СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ




Задание 1

Проверить совместность системы уравнений и в случае совместности решить ее:

а) по формулам Крамера;

б) с помощью обратной матрицы (матричным методом);

в) методом Гаусса.

 

5.

Чтобы проверить, совместна ли система, найдём определитель матрицы системы:

 

Т.к. этот определитель не равен 0, то система совместна. Решим её:

Решим её:

а)по формулам Крамера. Для этого запишем матрицу данной системы и найдём её определитель D. Затем, последовательно заменяя соответствующий столбец столбцом свободных членов и находим соответственно определителиD1,D2,D3.После этого, используя формулы Крамера находим , , . Вычислим необходимые определители:

 

 

 

 

Тогда получаем по формулам Крамера:

б) с помощью обратной матрицы (матричным методом):

Найдём матрицу, обратную матрице заданной системы. Для этого воспользуемся формулой:

где Аmnалгебраическое дополнение элемента матрицы системы, т.е. произведение минора второго порядка, полученного вычёркиванием m-й строки и n-го столбца в определителе матрицы системы А, на (-1)m+n. Найдём элементы Аmn:

 

X=А-1 В, - матрица-столбец свободных членов.

в) методом Гаусса:

Выполним элементарные преобразования и приведём расширенную матрицу системы к «ступенчатому» виду:

 

Откуда

Ответ:

Задание 2

 

По координатам точек А, В и С для указанных векторов найти:

а) модуль вектора ; б) скалярное произведение векторов и ; в) проекцию вектора на вектор ; г) координаты точки M, делящей отрезок l в отношении : , и , , , , , , .

 

Решение

 

Найдем векторы:

,

1) .

2) .

3) Проекция вектора на вектор равна:

.

Тогда .

4) Координаты точки М, делящей отрезок l в отношении , находятся по формулам:

,

,

.

Значит, M(; ; ).

 

Задание 3

 

Даны векторы . Показать, что векторы образуют базис четырехмерного пространства, найти координаты вектора в этом базисе: (5;1;-7;2), (2;-3;-1;-9), (-7;-1;1;-2), (3;4;-5;-6), (59;20;-38;-53).

 

Решение

 

Векторы (5;1;-7;2), (2;-3;-1;-9), (-7;-1;1;-2), (3;4;-5;-6)образуют базис, так как .

Обозначим координаты вектора в новом базисе . Тогда в новом базисе будем иметь: .

, получим систему уравнений:

.

Вычислим:

- система совместна;

Найдем x, y, z, q по формулам Крамера:

;

.

Итак, получаем ответ .

 

Задание 4

 

Даны вершины , и треугольника.

Найти: 1) длину стороны АВ; 2) внутренний угол А в радианах с точностью до 0,001; 3) уравнение высоты, проведенной через вершину С; 4) уравнение медианы проведенной через вершину С; 5) точку пересечения высот треугольника; 6) длину высоты, опущенной из вершины С; 7) систему линейных неравенств, определяющих внутреннюю область треугольника АВС. Сделать чертеж.

 

Решение

Рисунок 1

;

; .

По теореме косинусов: .

Тогда угол A равен 36,9 .

3) Уравнение стороны АВ запишем, используя уравнение прямой, проходящей через точки А(), В():

.

Тогда .

Уравнение прямой АВ примет вид: .

Так как СН перпендикулярна АВ, то .

Тогда .

4) Так как CM – медиана, то точка M – середина AB. Значит, , или .

Уравнение прямой CM примет вид: .

5) Уравнение стороны АС запишем, используя уравнение прямой, проходящей через точки А(), С():

.

Тогда .

Уравнение прямой АС примет вид: .

Так как BK перпендикулярна АC, то .

Тогда .

Прямые BK и CH пересекаются в точке O, найдем ее координаты. Для этого решим систему:

.

Тогда O() – точка пересечения высот исходного треугольника.

6) Прямые AB и CH пересекаются в точке H, найдем ее координаты. Для этого решим систему:

.

Тогда H(). Значит, .

7) Уравнение стороны BС запишем, используя уравнение прямой, проходящей через точки B(), С():

.

Тогда .

Уравнение прямой BС примет вид: .

Cистемa линейных неравенств, определяющих внутреннюю область треугольника АВС, примет вид:

.


 

Задание 5

 

а) Составить уравнение плоскости, проходящей через точки А(1;1;0), В(2;-1;-1) перпендикулярно к плоскости .

б) Найти координаты точки, симметричной точке М(2;8;0) относительно прямой .

 

Решение

 

а) ,

; .

Искомое уравнение плоскости: .

б) Найдем уравнение перпендикуляра и его основание, опущенного на заданную прямую и проходящего через точку М(2;8;0). Для этого решим систему уравнений:

.

Координаты основанияОравны (-2;-2;2), и эта точка является серединой отрезка , где - искомая точка. Тогда . Значит, .

 

Задание 6

 

 

Найти пределы:

а) ;

б) ;

в) ;

г) .


 

Задание 7

 

а) Найти производные указанных функций:

;

б) Найти производную неявно заданной функции:

.

в) Найти производные функций, используя логарифмическую производную:

ln

.

 

Задание 8

 

Исследовать функцию и построить ее график: .

 

Решение

 

1. Область определения функции ;

2. Функция четная; непериодическая;

3. График функции пересекает ось ординат в точке (0;1).

4. Производная функции равна .

Так как при , то функция убывает;так как при , то функция возрастает. Значит, в точке функция достигает своего минимума .

5. Производная 2-го порядка равна .

При , функция вогнутая;

при , функция выпуклая.

6. Функция имеет вертикальные асимптоты . Так как , то горизонтальная асимптота .

7. Инструментами программы MathCad построим график заданной функции:

 

 

Задание 9

 

В треугольник с основанием b и высотой h вписать прямоугольник с наибольшей площадью.

 

Решение

 

Рисунок 1

Пусть BP=h, AC=b, LM=x, LK=OP=y. Тогда

.

Площадь вписанного прямоугольника равна: .

Тогда . Если , то .

При , тогда функция возрастает;

при – функция убывает.

Следовательно, в точке функция площади вписанного прямоугольника достигает своего максимума.

Отсюда , .

Если длина и ширина вписанного прямоугольника будут равны и ,топрямоугольник будет обладать наибольшей площадью.

Ответ: и .

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Бортаковский, А.С. Аналитическая геометрия в примерах и задачах: Учеб.пособие/А.С.Бортаковский, А.В.Пантелеев. – М.: Высш.шк., 2005. – 466 с.: ил. – (Серия «Прикладная математика»).

2 Выгодский, М.Я. Справочник по высшей математике. – М., 1977, 872 с. с илл.

3 Гусак, А.А. Справочное пособие по решению задач: аналитическая геометрия и линейная алгебра. – Мн.: ТетраСистемс, 1998.

4 Гусак, А.А. Справочное пособие по высшей математике /А.А.Гусак, Г.М.Гусак, Е.А.Бричикова – 4-е изд. Стереотип. – Мн.: ТетраСистемс, 2002.

5 Кузнецов, А.В., Кузнецова, Д.С., Шилкина. Е.И. и др. Сборник задач и упражнений по высшей математике. Общий курс. Учебное пособие. Мн., Выш. шк., 1994 г. 284 с.

6 Руководство к решению задач по высшей математике: Учеб.пособие. В 2ч. Ч.1,2 /Г.И.Гурский, В.П.Домашов, В.К.Кравцов, А.П.Сильванович; Под общ.ред. Г.И.Гурского – Мн.: Высш.шк., 1990.

7 Сочнев, С.В. Элементы высшей математики. Сб. заданий для практ. занятий: Учеб.пособие / С.В.Сочнев – Мн.: Выш.шк., 2003.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: