Н. В. Нищева
Однажды я гулял по лесу. Вышел я на лесную полянку и услышал, что кто-то жалобно плачет. Я спрятался на дерево и стал наблюдать. Я же знаю, как вести себя в лесу, чтобы не испугать лесных зверей и птиц. Плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик. Он жалобно тянул:
— Мама! Мама!
Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:
— Что случилось? Ты потерялся?
— Да, я потерял маму.
— А какая твоя мама? У нее есть пушистый рыженький хвостик?
— Нет, — горько заплакал малыш.
Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:
— Наверное, твоя мама носит лохматую коричневую шубу?
— Нет, — продолжал плакать малыш.
Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и спросила:
— Знаю, у твоей мамы колючки на спине.
— Нет, — заплакал во весь голос малыш.
Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха. Она спросила:
— Тогда у твоей мамы косые глаза и большие уши?
— Нет! Нет, — зарыдал малыш.
С сопением из норы вылезла барсучиха.
— Может быть, у твоей мамы белые полоски на мордочке? — Поинтересовалась она.
— Нет же, — неожиданно рассмеялся малыш. — Где вы видели такую маму: с пушистым хвостиком, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами, с длинными ушами, да еще с белыми полосками на мордочке?
— Да уж, — засмеялись все лесные мамы. — А какая же твоя мама?
— Моя мама — самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.
— Знаем, знаем, — загалдели лесные мамы. — Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы.
И тут на поляну выбежала встревоженная оленуха. Малыш бросился к маме. Мама нежно лизнула его влажным языком в лоб. Как были рады этой лесной встрече все лесные мамы. А больше всех была рад я, твой друг Мишутка.
Вопросы для беседы по сказке
Ты послушал сказку. Она понравилась тебе? Почему? (Потому что она хорошо закончилась.)
Пожалуйста, ответь на мои вопросы.
О ком эта сказка? (Эта сказка об олененке, который потерял маму).
Как начинается сказка? (Мишутка гулял по лесу и вдруг услышал, что кто-то жалобно плачет. Это был олененок. Она жалобно тянул: «Мама! Мама!». Мишутка спрятался за дерево и стал наблюдать).
Кто пришел на помощь олененку? (Первой на помощь олененку пришла белка. Она прыгнула на ветку дуба и спросила: «Что случилось? Ты потерялся?)
Что ответил ей олененок? (Да, я потерял маму).
О чем спросила олененка белка? (А какая твоя мама? У нее есть пушистый рыженький хвостик?)
Что ответил ей олененок? (Он сказал: «Нет!»)
Кто еще пришел на помощь олененку? (Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала: «Наверное, твоя мама носит лохматую коричневую шубу?»).
Но олененок снова сказал: «Нет». И кто появился после этого? (После этого из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и спросила: «У твоей мамы колючки на спине?»)
Кто еще захотел помочь олененку? (Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха. Она спросила: «Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?»
Но олененок снова сказал: «Нет!» И появилась еще одна лесная мама. Кто это был? (С сопением из норы вылезла барсучиха. «Может быть, у твоей мамы белые полоски на мордочке?» — Поинтересовалась она)
Что произошло после этого? (Олененок рассмеялся, потому что представил себе маму с рыженьким хвостиком, в мохнатой коричневой шубе, с колючками на спине, с косыми глазами и длинными ушами, да еще и с белыми полосками на мордочке).
Лесные мамы рассмеялись вместе с олененком и о чем-то спросили его. (Они спросили: «А как же выглядит твоя мама?»
Что рассказал олененок о своей маме? (он сказал: «Моя мама — самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.)
Лесные мамы обрадовались. Что они сказали? (Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы.)
Чем закончилась сказка? (На полянку выбежала оленуха, мама олененка, и нежно лизнула его языком. Все лесные мамы обрадовались этой встрече).
- Теперь послушай сказку еще раз.
- Перескажи.
4. Расскажи о любом животном, используя план.
5. Составить сравнительный рассказ о белом и буром медведях (составление сложносочиненных предложений с союзом а).
Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый….
У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого….
Бурый медведь ест малину, мёд, рыбу, а белый…
Бурый медведь спит в берлоге, а белый….