Педагогика самосозидания




 

Никто не может помешать нам делать то, что мы хотим.

(Р.Бах «Иллюзии»)

 

Технология «Педагогика самосозидания» делает акцент на развитии личности, ее уникальности, это поиск пути к себе, поиск своего предназначения, образование своего «Я».

Жизнь общества рассматривается в двух направлениях:

а) организационно-технологическом, в основе которого лежит целеполагание, ориентация на полезность, позитивность, рисуется радужный характер идеала, причем, негативное не планируется;

б) спонтанном, нерегулируемом, которое является настоящей жизнью.

И школа – подготовка ребенка к жизни, а реальная жизнь разнообразна. Поэтому, проживая в школе одиннадцать лет, где все заранее известно, стандартно, ребенок (ученик) оказывается не готов к разнообразию мира, в котором ему предстоит жить и самостоятельно принимать решения, осуществлять выбор. Вот почему одной из проблем воспитания личности является добавление негативного (лень – двигатель прогресса: не хочется ходить – изобретай велосипед). И здесь возникает проблема выбора пороков, а они имеют парные понятия (добро – зло, любовь – ненависть, смелость – трусость и др.) и сверхпороков (подлость, воровство и др.), которые не имеют обратной стороны.

А проблема обучения – это проблема незнания. Незнание всегда рождает вдохновение, а знание предполагает стереотипность. Незнание – это выход за пределы осязаемости. Если знания отражают результаты сознания, являясь его статическим характером (прошлое), то незнание представляет собой динамический характер познавательного процесса (будущее). Незнание не содержит нового знания, это формула «расстояния» между старым и новым знанием. Ситуация незнания порождает особое познавательное состояние человека, представленного широким спектром переживаний (от чувства подавленности до необычайной радости и вдохновения) в зависимости от субъективного предназначения и функции зафиксированного незнания. Формами существования незнания являются: вопрос, проблема, парадокс, противоречие и т.д. А основными функциями незнания – эвристическая, познавательная, гедонистическая, развивающая, коммуникативная (без незнания незачем общаться). Именно знания парализуют творческие способности человека. При столкновении со сложными проблемами, задачами человек начинает лихорадочно перебирать в памяти «полки» со знаниями. И если не отыскивается ответ на вопрос, человек впадает в познавательный «ступор». Нередко даже не предпринимаются попытки решить задачу накопленными интеллектуальными возможностями или хотя бы на уровне здравого смысла, интуиции. Традиционно в обучении поощряются знания, способности и умения, а свобода, нестандартность, ассоциация, творчество, как правило, игнорируются.

Процесс познания, связанный с миром знания, направлен на развитие интеллектуальных способностей; творческое мышление, связанное с миром незнания, имеет дело с нестандартным мышлением. И у педагога, который занимается творчеством, отсутствуют программа, планы (в традиционном понимании), т.к. в основе его деятельности лежит индивидуальная непохожесть, интересы детей. И возникает творческое безмыслие (отсутствие стандартных, готовых ответов). А в качестве учебника по педагогике выступают не педагогические (психологические, методические), а художественные средства, ассоциации, аналогии. Для этой цели используются образовательные тексты на художественной основе: литература, драматургия и т.п., так как они имеют культурное содержание, а также взгляд, позицию автора.

На входе – ученик, поскольку ребенок – это потенциальный гений. На выходе – творец самого себя, который имеет не результаты, а продукты своей деятельности. Учителем является педагог, который отбирает образовательные тексты и проектирует образовательные ситуации, где осуществляется ввод в культуру. Школой в этой технологии является мир культуры, а педагог несет ответственность за организацию духовной жизни ребенка, за формирование его личности. Мотивацией и целями ученика выступает потребность в ежедневной самореализации, а фактором содержания образования - самореализация.

Понятно, что технология педагогики самосозидания предъявляет высокие требования к педагогу, ведь важно не только предполагать перспективы развития ребенка как личности, но и быть самому интересным для других. А для этого надо создать себя, построить мир внутри и вокруг себя. Речь идет о формировании установки на самосозидание.

Самосозидание педагога – многостадийный процесс, который можно разделить на несколько этапов:

- самопроектирование (целеобразование, целеполагание, целесообразность);

- самодеятельность (целенаправленность деятельности и поведения);

- самореализация (педагогическое творчество).

Самопроектирование предполагает деятельность по проектированию и созданию условий образования личности, по построению пространств существования сознания (мышления) личности и деятельности. Если знания фиксируют и описывают уже существующие объекты, то проекты изображают и представляют то, чего нет. Они выступают по отношению к знаниям в роли дополнений и направлены на то, чтобы изменить существующее положение дел. Важно отметить, что всякое проектирование начинается с констатации недостатков, разрывов, рассогласований. Но само по себе отрицание не может быть основанием для проекта, нужна положительная идея, подставляющая на место каких-то элементов, фрагментов существующих, - другое, отличное от них. Проект – не критическое отрицание, а направленное преобразование.

В истории педагогики можно выделить три основных варианта проектирования:

1. Проектирование прототипом. Репродуцированный способ получения уже готового образца когда-то и кем-то созданного. Применительно к образованию личности этот способ может быть выражен известной формулой «по образу и подобию своему». Таким образцом может быть реально существующее историческое лицо или литературный герой. При этом способе сам процесс проектирования, а также реализация проекта в жизнь – это тайна за семью печатями.

2. Морфологическое проектирование. Создание конструкций из имеющегося материла, морфологических элементов. На материалах культурно-исторического анализа провозглашается идеал человека: рыцарь, джентльмен, коммунист, гражданин и др. Конструируется типологический образ человека: человек разумный, человек созидающий, человек играющий, моральный и т.д. На всех этапах проектирования по этому способу постоянно сопоставляется вещественная форма промежуточного результата и отличительная системообразующая характеристика проектной идеи.

3. Наиболее совершенным способом педагогического проектирования как условия реализации конструктивного отношения к действительности является непрерывное программирование условий и пространства жизнедеятельности, системообразующих факторов образования личности (сценарное моделирование).

Моделирование – построение моделей и явлений, процессов. Модель – от лат. образец (схема) процесса, явления. Сценарий – сюжетная схема, последовательность и связь описания событий, явлений, процессов. Следовательно, сценарное моделирование – последовательное построение образцов педагогической деятельности как условий образования личности (т.е. проектируются процессы образования личности). При этом проектируются условия ближайшего и перспективного будущего. Педагог перестает ориентироваться на конкретно-идеальный образ человека. Главным для него становится общечеловеческая ценность сохранения жизни человека и человечества. И педагог как субъект этой деятельности (деятельности по проектированию условий образования личности) выступает в качестве носителя культуры и человека, способного создавать образцы и транслировать нормы педагогической деятельности.

Любая деятельность зафиксирована в культурных нормах и отображается в конкретной ситуации: Д. ® К.н. ® Сит. Но чтобы осуществить педагогическую деятельность, педагогу необходимо существующую ситуацию (стандартную) с определенной системой социальных отношений (стереотипные действия и отношения в стереотипной ситуации) перевести в другую, с другой системой отношений. Т.е. педагогическая деятельность возникает тогда, когда надо осуществить деятельность в новой ситуации, в иных условиях, на другом «человеческом материале». Но чтобы одна ситуация транслировалась в другую, педагогу необходимо осуществить работу по выделению образцов и эталонов деятельности (образцов и эталонов отношений). И эти образцы переносятся в новую ситуацию.

Но педагогическая деятельность осуществляется путем передачи не самой деятельности, а культурных норм, в которых эта деятельность запечатлена. Значит, чтобы осуществить педагогическую деятельность (построить модель отношений, образец), возникает необходимость в новых культурных нормах, которые отображаются в деятельности, которая, в свою очередь, требует новой ситуации:

К.н. ® Д ® Сит.

Следовательно, общий процесс педагогической деятельности может быть представлен следующим образом:

Д. ® К.н. ® Сит. ® К.н. ® Д. ® Сит.

Как только культурные нормы переданы, деятельность воспроизведена, она становится производственной (схема 1).

 

 

ПЕДАГОГ МЕТОДИСТ УЧИТЕЛЬ

  Сит.1     Сит.2     Образец         Внедрение образцов (разработка методов, приемов и др.)   Практическая реализация образца

 

Рассматривая педагогическую деятельность как перенос содержания из одной ситуации в другую, не трудно видеть, что педагог постоянно оказывается в условиях, требующих самоопределения. Если же этого не происходит, то он становится объектом ситуации, частью разворачиваемых событий. В то время как от педагога требуется контроль и управление этими событиями, что осуществляется через личностную проблематизацию, целеполагание, рефлексию.

Личностная проблематизация. Если в учебной деятельности (в заданной ситуации) можно создать проблемную ситуацию как метод обучения, то педагогическая деятельность возможна лишь при выявлении и фиксировании проблем на личностном уровне. По мнению С.Л. Рубинштейна, «первый признак мыслящего человека – это умение видеть проблемы там, где они есть». Проблемные «нестандартные» ситуации требуют творческого подхода решения, который осуществляется не только на основе нормы, но и содержит нечто «сверхнормативное»: процесс получения прогноза, рождение гипотезы и идеи, появление замысла их осуществления, сопутствующий проектированию мысленный эксперимент и моделирование. Это «сверхнормативное» и отличает в известной степени процедуру поиска творческого педагогического решения от процедуры оптимального выбора цели, содержания, методов, форм обучения. Проблемной ситуацией называют ситуацию «рассогласования» между целями и возможностями их достижения. Проблемное видение позволяет фиксировать противоречивые, подчас конфликтные стороны ситуации, понимать ее сложность, воспринимать динамику, глубже проникать в сущность явлений. Выявить и выделить проблемную ситуацию – это значит описать противоречие и зафиксировать конфликт. Таким образом, возникает необходимость создания в процессе педагогической деятельности ситуаций по выявлению и разрешению проблем, ситуаций неопределенности, требующих самостоятельной постановки целей, выбора оптимальных средств деятельности, ситуаций, требующих выявления собственного отношения к происходящему. Личностная проблематизация побуждает человека к постановке целей.

Целеполагание. Проектирование предстоящей деятельности, которая может быть связана с результатами передачи и усвоения знаний, умений, навыков, с организацией педагогических ситуаций, исследованием педагогических процессов. Сущность процесса целеполагания заключается в построении целостного представления о конечном продукте. Такое целостное представление включает и общее описание (проект конечного результата), и способ его достижения (программу). Целеполагание – личностный процесс, поэтому проект, программа, определенные средства деятельности выбираются или создаются субъектом в соответствии с его устремлениями и возможностями. Процесс формирования целей составляет основу педагогической технологии.

Рефлексия предполагает анализ собственной деятельности, диагностику и фиксирование достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшей деятельности. Это способность к осмыслению себя, своих поступков, результатов собственной деятельности. Рефлексия позволяет выявить наиболее удачные моменты деятельности, определить причины неудач и возможные пути их устранения, а также определить перспективы дальнейшей деятельности и собственного развития.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы основные идеи педагогики самосозидания?

2. Как вы понимаете смысл фразы: «Незнание порождает вдохновение»?

3. Как организуется процесс познания в педагогике самосозидания?

4. Какую роль играют образовательные тексты в педагогике самосозидания? Ответ аргументируйте.

5. Как изменяется позиция ученика в педагогике самосозидания? В чем сложность осуществления данной технологии в современной школе?

6. Закончить фразу: “Быть взрослым - значит...”

 

Литература для подготовки к лекции по курсу «Педагогическая антропология»

1. Коджаспирова, Г.М. Педагогическая антропология: учебное пособие для для студентов вузов / Г.М. Коджаспирова. –М.: Гардарики, 2005.- 287 с.

2. Чистяков, В.В. Основы педагогической и социальной антропологии: учеб. пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов / В.В. Чистяков, К.Е. Безух. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 443 с.

б) дополнительная литература:

1. Максакова, В.И. Педагогическая антропология: учебное пособие для для студентов вузов -4-е изд.., стер./ В.И. Максакова. - М.: Академия,, 2007.-205 с.

2. Педагогический энциклопедический словарь /гл.ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008.- 528 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: