Налоговая система России и пути ее совершенствования




Возникновение налоговой системы обоснованно тем, что налоги исполняют роль содержания государственных нужд и государства в целом. Налогообложение входит в структуру элементов финансовой политики страны и главным образом оказывает влияние на экономику страны. Государство, получая соответствующие суммы налогов, осуществляет воздействие на экономические эффекты, которые подвергаются влиянию налогов: увеличение объемов производства, рост капиталовложений и нормы прибыли. Правительство страны применяет налоговую политику в качестве регулирующей силы негативных явлений рынка. Функционирование народного хозяйства государства так же зависит от правильности построения системы налогообложения.

На различных фазах своего становления и функционирования государство принимает различные решения и решает определенные проблемы, которые требуют финансирования. Создание и поддержание налоговой системы является основной макроэкономической задачей. Данная тема актуальна ввиду того, что каждый год правительством РФ затрагивается проблематика усовершенствования системы налогов и осуществления ее переустройства с условием того, что изменения будут соответствовать критериям развития Российской экономики.

Налогообложение играет роль одной из частей внутреннего валового продукта, который формируется в процессе производства с помощью капиталовложений, трудовых и природных ресурсов. Развитию рыночной экономики способствуют методы государства, такие как: применение налоговой системы, изменение величины капитала и процентной ставки, осуществление народнохозяйственных программ, а также выделение из государственного бюджета дотаций и капиталовложений. Основой этого комплекса экономических методов являются налоги. С началом развития системы налогообложения, формируются теоретические концепции, объясняющие процесс налогообложения. Основными, являются теория коллективных потребностей и классическая теория.

Теория коллективных потребностей, сформированная Ф.Нити и А.Вагнером, заключается во взгляде на налоговую систему как на сформированный государством финансовый источник, способствующий развитию деятельности государства по удовлетворению потребностей граждан.

Классическая теория или теория налогового нейтралитета, сформулирована Д.Рикардо, А.Смитом и Д.Миллем. Ее суть в том, что налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы, давая доход государству, она не влияла отрицательно на экономику и общество.

На данный момент Россия обладает максимальной собственностью на средства производства и, следовательно, бюджет страны образуется за счет сбора денежных средств с иных участников производственного процесса. Чтобы говорить о сущности и принципах налогообложения в целом, нужно дать определение самих налогов. В Налоговом кодексе России вводится определение налога как "обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.” Чтобы в полной мере изучить налог как экономическое явление, нужно определить его сущность.

Сущность налога характеризуется организацией финансовых взаимоотношений государства, с физическими и юридическими лицами, для решения определенных проблем и исполнения соответствующих функций. Иными словами, сущность налогов представляет собой «изъятие в пользу общества определенной доли валового продукта в виде обязательного взноса». Из сущности налога вытекает понятие содержания налога. Экономическое содержание налога на макроэкономическом уровне – это часть произведенного внутреннего валового продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций. Налоговый механизм применяется для воздействия государства на общественную производство, его динамику и структуру. Также налоговая система призвана способствовать развитию предпринимательской деятельности, развитию рыночных отношений и служить барьером социального обнищания низко оплачиваемых слоев населения. Базисом функционального проявления системы налогообложения являются функции финансов всеобщей экономической категории распределения. В число налоговых функций учёные обычно вносят: фискальную, распределительную, стимулирующую, регулирующую, контрольную. Из общего числа функций налоговой системы следует исключить экономическую функцию, потому что налогообложение является экономической категорией сама по себе.

Фискальная функция в экономике рассматривается как основная, и именно благодаря ей, властные институты обеспечиваются необходимыми финансовыми ресурсами, а на более высоких ступенях развития государства образуется единый централизованный денежный фонд. Фискальная функция налогов обеспечивает возможность государственным структурам вмешиваться в социальную и хозяйственную жизнь государства и этим самым обуславливает экономическую функцию. Изменяя размер налоговой ставки, льгот и штрафов, маневрируя условиями налогообложения, государство формирует подходящие условия для развития производственных отраслей, способствующих решению актуальных проблем общества. Используя налоги, государство перераспределяет прибыль предприятий, доход граждан, прибыль с предпринимательской деятельности на развитие производственной структуры. В индустриальном и постиндустриальном обществе возрастает роль фискальной функции ввиду того что, объем налогов увеличивается, а государство старается активнее проводить свою политику в экономической сфере. В этом случае налоги являются главным доходом государства.

Контрольная функция позволяет оценивать эффективность налоговых каналов, выявляет необходимость корректировок налоговой системы и бюджетной политики. Сущность данной функции заключается в том что она позволяет осуществлять анализ всех налоговых поступлений и сравнение их с потребностью государства в финансовых ресурсах.

Распределительная функция проявляется в распределении и перераспределении ВВП между различными категориями населения. Данная функция реализуется путем введения новых и отмены старых налоговых сборов, изменение схем зачисления налоговых поступлений по бюджетам различного уровня, а также путем расширения или сужения налоговой базы.

Регулирующая функция связана с распределением налоговых платежей между отраслями и сферами экономики, физическими и юридическими лицами и государства с его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения.

Стимулирующая функция проявляется в дифференциации налоговых ставок, введение налоговых льгот для определенных групп налогоплательщиков, для поддержания производства продукции социального и сельскохозяйственного назначения, внеэкономической и инновационной деятельности.

Разделение налоговой системы на функции носит условный характер, потому что все они объединяютсяиосуществляют функционирование системы налогообложения, одновременно.

Налоги подразделяются на: прямые, косвенные, аккордные, подоходные, прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Основных типов налогов два. Первый тип - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид - налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это - косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Налоговая система РФ и принципы её построения. Налоговая система - это целостное экономическое явление, состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами, целями находящихся в определенной связи между собой. В настоящее время в экономической литературе налоговую систему определяют как совокупность:

-регулирующих законодательных актов;

-взимаемых государством, налогов и сборов;

-принципов и методов их установления.

Цели налогообложения:

-обеспечить основные функции государства не в ущерб общим экономическим интересам;

-обеспечение основных социальных потребностей всех слоев населения;

-проведение протекционистской политики, способствование отраслевому и территориальному переливу капитала;

-обеспечение конкурентоспособности продукции путем поддержания научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, современных технологий и фундаментальных исследований;

-обеспечение борьбы с безработицей путем обеспечения условий инвестирования сбережений корпораций и частных лиц.

Функциональное предназначение налоговой системы должно распространяться на все её практические формы, исходя из фундаментальных принципов налогообложения и содержания экономических категорий «налогообложение» и «налог». Весь набор конкретных налоговых форм при формировании налоговой концепции должен быть ориентирован на главную цель - равномерное распределение регулирующей и фискальной нагрузки между налогоплательщиками и территориями. Другими словами, между группами прямых и косвенных налогов должно сохраняться максимально возможное равновесие.

Современные национальные налоговые системы формируются в соответствии с определенными принципами. Одни из них определяют основу налоговых отношений вне зависимости от пространства и времени. Другие характеризуют условия построения в конкретной стране и конкретных исторических условиях. Наиболее полно и точно принципы налогообложения отражены шотландским экономистом и философом А.Смитом в его работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Используя идеи А.Смита, формирование налоговой системы можно свести к следующим принципам:

-принципом справедливости, утверждающим равномерность распределения налога между гражданами соизмеримо их доходам и всеобщность обложения налогом. В современности применение данного принципа значит, что все налогоплательщики на законодательном уровне обязаны участвовать в финансировании государственных структур и мероприятий.

-принципом определенности, предписывающим, чтобы способ, сумма и время платежа были заранее известны налогоплательщику. Неопределенность налогообложения, приводит к тому, что плательщик при условии неуплаты, попадает под властные санкции контролирующих инстанций, а также создает условия для уклонения от уплаты налогов.

-принципом экономии, заключающимся в сокращении издержек взимания налога и удешевлении системы налогообложения в целом. В настоящий момент данный принцип имеет чисто техническое рассмотрение: расходы по взиманию налога должны свестись к минимальным по сравнению с доходом, который приносит налог.

-принципом удобства, который основывается на том, что при формировании системы налогообложения должны учитываться интересы налогоплательщика.

Также можно назвать еще несколько общих принципов налогообложения:

-соблюдение налоговой тайны;

-нейтральность налогообложения по отношению к формам и методам экономической деятельности;

-налоговое законодательство должно иметь стабильную структуру;

-взаимоотношения между налогоплательщиком и государством должны иметь правовой характер;

-тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий.

Большое значение для развития предпринимательской деятельности имеет применение принципа научного подхода к установлению определенной величины ставки налога. Суть этого принципа в том, что размер налоговой нагрузки на плательщика должен позволить ему, после всех выплат иметь доход, который позволит ему сохранить возможность увеличения производства и удовлетворения жизненных потребностей. Исходя их вышесказанного, можно выделить основные черты системы налогообложения, разработанных с учетом современных и классических принципов налогообложения:

-отсутствие противоречий в нормативной базе;

-экономичность и рациональность налоговой системы в целом;

-простота и удобство исполнения наложенных обязательств;

-возможность быстрой адаптации к изменениям политической, социальной и экономической ситуации;

-экономическая целесообразность всех элементов с точки зрения государств, так и плательщика.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и являются обязательными на всей территории страны. В настоящее время к федеральным сборам можно отнести:

-водный налог;

-акцизный налог;

-НДС;

-Единый социальный налог;

-государственная пошлина;

-налог на прибыль организаций и т.д.

Региональными принято считать налоги, которые установлены Налоговым Кодексом РФ и законами субъектов РФ о налоговых сборах и обязательны к уплате на всей территории субъектов РФ. В данный период времени к региональным налогам относят:

-транспортный налог;

-налог на имущество организаций;

-налог на игорный бизнес.

Местными налогами признаются налоги, которые устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и нормативно правовыми актами муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территории всех муниципальных образований. В настоящее время к местным налогам относят:

-налог на имущество физических лиц;

-налог на торговый сбор;

-земельный налог.

Также существуют специальные налоговые режимы:

-патентная система налогообложения;

-упрощенная система налогообложения;

-единый сельскохозяйственный налог;

-единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

По данным Федеральной налоговой службы РФ, в консолидированный бюджет России за 2016 г. поступило налогов и сборов и других платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога) на сумму 14482,4 млрд.рублей.

Сейчас вносится множество предложений по осуществлению развития и совершенствования налоговой системы, которые приносят минимальные результаты, или не приносят их вообще. В связи с тем, что конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке оставляет желать лучшего, а в условиях широко растущей глобализации шансов на ее усиление крайне мало. Основным способом реорганизации становится замена налогов, которые тормозят развитие, и заменить их на налоги- акселераторы.

Первым налогом, который требуется заменить, является подоходный налог. Его заменителем может стать прогрессивный налог на расходы. Суть этого налога в том, что определенная сумма, уплачиваемая налогоплательщиком, будет взиматься не с доходов, а с расходов. Данный метод поможет устранить некоторые недостатки, присущие подоходному налогу. Первой перспективой замены является то, что налог на расходы обеспечивает стимулирование частных денежных накоплений, в то время, как налог на доходы физических лиц облагает и накопления и сбережения. Второй перспективой является то, что налог на расходы будет более справедлив, потому что уровень благосостояния гражданина определяется именно с помощью расходов, а не доходов.

Третьим положительным фактором является то, что в современных условиях намного легче вести контроль над расходами граждан, чем над их доходами. Это дает возможность экономить на издержках по налоговому контролю. При всем этом, если установить высокий необлагаемый минимум (более 7-8 тысяч рублей на одного человека на месяц) и постепенную и умеренную налоговую ставку (к примеру, 15%, 30% и 40%), то в основном придется вести контроль только над чрезмерным потреблением (сюда включаются расходы на покупку недвижимости, транспортных средств и т.д.).

Вторым налогом, который требует замены, потому что он теряет свое фискальное значение в настоящее время, является налог на прибыль организаций. Данный налог может сменить налог на выводимые из предприятия доходы. С новым налогом, все выводимые из оборота предприятия доходы и капиталы (возврат капитала акционерам, дивиденды и т.д.), то есть, все, что не имеет отношения к затратам на заработную плату работникам предприятия и материалы. Данный налог, лишен недостатков, которые присущи налогу на прибыль:

-нет необходимости вводить многочисленное количество льгот в отношении данного налога;

-нет потребности вмешиваться в бухгалтерию предприятия и использовать особые методы контроля для выяснения чистой прибыли предприятия;

-нет надобности во внедрении и поддержании системы мер по взаимному урегулированию режимов налога, а прибыль и подоходного налога, в применении налогового учета амортизации и вообще подержания различных налоговых режимов, связанных с предпринимательской прибылью.

Третьим налогом, который может прийти на место налога с продаж, может стать налог с оборота, которым должна облагаться выручка любого предприятия всех видов собственности. Этот налог просто и легко собирается с граждан, а также легко администрируется. База этого налога намного шире, чем у налога с продаж. Налог с оборота избавлен от возврата и потребности сочетать различные налоговые режимы. Для него не требуется применения какой-либо особенной налоговой отчетности. Взимание данного налога осуществляется в упрощенном виде - путем удержания банком определенной суммы налога при осуществлении платежей, при этом, чаще всего налогоплательщики могут быть избавлены от предоставления сводных деклараций по данному налогу.

Еще одним методом совершенствования налоговой системы является предоставление налоговым органам полных сведений о вкладах, наличии счетов и остаточных средств на счетах, а также выписках по операциям на счетах и по вкладам физических лиц.

В настоящее время, в ряде случаев, большинство необходимых для налогообложения отсутствуют в структуре баз данных или являются ошибочными, что приводит к увеличению налоговых перерасчетов и отправку дополнительных налоговых уведомлений.

С целью улучшения системы информирования налоговых органов, указанными налогами, необходимо обозрить вопрос об информировании налоговых органов физическими лицами, о находящейся у них в собственности недвижимого имущества, а также транспортных средств. Для случаев неправильно рассчитанных налоговых обязательств, всвязи с недостаточностью информации в базе данных о налогоплательщике или объекте налогообложения.

Основания для перехода к унифицированной системе налоговых сборов, в настоящее время, хорошо известны.

Первым основанием является то, что современные налоги собираются в порядке авансовых платежей и перерасчеты по ним относятся к категории налоговых отношений, что исключает проведение возвратов.

Второе основание: российская система казначейства предназначена к реализации бюджетных расходов, а не доходов.

Самым главным основанием является то, что данная система сбора налогов значительно повышает налоговую дисциплину.

Для того, чтобы усовершенствовать и придать специальным налоговым режимам стимулирующий характер, необходимо:

-продолжить работу по регламентированию применения упрощенной налоговой системы на основе патента;

-предлагается внесение систематических изменений в обозначенные максимальные размеры базовой доходности;

-с целью снижения налоговой нагрузки на экономических агентов, необходимо повысить порог предельной величины доходов, дающий организациям возможность применять упрощенную систему налогообложения.

С целью расширения масштабов использования рассрочки, инвестиционного налогового кредита и изменения срока выплаты налогов, необходимо внести следующие изменения:

-внести основания предоставления отсрочки, помимо тех, которые уже внесены в НК РФ, не устанавливая подробного перечня;

-с целью ускорения принятия решения по предоставлению отсрочки, необходимо обязать руководство налоговых органов представлять отсрочки на небольшой срок в рамках одного финансового года;

-необходимо внести в налоговую систему такое основание, как «предоставление отсрочки заинтересованному лицу финансирования из бюджета», а также «недофинансирование».

Если в обозрение брать отдельные отрасли экономики и осуществлять реформирование системы налогообложения в них, то необходимо сказать о некоторых пунктах:

-необходимо распространить право на получение вычета по НДФЛ на суммы, произведенных пожертвований, совершенных физическими лицами в благотворительные организации и некоммерческие организации науки культуры и т.д. Это нововведение требуется для того, чтобы расширить налоговые стимулы для участия в благотворительной деятельности, а также сократить налоговые издержки;

-необходимо внести решение об увеличении видов деятельности, гранты, финансирование которых не учитывается при формировании налоговой базы налога на прибыль организаций, с занесением в этот список программ по охране здоровья населения, массового спорта и др.;

-одним из эффективных методов реформирования налоговой системы является борьба с фирмами однодневками;

-внесение в законы о налогах и сборах такого понятия, как «консолидированная группа налогоплательщиков». Это позволит основному обществу стать единственным налогоплательщиком налогов по своим дочерним организациям.

 

Задача №1.

При изменении цены на товар с 65 до 90 д.е. за 1 кг в магазине объём спроса на него сократился с 30 до 18 кг. Определите тип эластичности спроса на этот товар, изменение общей выручки продавца.

(Дуговая эластичность!)

Решение

1. Рассчитаем коэффициент эластичности спроса по цене.

Р1 = 65 руб., Р2 = 90 руб.

Q1 = 30 кг, Q2 = 18 кг.

ED = Q2 – Q1 х P1 + P2

P2 – P1 Q1 + Q2

ED =18 – 30 х 65 + 90 = –1,55%

90 – 65 30 + 18

|ED| = 1,55% > 1% – объём спроса сократился в большей степени (на 1,55%), чем выросла цена (на 1%), поэтому яблоки – товар эластичного спроса.

2. Определим, как изменится выручка продавца при увеличении цены на яблоки с 65 до 90 руб. за кг.

Рассчитаем выручку при первоначальной цене 65 руб.

TR1 = P1 x Q1

TR1 = 65 х 30 = 1950 руб.

Рассчитаем выручку продавца по новой цене 90 руб.

TR2 = P2 x Q2

TR2 = 90 х 18 = 1620 руб.

Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.

∆TR = TR2 – TR1

∆TR = 1620 – 1950 = –330 руб.

Ответ. Так как на яблоки |ED| > 1%, то спрос эластичен, то есть он чутко реагирует на изменение цены. При повышении цены на молоко объём спроса сократился в большей степени, чем увеличилась цена. Поэтому выручка продавца сократилась на 330 руб.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: