ДЕСЯТЬ ТЕМ ШРИМАД БХАГАВАТАМ 1 глава




 

В двух последующих стихах Шри Сута Госвами разными способами описывает «Шримад-Бхагаватам», утверждая, что она является Маха-Пураной. Так он подтверждает, что Всевышний Господь является единственной ашраей:

“О, брахман, авторитеты говорят, что Пурана затрагивает десять тем: сарга, создание вселенной; висарга, вторичное создание миров и существ; ветти, поддержание всех живых существ; ракша, защита всех живых существ; антарани, правление различных Ману; вамшанучаритам, династии великих царей; вамшанучарита, деяния таких царей; самстха, разрушение; хету, мотивация и апашрая, высшее прибежище. Другие ученые утверждают, что великие Пураны обсуждают все десять тем, тогда как менее важные Пураны только пять”. [Бхаг. 12.7.9-10.]

Здесь слово антарани относится к периодам Ману.

Некоторые утверждают, что у Пураны есть пять отличительных признаков:

“Пять отличительных признаков Пураны – это сарга, творение; пратисарга, разрушение; вамша, генеалогия; манвантарани, правление Ману и вамшанучаритам, деяния династий царей и преемственностей святых” [«Матсья Пурана», 53.65.]

Эти расхождения во мнениях происходят из-за разных тем, затронутых в более и менее великих Пуранах. Хотя Пураны, такие как «Вишну Пурана», обсуждают все десять тем, все же эти Пураны считаются менее значительными, поскольку глубоко они обсуждают лишь пять тем.

Автор «Шримад-Бхагаватам» не намеревался обсуждать этих десять тем в этом произведении последовательно, Песня за Песней; в конце концов, Песен в «Бхагаватам» двенадцать. Также не следует думать, что раз эти десять тем перечислены во Второй Песне, то они будут последовательно изложены в Песнях с Третьей по Двенадцатую, поскольку три темы (ниродха, мукти и ашрая) можно найти как в Десятой, так и в Одинадцатой и в Двенадцатой Песнях. Также не удасться найти оставшиеся темы в упорядочненом виде ни в одной Песне, за исключением Одинадцатой.

Шрила Шридхара Свами говорит о том же [отсутствие строгого соответствия между темами «Бхагаватам» и Песнями]:

“Чтобы распространить славу Господа Кришны, Десятая Песнь описывает, как были полностью уничтожены нечестивые правители (ниродха), за то, что они отклонились от принципов праведной жизни”.

Четыре типа уничтожения всего материального существования уже были описаны в «Бхагаватам» ранее, поэтому Шридахра Свами намеревается показать здесь, что Десятая Песнь прежде всего обсуждает ашраю, форму Шри Кришны. Как сам Шридхара Свами говорит: “Десятая Песнь описывает десятую тему, Всевышнего Господа, прибежище зависящих от Него преданных”.

Подобные выводы можно сделать и относительно других Песен.

Таким образом, Шридхара Свами согласился бы с нами в том, что фактически каждая из Песен непосредственно или косвенно затрагивает все десять тем. В том же свете следует понимать и следующее утверждение “они описаны здесь либо непосредственно, либо косвенно” [Бхаг. 2.10.2], поскольку мы на самом деле можем видеть, что эти темы в «Бхагаватам» обсуждаются как косвенно, так и непосредственно. По той же самой причине мы должны признать, что Первая и Вторая Песни также относятся к этой Маха-Пуране. Поэтому, мы не принимаем идею о том, что эти темы обсуждаются в строгой последовательности.

Затем Сута Госвами описывает эти десять тем, начав с творения:

“Из-за возбуждения изначальных гун в непроявленной материальной природе появляется махат-таттва. Из махат-таттвы появляется первый элемент, ложное эго, которое делится на три аспекта. Это троякое эго проявляется далее как тонкие элементы, чувства и грубые объекты чувств. Появление всего этого называется творением (саргой)”. [Бхаг. 12.7.11.]

Махат-таттва появляется в результате возбуждения изначальной спящей материальной природы (прадханы), а из махат появляется ложное эго в каждой из трех гун материальной природы. Из трех аспектов ложного эго появляются тонкие элементы, чувства и физические элементы. Появление элементов также подразумевает появление их божеств. Появление всего этого составляет саргу, проявление тонких причин творения.

Сута Госвами продолжает:

“Вторичное творение (висарга), существующее по милости Господа, является проявлением совокупности желаний живых существ. Так же, как семя является причиной появления других семян, так и действия, которые способствуют выполнению желаний исполнителя, производят как движущиеся, так и неподвижные формы жизни ” [Бхаг. 12.7.12.]

Слово пуруша ("личность") относится здесь к Сверхдуше, этешам ("из них") – к элементам, начинающимся с махат. Первопричина соединения элементов – это карма, которую дживы накопили за предыдущие жизни. Так движущиеся и неподвижные живые существа вращаются в этом цикле, рождаясь, поколение за поколением. Этот непрерывный поток порождаемых продуктов называется висаргой, или вторичным творением. Иначе говоря, висарга является творением индивидуальных организмов, и потому это обсуждение висарги включает в себя тему ути ("побуждения к деятельности").

“Вритти означает выживание, в процессе которого движущиеся живые существа живут за счет неподвижных. В отношении человека вритти особенно означает действия ради того, чтобы поддерживать жизнь так, как это свойственно данному индивидуму. Это действие может выполняться либо в погоне за выполнением эгоистичных желаний, либо в соответствии с предписаниями Вед" [Бхаг. 12.7.13.]

Обычно движущиеся живые существа живут за счет неподвижных, но слово ча (“и”) в этом стихе дает намек на то, что побуждаемые желаниями движущиеся существа также питаются другими движущимися творениями. Однако люди живут так, как им предписано согласно их индивидуальной природе, основывая свои действия либо на своих эгоистичных желаниях, либо на указаниях писаний. Все это называется вритти.

“В каждую эпоху непогрешимый Господь появляется в этом мире среди животных, людей, мудрецов и полубогов. В этих воплощениях Он своими деяниями защищает вселенную. Это называется ракша”. [Бхаг. 12.7.14.]

Здесь слово йаих (“ими”) значит «через воплощения». Это определение “защиты” (ракша) также включает в себя три темы: иша-катха (“повествования о Всевышнем Господе”), стхана (“поддержание”), и пошана (“насыщение”).

“Во время правления каждого Ману (манвантару) появляются шесть проявлений Господа Хари: правящий Ману, главные полубоги, сыновья Ману, Индра, великие мудрецы и частичные воплощения Верховной Божественной Личности.” [Бхаг. 12.7.15.]

Из упоминания о деяниях Ману и других становится ясно, что здесь затрагивается и тематика сад-дхармы (“прогрессивных принципов религии”). Таким образом, этот список из десяти тем эквивалентен данному ранее в «Бхагаватам».

“Династии (вамша) – это династии царей, идущие от Господа Брахмы и продолжающиеся в прошлом, настоящем и будущем. Летописи таких династий, особенно самых выдающихся их представителей, составляют историю династии (вамшьянучарита)” [Бхаг. 12.7.16.]

Деяния вамша-дхарах (выдающихся членов этих династий) составляют вамшанучаритам (“историю династии”).

“Существуют четыре типа космического уничтожения: случающееся время от времени, стихийное, непрерывное и окончательное – все они происходят под личным влиянием Всевышнего Господа. Ученые определили эту тему, как распад (самстха)” (Бхаг. [12.7.17.]

В этом стихе слово асйа (“Его”) относится к Парамешваре, Верховному Господу, а свабхаватах (“из-за природы”) означает “Его энергией”. Термин атьянтиках (“конечный”) подразумевает, что мукти (освобождение) относится к этому виду распада.

“По неведению живое существо занимается материальной деятельностью и так, в каком-то смысле, становится причиной (хету) творения, поддержания и разрушения вселенной. Некоторые авторитеты называют живое существо личностью, лежащей в основе материального творения, тогда как другие говорят, что оно – это непроявленное "я"” [Бхаг. 12.7.18.]

Здесь хету (“причина”) – это нимитта, или целесообразная причина. Асья (“это”) относится к этой вселенной, существование которой возможно благодаря дживам, действующим в неведении. Некоторые называют эту же причину анушайи (“личностью, являющейся основой”), главным принципом сознания, тогда как другие называют ее авьякта (“непроявленным”), концентрируя внимание на упадхах джив.

“Верховная Абсолютная Истина присутствует во всех состояниях сознания – бодрствовании, сне со сновидениями и глубоком сне – проявляющихся посредством внешней энергии, и во всех действиях живых существ, а также Она находится за пределами всего этого. Так, пребывая в собственной трансцендентности, Она является конечным и единственным прибежищем” [Бхаг. 12.7.19.]

Нельзя сказать, что джива может быть ашраей, даже в своем чистом состоянии. Это противоречит опыту, полученному Шрилой Вьясадеой в его трансе. Правильней было бы считать, что Верховный Брахман единственен в Своей изначальной сути. Он всегда стоит в стороне от состояний сознания, таких как бодрствование и так далее, а также проявлений материи, начиная с махат-таттвы. Они – лишь творения Его внешней энергии, майи. Оставаясь в стороне от всех этих проявлений, Он, в то же время, соединен с ними, как Сверхдуша, высший свидетель. Поэтому Он является основой деятельности джив как в чистом, так и в обусловленном состоянии. Но в данном контексте слово апашрая указывает на то, что хотя Он и является основой деятельности дживы, Он все же остается трансцендентным ко всему. Приставка апа относится к “оставлению”, что в данном случае обозначает идею трансцендентности.

Такое знание чистой природы дживы, которую в данном стихе определяют, как причину материального существования, приводит к осознанию апашраи, или трансцендентной основы всего сущего, как говорит Сута Госвами в следующих двух стихах:

“Хотя материальный объект может принимать различные формы и называться по-разному, его главная часть составляет основу его существования. Душа никогда не прекращает своего существования, будь она в теле или вне него. Она пребывает в сотворенном материальном теле на всех стадиях его существования, начиная с зачатия и кончая смертью.

“Либо силой собственной проницательности, либо благодаря регулируемой духовной практике, ум человека может прекратить функционировать на материальном уровне бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна. Тогда джива понимает Верховную Душу и прекращает совершать материальные усилия” [Бхаг. 12.7.20-21.]

Можно проследить связь материальных элементов, таких как земля, вода и прочие, с продуктами их переработки, скажем, глиняным горшком. Однако эти же элементы существуют и отдельно, в своем первозданном виде. Таким же образом, душа, хотя и чистая изначально, под влиянием невежества проходит девять стадий жизни, начиная с зачатия и кончая смертью, но, не смотря на это, может стать безразличной к ним, поняв, что она – чистый дух, а, следовательно, не имеет со всем этим ничего общего. Так, отстранившись от этого невежества, она обретает квалификацию вопрошать об ашрае. В этом заключается смысл стиха, начинающегося словом вирамета [Бхаг. 12.7.21.]

Вритти-трайам (“три функциональных состояния”) – это состояния бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна. Атманам (“Я”) здесь указывает на Сверхдушу. Сваям (“сам”) означает «тщательно изучая иллюзорную природу мира», как поступил мудрец Вамадева. Йогена (“с помощью йоги”) указывает на то, что можно проводить такое изучение с помощь медитации, как это делали Шримати Девахути и другие. Ихаях нивартате (“прекращает всякую деятельность”) означает, что человек воздерживается от всякой деятельности не связанной с осознанием Бога.

Таково наше объяснение самбандхи, связи между «Шримад-Бхагаватам» и темой, которую он обсуждает.

Так заканчивается «Таттва-сандарбха», первая книга «Бхагавата-сандарбхи», написанной в соответствии с наставлениями Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Санатаны Госвами, лидеров всех вайшнавов вселенной. Они – беспримесные слуги лотосных стоп Верховной Личности Бога, Господа Шри Кришны-Чайтаньи Махапрабху, очищающего сердца джив Кали-юги и низошедшего для того, чтобы раздать благословения на преданное служение Себе самому.

 

 

«БХАГАВАТАМ» ОТВЕЧАЕТ НА ВСЕ ВОПРОСЫ

 

Шримад-бхагаватам. Песнь Вторая. Глава Десятая

 

Стих 1

 

श्रीशुक उवाच

अत्र सर्गो विसर्गश्च स्थानं पोषणमूतयः ।

मन्वन्तरेशानुकथा निरोधो मुक्तिराश्रयः ॥१॥

 

Шри Шукадева Госвами сказал: «Шримад-Бхагаватам» затрагивает десять тем. Он рассказывает о сотворении вселенной, вторичном творении, планетных системах, покровительстве Господа, движущей силе творения, смене Ману, науке о Боге, возвращении домой, к Богу, об освобождении и суммум бонум.

 

Стих 2

 

दशमस्य विशुद्ध्यर्थं नवानामिह लक्षणम् ।

वर्णयन्ति महात्मानः श्रुतेनार्थेन चाञ्जसा ॥२॥

 

Чтобы подчеркнуть трансцендентную природу суммум бонум, остальные темы раскрываются либо ссылкой на заключения Вед, либо непосредственным объяснением, либо с помощью кратких объяснений великих мудрецов.

 

Стих 3

 

भूतमात्रेन्द्रियधियां जन्म सर्ग उदाहृतः ।

ब्रह्मणो गुणवैषम्याद्विसर्गः पौरुषः स्मृतः ॥३॥

 

Сотворение шестнадцати элементов, из которых состоит материя: пяти стихий [огня, воды, земли, воздуха и неба], звука, формы, вкуса, запаха, осязаемого, а также глаз, ушей, носа, языка, кожи и ума, - называют саргой, а последующее взаимодействие гун материальной природы - висаргой.

 

КОММЕНТАРИЙ: Семь стихов, начиная с этого, знакомят нас с содержанием каждого из десяти разделов «Шримад-Бхагаватам». Первый из них, который мы обсуждаем сейчас, описывает шестнадцать элементов: землю, воду, и т.д., а также материальное эго, состоящее из материального разума и ума. Вторичное творение является результатом взаимодействия упомянутых выше шестнадцати энергий первого пуруши - воплощения Говинды в образе Маха- Вишну. Впоследствии Брахма в трактате «Брахма-самхита» (5.47) описал вторичное творение следующим образом:

Маха-Вишну - воплощение Говинды, Господа Кришны, в образе первого пуруши - погружен в мистический сон, называемый йога- нидрой, и в каждой из пор Его трансцендентного тела находятся в непроявленном состоянии бесчисленные вселенные.

В соответствии с версией Вед - шрутена (доказательство, о котором шла речь в предыдущем стихе) - творение возникает непосредственно из Самого Верховного Господа в результате проявления определенных Его энергий. Однако тем, кто не приемлет точку зрения Вед, творение представляется порождением материальной природы. Подобный вывод является следствием недостатка знаний. Веды гласят, что источник всех энергий (внутренней, внешней и пограничной) - это Верховная Личность Бога, но, согласно ложным концепциям, как объяснялось выше, причиной творения является инертная материя. Ведическая точка зрения - это трансцендентный свет, а неведические теории - материальная тьма. Внутренняя энергия Верховного Господа неотлична от Самого Верховного Господа, и, приходя в соприкосновение с внешней энергией, она вдыхает в нее жизнь. Частицы внутренней энергии, которые вступают в контакт с внешней энергией, называют пограничной энергией, или живыми существами.

Таким образом, непосредственной причиной первичного творения является Верховная Личность Бога, Парамбрахман, а вторичное творение, являющееся результатом взаимодействия между собой первичных элементов, осуществляет Брахма. Так приходит в движение вся вселенная.

 

Стих 4

 

स्थितिर्वैकुण्ठविजयः पोषणं तदनुग्रहः ।

मन्वन्तराणि सद्धर्म ऊतयः कर्मवासनाः ॥४॥

 

Живые существа занимают верную позицию, когда подчиняются законам Господа. Так под покровительством Верховной Личности Бога они обретают полное умиротворение. Ману и их законы существуют для того, чтобы направлять жизнь людей в правильное русло. Стимулом всякой деятельности является желание наслаждаться плодами своего труда.

 

КОММЕНТАРИЙ: По воле Господа материальный мир создается, какое-то время существует и затем снова уничтожается. Сначала Господь Вишну в Своем первом и втором воплощении создает компоненты творения и вторичного творца, Брахму. Первое воплощение пуруши - это Маха-Вишну, а второе - Гарбходакашайи Вишну, создающий Брахму. Третья пуруша-аватара - Кширодакашайи Вишну, который является Сверхдушой всего, что есть во вселенной, и поддерживает творение, созданное Брахмой. А Шива, один из многочисленных сыновей Брахмы, уничтожает творение. Таким образом, изначальным творцом вселенной является Вишну, и Он же по Своей беспричинной милости поддерживает жизнь всех сотворенных существ во вселенной. Поэтому долг всех обусловленных душ - признать триумф Господа и стать чистыми преданными, обретя покой в этом мире, где на каждом шагу нас подстерегают опасности и страдания. Обусловленные души, считающие материальное творение местом, где можно удовлетворять свои чувства, иначе говоря, души, введенные в заблуждение внешней энергией Вишну, обречены снова и снова рождаться в этом мире, оставаясь под властью законов материальной природы - законов созидания и разрушения.

В «Бхагавад-гите» сказано, что все планеты этой вселенной, начиная с высшей и кончая низшей, Паталалокой, подлежат уничтожению, и сколько бы обусловленные души ни путешествовали по космосу - пожиная плоды своей хорошей или плохой деятельности (кармы) или с помощью современных космических кораблей - им не избежать смерти, хотя продолжительность жизни на различных планетах может быть разной. Единственное средство достичь вечной жизни - это вернуться домой, в царство Бога, где нет рождения и смерти, преследующих живое существо в материальном мире. Обусловленные души, забывшие о своих отношениях с Господом Ваикунтхи, не знают этой простой истины и потому пытаются обрести бессмертие в материальном мире. Введенные в заблуждение внешней энергией, они занимаются различными формами экономической и религиозной деятельности, забывая о том, что их истинное предназначение - вернуться домой, к Богу. Майа заставляет обусловленные души так крепко забыть об этом, что они вообще не хотят возвращаться к Богу. Погоня за чувственными наслаждениями обрекает их снова и снова рождаться и умирать. Так они впустую растрачивают человеческую жизнь, упуская редкую возможность вернуться к Вишну. Священные писания, в которых собраны законы и правила Ману, установленные ими для разных веков и эпох, называют сад-дхармой - руководством для людей, которые ради собственного же блага, во имя достижения цели жизни, должны следовать наставлениям всех священных писаний. Мироздание не иллюзорно, это временное проявление, единственное назначение которого - дать обусловленным душам возможность вернуться к Богу. желание вернуться к Богу и любая деятельность, способствующая достижению этой цели, составляют правильный образ действий. Преданные, строящие свою жизнь в соответствии с этими предписаниями, находятся под покровительством Господа, тогда как непреданные, действующие на собственный страх и риск, запутываются в сетях кармических последствий своей деятельности. В этой связи особенно важным является слово сад-дхарма. Сад-дхарма, или обязанности, которые необходимо исполнять, чтобы вернуться к Господу и таким образом стать Его чистым преданным, - это единственная по-настоящему благочестивая деятельность; все прочие виды деятельности могут казаться благочестивыми, но на самом деле таковыми не являются. Только по этой причине в «Бхагавад-гите» Господь призывает нас оставить всю свою так называемую религиозную деятельность и полностью посвятить себя преданному служению Ему, избавившись таким образом от всех тревог, с которыми связано существование в полном опасностей материальном мире. Тот, кто действует в рамках сад- дхармы, стоит на верном пути. Мы должны стремиться вернуться домой, к Богу, выйдя из-под власти закона рождений и смертей, который обрекает нас снова и снова рождаться и умирать в материальном мире, получая во временное пользование хорошие или плохие тела. Тот, кто следует всем правилам и ограничениям сад-дхармы, проявляет разум, отличающий человека от низших существ, и потому каждый должен строить свою жизнь в соответствии с этими правилами.

 

Стих 5

 

अवतारानुचरितं हरेश्चास्यानुवर्तिनाम् ।

पुंसामीशकथाः प्रोक्ता नानाख्यानोपबृंहिताः ॥५॥

 

Наука о Боге описывает воплощения Личности Бога и Его деяния, а также деяния Его великих преданных.

 

КОММЕНТАРИЙ: События, происходящие за время существования мироздания, фиксируются в исторических хрониках, повествующих о деятельности живых существ. Люди, как правило, любят изучать историю и читать о событиях минувших времен и исторических личностях, но из-за недостатка научных знаний о Боге они, к сожалению, не проявляют интереса к изучению истории воплощений Личности Бога. Однако мы должны всегда помнить о том, что материальное творение создано ради спасения обусловленных душ. Милосердный Господь по Своей беспричинной милости нисходит на различные планеты материального мира и делает все, чтобы спасти обусловленные души. Поэтому на самом деле читать стоит только исторические хроники и повествования, описывающие деяния Господа. В «Шримад-Бхагаватам» собраны трансцендентные истории, повествующие о взаимоотношениях Господа и великих преданных, и мы должны благоговейно внимать этим повествованиям о Господе и Его преданных.

 

Стих 6

 

निरोधोऽस्यानुशयनमात्मनः सह शक्तिभिः ।

मुक्तिर्हित्वान्यथा रूपं स्वरूपेण व्यवस्थितिः ॥६॥

 

Когда живое существо вместе с присущей ему тенденцией к обусловленности сливается с бытием погруженного в мистический сон Маха-Вишну, этот процесс называют свертыванием космического проявления. Освобождение - это возвращение живого существа в свою неизменную форму, которую оно обретает, когда оставляет постоянно меняющиеся грубые и тонкие материальные тела.

 

КОММЕНТАРИЙ: Мы уже неоднократно объясняли, что есть два типа живых существ. Большую часть живых существ составляют вечно освобожденные души, или нитйа-мукты, однако какая- то часть живых существ являются вечно обусловленными. Вечно обусловленным душам присуще стремление к господству над материальной природой, поэтому сотворение материального мира преследует одновременно две цели. Первая - дать возможность обусловленной душе проявить свою склонность господствовать над мирозданием, а вторая - предоставить ей шанс вернуться к Богу. После свертывания космического проявления большинство обусловленных душ погружается в бытие Личности Бога, Маха-Вишну, пребывающего в мистическом сне, и остается в этом состоянии вплоть до начала нового цикла творения, когда они получают возможность воплотиться вновь. Однако те обусловленные души, которые следуют трансцендентному звуку в форме ведических писаний, возвращаются к Богу, и, оставляя обусловленное грубое и тонкое материальное тело, обретают свое изначальное духовное тело. Материальное тело обусловленного существа развивается вследствие того, что оно забывает о своих отношениях с Богом, и на проявленной стадии существования мироздания обусловленные души имеют возможность вернуться в свое изначальное естественное состояние, если обратятся за помощью к богооткровенным писаниям, милостиво составленным различными воплощениями Господа. Чтение или слушание трансцендентных писаний позволяет человеку достичь освобождения уже в обусловленном состоянии материального существования. Все ведические писания направляют человека на путь преданного служения Личности Бога, и тот, кто утверждается в преданном служении, сразу освобождается от обусловленной жизни. Причиной существования грубого и тонкого материального тела является невежество обусловленной души, поэтому, как только душа утверждается в преданном служении Господу, она получает возможность освободиться от своей обусловленности. Преданное служение - это трансцендентная привязанность к Всевышнему, который является источником всех наслаждений и вкусов. Все живые существа хотят наслаждаться, но им неведом изначальный источник всех наслаждений (расо ваи сах расам хй эвайам лабдхвананди бхавати). Сведения об этом содержатся в ведических гимнах, которые гласят, что неиссякаемым источником всех наслаждений является Личность Бога, и тот, кому посчастливится узнать об этом из «Шримад-Бхагаватам» и других трансцендентных писаний, обретет вечное освобождение и займет свое место в царстве Бога.

 

Стих 7

 

आभासश्च निरोधश्च यतोऽस्त्यध्यवसीयते ।

स आश्रयः परं ब्रह्म परमात्मेति शब्द्यते ॥७॥

 

Изначальным источником материального космоса, его вместилищем и причиной его свертывания является Всевышний, которого величают Верховным Существом или Высшей Душой. Он - Высший Источник всего сущего, Абсолютная Истина.

 

КОММЕНТАРИЙ: Как объясняется в самом начале «Шримад-Бхагаватам», синонимами изначального источника всех энергий являются джанмадй асйа йатах, а также ваданти тат таттва-видас таттвам йадж джнанам адвайам/брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате. Иначе говоря, Его называют Парамбрахмой, Параматмой и Бхагаваном. Употребленное в этом стихе слово ити завершает синонимический ряд, подчеркивая таким образом решающую роль Бхагавана. Более подробно это будет объяснено в следующих стихах, но в конечном счете под Бхагаваном подразумевают Господа Кришну, поскольку «Шримад-Бхагаватам» уже признал Кришну Верховной Личностью Бога: кришнас ту бхагаван свайам. Изначальный источник всех энергий, суммум бонум, - это Абсолютная Истина, которую называют Парамбрахмой и т.д., а Бхагаван является высшим аспектом Абсолютной Истины. Однако даже в ряду синонимов слова «Бхагаван»: Нарайана, Вишну, Пуруша, и т.д. - последним стоит слово «Кришна», что подтверждается также в «Бхагавад-гите»: ахам сарвасйа прабхаво маттах сарвам правартате и т.д. Кроме того, «Шримад-Бхагаватам», будучи звуковым воплощением Бога, олицетворяет Господа Кришну.

Таким образом, священные писания сходятся в том, что Господь Кришна является изначальным источником всех энергий - таково значение слова «Кришна», а чтобы объяснить, кто такой Кришна, то есть поведать науку о Кришне, был сложен «Шримад-Бхагаватам». В Первой песни «Шримад-Бхагаватам» эта истина сформулирована в вопросах великих мудрецов во главе с Шаунакой и ответах на них Суты Госвами, изложенных в первой и второй главах Первой песни. В третьей главе Первой песни этот вопрос рассматривается более обстоятельно, а в четвертой он разработан еще более детально. Во Второй песни придается еще большее значение личностному аспекту Абсолютной Истины, и там же говорится, что этой Личностью Бога является Верховный Господь Кришна. Как мы уже отмечали, представленная в четырех стихах суть «Шримад-Бхагаватам» изложена предельно сжато. Концепцию Верховной Личности Бога окончательно утверждает Брахма в своей «Брахма-самхите»: ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах. Итог этому описанию подводится в Третьей песни «Шримад-Бхагаватам», а детально данный вопрос рассматривается в Десятой и Одиннадцатой песнях «Шримад-Бхагаватам». Господь Кришна также упоминается в связи с обсуждением смен Ману или манвантар, например, Свайамбхува- манвантары и Чакшуша-манвантары, описанных в Третьей, Четвертой, Пятой, Шестой и Седьмой песнях «Шримад-Бхагаватам». В Восьмой песни при описании Ваивасвата-манвантары та же тема затронута косвенно, и о том же идет речь в Девятой песни. В Двенадцатой песни эта тема разработана еще глубже, особенно вопрос о воплощениях Господа. Таким образом, изучение «Шримад-Бхагаватам» не оставляет никаких сомнений в том, что Господь Шри Кришна является суммум бонум, высшим источником всех энергий. И различные категории людей, поклоняющихся Ему, знают Его под разными именами: Нарайана, Брахма, Параматма и другими, - вкладывая в эти имена разный смысл.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: