Родители – прообразы мужественности и женственности и гендерных отношений




Консультация для родителей.

 

В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учётом их гендерных особенностей выступают родители.

По мнению психологов, первые пять лет жизни детей играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки.

Какова же роль родителей в гендерной социализации детей?

В формировании специфических качеств мужчины и женщины очень значима роль отца. Для девочки он является эталоном мужественности. Очень важна оценка отцом ее внешней привлекательности. Взаимоотношения девочки с ближайшим взрослым мужчиной (обычно—с отцом) в раннем детстве оказывают большое влияние на ее последующую личную жизнь.

Особое место занимает отец в воспитании мальчика. У добрых и заботливых отцов вырастают мужественные сыновья. Мальчики очень рано начинают предпочитать мужские (технические) игрушки и отвергать женские (куклы), тогда как сыновья суровых отцов долго не могут выбрать игрушку «своего пола». Грубость и авторитарность мужского воспитания приводит к повышенной тревожности, неуверенности в себе у детей. Опасна ситуация, когда отец компенсирует собственные недостатки, свою неуверенность за счет развития сына, которому он навязывает свои увлечения, чрезмерные занятия спортом, закаливание, манеру поведения. Авторитарность отца, его тяга к наказаниям, к строгому порядку в семье мешают развитию мужского самосознания сына. Отец, пассивный в принятии решений, вытесняемый из воспитательного процесса энергичной матерью и (или) бабушкой ребенка, создает ситуацию, в которой развитие подлинно мужских черт характера у сына затруднено и искажено. Следует отметить, что мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца в семье. В условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего существа» и невольно переносят этот образ на самих себя. А вот главенство мужчины в решении наиболее важных и ответственных вопросов семейной жизни является важным положительным моментом. Если для девочки мужчина в семье представляет собой первый образец поведения человека противоположного пола, то для мальчика он является примером, на который можно ориентироваться в жизни. Мальчики, во всем стараются подражать отцу, повторяют его привычки, манеру говорить, стиль общения, накапливая, таким образом, собственный опыт поведения и отношения к окружающему миру.

Учёные так же уделяют внимание важности роли матери в процессе идентификации. Дети, как правило, связаны с матерью более тесными эмоциональными узами по той причине, что в первые годы жизни она оказывает на них преобладающее влияние. Разрыв тесной связи, существующей между ребенком и матерью, происходит по - разному у мальчиков и девочек. В отличие от мальчиков, девочки остаются в более близких отношениях со своей матерью, они, например, сохраняют привычку крепко ее целовать и обнимать, а также подражают ее манерам. Девочки сохраняют привязанность к матери дольше, чем мальчики. Поскольку резкого разрыва с матерью не происходит, характер девочки, и позднее взрослой женщины, складывается таким образом, что она больше связывает себя с другими людьми. У женщин это приводит к появлению и воспроизводству таких черт характера, как чувствительность и способность к состраданию. Для девочек мама являетсяпервой значимой фигурой. Она является базовой моделью запечатленного и впоследствии проявляемого социального поведения, а если мама одна воспитывает детей, то это касается и мальчиков[3].

Как воспитывают сына/ дочь папа и мама?

Отцы более дифференцированно относятся к ребёнку в зависимости от его пола, чем матери. Они, как правило, почти не взаимодействуют ни с сыновьями, ни с дочерями на протяжении первого года жизни. Скорее всего, этому способствует устойчивое мнение, что в первые годы жизни дети, независимо от пола, отождествляют себя с матерью и демонстрируют привязанность к ней. Хотя имеются и противоположные данные о том, что уже в течении первых двух лет жизни у мальчиков развивается устойчивая привязанность к отцу, если отец проявляет заботу о сыне. Отцы проявляют вдвое большую активность во взаимодействии с сыновьями, чем с дочерями. В то же время они больше утешают девочек, когда они огорчены, чаще их одобряют, чем мальчиков.

Матери менее дифференцированно относятся к детям разного пола по сравнению с отцами. Но, тем не менее, матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают им в большей степени проявлять агрессию в отношении родителей и других детей, чем девочкам. Матери предпочитают непрямые или более психологические воздействия и на сыновей и на дочерей, в то время как отцы ориентированы чаще на физические наказания.

Разное отношение родителей к мальчикам/ девочкам. Узнаёте ли вы себя?

Мальчики являются более желанными детьми для родителей, особенно, если речь идёт о первенце. Этому способствует устоявшееся представление о большей социальной ценности мужчин пo сравнению с женщинами. Поэтому родители в первую очередь стремятся дать качественное образование именно сыновьям.

Родители больше обеспокоены, если их сыновья ведут себя кик "маменькины сынки", чем когда их дочери ведут себя сорванцами. В то время как родители склонны осуждать несамостоятельность мальчиков, они позволяют девочкам быть зависимыми от других и даже одобряют это. В результате мальчики усваивают принцип, что следует рассчитывать на свои собственные достижения, чтобы обрести самоуважение, в то время как самоуважение девочек зависит от того, как к ним относятся другие. В поведении родителей проявляется постоянное стремление держать дочку как можно ближе к себе: на вербальном и невербальном уровнях девочке внушается неуверенность в своих возможностях, необходимость в опоре и поддержке другого человека. С раннего детства у детей в зависимости от пола формируются и закрепляются качества личности, соответствующие нормативным представлениям о маскулинности-фемининности. У мальчиков - это активность, настойчивость, сообразительность, уверенность в себе, у девочек - уступчивость, пассивность, зависимость. Это же касается и полоролевого поведения детей. Девочкам обычно не дают играть солдатиками, пистолетами, мальчикам - куклами, детской посудой. Игрушки для девочек чаще связаны с миром дома, с выполнением стереотипных действий; мальчикам чаще покупают игры, стимулирующие фантазию, сообразительность, поисковую активность.


Что же делать папе и маме для правильного протекания процесса полоролевой идентификации ребёнка?


В воспитании детей нужно уделять внимание развитию природных свойств по половому определению, а для этого им нужно наблюдать в родителях достаточно чёткие образы мужчины и женщины для собственного подражания. При исполнении своей женской роли, мама показывает свой нежный женский образ. Когда она выполняет свои женские дела с такой любовью и нежностью, которая может быть присуща только женщинам, когда она ходит в женственной одежде, нежно заботится о детях, выполняет свои домашние обязанности, то смотря на неё, дети формируют женский образ. Когда она при исполнении своих функций излучает удовлетворение своей жизнью и счастье, женщина помогает нарисовать своим детям благоприятную картину женственности.

Когда дети видят в отце сильного лидера, когда отец проявляет свои функции кормильца и защитника в действии, когда он с уверенность берет на себя ответственность, при этом получая удовольствие от происходящего, это формирует благоприятную почву для развития таких качеств в сыновьях и становятся примером для будущего мужа девушкам.

Девочки будут тянуться к женственному, а мальчики – к мужественному в том случае, когда в семье существует чёткое наглядное отличие в образах мужчины и женщины[2].

Как влияет на ребёнка отсутствие отца?

Отсутствие отца сильнее сказывается на полоролевой социализации мальчика, чем девочки. В семьях, где отсутствует отец, черты, свойственные мужской роли, возникают у мальчиков медленнее. Мальчики, лишённыеотца, более зависимы и агрессивны, чем мальчики из полных семей. Им труднее даётся усвоение мужских половых ролей, поэтому они чаще гипертрофируют свою маскулинность, проявляя грубость и драчливость. Отсутствие отца влияет на полоролевую ориентацию ребенка в возрасте до 4-х лет сильнее, чем отсутствие отца в более старшем возрасте. Мальчики усваивают женские установки и женские взгляды на жизнь, а общество получает безынициативных, слабых, не способных разрешить трудности мужчин. Порицая в ребёнке мужественность, приветствуя послушание, безоговорочное следование всем приказам матери, пассивность, женщины сами искажают мужскую природу. Мальчик должен обязательно иметь перед собой пример мужского поведения, мужского варианта реагирования на существующие трудности, мужского способа разрешения трудной ситуации. Однако отсутствие отца нельзя рассматривать независимо от других факторов. Многое зависит от отношения матери к отцу, от возраста ребенка, от наличия других взрослых, которые могут компенсировать отсутствие отца.

Таким образом, важнейшим условием правильного протекания процесса полоролевой идентификации является наличие и фактически и психологически полной семьи с адекватным исполнением родителями традиционных половых ролей. Формирование гармоничного для пола поведения требует одновременного восприятия ребёнком обеих ролей: мужской у отца и женской у матери. Полоролевая идентификация происходит не только через копирование аналогичной роли взрослого, но и путем противопоставления, через противоположную роль родителя другого пола. Необходимо также осуществлять воспитание детей не как бесполых существ, а как сыновей и дочерей, мужчин и женщин с учётом всех половых и индивидуальных особенностей личности [1].

 

В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Общается ребёнок не только с родственниками, но и со сверстниками в детском саду, на площадке перед домом. Что же происходит с общением детей в старшем дошкольном возрасте? Какова же роль сверстников в данном процессе? Есть ли отличия во взаимодействии детей разного пола со сверстниками?Влияет ли семья на отношение ребёнка к сверстникам?

 

Следующая тема: Долгие разговоры, игры ребёнка со сверстниками? Стоит ли торопить ребёнка?

Ждём ваши вопросы в рамках данной темы (Возникшие вопросы вы можете написать на листе и опустить в специальный ящик, который находится в групповой раздевалке).

Литература:

1. Захарова, И. В. Роль родителей в гендерной социализации ребенка // Молодой ученый/ И. В. Захарова. — 2011. — №5. Т.2. — С. 140-142.

2. Панфилова, М.А. Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и семье / М.А Панфилова. - Москва: ПРОМИЗДАТ, 2007.

3. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. — Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 272 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: