Мичуринск-Наукоград, 2013




ГЛОССАРИЙ

По учебной дисциплине

«Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования »

по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование

по профилю подготовки Дошкольное образование

 

 

Факультет начальных классов

Кафедра ППиМДиНО

 

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Мичуринск-Наукоград, 2013


Активные методы обучения – это методы обучения, основанные на самостоятельной творческой деятельности учащихся по разрешению задач и ситуаций.

Активные методы обучения повышают степень мотивации и эмоциональности учащихся, обеспечивают постоянное взаимодействие учащихся и педагога в процессе диалоговых и полилоговых форм организации учебного процесса, рефлексию результатов собственного учения, совместной коллективной деятельности.

 

Воспитание как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной жизни и производственному труду.

 

Воспитание рассматривают в узком смысле – это целенаправленная педагогическая деятельность, призванная сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи. Воспитание – целенаправленное формирование личности на основе развития у нее: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения).

Можно выделить виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.

 

Гражданское образование – это направление педагогической практики, обеспечивающее обучение детей, молодежи и взрослых ценностям и нормам жизни в поликультурном мире в условиях правовой демократии с целью формирования у них гражданской культуры, гражданских качеств личности и гражданских компетенций.

 

Гражданское образование школьников – это специально организованный процесс освоения школьниками социальной роли гражданина через изучение прав и обязанностей и овладение способами гражданского поведения, который осуществляется средствами урочной, внеклассной и внешкольной работы.

 

Гуманизация – это принцип реформирования системы образования, который означает «очеловечивание» взаимоотношений всех участников образовательного процесса; преобразование учебно-воспитательного процесса учебного заведения на основе признания личности и ученика (студента), и педагога высшей жизненной ценностью; при этом целью оптимизации образовательного процесса выступает развитие гуманной личности, защита ее достоинств, прав и свобод.

 

Гуманизм – совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей.

 

Гуманитаризация – это принцип реформирования системы образования, который предполагает увеличение в учебных планах и программах объема социально-гуманитарных дисциплин, включение гуманитарных знаний в содержание учебных предметов естественно-научного цикла, что способствует развитию у обучающихся гуманитарного мышления, формированию у них целостной картины мира.

 

Демократизация – принцип реформирования системы образования, который обеспечивает образовательный выбор личности в обществе; аналитико-прогностическое управление системой образования на всех уровнях; включение участников образовательного процесса в управление делами учебных заведений; развитие школьного (вузовского) самоуправления.

 

Дидактика – отрасль педагогики, изучающая теорию и практику обучения.

Дидактика отвечает на вопросы о целях, содержании, способах обучения по всем предметам и на всех уровнях.

 

Дифференциация – это принцип реформирования системы образования, который реализует индивидуальный подход в обучении и воспитании; предполагает изменение учебных планов и программ, методов и содержания образования, темпов и сроков обучения в соответствии с потребностями, возможностями, интересами обучающихся; создание учебных заведений различных типов, профильных классов, классов поддержки и коррекции и др.

 

Знания – это понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание выражено в понятиях, категориях, закономерностях, законах, фактах, идеях, символах, гипотезах, теориях, концепциях.

 

Концепция – совокупность идей, взглядов, принципов, отражающих основные знания ученых о сущности какого-либо явления.

 

Культура мира – это новое развивающееся направление педагогики – педагогика мира, главной целью которой является воспитание целостной личности, гражданина мира, человека-миротворца, ответственного не только за свою судьбу, но и за судьбу человечества в целом. Культура мира как концепция – это совокупность этических ценностей и норм, традиций и обычаев, поведения и образа жизни, в которых находят выражение следующие личностные характеристики: уважение к человеческой личности, ее достоинствам и правам; отказ от насилия; приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, солидарности, плюрализма. Важнейшей задачей педагогики мира является формирование у обучающихся кросс-культурной грамотности, которая характеризуется пониманием и принятием личностью различий между людьми в культуре, нравах, обычаях и верованиях, взаимопониманием между народами, этническими, религиозными и иными группами.

 

Личностно-ориентированное образование – не аккумулятивный (простое сложение) процесс обучения и воспитания, а единый процесс развития индивидуальности личности, в котором сама личность становится субъектом собственного становления и созидательной деятельности по отношению к окружающей действительности.

Дидактические основы личностно-ориентированного образования лежат в гуманистической психологии (К.Роджерс, А. Маслоу), развивающем обучении (Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

 

Метод (в переводе с греческого языка означает путь к чему-либо) – способ деятельности, направленной на достижение определённой цели.

 

Метод обучения – это способ деятельности учителя и учащегося; совокупность действий и приемов работы учителя и учащихся; путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

 

Методология – это учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в науке; система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Существует два уровня методологии: I уровень – практической деятельности; II уровень – науки. В науке признано существование иерархии методологий: общенаучная методология, частно-научная, предметно-тематическая.

 

Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и способах познания и преобразования педагогической действительности. Основными методологическими принципами являются: системный, личностный, деятельностный, полисубъектный (диалогический), аксиологический, культурологический, антропологический.

 

Навыки состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов, приемов контроля и приемов регулирования. Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

 

Образование – в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью; это процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений.

 

Образование как система – это специально организованное взаимодействие культурно-просветительных, образовательно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием информации, знаний и опыта поколений согласно государственным стандартам, учебным планам и программам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего осуществляется управление развитием человека, общества в целом.

 

Обучение – это процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемого или обучаемых (учителя и учащихся, преподавателя и студентов или слушателей), в результате которого обеспечивается развитие ученика (студента, слушателя).

 

Отношения включают в себя оценочные суждения и эмоциональные отношения личности к различным сторонам жизнедеятельности.

 

Парадигма педагогическая – (греч. Paradeigma – пример, образец) – совокупность научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем. В практике образования выделяются: знаниевая и культурологическая, технократическая и гуманистическая, социетарная и человеко-ориентированная, педоцентристская и детоцентристская образовательные парадигмы.

 

Педагогика – 1) это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни; это наука о 2) путях, способах, методах саморазвития личности; 3) способах и технологиях косвенного управления процессом развития личности посредством технолого-прогнозируемых воздействий, направленных на личность.

 

Педагогическая технология – это проект последовательно осуществляемой педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности обучающегося.

 

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого (старшего и младшего, опытного и менее опытного) в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, научного, коммуникативного, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе.

 

Приём – это деталь метода, то есть частное его проявление.

 

Принцип дидактический – основные требования к профессиональной деятельности педагога, соблюдение которых обеспечивает качество образования. Определяется следующая система дидактических принципов: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории и практики обучения с жизнью, индивидуализации и дифференциации.

 

Проблемное обучение – это особый вид взаимодействия педагога и обучаемых, который характеризуется систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению знаний и способов действий путем решения проблемных задач.

 

Развивающее обучение – это педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения и направленная на реализацию потенциальных возможностей учащихся («….обучение… идет впереди развития личности»); обеспечивает не только полноценное усвоение учащимися знаний, но и формирование у них способов учебной деятельности; при этом ученик выступает не только как объект обучающих воздействий учителя, но как самоизменяющийся субъект учения.

 

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

 

Содержание образования – это система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения; это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

 

Социализация – усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, его саморазвитие и самореализация в том обществе, в котором он живет.

 

Способности – такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной и поисковой деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.

 

Средство обучения – это приспособление, орудие действия, которое помогает учителю учить, а ученику учиться.

 

Творческая деятельность в учебном процессе обеспечивает рождение новых знаний, умений и отношений; разработку оригинальных способов решения задач.

 

Умения – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя знания и навыки.

 

Структура занятия – его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов.

 

Форма организации обучения (организационная форма обучения) – это дидактическое понятие, которое означает внешнюю сторону организации учебного процесса и отражает порядок и режим взаимосвязи участников образовательного процесса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: