из разросшихся семей. Такое экономическое взаимоотношение диктовалось необходимостью корчевания леса, од­новременной эксплуатацией других сельскохозяйственных угодий. Если крестьянское хозяйство не справлялось с возложенными на него повинностями, то феодал подсаживал к нему посторонних людей— «сябров». Крестьяне и сами часто брали себе в «подмогу»посторонних людей — «потужников», которые помо­гали им обрабатывать землю и нести повинности («на четверти», «половине» и др. условиях). Такая организация крестьянского и помещичьего хозяйства просуществовала в ВКЛ до второй поло­вины XVI в., до известной реформы Сигизмунда - Августа «Уста­ва на волоки».

В 1557 г. Сигизмунд - Август II провел в своих владениях аг­рарную реформу с целью упорядочить крестьянское землеполь­зование и увеличить доходы казны. Согласно этой реформе крес­тьянский надел составляла волока размером в 33 морга, или 23,41 га земли, независимо от качества земли. Крестьянам отво­дились также еще земли общего пользования: сенокосы, леса и т.д. Земля в ходе реформы в первую очередь отводилась под госу­дарственные дворы — фольварки, которые организовывались на лучших землях, по 200 — 400 га каждый (8 —15 волок). Крестьян­ские наделы распределялись по жребию по одной волоке на двор. Переселяемые на новые наделы крестьяне делились на 2 разря­да — тяглых и осадных. Количество тяглых крестьянских дворов зависело от размера фольварка. На одну волоку фольварочной земли отводилось семь волок тяглых. Тяглые крестьяне своим тяг­лом и инвентарем должны были обрабатывать фольварочную зем­лю. Основной повинностью их была барщина — 2 дня в неделю с волоки. Кроме того, они выполняли и другие повинности: давали овес, сено, гусей, кур, яйца, платили оброк деньгами, несли сто­рожевую службу, предоставляли подводы, ходили на «гвалты» «толоки», ремонтировали дороги, мосты и т.д. Выполнение по­винностей строго регламентировалось.

Остальных крестьян великий князь селил на осаде. Осадные крестьяне вместо барщины платили денежный оброк. Остальные повинности у них были такие же, как у тяглых крестьян.

В результате осуществления реформы 1557 г. в ВКЛ появи­лась еще одна категория крестьян — огородники. Так стали назы­вать дворовых людей, которых великий князь посадил на землю, наделив каждого из них 3-мя моргами земли. Их селили вблизи фольварков. Основной повинностью огородников была барщина — 1 день пешью за один душевой надел.

Первоначально реформа была проведена только в великок­няжеских имениях и только в западных воеводствах. Главным ее результатом было прикрепление крестьян к земле. Поэтому ее начали проводить и феодалы в своих поместьях. Первоначально основная масса крестьян в ВКЛ была вольными — «похожими» людьми, т.е. лично свободными. Они находились исключительно в экономической зависимости от феодалов, так как земля явля­лась их собственностью. Пока феодалы не закрепили землю в неограниченную собственность, они не посягали на личную сво­боду крестьян. Первым законодательным актом, ограничивающим личную свободу крестьян в ВКЛ, был привилей Казимира Ягелончика 1447 г., по которому великий князь брал на себя обязатель­ство не принимать в свои владения крестьян из помещичьих хозяйств и обязывал феодалов придерживаться этого же правила по отношению к государственным крестьянам. Следующим этапом в оформлении крепостного права в ВКЛ стал «Судебник» Казимира Ягелончика 1468 г. По нему крестьяне, прожившие на земле феодала или великого князя на протяжении одного или более поколений, объявлялись «старожильцами», «отчичами» и уже не могли покидать своих наделов без согласия владельца, т.е. становились «непохожими» людьми. По первому Литовскому ста­туту 1529 г. срок старожильства уже был сокращен до десяти лет. К тому же за право ухода от феодала крестьянин должен был уп­латить «пожилое» (компенсацию за предполагаемый ущерб) в размере 5 литовских грошей — огромнейшую по тому времени сумму (стоимость примерно 20 коров). Все это значительно ограничивало личную свободу крестьян. Но, несмотря на это, крестьяне «отчичи» еще могли освободиться от «неволи», продав свою «отчизну» другому. Не держали феодалы и разорившихся крестьян -«отчичей». К тому же принцип земской давности, или «старожильства», распространялся далеко не на всех, а только на глав крестьянских товариществ, за которыми числились наделы. Поэтому и после принятия I Литовского статута в феодальных поме­стьях продолжали жить свободные люди. На государственных землях также проживали так называемые крестьяне-слуги — бояре панцирные, бояре путные, конюхи, сокольничие и др. Они также были свободными, «вольными» людьми. Поэтому основным содержанием и основной задачей реформы 1557 г. и было прикрепление свободных, «похожих» людей к земле через наделение земельным наделом каждой крестьянской семьи в отдельности. Получив отдельные наделы, они автоматически попадали под действие принципа «земской давности» и становились «отчичами», «старожильцами», т.е. людьми «непохожими». К концу XIV в. «похожие» и «непохожие» крестьяне слились в одну категорию крепостных крестьян.

В XIV — первой половине XVI в. в условиях дальнейшего развития феодального способа производства шел интенсивный процесс отделения ремесла и торговли от сельского хозяйства. Это сопровождалось ростом городов и поселков городского типа, которые в Белоруссии назывались — местечками. В источниках XIV — первой половины XVI в. упоминается примерно о 350 поселениях городского типа на территории современной Белоруссии. Большинство из них составляли местечки. Они делились на 3 группы: королевские (Скидель, Озеры), частновладельческие светские Зельва, Сморгонь) и церковные (Жировичи, Игумен) и другие.

Во многих белорусских городах, кроме ремесла и торговли, имели место и другие стороны экономической деятельности. Витебск и Полоцк были портовыми городами. Крупные и некоторые средние города и местечки были центрами ярмарочной торговли. Важнейшим показателем степени развития ремесел в городах было количество ремесленников и ремесленных специальностей. У каждого города были свои определенные ремесла. Однако это не было свидетельством территориального разделения труда, потому что ремесленники в основном работа­ли на заказ или были связаны только с потребностями своегогорода.

Чтобы закрепить свои права и обеспечить монополию на рынке, ремесленники стремились к объединению, созданию сво­их корпорации. Ими стали цехи. В белорусских городах они были 3-х типов: специализированные (входили ремесленники одной профессии), объединенные (2-х и более близких профессий) исборные (разных профессий). Объединившиеся ремесленники делились на мастеров, подмастерьев и учеников. Полноправными членами цехов были только мастера. Только из их числа выбира­лись руководители цехов («старосты», «цехмистры»). Ученики и подмастерья должны были подчиняться мастеру. Деятельность цеха и каждого его члена регламентировалась уставом.

Рост ремесел способствовал развитию торговой деятельнос­ти. В крупных городах торги проходили дважды, в небольших — раз в неделю. Порядок торговли регламентировался радой или владельцем города — феодалом. За продажу товара на рынке взи­мался побор. Торговые связи, существующие в то время, связы­вали не только город с деревнями и местечками, но и крупные города между собой. Тесная связь заграничной и внутренней тор­говли заставляла купцов искать способы и средства закрепления за собой монопольного положения на местном рынке. Для этого купцы, как и ремесленники, создавали свои корпорации. Цехи их существовали в Могилеве, Минске, Пинске, Слуцке и других го­родах, в некоторых городах они назывались братствами. Постоянная угроза быть ограбленными по дороге заставляла купцов создавать кассы взаимопомощи.

Одновременно с развитием ремесел и торговли в городах Белоруссии развивались кредитное дело и ростовщичество.

Торговые связи городов Белоруссии с городами соседних стран, а также внутри страны явились причиной создания раз­ветвленной сети торговых дорог («путей»). В первой половине XVI в. источники называют здесь более 20 крупных «путей» и «гостинцев».

При всей разновидности внутренних и внешних торговых путей в Белоруссии в XIV — первой половине XVI в. еще не сло­жился единый внутренний рынок. Для этого не было ни экономи­ческих, ни социально-политических условий. Главное, не было экономической специализации районов, что ослабляло экономические связи между отдельными территориями. Существовало также много других причин, которые отрицательно воздействовали на развитие торговли (своеволие магнатов и шляхты, раз­бой, грабеж и т.д.). Большим грузом на купечество ложились де нежные пошлины и натуральные сборы — «мыта».

Концентрация в городах оживленной ремесленной и торго­вой деятельности содействовала росту городского населения. В середине XVI в. оно уже составляло 1 — 3% от численности населения страны. Источники формирования городского населения были разными: за счет крепостных крестьян, свободных поселян, переселения в города феодалами своих крестьян и т.д. Не после­днюю роль играл натуральный рост населения. 80% горожан со­ставляли белорусы.

Кроме хозяйственно-экономической, города Белоруссии вы­полняли также административную функцию, были центрами воеводств, староств, поветов. В них действовали как постоянные, так и периодически создаваемые различные органы государственнойвласти (вальные сеймы, совещания Главного Литовского Три­бунала и др.). Города и местечки возникали как на государственных, так и на частновладельческих землях. С начала XVI в. во многих городах Белоруссии начали выделяться обособленные административные кварталы, которые находились под властью частных лиц или церкви, на их жителей не распространялась су­дебная и административная власть самого города. Такие кварталы назывались «юридиками». С укреплением экономической роли городов, их общественного значения росло стремление городско­го сословия расширить свои права и привилегии, которые обере­гали бы его от самовластья феодалов. Верховная власть поддерживала города. На этой основе сложился своеобразный союз городов с верховной властью, который выразился в значительном расширении права городов на самоуправление. В конце XIV в. в ВКЛначало распространяться самоуправление городов на осно­ве так называемого «магдебургского права». Под этим термином подразумевается совокупность правовых норм, свойственных феодальным городам Восточной Германии, перенесенных затем в Венгрию, Польшу и другие страны. Необходимо отметить, что на территории Белоруссии «магдебургское право» претерпело значительные изменения. До середины XVII в. это право получило большинство крупных городов Белоруссии.

Руководство городом на основе «магдебургского права» осуществлял городской магистрат, который состоял из рады и лавы. Магистрат возглавлял войт. Все города Белоруссии имели свое ополчение. Оно состояло из полков, полки делились на сотни, сотни — на десятки. В составе ополчения имелись и отряды кавалерии. Кроме городского ополчения, имелись и отряды так называ­емых «городских выбранцев». Они набирались из мещан, которые несли постоянную военную службу, но не бросали заниматься ремеслом и торговлей. Сила и мощь города базировались не только на его укреплениях. Не меньшее значение имело обеспечение горожан на случай осады провиантом и водой. В полном соответствии с нормами «магдебургского права» осуществлялась противопожарная безопасность, в городе постоянно дежурила пожарнаяохрана.

В связи с войнами принимались также меры по борьбе с эпидемиями. Превратившись в серьезную экономическую силу, горо­жане оставались униженным и обремененным многочисленны­ми налогами сословием.

 

РЕФОРМЫ

РЕФОРМЫ1860-70-х годов в России, комплекс реформ: крестьянская реформа 1861, земская реформа 1864, судебная реформа 1864, цензурная реформа 1865, городская реформа 1870, военные реформы 1860-70-х гг., морские реформы 1850-60-х гг., финансовые реформы 1860-х гг., университетская реформа 1863. Проведены самодержавием в условиях обострения социального кризиса. Способствовали развитию капитализма. В кон. 80-х — нач. 90-х гг. значительно ослаблены контрреформами.

УСТАВ О ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ

1 января 1874 г.

1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности.

2. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускаются. <...>

10. Поступление на службу по призывам решается жеребьем, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жеребья не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

11. К жеребию призывается ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым с 1 октября того года, когда набор производится, минул 21 год отроду.

12. Лицам, удовлетворяющим определенным условиям образования, предоставляется отбыть воинскую повинность без жеребия, в качестве вольноопределяющихся, на основании правил, изложенных в главе ХII сего устава. <...>

17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жеребию определяется в 15 лет, из коих б лет действительной службы и 9 лет в запасе...

18. Общий срок службы во флоте определяется в 10 лет, из коих 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.

20. Указанные в прошедших 17 и 18 статьях сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность.

36. Государственное ополчение составляется из всего нечислящегося в постоянных войсках, но способного носить оружие мужского населения, от призывного (ст. II) до 43-летнего возраста включительно. От призыва в ополчение не освобождаются до этого возраста и лица, уволенные из запаса армии и флота.

 

ПОЛОЖЕНИЯ О КРЕСТЬЯНАХ, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

19 февраля 1861 г.

«Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных. Положениях и Правилах.

2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу. В пользование сими правами они вступают тем порядком и в те сроки, какие указаны в Правилах о приведении в действие Положений о крестьянах и в особом Положении о дворовых людях.

3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком, то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.

4. Крестьяне за отведенный на основании предыдущей статьи надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности: работою или деньгами. <...>

6. Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению с соблюдением лишь следующих условий:

1) чтобы надел, предоставляемый крестьянам в постоянное пользование для обеспечения их быта и исправного отправления ими государственных повинностей, не был менее того размера, который определен с этою целию в местных положениях:

2) чтобы те повинности крестьян в пользу помещика, которые отправляются работою, определялись не иначе как временными договорами на сроки не долее трех лет... и

3) чтобы вообще заключаемые между помещиками и крестьянами сделки не были противны общим гражданским законам и не ограничивали прав личных, имущественных и по состоянию предоставляемых крестьянам в настоящем Положении.

Во всех тех случаях, когда добровольные соглашения между помещиками и крестьянами не состоятся, надел крестьян землею и отправление ими повинностей производятся на точном основании местных положений.

7. На сих основаниях составляются уставные грамоты, в которых должны быть определены постоянные поземельные отношения между каждым помещиком и водворенными на его земле крестьянами. Составление таковых уставных грамот предоставляется самим помещикам. Как на составление оных, так и на рассмотрение и введение их в действие назначается два года со дня утверждения сего Положения.

15. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются временнообязанными крестьянами.

16. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются крестьянами-собственниками.

17. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведование общественными делами предоставляется миру и его избранным на основаниях, в сем Положении изложенных.

18. Помещику впредь до прекращения обязательных к нему отношений крестьян, на его земле водворенных, предоставляется вотчинная полиция и попечительство над обществом сих крестьян. <...>

20. Для приведения в действие Положений о крестьянах и для разрешения особых дел, возникающих из обязательных отношений между помещиками и временнообязанными крестьянами, учреждаются в каждой губернии: 1) губернское по крестьянским делам присутствие; 2) уездные мировые съезды и 3) мировые посредники.

21. На крестьян, вышедших из крепостной зависимости, распространяются общие постановления законов гражданских о правах и обязанностях семейственных. На сем основании для вступления крестьян в брак и распоряжения в их семейственных делах не требуется дозволения помещиков.

22. Крестьяне, как отдельно, так и целыми обществами, могут входить на основании общих постановлений во всякие, законом дозволенные, договоры, обязательства и подряды. <...>

23. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право наравне с другими свободными сельскими обывателями и с соблюдением установленных в общих законах и в сем Положении правил:

1) производить свободную торговлю, предоставленную крестьянам, без взятия торговых свидетельств и без платежа пошлин;

2) открывать и содержать на законном основании фабрики и разные промышленные, торговые и ремесленные заведения;

3) записываться в цехи, производить ремесла в своих селениях и продавать свои изделия как в селениях, так и в городах;

4) вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующие оным подряды <...>

59. Пока крестьяне состоят в обязательных отношениях к помещику, на земле коего они водворены, сельский староста должен: крестьян, отправляющих издельную повинность, наряжать на работу, а с оброчных взыскивать оброк, сообразно с требованием помещика, основанным на правилах Местных Положений, и вообще немедленно исполнять законные требования помещика, под своею личною ответственностью, согласно с изданными о крестьянах Положениями. <...>

 

Из Положения о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий

... 2. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право выкупать в собственность усадебную их оседлость.

3. Приобретение в собственность крестьянами, вместе с усадебною оседлостью, полевых земель и угодий, отведенных им в постоянное пользование, допускается не иначе как с согласия помещика.

4. При приобретении крестьянами в собственность, вместе с усадебною оседлостью, полевого надела оказывается, в определенных сим Положением случаях, содействие от правительства посредством выкупной операции (выкупа). Содействие сие заключается в том, что правительство ссужает под приобретаемые на этом основании земли определенную сумму, с рассрочкою крестьянам уплаты оной на продолжительный срок, и само взыскивает следующие с них платежи как в счет процентов по выданной сумме, так и на постепенное погашение долга. Означенная- сумма выдается помещику процентными кредитными бумагами, по коим правительство принимает на себя уплату процентов и капитала. <...>

64. При приобретении крестьянами в собственность их надела по взаимному добровольному соглашению с помещиком, как без содействия, так и при содействии правительства, величина платежа за приобретаемые земли не ограничивается никаким определенным размером, а зависит единственно от усмотрения договаривающихся сторон: содействие же, оказываемое при сем правительством, заключается лишь в выдаче под приобретаемые земли определенной выкупной ссуды в установленных для нее в ст. 65 и 66-й размерах.

65. В основание для определения размера выкупной ссуды принимается денежный оброк, назначенный с крестьян в пользу помещика по уставной грамоте (на основании местных положений о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях), за предоставленный крестьянам в постоянное пользование усадебный и полевой надел. Если приобретается не полный по уставной грамоте надел, а часть оного, то для определения выкупной ссуды означенный оброк понижается соответственно уменьшению при сем надела и согласно правилам, установленным в помянутых местных положениях для исчисления денежных оброков.

66. Указанный в предыдущей статье годовой оброк за приобретаемую землю капитализируется из шести процентов, т. е. помножается на шестнадцать и две трети. Из исчисленной на сем основании капитальной суммы назначается в ссуду крестьянам для выдачи помещику, на основании ст. 4-й сего Положения, определенная часть, а именно: 1) при приобретении в собственность крестьянами полного по уставной грамоте надела — четыре пятых (т.е. 80 коп. на рубль), 2) при приобретении надела уменьшенного — три четверти (т.е. 75 коп. на рубль).

113. Крестьяне, приобревшие в собственность землю при посредстве выкупной операции, обязаны вносить в казну ежегодно взамен следовавшего помещику за сию землю оброка по шести копеек на рубль с назначенной правительством выкупной ссуды впредь до погашения оной. Таковые платежи именуются выкупными. <...>

114. Выкупная ссуда погашается взносом выкупных платежей в продолжение сорока девяти лет со дня выдачи ссуды. <...>

 

ИЗ МАНИФЕСТА 19 ФЕВРАЛЯ 1861 г.

«О ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕМ ДАРОВАНИИ КРЕПОСТНЫМ ЛЮДЯМ ПРАВ СОСТОЯНИЯ СВОБОДНЫХ СЕЛЬСКИХ ОБЫВАТЕЛЕЙ»

... Мы начали сие дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам.

Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в Главном по сему делу комитете; и составленные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены в Государственном совете.

Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делу исполнительное движение.

В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.

Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников...

... существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок.

Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:

1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.

2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.

3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.

4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.

5. Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет со дня издания настоящего манифеста.

6. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности.

7. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов. <...>

И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта.

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1 января 1864 г.

1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются настоящим положением.

7. Земские учреждения в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить из круга указанных им дел; посему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Всякое определение их, в противность сему постановленное, признается не действительным.

9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам... Министр внутренних дел, с своей стороны, в промежуток времени между двумя сроками заседаний земского собрания может остановить постановление, противное законам или государственным пользам; сообщая о том собранию в первое назначенное для его заседаний время.

13. Уездные земские учреждения суть: уездное земское собрание и уездная земская управа.

14. Уездное земское собрание составляется из земских гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами, б) городскими обществами, в) сельскими обществами.

23. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса:

а) лица, владеющие в уезде на праве собственности пространством земли, определенным для того уезда в прилагаемом расписании;

б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом ценою не ниже 15 тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленным или хозяйственным заведением, не ниже той же капитальной ценности или имеющим общий годовой оборот производства не менее 6 тысяч рублей;

в) назначенные... поверенные от частных владельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространством земли или имуществом, указанным в двух предшедших пунктах а) и б) сей статьи, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного;

г) уполномоченные от нескольких землевладельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространством земли, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного;

д) уполномоченные от священнослужителей, владеющих в уезде церковною землею в размере, определенном в 462- 465 ст. Свода законов. <...> 28. В городских избирательных съездах участвуют:

а) лица, имеющие купеческие свидетельства;

б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промышленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6 тысяч рублей;

в) лица, владеющие на городской земле недвижимою собственностью, оцененною для взимания налога в городских поселениях, имеющих более 10 тысяч жителей, не ниже 3 тысяч рублей и во всех прочих городских поселениях — не ниже 500 рублей;

г) назначенные... поверенные от частных владельцев и также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих заведениями или имуществом, указанными в пунктах б) и в) сей статьи. <...>

30. Съезды для избрания уездных гласных от сельских обществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды. Этих выборщиков полагается не свыше трети общего числа лиц, имеющих право по закону участвовать в волостном сходе, с тем, чтобы от каждого сельского общества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя. <...>

43. В уездном земском собрании председательствует уездный предводитель дворянства. <...>

48. Избранный земским собранием председатель уездной управы... утверждается в этой должности начальником губернии. В случае отсутствия председателя место его заступает о



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: