М.Б. Лоскут какова (кане), филал. наук, доцент)
План лекции
Введение
1. История понятия «стиль»:
- Филологическое понимание стиля.
- Искусствоведческое понимание спит.
- Истоки научной литературоведческой и лингвистической филологии. Лингвистическое понимание стиля.
- Выводы.
2. Стиль как категория поэтики:
- Литературоведческое определение стиля. Телеологическая направленность стиля.
- Факторы стиля.
- Носители стиля. 1. Конструкция и ее агенты: сюжетосложе- ние и мотивика; композиция и архитектоника. 2. Стилистика: художественная речь как словесная ткань произведения.
- Жанр: жанровое содержание и жанровая форма как выражение сложного содержательно-формального единства целого (с характеристиками фактора и носителя стиля).
- Выводы.
3. Современный понятийно-терминологический аппарат категории стиля:
- «Большой» стиль.
- Индивидуальный стиль художника.
- Великий национальный классический стиль.
- Выводы.
Общие выводы.
Введение
Слово «стиль» активно используется в повседневной жизни и обозначает многообразие сфер, в которых распространено это многоплановое понятие: «стиль одежды», «стиль моды», «стиль
поведения», «стиль игры», «стиль жизни», «стиль мышления», «стиль руководства», «стиль работы» [1: с. 218]. Однако поскольку предметом анализа является художественное слово, формирующее литературный образ, ниже будут рассмотрены те позиции науки в понимании стиля, которые связаны с филологией (прежде всего литературоведческой) и искусствознанием.
1. История понятия «стиль»
Филологическое понимание стиля
Исторически первичным было филологическое понимание стиля (1реч. stylos, лат. stylus; буквально — палочка для письма). Это представление о стиле сложилось в античный период. Со второй половины V века до н. э. «научная мысль 1реков. занятая до тех пор исключительно объяснением явлений природы. обращается к проблемам тех наук, которые мы теперь называем науками общественными», и в первую очередь это внимание к «явлениям речи» [13: с. 155]. Ритор Горгий и ею ученики Пол и Ликимний, позже философы Фрасимах и Исократ выступают как теоретики художественной речи, сосредоточившись на ней как на способе убеждения в дискуссии. В эпоху классической Греции — в IV веке до н. э. — авторами трактатов, содержащих вопросы художественной речи, стали Платон и Аристотель. Позже выступили латинские авторы (Гораций. Цицерон). Стиль понимается как «слог», «склад речи»: «это использование языка в поэзии, в ораторской, художественной, исторической прозе, это изобразительно-выразительные средства языка, в частности многочисленные тропы и фигуры, это различные типы и формы речи» [15: с. 5].
Филологическое понимание стиля сохраняется на протяжении многих столетий. Оно представлено в схоластическом знании эпохи Средневековья (V - начало XIV века), а также в кулыуре Ренессанса (XIV-.XVII века), когда в представление о стиле были внесены национальные корректировки.
Вершиной и одновременно завершающим этапом филологическою понимания стиля является эпоха классицизма (XVII- XVIII века). Классицизм развил учение о «грех штилях» — высоком. среднем и низком. и «Поэтическое искусство» Н. Буало справедливо рассматривается в органической связи с горацианской «Наукой поэзии» («Послание к Пизонам»), Разделенные почти семнадцатью веками, оба произведения, по сути, являются практическим руководством к языковой (в первую очередь художественной) деятельности: «Законам языка покорствуйте. смиренны. // Н твёрдо помните: они для вас священны» [2: с. 62]. На русской почве понятие трёх стилей как системных способов проявления и выражения речевой культуры получило отражение в трактатах В.К. Тредиаковского (осуществившего первый перевод «Поэтического искусства» Н. Буало на русский язык), М.В. Ломоносова («Предисловие о пользе книг церковных в русском языке»), А.П. Сумарокова («Наставление хотящим быти писателями») и др.
Искусствоведческое понимание стиля
Одновременно с классицистической традицией понимания стиля в то же историческое время (XVII—XVIII века) развивается противостоящая ей просветительская традиция. Рождается новое понимание стиля — искусствоведческое, предполагающее, что каждый вид искусства обладает своим языком и своими стилями. Иными словами, стиль начинают понимать не буквально, а как явление условное. Истоком новой науки — искусствоведения (или искусствознания) принято считать результаты полемики И.И. Винкельмана («История искусства древности», 1764) и Г.Э. Лессинга («Лаокоон. или О границах живописи и поэзии», 1766), когда Лессинг, рассматривая специфические законы пространственных и временных видов искусства, доказал, что главным законом первых являегся красота, а вторых, чей идеал постигается динамически. — правда [10: с. 84].
Это расширительное рассмотрение стиля поддержал И.В. Гёте. В программной статье «Простое подражание природе, манера, стиль» (1789) мыслитель и писатель рассмотрел три ипостаси художественного выражения. Это. во-первых, низшая форма — «точное» копирование «образов и красок» мира как простое подражание природе: во-вторых, это манера, т. е. выработ ка индивидуальных способов и принципов видения (в результате чего художник «изобретает свой собственный лад. создает свой собственный язык»), и, наконец, в-третьих, это стиль — высшая ступень авторского мастерства. Гёте указывал: «стиль покоится на глубочайших твердынях познания, на самом существе вещей, поскольку нам дано его распознать в зримых и осязаемых образах», это «высшая степень, которой когда-либо доспи ало и когда- либо сможет достичь искусство» [7: с. 26-28. 30].
В немецкой классической эстетке вопросами стиля занимался в первую очередь Г.В.Ф. Гегель. В своих лекциях по эстетике, прочитанных в 1817-1829 годы, философ. в отличие от гётевской триады. предложил свою — как манеру’, стиль и оригинальность. Если для Гёте манера не была первичной степенью мастерства, то. в но- нимании Гегеля, она отражает «лишь частные и поэтому случайные особенности художника» [6: с. 302]. Высшим проявлением мастерства философ объявил оригинальность, которая, по его мысли, выше стиля, поскольку только в ней открывается «подлинная душа художника», что в свою очередь происходит в силу её тождественности «с истинной объективностью» [6: с. 306]. Однако в тело науки в ио- нимании будущей категории индивидуального стиля вошла нс гегелевская. а гётевская триада.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что Гегель заложил основы культурологических представлений о динамике литературного процесса. в том числе о тех феноменах, которые понимаются современной искусствоведческой и литературоведческой наукой как категория «бепыиого» стиля — стиля эпох и направлений. Гегелевская теория трёх стадий развития искусства явилась беспрецедентной попыткой обобщить закономерности развития искусства Запада и Востока. Философ обосновал мысль о движении искусства от символической формы (предыскусс гво Востока) — к классической (это искусство античного мира, высшая, в систематике философа, стадия развития искусства, когда завершенный идеал необходимо пришел «к человеческому образу, как к единственному чувственному явлению, соразмерному духу» [6: с. 84]), а от нее — к романтической форме (понимаемой как искусство христианского мира), с которой, в силу гегелевских убеждений, связаны как идея исчерпанности самого феномена искусства, так и переход от времени философии искусства к эпохе философии религии. а аг нее к духовной вершине — философии.
Гегелевская теория трёх стадий развития искусства была подкреплена его же эстетической и искусствоведческой теорией отдельных видов искусства. В результате одна из заслуг Гегеля состоит в утверждении мысли о недопустимости переноса специфических стилевых законов одною вида искусства на другой. Эту великую мысль философ обосновал, рассмотрев историческую диалектику развития видовых явлений искусства — архитектуры, скульптуры, живописи, музыки, поэзии (идя. таким образом, от анализа пространственных к временным видам искусства).
В дальнейшем искусствоведческое понимание стиля получило свое развитие в грудах французскою историка английской литерагу- ры и исследователя изобразительного искусства И. Тэна. Уже к концу XIX века сложились первые искусствоведческие школы.
Истоки научной литературоведческой и лингвистической
филологии. Лингвистическое понимание стиля
Филологическое понимание стиля претерпело атаку не только со стороны новой науки — искусствоведения, родившегося в середине XVIII века. К 1810-1820-м годам относится разделение самой филологии на два очевидных русла развития — лингвистическое, рассматривающее слово во всех разнообразных формах его проявления. и литературоведческое (в своих истоках обусловленное интересами фольклористики), сосредоточенное на данностях, присущих словесности как художественному феномену'. Соответственно становление и развитие методологии этих сфер изучения словесной культуры и филологической науки в целом обусловливается процессами дифференциации интересов к двум граням художественного слова.
Так. разграничивая сферы литературоведческого и линг висти- ческого анализа текста, Г.В. Степанов подчеркивал, что «единство объекта изучения вовсе не означает, что та и другая науки изучают один и гот же предмет» (здесь и ниже: [16: с. 138-140]). Действительно. проблемы «целостности, динамичности образа, лич- ностностп» находятся «вне сферы лингвистики». Академик прямо указывал, что, если для лингвиста стиль — это факт языка («связанный текст»), то стиль для литературоведа — это факт культуры («фрагменты действительности, запечатленные в тексте»).
В результате, изучая стиль одного и того же писателя как единый объект наблюдения, лингвисты работают над анализом гак называемого «идиостнля» этого автора, а литературоведы — над «индивидуальным стилем художника» (см. ниже).
Выводы
Таким образом, в истории науки как хронологически первичное выделяется филологическое понимание стиля. Его первая корректировка была осуществлена в середине XVIII века в эпоху Просвещения новой наукой — искусствоведением. К исходу первой четверти XIX века филологическое понимание стиля, по сути, исчерпывает свою миссию, что определяется начинающими утверждаться лингвистическими и литературоведческими взглядами на феномен слова.
2. Стиль как категория поэтики
Литературоведческое определение стиля.
Телеологическая направленность стиля
Стиль яв-гяется важнейшей категорией поэтики, над которой в полной мере властвует только категория автора — как вершина поэтики. По формуле А.Ф. Лосева, стиль — это «последняя реальность художественного лика» [11: с. 153]. Иными словами, стиль — это. с одной стороны, итог завершенной работы автора и с другой — начало освоения художест венного мира реципиентом.
Литературный (.художественный) стиль — это система закономерностей художественной формы произведения, обусловленной авторским «заданием». Такое телеологическое (от греч. teXeioi; — заключительный, совершенный + Хбуос — учение; букв. — целесообразное и целенаправленное) понимание стиля в российском литературоведении сложилось в 1920-е годы в трудах В.М. Жирмунского. Ю.Н. Тынянова, А.П. Скафтымова, философов М.М. Бахтина гг А.Ф. Лосева, однако в силу исторических (политических) причин оказалось не востребованным долгие годы. Первые шаги к его актуализации были сделаны в 1960- 1970-е годы А.Н. Соколовым. Г.Н. Поспеловым и позже их учениками. среди которых В.Е. Хализев и ряд других ученых.
В литературоведении сложились представления о мастерстве художника как о единстве идеи (содержания) и формы его произведения. Ю.Н. Тынянов писал: «Произведение представляется системой соотнесенных между собою факторов. Соогнесенность каждого фактора с другими есть его функция по отношению ко всей системе» [17: с. 227]. Важнейшим шагом на пути осознания стиля как литературоведческой категории стало понимание смысловых и формально-выраженных составляющих стиля. Соответственно неповторимость мастерства обусловливается всем «составом» целого.
Детерминанты стиля обнаруживаются в его факторах, с одной стороны, и носителях — с другой. Факторами стиля являются элементы содержательного ядра (художественного содержания). Носители стиля — это элементы художественной формы.
Обратимся к структурной модели художественного произведения. которая позволит приблизиться к пониманию детерминантов стиля.
Структурная модель художественного произведения
Структурная модель художественного произведения наглядно демонстрирует соположение его содержательною ядра, представляющею факторы стиля. и двух уровней художественной формы произведения — конструкции и языка, являющихся носителями стиля.
Кроме тою. значимым детерминантом стиля является жанр — сложное содержательно-формальное единство, когда жанровое содержание является фактором стиля, а жанровая форма — ею носителем. Однако в данную плоскостную схему жанр не может быть вписан. Для указания его положения в структуре произведения будет взята другая схема (см. ниже).
Факторы стиля
Графическое обозначение отдельных факторов стиля (тематика. идейный вектор, проблематика, конфликтообразование, пафос, эстетический идеал, творческий метод, жанровое содержание) не представляется возможным, поскольку факторы в их функциональном взаимодействии могут быть уподоблены химическому сплаву. Однако общая логика в формирован ин в сознании художника содержательных смыслов может быть определена.
Тема (греч. Оера — то. что положено в основу) и тематика обнаруживает тот круг явлений действительности, которые наиболее глубоко волнуют художника. Тема тяготеет к широчайшему обобщению жизненного материала. «Вечные» темы соседствуют с актуальными и в результате становятся ими в новых национально-исторических условиях, в новом авторском осмыслении. В тематической иерархии произведения выделяются отдельные мотивы — частные, «боковые» темы.
Идея (|реч. idea — понятие, представление) и идейный вектор представляет собою индивидуально-творческое, авторское видение фактов действительности и направление в их осмыслении. Даже в рамках одной темы возможно несколько совершенно разных идейных разрешений. Это обусловлено субъективно-личностным характером понимания автором жизненных противоречий. событ ий и судеб.
Проблема (греч. лр6рХ.т|ра — противоречие, вопрос, задача) и проблематика художественного произведения — это постановка автором ряда сложных и неоднозначных вопросов. Задачи, выдвинутые художником, направлены на укрупнение смысла основополагающих «вечных» вопросов бытия. Их содержательное наполнение всегда носит индивидуально-творческий характер.
Конфликт (лат. confliclus — столкновение) — внутренним и/или внешний импульс к развитию системы характеров и сюжета. Конфликт взаимосвязан со всеми уровнями художественной струкгуры. В сюжетных произведениях от нею в первую очередь зависит расстановка персонажей.
Пифос (греч. новое — чувство, воодушевление, страсть, страдание) — это идейно-эмоциональная направленность как творчества художника в целом, так и отдельного произведения и его центральных героев. Для обозначения психоэмоционального строя произведения могут быть использованы также термины «модус» (лат. modus — мера, степень), «тип художественного содержания», «авторская оценка». Пафос оказывает важное и значимое влияние на стилеобразование.
Эстетический идеал — способ «существования» в произведении любого вида идеалов художника (исторических, социальных, нравственных, национальных, философских, религиозных, культурных и субкультурных, возрастных и проч.).
Творческий метод (греч. рЁОобод — путь познания, исследования) — совокупность идейно-художественных принципов изображения человека и действительности в свете определенного эстетического идеала. Эти принципы изображения формируются под знаками типизации (отбора, обобщения, систематизации) и индивидуализации. Формирование методов связано со становлением и развитием художественно-эстетических систем, которые принято называть «большими стилями» эпох и направлений (см. ниже).
Носители стиля
1. Конструкция и ее агенты:
сюжетосложен не и мотивика; композиция и архитектоника
Конструкция произведения предполагает его сюж'етно-кам- позиционную и архитектонически-мотивную организацию. В данном ряду композиция (лаг. composition) и архитектоника (греч. орХПЕктохткт]) означаю! построение целого. Но указанный строительный инструментарий осуществляет это построение по-разному1.
Сюжет (фр. sujet — предмет) — это изображение событийного ряда произведения, в том числе жизненных перипетий и судеб персонажей (в первую очередь героев). Его формирование предполагает систему композиционных средств создания целого. Композиция определяет причинно-следственное соединение этапов развития сюжета, их авторскую согласованность. Композиционные приемы позволяют гелеологически точно выстроить событийную конфигурацию целого. С помощью композиции сюжета формируются особенности художественного времени, предполагающего известную степень психологической насыщенности события. С помощью композиции образов (в первую очередь характеров) автор, следуя за логикой поступков героя, при поддержке картины мира природными и предметными дет алями, достигает максимально полной достоверности изображаемого.
Архитектоника является средством построения не столь очевидного художест венного плана, как сюжет. Она связана с moth- викой — совокупностью отдельных тем и тематических узлов. Иными словами, архитектоника служит воплощению общей идеи произведения. непосредственное изображаемыми событиями не связанной: это движение авторской мысли, отражающее концептуальные стороны мировидення, маркерами которого
становятся мотивы. Вместе с тем архитектонически-мотивная организация предполагает систему идейных ангорских векторов, направленных на ввод и развитие отдельных сюжетообразующих и сопутствующих сюжетному движению мотивов.
В результате архитектоническое и композиционное строение каждого образа и всего художественною целою — это две разные «кристаллические решетки»: если композиция организует сюжет в первую очередь с позиций изображения событ ий, то архитектонические принципы создания художественного целого направлены на opi ани- зацию системы мотивов. Кроме того, для композиции есть формальное выражение — сгруктура произведения: для архитектонического построения целого такое внешнее его выражение не предусмотрено.
2. Стилистика:
художественная речь как словесная ткань произведения
Языковой уровень литературного произведения — это особый «материал» словесного вида искусства. Специфика этого «материала» связана с тем. что он сам является уже сложно структурированным фактом общественно-исторического, в том числе языкового, сознания. Художественная речь — это словесная ткань литературного произведения. Она изучается той частью поэтики. которая называется стилистикой (изначально являвшейся областью языкознания). Стилистика как литературоведческая дисциплина изучает особенности художественной семантики — принципы, средства и приемы создания образа. Впервые наиболее последовательно идеи литературной стилистики были сформулированы в трудах В.В. Виноградова [3; 4].
Анализ художественной речи предполагает рассмотрение текстовой ткани произведения с грех позиций: I) поэтической лексики. 2) поэтического синтаксиса. 3) фоники.
Наибольшую трудность представляет анализ поэтической лексики, который осуществляется по четырем уровням сложности материала.
На первой уровне рассматриваются особенности номинации. Эго, по сути, языковой уровень анализа, требующий знания норм современного художнику (равно как и изображаемой им эпохи)
языка с целью выявления того, как автор в своей работе отклоняется / не отклоняется аг этих норм.
На втором уровне изучаются речевые фигуры сравнения, поскольку сравнение уже является полноценным образом, созданным с помощью основы сравнения (как правило, прямой номинации) и средства сравнения. Эта устойчивая двучленная речевая конструкция сохраняет теснейшую связь с собственно языковыми характеристиками стиля.
Третий и четвертый уровни сложности — это уровни иносказательности, когда собственно языковая сигнализация либо ослабевает (на третьем уровне), либо теряется (на четвертом уровне). Прямая номинация на третьем уровне сложности уступает место тропике (греч. тропой — оборот речи) — употреблению слова в переносном (г. е. образном) значении, а на четвертом — внетропическим знаковым явлениям.
Тропические приемы создания образа (третий уровень сложности) выявляют иносказательность слова. Языковые средства ещё продолжают сигнализировать о необычном значении слова. К тропам относят метафору, метонимию (в том числе синекдоху). парные приемы — гиперболу и литоту, а также ряд эпитетов (в первую очередь метафорических).
Внсгроиичсское знаковое словоупотребление (четвертый уровень сложности) призвано способствовать созданию иносказательности образа. Эго уровень использования аллегории, символа, иронии.
Сферы поэтического синтаксиса и фоники также значимы, а их анализ способствует выявлению авторского сознания. Однако эти позиции при их исследовании не доставляют столько трудностей, как поэтическая лексика.
Жанр:.жанровое содержание и жанровая форма как выражение
сложного содержатезъно-формазъного единства цезого
(с характеристиками фактора и носитезя стиля)
Стиль и жанр теснейшим образом связаны.
Жанр (фр. genre — род. вид) — исторически сложившийся тип произведения, обусловленный мировосприятием автора и особенностями структурно!! организации художественного целого. В жанре
выделяются жанровое содержание и жанровая форма. Также следует учитывать родовое содержание и родовую форму.
Так. родовым содержанием эпического рода считается максимально объективное и наиболее полное и всеохватывающее изображение человека и действительности. Родовой формой эпоса является повествование — свободно текущая речь (что не отменяет внутренних законов художественной речи). Критерием жанровой формы эпических произведений принято называть в первую очередь их объем. Критериями жанрового содержания романа, повести, рассказа, новеллы являются тип героя, тип сюжета, проблематика и хронотоп.
Для гою чтобы понять положение жанра в структуре произведения, необходимо обратиться к схеме «Метод - жанр - стиль». Если взглянуть на указанную схему, то станет очевидно, что творческий метод — это совокупность принципов изображения мира и человека, жанр — способ этого изображения, а стиль — материальное воплощение метода.
Метод - жанр - стиль
При рассмотрении схемы становится очевидно, что творческий метод является фактором стиля, а жанр заключает в себе характеристики как фактора стиля (в ракурсе жанрового содержания), гак и ею носителя (в ракурсе жанровой формы).
Выводы
Таким образом, в лтпературоведческом понимании стиль — это телеологическое явление художественной формы, когда в результате авторского «задания» вся совокупность принципов, средств и приемов воплощения образной системы направлена на осуществление замысла. Современной наукой выделяются факторы и носители стиля. Кроме того, жанровая форма выступает как носитель стиля, а жанровое содержание является фактором стиля.
3. Современный поня тийно-терминологический аппарат
категории сгнля
Уточним три главных позиции в современном понятийнотерминологическом аппарате категории стиля: «большой» стиль, индивидуальный стиль художника и великий национальный классический стиль.
«Большой» стиль
«Большой» стиль — это художественное своеобразие стиля. присущее целой эстетической системе. Это своеобразие обнаруживается в принципах миропонимания и в воплощении их соотнесённости и взаимосвязей. «Большой» стиль — это «собственный стиль» эпохи или направления, это явление «со своими определенными творческими приемами, жанрами, композицией, художественным языком» [12: с. 143]. «Большой» стиль обладает известной нормативностью и отличается определенными канонами ритуализма. При этом связь метода и индивидуального стиля, особенно в объективно-реалистической системе видения и моделирования мира, не имеет жесткой регламентации.
Принято различать «большой» стиль эпохи и «большой» спить направления. Наиболее значительными эпохами следует считать античность (VI век до н.э. - V век), Возрождение (XIV-XVII века). Просвещение (XVII—XVIII века). Наиболее значительные направления — классицизм (XVII—XVIII века), сентиментализм (конец XVIII века), романтизм (ею первый «звездный час» ознаменовал европейскую литературу 1830— 1820-х годов), реализм (как направление сформировался в 1820-1850-е годы) и др.
«Большой» стиль эпохи выражается прежде всею в обшей идейно-организуюгцей тенденции, заложенной в произведения этою периода времени. «Большой» же стиль направления является воплощением закономерностей, присущих творчеству определенной широкой группы писателей, сходных по творческому методу и/или типу художественною мышления (объективному или субъективному). В последнем случае (если речь идет о «большом» стиле направления) возможность работы художника согласно собственным индивидуально-авторским принципам воплощения жизни и человека в ней демонстрирует его принадлежность не просто к Новому времени, а к XIX-XXI векам.
Если говорить о соотношении «большою» стиля с индивидуальным. а также с великим национальным классическим, то безусловным лидером окажется реализм. Реализм как творческий метод предполагает объективный взгляд на мир. Первым величайшим достижением реализма стала детерминированность изображаемого как его закрепленность во времени, определяемая точностью воссоздания исторических, социальных, национальных и проч, фактов бытия. Вторым главным проявлением этой художественной системы следует счит ать развит ие характера. Художественный психологизм предстает в обращении к сложным и многоплановым проявлениям человеческой души, в раскрытии логики действий и поступков человека и прггчинно-следсг венных связей изображаемых обстоятельств. При этом проблема художестве иной правды осмысляется не только в аспекте правдоподобия (жггзнеподобия). Реалистическое искусство широко использует и средства вторичной условности, когда художник сознательно отказывается от ориентации на жизнеподобие; прежде всего это обращение к фантастике.
В стилевой гамме реалистического мегода отсутствует каноническая предопределённость. Реалистические принципы изображения жизни и человека в ней обеспечивают расцвет индивидуального стиля художника.
Среди носителей великого классического стиля в разных национальных литературах на первое место также безусловно выходят художники-реалисты.
Индивидуальный стиль художника
Индивидуальный стиль — «это такой способ организации словесною материала, который. отражая художественное видение ангора. создает новый, только ему присущий образ мира» [14: с. 33]. Действительно, как писал еще И. Тэн. «различные произведения одного художника все родственны друг другу. как дет и одного и того же отца. т. е. все имеют между собою заметное сходство»; «у каждого художника есть свой стиль, встречаемый во всех его произведениях» [18: с. 8. 12]. Индивидуальный стиль, обеспеченный жизненным опытом индивидуального и общественного бытия художника, рождённый в условиях эмпирического и теоретического познания этим автором принципов исповедуемого им стиля направления, создаёт модель жизненного мироустройства — творческое переосмысление действительности. Точками отсчёта при создании картины мира становятся ценностные представления художника. Границами, «берегами» стиля являются способы утверждения эстетического идеала. Аксиоло! ическос пространство специфическими средствами искусства преобразуется в художественный мир автора.
Неповторимость индивидуального стиля связана в первую очередь с объективно-реалистическим видением и отражением мира. Реализм обеспечивает такую высоту понимания действительности, которая избавлена от нормативизма, свойственного классицизму, от восшггагельной назидательности, характерной для сентиментализма. ог специфически романтического авторского произвола всеобъемлющего субъективизма, равно как и аг натуралистической обусловленности изображаемого биологической предопределенностью, от экзистенциального приоритета эксперименга и проч.
В ходе анализа индивидуального ст иля художника следует учитывать все факторы и носители стиля, выявляя его доминанты.
Особо значимым аспектом индивидуального стиля художника является его умение создать в процессе работы над образом художественный банане типического и индивидуального. М.М. Гиршман справедливо указывал: «Побеждает ‘Типологическое” — и возникает механический стиль, равнодействующая всех разнонаправленных тенденций эпохи. Побеждает “индивидуальное" — и перед нами
художник “яркий", подчас выламывающийся в “авангард”, но лишенный глубинных исторических и национальных субстанций. Великий же художник тем и отличается от просто талантливого или оригинального писателя, что он не только выражает своё время, а представляет свой народ и свою нацию во времени» [9: с. 17].
Обретение индивидуальною стиля — величайшее личное достижение художника. В качестве свидетельства значимости собственного стиля для художника воспользуемся высказыванием К. Чапека: «Стиль! — это всё. это больше, чем человек: ибо с помощью стиля устремляется человек прямо к абсолюту» [ 19: с. 27].
Веткий национальный классический стиль
Великий стиль несёт в себе те ценности, которые выработаны исторически. Великий индивидуальный стиль представляет собой национальный классический стиль. Эта категория предполагает необходимое слияние национальных форм мировидения и общечеловеческих наднациональных гуманитарных ценностей.
Великий национальный классический стиль литературы возможен лишь в условиях сформировавшегося национального языка. т. е. является результатом длительного исторического процесса, поскольку в этих процессах формирования языкового сознания отражайся самоопределение нации. Язык — это словарный запас и его грамматические нормы при организации высказывания. Только на основе национального языка формируется литературный язык народа. В результате литературный язык является фактом высокоразвитого общества. Авторы создают свои произведения на определенном национальном языке, как правило — на родном. Художник ошграется на литературный язык и раскрывает его возможност и освоения явлений действительности.
Возникновение великого стиля является показателем наиболее развитых культур. В европейских литературах национальные стили сформировались в разные исторические эпохи Новою времени. Носителями великого национального классического стиля признаны в английской культуре У. Шекспир, в немецкой — 11.В. Гете. Во Франции. где литературный язык оформился в XVII веке, таких фигур
несколько: носителем романтической традиции назван В. Гюго, а реалистической — О. Бальзак. Стендаль. Г. Флобер.
Первым носителем великого национального классического стиля в русской литературе безоговорочно признан А.С. Пушкин. Однако его путь и его вклад в литературу существенно отличаются от пройденного и достигнутого западноевропейскими собратьями по перу.
Начало процессов формирование литературного языка в России относится к середине XVIII века. Произведения классицистов, затем сентименталистов и романтиков, без сомнения, оказали мощное влияние на развитие русского общества. Особой фигурой в русской литературе является И.А. Крылов, чей басенный язык, как ничто другое, оказал благотворное влияние на формирование национального литературного языка. Но лишь творчество А.С. Пушкина, родоначальника новой отечественной литературы, открыло широчайшие возможности русского языка.
Начиная свою монографию «Стиль Пушкина», В.В. Виноградов писал: «В языке Пушкина вся предшествующая культура русского художественного слова не только достигла своего высшего расцвет а, но и подверглась решительному преобразованию» [5]. Иными словами. в отличие от западноевропейских носителей великого национального классического стиля, Пушкин нс имел возможности опереться на уже сформировавшийся литературный язык. Пушкин выступает в двух качест вах: и как реформатор языка, и одновременно как создатель великого национального стиля русской литературы.
Если в прозе А.С. Пушкина аналитизм и пластичность являли собой единый гармонизированный сплав, то в дальнейшем русские писатели выбирали свои пути, всецело отдаваясь определенному художественному мировоплотцению (или тяготея к нему). Многообразие великих проявлении русской литературы во второй половине XIX века обнаруживает две тенденции развития национального классического стиля — аналитическую, ориентированную на пульсирующую работу мысли самого автора и его чит ателей и представленную творчест вом Ф.М. Достоевского, отчасти Л.Н. Толстого. М.Е. Салтыкоза-Щедрина, и пластическую, ориентированную на создание объемных «живых» характеров
людей и отличающую мастерство ПА. Гончарова, И.С. Тургенева. А.П. Чехова. И А. Бунина.
Разницу между работой художника-аналитика и художника-пластика показала, в частности. Л.Я. Гинзбург, сопоставляя особенности психологизма и соответствующего ему стилеобра- зования у Л.Н. Толстого («диалектика души») и И.С. Тургенева («тайный психологизм»). Л.Я. Гинзбург обращается к категориям «модель характера», «модель поведения персонажа» (здесь и ниже: [8]). Если «главные герои романов Тургенева наделены твердо очерченным характером с очень устойчивыми свойствами. заявляющими о себе в каждом высказывании, поступке, жесте персонажа», то практика Толстого иная: «Толстой освободил изображаемого человека от жестких условий идеальной художественной модели». Под «идеальной моделью» в изображении внутреннего мира персонажа и его поведенческих реакций Л.Я. Гинзбург понимает такое изображение человека в контексте определенной ситуации, когда художник выбирает «наиболее выразительное. типическое» и извергает «лишнее и случайное». Л.Я. Гинзбург заключает: «Избирательность — закон и природа искусства, и Толстой, разумеется, не мог от нее уйти», но «...он ее преобразовал, приблизив изображаемого им человека к моделям документальной литературы, более свободным».
Действительно, Толстой ориентирован на «аналитический психологизм», на «традиции аналитического романа» (и на этом пути «довел до предельной интенсивности совмещение разлагающего и связующего начал»), тогда как Тургенев, по словам Л.Я. Гинзбург, в своей художественной практике придерживается «противоаналитических» взглядов. Художники-пластики, к которым принадлежал Тургенев, творят, побуждаемые иными духовно-творческими ориентирами. Это творческое противостояние художников-аналитиков и художников-пластиков автор исследования «О психологической прозе» выразила следующими словами: «Психологическая и этическая документальность Толстого станов<