Социально-психологический подход к совладающему поведению: копинг-исследования семьи




 

Родители и дети: социально-психологические механизмы развития совладающего поведения в семье [11]

М. В. Сапоровская

 

В статье раскрываются социально-психологические механизмы развития совладающего поведения родителей и детей в семье. Показано, что детско-родительские отношения являются фактором становления и развития стилевых характеристик совладающего поведения взрослых, детей и подростков. Совладающее поведение родителей рассматривается, с одной стороны, как фактор развития системы копинг-поведения детей, с другой стороны, как фактор, влияющий на качественные характеристики детско-родительских отношений.

Ключевые слова: совладающее (копинг) поведение, детско-родительские отношения, удовлетворенность родительской ролью, социально-психологическая поддержка в семье, социальное наследование копинга, идентификация.

В системе факторов совладающего поведения особо выделяется сфера отношений личности, главным образом близких. Именно в этих системах отношений (детско-родительских, супружеских, сиблинговых и т. д.) становится и развивается совладающее поведение личности как социальное поведение субъекта. Близкие отношения обеспечивают субъекту обратные связи, задающие способность осознанного саморегулирования, т. е. выбора копинг-стратегий в трудной ситуации. Наиболее ярким примером здесь являются детско-родительские отношения. Особая ценность этих отношений заключается в их продолжительном и непрерывном влиянии как в целом на психическое развитие личности, так и на развитие системы совладающего поведения в частности.

Однако связь между детско-родительскими отношениями и совладающим поведением оказывается не такой однозначной, как кажется на первый взгляд. Отношения в системе «родитель – ребенок» рассматриваются как фактор совладающего поведения взрослых и детей в трудных ситуациях, качественное своеобразие и эффективность которого, в свою очередь, опосредует отношение родителей и детей друг к другу. Теоретически данный тезис обосновывается возрастными закономерностями развития совладающего поведения субъекта. Исследования показывают, что копинг формируется и развивается в процессе всего онтогенеза и является новообразованием подросткового возраста (Фрайденберг, Льюис, 1993). Следовательно, в зрелом возрасте (а рождение ребенка, как правило, приходится на этот период) копинг родителя является достаточно устойчивой стилевой характеристикой. Неизбежные трудности, амбивалентность родительских чувств, неуверенность, усталость, раздражение по отношению к ребенку являются ситуационными детерминантами и «запускают» механизм совладающего поведения родителя. От того, как и насколько эффективно совладает родитель с трудностями детско-родительского взаимодействия, зависят качественные характеристики родительского отношения к ребенку (Сапоровская, 2001). Это дает нам основание включить совладающее поведение родителей в систему уже известных факторов родительского отношения, к которым относятся личностные характеристики родителя, психологические особенности ребенка, а также особенности супружеских взаимоотношений и социокультурные факторы (Буренкова, 2000; Грановская, Никольская, 2002; Филлипова, 2002 и др.).

Эмпирически связь между совладающим поведением родителей и их отношением к детям была установлена в контексте исследования детско-родительских отношений и совладающего поведения родителей как факторов школьной адаптации первоклассников (Сапоровская, 2002). Результаты этого исследования позволили выделить особенности родительского отношения и воспитания, связанные с совладающим поведением родителей.

Фиксация родителя на собственных негативных переживаниях в трудных ситуациях (шкала Эмоционально-ориентированный копинг, опросник CISS «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях», Н. Эндлера, Д. Паркера, адаптация Т. Л. Крюковой, 2001) отдаляет их от близкого социального окружения. Поэтому общение, близость с ребенком не являются актуальной потребностью родителя и не воспринимаются им как ценность (шкала Отвержение, Опросник родительского отношения ОРО А. Я. Варги, В. В. Столина). Выбор родителем копинг-стратегий, ориентированных на самообвинение (в трудных ситуациях они винят себя за нерешительность, слишком эмоциональное отношение к ситуации, считают себя виноватыми в том, что оказались в данной ситуации, испытывают чувство вины за то, что не знают, как поступить) влечет за собой возникновение у него чувства вины перед другими людьми, в том числе и перед ребенком. Максимальное и некритичное удовлетворение потребностей ребенка (шкала Потворствование, опросник «Анализ семейных взаимоотношений» АСВ Э. Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса) позволяет родителю нейтрализовать это деструктивное чувство. Отсутствие оптимальной координации эмоционального состояния и переживаний (копинг-стратегии самообвинения, переживание отчаяния и безнадежности) с целенаправленным преобразующим поведением (стратегиями проблемно-ориентированного копинга) приводит к непреодолимым трудностям, связанным с определением родителем необходимого уровня достижений для ребенка (шкала Недостаточный уровень требований АСВ). Любое сопротивление ребенка относительно родительских требований оценивается как трудность, с которой взрослый не может справиться.

Копинг, ориентированный на отвлечение от трудных ситуаций в сочетании со стратегиями самообвинения и внешней агрессии, вызывает у родителей тревогу, неуверенность, раздражение по отношению к ребенку, который нарушает запрет или не выполняет родительские требования. Это затрудняет применение родителями в подобных ситуациях любых наказаний (шкала Минимальность санкций АСВ). Как правило, родители не высказывают прямо свое неодобрение, неудовольствие, а чаще прибегают к косвенным способам – жалобам, крику, брани.

Копинг-стратегии, ориентированные на самообладание, взвешенный подход к решениям (шкала Проблемно-ориентированный копинг, CISS) позволяют родителям последовательно применять адекватные санкции к ребенку за нарушение установленных требований. Однако это происходит при условии понимания причины, по которой ребенок нарушил запрет.

У родителей, предпочитающих копинг, ориентированный на избегание трудностей, в отношении к ребенку проявляется слабость, неразвитость родительских чувств (шкала Неразвитость родительских чувств, АСВ). Эта особенность внешне выражается в жалобах на то, что родительские обязанности очень утомительны, родитель плохо переносит общество ребенка, который отрывает его от чего-то более важного и интересного. Неудачи в личной жизни и профессиональной деятельности, связанные с его неспособностью совладать с повседневными трудностями, родитель склонен оправдывать необходимостью постоянного участия в жизни ребенка. Здесь наблюдается устойчивая тенденция взрослого избегать анализа собственных неудач и перекладывать ответственность за них на другого человека, в данном случае на ребенка.

Копинг, ориентированный на социальную поддержку и сотрудничество со значимыми людьми, позволяет родителям эффективно совладать с трудностями детско-родительского взаимодействия. Это в определенной степени обеспечивает такое отношение к ребенку, которое характеризуется принятием, эмпатией, поддержкой, чувствительностью к его проблемам (шкала Принятие ОРО).

В исследовании Е. В. Куфтяк (2003) была также зафиксирована связь между совладающим поведением родителей и их воспитательным воздействием на ребенка. Оказалось, что ощущение беспомощности и невозможности справиться с ситуацией в сочетании с враждебностью и агрессивностью как реакцией родителя на трудную ситуацию (шкала Конфронтативный копинг, Опросник о способах копинга WCQ Р. Лазаруса, С. Фолкман, адаптация Т. Л. Крюковой, М. А. Замышляевой), опосредует регулярное применение в системе детско-родительских отношений физических наказаний, которые являются основным инструментальным, агрессивным способом дисциплинирования.

Необходимо подчеркнуть, что не все структурные компоненты родительского отношения связаны с совладающим поведением взрослых. Речь идет о том, что эмоциональный и поведенческий компоненты родительского отношения оказываются наиболее чувствительными к влиянию особенностей совладающего поведения субъекта.

Изучая развитие в системе детско-родительских отношений совладающего поведения родителей, мы обнаружили, что впоследствии качество родительского отношения оказывает влияние на изменение стилевых особенностей копинга родителей (Сапоровская, Ибрагимова, 2006). Эмпирическим эквивалентом качества родительского отношения является его оценочный компонент, т. е. состояние удовлетворенности/неудовлетворенности родительством. В зарубежной и отечественной психологии сегодня нет четкого определения этого понятия, что приводит к необходимости теоретического изучения данного конструкта через близлежащие понятия. В психологии удовлетворенность понимается как состояние удовлетворения, которое возникает у человека после осознания того, что он достиг желаемой цели. Состояние удовлетворения, в свою очередь, определяется как чувство удовольствия, которое испытывает субъект, чьи потребности, желания удовлетворены, исполнены. В этом случае удовлетворенность определяется как отношение субъекта к выполняемой им деятельности, образу жизни. Удовлетворенность выполняет долгосрочную оценочную функцию, поэтому ее следует рассматривать в качестве положительного оценочного отношения, а неудовлетворенность – в качестве отрицательного.

Удовлетворенность ролью родителя определяется нами как позитивное эмоционально-оценочное отношение родителя к выполняемой им воспитательной функции. Это отношение детерминировано осознанием достигнутых целей и удовлетворения в системе детско-родительских отношений актуальных потребностей взрослого. Следует подчеркнуть, что удовлетворенность родительством так же опосредуется позитивной обратной связью, которую получает родитель от ребенка. Удовлетворенный родительством человек положительно оценивает себя в роли родителя и своего ребенка как в определенной степени результат своей воспитательной деятельности. В случае неудовлетворенности речь идет об отрицательном оценочном отношении родителя к себе и к ребенку. Вслед за К. Ф. Халверсоном и Х. П. Дуке мы считаем, что удовлетворенность родительством проявляется в степени выраженности таких показателей, как удовольствие от родительской роли, важность (значимость) родительской роли и субъективное ощущение тяжести ее выполнения (или отсутствие этого ощущения). Лексическое значение этих понятий таково:

удовольствие определяется как чувство радости, утешения, успеха, успокоенья от исполненных желаний;

тяжесть рассматривается как требующий большого труда, значительных усилий, трудный, обременяющий, гнетущий, тягостный;

важность (важный), требующий особого внимания, уважения, значительный (В. Даль).

Таким образом, родитель, удовлетворенный родительством, доволен собой, ему приятно быть родителем, так как его желания относительно того, каким бы он хотел видеть своего ребенка, реализованы в реальности и находят свое отражение в особенностях его деятельности, поведения и общения. Родитель, испытывающий неудовлетворения от роли родителя, считает, что ребенок не оправдал его надежд, поэтому воспринимает его как обузу, которая ограничивает его свободу (в личной жизни, в карьере). Преобладающее позитивное оценочное отношение родителя относительно собственного поведения и поведения ребенка свидетельствует о том, что родитель испытывает радость и удовольствие от общения с ребенком, желает заботиться о нем, поддерживать, оказывать помощь. Для него имеет большое значение то, какой он родитель: определяющим здесь является оценка того, в какой мере родительство позволило ему реализовать себя, показать, на что он способен. Отрицательное оценочное отношение взрослого к собственной деятельности и поведению ребенка объясняется тем, что забота о детях воспринимается им как тягостная, гнетущая, обременяющая обязанность, не приносящая радости и удовлетворения. Родительство в данном случае – тяжелый труд, требующий очень больших затрат сил и времени. Поэтому родитель стремится избегать нежелательного общения с собственным ребенком. Необходимость перестраивать существующую систему режима дня, досуговой деятельности, больше внимания уделять ребенку, обделяя себя, обуславливает наличие растущего чувства сожаления о том, что он стал родителем (таблица1).

 

Таблица 1

Показатели удовлетворенности в группах родителей с позитивным и негативным оценочным отношением к этой роли (N = 123)

 

Результаты данного исследования показали, что чем выше для взрослого значимость роли родителя (шкала Важность роли родителя, «Шкала удовлетворенности ролью родителя» (C. F. Halverson, H. P. Duke) в адаптации Е. В. Куфтяк (20 06), чем больше удовольствия он получает при непосредственном взаимодействии с ребенком (шкала Удовольствие от роли родителя), тем чаще он выбирает копинг, ориентированный на активное участие в разрешении трудной жизненной ситуации (шкала Проблемно-ориентированный копинг, CISS). Известно, что человек использует стратегии проблемно-ориентированного копинга в тех ситуациях, которые, с его точки зрения, он контролирует, которые он способен преобразовать. Следовательно, успешность выполнения значимой социальной роли родителя повышает уверенность человека в своих силах и способствует развитию его субъектности.

Итак, социально-психологический механизм развития совладающего поведения родителей в контексте детско-родительских отношений можно представить следующим образом. Жизненные трудности разного уровня (болезни, конфликты, нехватка времени, денег, ролевое напряжение и т. д.) неизбежно возникают в процессе детско-родительского взаимодействия и являются ситуационной детерминантой совладающего поведения родителей. Взрослые совладают с этими трудностями привычным образом, опираясь на уже сложившуюся ранее систему совладающего поведения. Эффективность/неэффективность совладания взрослых с трудностями детско-родительского взаимодействия опосредует качественные характеристики родительского отношения к ребенку. Эмоциональное отношение к ребенку, эффективность воспитательных воздействий, обратная связь, которую родитель получает от ребенка, вызывают у него состояние удовлетворенности/неудовлетворенности родительством. Позитивное эмоционально-оценочное отношение (удовлетворенность родительством) оказывает влияние на выбор субъектом преобразующих ситуацию и/или собственное состояние действий – стратегий проблемно-ориентированного копинга, что в целом способствуют развитию его субъектности. Негативное эмоционально-оценочное отношение (неудовлетворенность родительством) способствует развитию деструктивных форм совладания (внутренней и внешней агрессии, ухода от проблемного разрешения ситуаций, когда это необходимо, отвлечение от трудностей с помощью стратегий зависимого поведения и т. д.).

Психологический механизм развития в системе детско-родительских отношений совладающего поведения детей выглядит иначе. Детско-родительские отношения рассматриваются в современной психологии как объективная детерминанта развития личности ребенка. Конструктивные, теплые, поддерживающие отношения в семье могут сформировать эффективную потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и на самого себя. Этот же фактор, но с другим психологическим содержанием может привести к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкой самооценке, недоверию к окружающим (Фрейд, 1905; Адлер, 1926; А. Фрейд, 1946, Эриксон, 1963; Сигельман, Шеффер, 1991; Гарбузов, 1977; Варга, 1986; Столин 1989; Спиваковская, 1998; Эйдемиллер 1999, и др.).

Анализ имеющихся в зарубежных и отечественных источниках данных и результаты исследований, проведенных в Костромском государственном университете им. Н. А. Некрасова (1999–2006), позволяют нам утверждать, что характеристики детско-родительских отношений и совладающее поведение родителей входят в структуру социально-психологического фактора совладающего поведения детей.

Ребенок, познавая окружающий мир (предметный мир и социальное пространство), еще не обладая достаточным опытом, постоянно сталкивается с чем-то новым, неизвестным, неожиданным для себя. Возникновение трудностей является естественным, закономерным следствием сложного процесса взаимодействия ребенка с окружающим миром. Под трудностями в данном случае понимаются ситуации, которые характеризуется несоответствием между желаниями человека и теми возможностями, которыми он располагает в данный момент для удовлетворения своих потребностей (Томашевский, 1975; Тышкова, 1981). Такое понимание трудных ситуаций объясняет их неизбежность на протяжении всего онтогенеза, особенно на его начальных этапах. Детско-родительские отношения как фактор совладающего поведения ребенка следует рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, эти отношения и связанные с ними детские переживания, оказывают влияние на формирование и развитие таких поведенческих стратегий и качеств личности, которые впоследствии опосредуют предпочтение тех или иных копинг-стратегий.

Так, выделяя комплекс личностных характеристик ребенка, связанных с фактором родительского контроля и эмоционального принятия, Д. Боумбрин (1979) приходит к следующим заключениям:

• наличие в родительском отношении контроля, требовательности к социальной зрелости и эмоционального принятия способствует формированию у ребенка стремления к исследованию, а не избеганию фрустрационных ситуаций;

• более контролирующее и требовательное, но менее теплое отношение родителей способствует формированию у ребенка стремления избегать трудных ситуации;

• непринятие ребенка и неспособность к контролю детского поведения в силу эмоциональной незрелости родителей опосредует реакции отказа ребенка от фрустрационных ситуаций.

Многие психологи истоки неудач человека в решении повседневных проблем усматривают в переживаниях детства, связанных с взаимоотношениями родителей и детей. По мнению А. Адлера, именно в детстве во взаимодействии ребенка с родителями конкретизируется его стремление к превосходству и полному совершенству. Поэтому даже небольшие неудачи в достижении цели приводят человека к невротическому состоянию (Адлер, 1915). Доверие человека к своим внутренним потенциалам, вера в собственные силы – та основа, которая позволяет человеку совладать с жизненными трудностями и быть более успешным. Такие качества личности, с позиции Э. Эриксона, формируются у ребенка при безусловном принятии его окружающими взрослыми (Эриксон, 1963). По мнению Э. Фромма, атмосфера безопасности, защищенности, доброй воли окружающих позволяет ребенку не тормозить спонтанность своих интересов, чувств и потенциальных возможностей (Фромм, 1968).

С точки зрения К. Хорни, конфликты между родителями, которые переносятся в сферу воспитания, являются неблагоприятными условиями формирования таких жизненных стратегий ребенка, как самообвинение и дистанцирование от взрослых (Хорни, 1948).

Анализируя влияние детских переживаний на возникновение личностных деформаций, большинство психологов делают заключение о том, что ребенок должен не только чувствовать себя защищенным, желанным, но он должен уметь противостоять, защищаться, переносить поражения и огорчения. В число необходимых условий для развития у ребенка способности к самоактуализации А. Маслоу включает страдание, печаль, тоску и смятение. Иначе, по его словам «возникает избалованность, за которой стоит неуважение к целостности человека, внутренней природе и дальнейшему развитию индивидуальности» (Маслоу, 1957).

Продолжая эту линию в цикле эмпирических исследований, наш исследовательский коллектив получил следующие факты. В условиях эмоционального отвержения, недостатка родительского внимания и заботы (гипопртекции), неадекватно низкого уровня родительских требований и неустойчивости, непоследовательности стиля воспитания у ребенка младшего школьного возраста формируются такие деструктивные состояния и характеристики, как: тревожность и даже враждебность по отношению к взрослым; эмоциональное неконтролируемое напряжение, нередко проявляющееся в серьезных страхах; недостаток социальной нормативности, выражающийся в различных формах негативизма. Это делает ребенка дезадаптированным, уязвимым и неспособным справиться с жизненными трудностями (Сапоровская, 2002). Е. В. Куфтяк (2003) в своем диссертационном исследовании показала, что дети из семей, в которых регулярно используют физические наказания как воспитательный метод, совладают с жизненными трудностями, сочетая копинг-стратегии, направленные на проявление деструктивной эмоциональной экспрессии и поиск социальной поддержки. Такое сочетание делает совладание неэффективным, еще более увеличивая дистанции между родителями и детьми. Изучая дисфункциональную семью в период ее распада (изъятия ребенка из семьи), Т. В. Гущина (2005) выявила особенности совладающего поведения детей разных возрастов, связанные с деструктивностью материнского отношения к ним. Оказалось, что дети-дошкольники активно используют стратегии эмоциональной разрядки и стратегии, направленные на восстановление физических сил. Младшие школьники оказываются наиболее уязвимы к стрессу и совладают только с помощью деструктивных способов совладания, используя социально неодобряемые стратегии. В подростковом возрасте использование деструктивных копинг-стратегий приводит к формированию устойчивой системы девиантного поведения личности. Выборку Н. О. Белоруковой (2005) составили подростки и родители из условно благополучных семей. Было установлено, что требование от подростков со стороны матери социальных успехов, контроль за их достижением, являются мощным стимулом для подростка, способствуют развитию его саморегуляции (интериоризации внешнего контроля) и социально-приемлемых, эффективных форм поведения. Условное принятие, высокий уровень требований к подростку со стороны отца при ориентации на сотрудничество с ним, опосредуют выбор подростком продуктивного совладания. В то же время инфантилизация, стремление к сохранению симбиотических отношений между отцом и подростком обуславливают развитие у последнего пассивного совладания, ориентированного на предотвращение, избегание трудных ситуаций.

Второй аспект изучения детско-родительских отношений как фактора совладающего поведения ребенка связан с понятием социально-психологической поддержки в семье. Понятие «социальная поддержка» имеет в психологии общее и свободное значение всех форм поддержки, обеспечиваемых другими людьми и группами, которые помогают индивиду преодолеть трудности жизни. Социальная поддержка удовлетворяет стремление человека поделиться своими проблемами, заручиться одобрением и советом (Frydenberg, Lewis, 1993). G. Piers, I. Sarason и B. Sarason утверждают, что социальная поддержка может быть реальной (непосредственной) и субъективно воспринимаемой, которая представляет собой общее восприятие людей как способных и готовых оказать помощь. В структуру социальной поддержки входят эмоциональный и инструментальный компоненты. Эмоциональная поддержка позволяет человеку получить позитивную обратную связь, удовлетворяет его потребность в безопасности и аффилиации. Совет и/или реальные действия как инструментальная поддержка помогают человеку осознать проблему, справится с ней или предотвратить ее. Поддерживающие отношения – это связи, из которых индивид черпает ресурс психологического совладания с трудной ситуацией (Крюкова, 2004).

Особое значение отводится социальной поддержке в системе детско-родительских отношений, которая, по мнению И. В. Дубровиной, является показателем качества этих отношений, а также необходимым условием их оптимизации. Возрастные закономерности развития копинга в онтогенезе (Petrovsky, Birkimer,1993; Sek, Kliewer,1996; Никольская, Грановская, 2000; Крюкова, 2004) позволяют утверждать, что на этапах дошкольного детства и младшего школьного возраста копинг-стратегии, направленные на получение социальной поддержки от значимых взрослых (в сочетании с другими копинг-стратегиями) являются доминирующими в системе совладающего поведения ребенка. Это объясняется тем, что в силу своих возрастных особенностей самостоятельно решать проблемы дети еще не способны, так как нередко социальная ситуация требует от ребенка саморегуляции, координации эмоционального состояния и переживаний с целенаправленным поведением. Для этого ребенку необходима эмоциональная и инструментальная поддержка со стороны родителей.

Однако родители не всегда способны оказать своему ребенку необходимую помощь. Это происходит потому, что содержание стресса у взрослых и детей различно, поэтому субъективная оценка ситуаций как трудных у родителей и детей часто не совпадает. Кроме того, оказание психологической поддержки родителем возможно только при условии его эмоционально-теплого, эмпатийного отношения к ребенку. Необходимо, чтобы родитель сам умел совладать с трудностями разного порядка. Нами установлено, что родительское отношение и стилистические характеристики совладающего поведения родителей оказывают влияние на эффективность социально-психологической адаптации ребенка как непосредственно, так и опосредованно, через интеграцию этих факторов. Использование родителями различных копинг-стратегий определяет особенности детско-родительского взаимодействия в трудной ситуации, основных показателем которого является инструментальная поддержка (или ее отсутствие). Качественные характеристики родительского отношения определяют содержание взаимодействия родителя и ребенка, основной характеристикой которого является наличие/отсутствие эмоциональной поддержки (Сапоровская, 2002; 2005).

Итак, детско-родительские отношения оказывают влияние на становление системы совладающего поведения ребенка через формирование и развитие у него таких поведенческих стратегий и качеств личности, которые впоследствии опосредуют предпочтение им тех или иных копинг-стратегий. Эффективность совладающего поведения ребенка зависит от его средовых ресурсов, а именно от системы поддерживающих отношений в семье.

Как было ранее отмечено, не только детско-родительские отношения оказывают влияние на развитие копинг-поведения в детстве и отрочестве. На становление и развитие стилевых характеристик копинга детей влияют характеристики совладающего поведения их родителей. В основе этой закономерности, с нашей точки зрения, лежит процесс межпоколенной передачи (межпоколенного наследования) имеющегося в семье опыта совладания с трудными ситуациями. В отечественной психологии уже сложились представления о социальном наследовании как факторе психического развития человека (Выготский, Рубинштейн, Ананьев, Леонтьев). Традиционно, под социальным наследованием понимается овладение миром человеческой культуры, усвоение общественного опыта, знаний, умений, навыков, а также психических качеств, свойственных человеку. Другими словами, социальное наследование – это передача и присвоение межпоколенного опыта. В основе этого процесса лежит межпоколенное взаимодействие. Важно подчеркнуть, что передача и усвоение социального опыта могут стать специально организованным процессом, основой которого является обучение и воспитание, а могут и не быть специально организованным, т. е. передача социального опыта осуществляется в процессе непосредственного общения взрослых и детей через механизмы подражания и идентификации.

Такое научное понимание социального наследования дает основание рассматривать межпоколенное наследование копинга в семье как передачу и присвоение семейных моделей копинга, усвоение опыта, знаний, умений, навыков и качеств совладающего (или несовладающего) с трудностями человека (Сапоровская, 2001; Крюкова, 2004).

Один из путей наследования копинга в семье – это идентификация, т. е. непосредственное переживание субъектом своей тождественности с объектом идентификации. Идентификация позволяет человеку присоединиться, стать частью группового Мы, удовлетворить потребность в аффилиации. В современной психологии идентификация как механизм развития личности охватывает три пересекающиеся области психической реальности. Во-первых, идентификация – это процесс самоотождествления субъектом себя с другим человеком, группой, образцом на основе установившейся положительной эмоциональной связи. В результате этого типа идентификации субъект принимает как собственные нормы, ценности, образцы поведения объекта идентификации. Во-вторых, идентификация – это отождествление субъектом другого человека с собой, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями. В-третьих, идентификация – это механизм постановки субъектом себя на место другого. Человек переносит себя в пространство, обстоятельства другого человека, что приводит к пониманию его личностных смыслов. Этот тип идентификации обеспечивает процесс взаимопонимания и опосредует помогающее (поддерживающее) поведение (Мухина, 1999; Абраменкова, 2003). Очевидно, что в процессе передачи и усвоения опыта совладающего поведения участвуют все типы идентификации.

Например, передача родительского опыта совладания через идентификацию с ребенком может осуществляться разными путями, а именно:

• отождествляя себя с ребенком, родитель воспринимает его трудности как свои собственные, и сам совладает с ними, демонстрируя ребенку образцы копинга;

• отождествляя ребенка с собой, приписывая ему собственные черты, чувства, желания, родитель фиксирует внимание ребенка на своих действиях и предлагает ему использовать те же самые стратегии копинга;

• желая понять переживания ребенка, родитель «ставит себя на его место», затем предлагает свою помощь в совладании с трудной ситуацией, опираясь при этом на собственный опыт совладания с аналогичными ситуациями и возможности ребенка.

Но здесь идет речь о включенном, сензитивном родителе. Родитель «холодный», отчужденный не вступает с ребенком в идентификационные отношения, он всего лишь демонстрирует свои модели совладания. Находясь в сильной эмоциональной связи с родителем, ребенок отождествляется с ним посредством всех типов идентификации. В результате этого ребенок присваивает и воспроизводит образцы копинга демонстрируемые в семье, но не только. У него, под воздействием взрослого, формируется представление о трудных жизненных ситуациях и их субъективная оценка.

Безусловно, присвоение ребенком образцов совладающего поведения имеет существенные ограничения разного порядка, поэтому следует говорить лишь о таких общих, заданных в полярных шкалах характеристиках копинга родителей и детей, как эффективность/неэффективность и конструктивность/деструктивность. Опираясь на принятое в социальной психологии понимание эффективности деятельности (Энциклопедический словарь, 2005), в качестве критериев эффективности копинга можно рассматривать его продуктивность, т. е. решение задач копинга соотнесенное с затратами копинг-ресурсов, и состояние удовлетворенности субъекта, вызванное его определенными притязаниями и возможностью их достижения. Конструктивность/деструктивность копинга есть показатель качества преобразований, которые происходят с человеком в результате применения копинга. Таким образом, совладание может быть эффективным и конструктивным (человек справляется с трудной ситуацией, не растрачивая при этом весь потенциал копинг-ресурсов, испытывает состояние удовлетворенности результатами копинга, что приводит к позитивным последствиям, например, повышается стрессоустойчивость, жизнестойкость, улучшается психическое здоровье человека, повышается его самооценка). Эффективным, но деструктивным (например, прием алкоголя, психоактивных веществ как копинг может быть эффективным, но приведет к разрушительным последствиям, зависимому поведению, деградации личности). Неэффективным и деструктивным: человек не справляется с трудной ситуацией, растрачивая при этом копинг-ресурсы (или не использует их), испытывает состояние неудовлетворенности, что приводит к ухудшению психического здоровья человека, повышается уровень его невротизации и уязвимости к стрессу.

Данные теоретические положения отчасти нашли подтверждение в эмпирических исследованиях, в рамках которых были соотнесены характеристики совладающего поведения родителей и детей – представителей дисфункциональных и нормально функционирующих семей.

Особый интерес в контексте изучаемой проблемы представляют дисфункциональные семьи (социально-неблагополучные семьи и семьи, в которых регулярно применяются физические наказания). Наблюдения показывают, что дети и подростки из таких семей часто используют деструктивные стратегии поведения, которые используют их родители для совладания с трудными жизненными ситуациями (употребление никотина, алкоголя, наркотиков, внутреннюю и внешнюю агрессию). Отчасти эти наблюдения нашли подтверждение в эмпирических исследованиях.

Изучая характеристики совладающего поведения девиантных матерей и их детей, Т. В. Гущина (2005) выявила, что их копинг, в целом, является деструктивным и неэффективным. Девиантные матери чаще всего используют стратегии эмоционально-ориентированного копинга, направленные на эмоциональное отреагирование и аутоагрессию. Результатом этого копинга является ощущение абсолютной беспомощности, безнадежности, невозможности изменить жизненные обстоятельства. Самым доступным способом, который помогает справиться с внутренним дискомфортом, оказывается употребление алкоголя, что влечет за собой разрушительные последствия. Репертуар совладающего поведения детей разнообразнее, чем у девиантных матерей. Однако большинство детских копинг-стратегий можно объединить в три группы, это: аффективное отреагирование, которое происходит в результате использования социально неодобряемых копинг-стратегий (Кусаю ногти; Борюсь, дерусь; Схожу с ума; Ломаю вещи; Воплю, кричу; Разговариваю сам с собой); пассивное отвлечение (Смотрю телевизор; Слушаю музыку; Стараюсь забыть; Мечтаю); поиск эмоциональной поддержки, направленной на восстановление отношения привязанности (Хочу, чтобы пожалели; Прошу, чтобы взяли на руки; Обнимаю, прижимаю, глажу). Такой копинг вполне может быть эффективным для детей, но приводит к деструктивным последствиям. Особое внимание в данном исследовании привлекают выявленные особенности проблемно-ориентированного копинга девиантных матерей и их детей-подростков. Оказалось, что женщины достаточно много думают о случившемся, анализируют ситуацию, пытаются понять причины ее возникновения, но никогда не предпринимают реальных попыток изменить ситуации, т. е. «застревают» на этапе размышления, что нередко приводит к кризису и распаду семьи. Подростки также используют стратегии проблемно-ориентированного копинга, размышляют над ситуацией и вырабатывают стратегии ее преодоления, но никогда не приступают к реальным действиям, т. е. знают, что нужно что-то делать, но не знают, как. Мы видим, что характеристиками копинга девиантных матерей и их детей-подростков является его неэффективность и деструктивность. Влияние характеристик совладающего поведения родителей на копинг-поведение детей было изучено и в исследовании семей, в которых регулярно применяются физические наказания (Куфтяк, 2003). Выборку исследования составили младшие школьники и их родители. Оказалось, что совладающее поведение матерей и отцов является неэффективным и деструктивным: они используют конфронтативный копинг, который проявляется в вербал



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: