Месопотамия: космос как государство.




Влияние окружающей среды в Египте и Месопотамии. Вполне закономерно, что не осталось месопотамских памятников. Ведь её жители всегда мыслили себя вне осязаемых вещей, смысл существования всегда лежал вне человека и его творений. Тигр и Евфрат могут разливаться бессистемно, ветры дуют не благоприятно, идут проливные дожди – природа даёт почувствовать человеку, что он ничтожен, слаб. Он видел во вселенной порядок, а не анархию. Порядок представлялся ему порядком воль – государством.

Время возникновения месопотамского представления о вселенной. Представление о вселенной сложилось около середины IV тыс. до н. э. Однако оно менялось с течением времени, с развитием государства.

Месопотамское отношение к явлениям природы. Мо мнению жителей Месопотамии, все предметы имело свою внутреннюю силу, они – живые (тростник, зерно, соль). Некоторые силы могли сливаться в одну, дополнять друг друга, давать друг другу частичку своего специфичного характера (земля и небо). Часто люди призывали к внутренней силе предметов, с целью помочь им (разрушительная сила огня, плодородие земли).

Структура космического государства. Это государство включало в себя все предметы мира (люди, звери, вещи, явления природы). Но все предмет находились на различном уровне (рабы, женщины не имели право участвовать в собрании). Мужчины – полноправные граждане. Подобный порядок был в космическом государстве. Общее собрание в космическом государстве – общее собрание только основных богов.

Вожди космического государства. Ану – бог неба, главный бог. Сила неба характеризовалась с властью и могуществом. Сущность Ану проявлялась во власти царя. Энлиль – второе высшее божество, бог грозы. Энлиль характеризуется с мощью, с разрушениями, с войной, законом. Значит, у космического государства есть два основных компонента – власть и сила, закон. Нинхурсаг – ипостаси земли. Сила земли ассоциируется с плодородием. Следующая сила – бог Энки – вода, ассоциирующаяся с созиданием. Месопотамская система динамична, а не статична.

Отражение взгляда на мир в ранних мифах. 1)Мифы о происхождении. Миф об Энлиле и Нинлиль. Нинлиль пытается соблазнить Энлиль, она отказывается - он её насилует. Энлиля наказывает суд богов и изгоняет его из Ниппур. Нанлиль отправляется за ним. Они зачинают бога луны Сина и трёх его братьев – сил подземного царства. Миф о Тильмуне. Остров Тильмун принадлежит Энки и Нинхурсаг. У двух богов рождается богиня растений Нинсар. Энки соединяется с дочерью – Нинсар рожает богиня волокон, богиня красителей и Утту – богиня ткачества. Утту рожает от Энки 8 растений-богов, которых потом взращивает Энки. 2)Мифы об организации. Энки организует мировой манор. Миф рассказывает о том, как Ану и Энлиль утвердили Энки на его должности, и как Энки исполняет свои обязанности, инспектируя воду. Энки и Нанмах (Нинхурсаг): создание уродов. Раньше боги сами должны были себе зарабатывать на жизнь. Поэтому боги создали из глины человека, чтоб тот работал за них. 3)Мифы оценки. Основная часть мифов – хвалебные гимны или споры между богами. «Сватовство Инанны»: сравнительные особенности пастуха и земледельца. Пастух Думузи и земледелец Энкимду сватаются к Инанне. Она выбрала земледельца. Думузи сравнивает земледельца с собой. История заканчивается примирением.

Отражение взгляда на мир в поздних мифах. Энума Элиш. 1)Происхождение вселенной. Изначально был водяной хаос, в котором смешаны божества Апсу (пресная вода) и Тиамат (солёная вода). Затем возникли два бога – Лахму и Лахаму (ил), которые породили Аншара и Кишара (горизонт), которые породили Ану, породившего Энки. 2)Основа мирового порядка. Боги начинаю активную жизнь, противостоят сила хаоса.

Эйя и Дамкина родили Мардука. Он – молодой, активный бог, полный сил. Тиамат готовит бунт, Мардук готов сразиться с ней. Мардука наделяют царской властью. Мардук победил армию Тиамат, во главе с Кингу. Из органов Тиамат Мардук создал вселенную (Тигр, Евфрат, горы, землю, небо). Мардук – царь всех богов. Человека создали из крови Кингу (бога взбаламутившего Тиамат). Это пример становления божественной монархии. Данный миф уже затрагивает фундаментальные проблемы: справедливость мирового порядка.

7. Месопотамия: функция государства. Государство, по мнению жителей Месопотамии, - это государство, учреждаемое самой вселенной, управляемое богами. Цель государства – не благоденствие его членов, а почитание богов. Обычное, не божественное государство создано с экономической целью, является также полицейской силой.

Месопотамский город - государство. Месопотамия состояла из маленьких городов-государств, она не была единой. Временами городки захватывались и объединялись в одно государство. Центр города – храм. Основное занятие людей – земледелие и служба богам. Города были подобны божественным поместьям. Например, храм Нингирсу в городе Лагаш. Служители богов были хорошо организованны. Одни слуги работают в самом храме, а другие – на храмовых землях. На бога работают и другие боги, которые выполняют функции дворецкого, привратника, музыканта, оружейника, божественный советника, личный слуга. У Нингирсу есть жена – Баба и семь дочерей, которые служат фрейлинами. Чёрную работу выполняют люди. «Энси» - человеческий слуга, управляющий поместьем. Жена энси управляет храмом жены бога, а дети храмами детей. Энси – главнокомандующий армией, глава города-государства, ответственный за его экономику.

Национальное государство Месопотамии. Оно проявляло активность не в экономическом плане, а в политическом. Во главе этого государство так же стоял великий бог. Правящая структура – собрание богов. Оно назначает царя. В каждом завоевателе государства видели агента Энлиля. Функция, которую выполняло национальное государство как продолжение исполнительных органов космического государства, была важной, но необходимой. Слабо развита была централизация.

Государство и природа. Человек есть раб – единственное, что он может – приносить дары богу, почитать его и работать на него.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: