Не подмажешь - не поедешь




Моторные масла.

Моторные масла предназначены для смазывания поверхностей трения в поршневых двигателях внутреннего сгорания. Многообразие конструкций двигателей и условий их работы определяет применение масел с различными свойствами. Производители моторных масел и двигателестроители используют для обозначения характеристик масел и областей их применения одни и те же обозначения, принятые в классификациях SAE (Общество автомобильных инженеров), API (Американский институт нефти), ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей), ILSAC (Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов).

Моторные масла классифицируют по трем основным признакам:

 вязкостно-температурные свойства

 область применения и уровень эксплуатационных свойств.

 наличие или отсутствие энергосберегающих свойств.

1.1 Вязкостно-температурные свойства масел.
Определяются классификацией SAE. Полностью классификация обозначается SAE J 300 DEC 95. Она подразделяет масла на шесть зимних классов (0W, 5W,10W, 15W, 20W, 25W) и пять летних классов (20, 30, 40, 50 и 60). Всесезонные масла, пригодные для круглогодичного применения, обозначают сдвоенным номером, один из которых указывает зимний, а другой - летний класс, например: SAE 0W-40, SAE 10W-40 и т.д. Класс SAE сообщает потребителю диапазон температуры, в котором масло обеспечит проворачивание двигателя стартером, прокачиваемость масла насосом при холодном пуске и надежное смазывание летом при длительной работе на максимальном скоростном и нагрузочном режиме.

1. 2 Область применения и уровень эксплуатационных свойств.
Определяется двумя классификациями: API и ACEA.

1.2.1 API - Американский институт нефти.
По классификации API моторные масла делятся на две категории: "S" - (Service) и "C" - (Commercial). К категории "S" относятся масла для четырехтактных бензиновых двигателей. К категории "С" - масла для дизельных двигателей. Универсальные масла, которые могут использоваться для смазывания и бензиновых и дизельных двигателей обозначаются двумя буквами, например SJ/CF.
Вторая буква, стоящая за знаком "S" или "C" обозначает уровень эксплуатационных свойств. (Чем дальше по порядку в английском алфавите эта буква, тем выше уровень эксплуатационных свойств масла). Сегодня API сертифицирует два класса категории "S" - SH и SJ (соответственно SJ удовлетворяет более высоким требованиям чем SH). Для категории "C" - категории CF, CF-2, CF-4 и CG-4. Универсальные масла обозначаются SJ/CF, SH/CF и т,д. Масла устаревших категорий (SF, SE, SG, CC, CD в том чиле универсальные SE/CC, SG/CD) и т.д. следует применять если они рекомендованы изготовителем техники и(или) записаны в инструкцию по эксплуатации. Соответствие масла классу, указанному в его описании определяется результатами различных испытаний приведенных по методам, которые определяет классификация API для данного класса. Чтобы производитель масла мог заявить, что его масло соответствует определенному классу API результаты всех испытаний должны превышать заданные классификацией критерии. Универсальные масла испытывают на соответствие требованиям двух классов (S и C) разных категорий по API.

1.2.2 ACEA - Ассоциация европейских производителей автомобилей.
Принятая в 1996 году ACEA заменила отмененную класиификацию (которая иногда еще встречается) ССМС (Комитет производителей автомобилей стран Общего рынка).

По области применения ACEA делит масла на следующие категории:

· Масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, фургонов; (по мере улучшения эксплуатационных свойств): A1-96; A2-96; A3-96; A4-98.

· Масла для дизелей легковых автомобилей, микроавтобусов, фургонов (по мере улучшения эксплуатационных свойств: B1-96; B2-96; B3-96; B4-98

· Масла для дизелей тяжелых грузовиков, автопоездов (по мере улучшения эксплуатационных свойств): E1-96; E2-96; E3-96; E4-98.

Отметим следующее: к маслам классов А1-96 и А2-96 применяются одинаковые требования. Разница только в том, что А2-96 - энергосберегающие масла. Масла класса А3-96, А4-98 отвечают самым современным требованиям. То же относится и к маслам категории В1.В2,В3,В4.
В категории Е уровень эксплуатационных свойств возрастает от Е1-96 до Е4-98. Класс Е1-96 примеяется в безнаддувных дизелях. Класс Е2-96 позволяет эксплуатировать безнаддувные дизели с увеличенным сроком замены масла и обеспечивают надежную работу дизелей с умеренным наддувом в простых эксплуатационных условиях. Масла класса Е3-96 предназначены для высокофорсированных дизелей с турбонаддувом, выполняющих требования норм EURO II. Масла отвечающие требованиям Е4-98 пока не представлены на Российском рынке.
Так же как и для классификации API, соответствие масел классам ACEA проверяется установленными для каждого из них комплексами лабораторных и моторных испытаний.

Трансмиссионные масла.

Трансмиссионные масла применяются в коробках передач, в раздаточных коробках, механизмах рулевого управления. Отметим, что у многих марок автомобилей в коробках передач используется моторное масло.

Трансмиссионные масла выполняют следующие функции:

· предотвращают износ поверхностей трения

· снижают потери на трение

· отводят тепло от поверхностейтрения

· снижают ударные нагрузки на шестерни вибрации и шум

· защищают от коррозии

· отводят продукты износа из зон трения

В соответствии с преъявляемыми требованиями трансмиссионные масла должны обладать высокими противо-износными, -окислительными, -пенными, -коррозионными и рядом других противо- свойств.
К маслам используемым в автоматических коробках передач предъявляются совершенно особые требования, связанные с конструктивными особенностями таких коробок и, соответственно, с функциями, которые в них выполняет масло.

2.1 Масла для механических коробок передач.

2.1.1 Вязкостно - температурные свойства трансмиссионных масел.
Определяются классификацией масел по SAE. Полностью классификация обозначается SAE J 300 DEC 95. Она подразделяет трансмиссионные масла на 4 зимних класса: 70W, 75W, 80W, 85W. Чем меньше цифра, тем при более низкой температуре зимой масло сохраняет свою работоспособность.
Три летних класса обозначаются цифрами 90, 140 и 250. Чем выше цифра тем при более высокой температуре масло сохраняет свою работоспособность.
Всесезонные масла обозначаются двойной маркировкой SAE 80W-90, SAE5W-90 и т.д.

2.1.2 Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел.
Определяются классификацией API. Она делит трансмиссионые масла на 6 групп в соответствии с их областями применения:

· GL-1 - Цилиндрические, спирально-конические и червячные передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках.

· GL-2 - Червячные передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках.

· GL-3 - Спирально-конические, работающие в мягких условиях.

· GL-4 - Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и низких скоростей при больших крутящих моментах

· GL-5 -Та же область, что и GL-4, но при больших ударных нагрузках на зубья шестерен.

· GL-6 - Масла работающие в супер тяжелых условиях. (Этот класс вы не встретите практически нигде).

Для классификации трансмиссионных масел иногда используется классификация, принятая в армии США MIL -L-A,B,C и D.

2.2 Масла для автоматических коробок передач.

Эти масла выпускаются в основном под следующими индексами:

· Type F - соответствует требованиям, предъявляемым к автоматическимтрансмиссиям Ford выпуска до 1981 г. (Соответствующая спецификация Ford M2C33F).

· MERCON - к тем же трансмиссиям, но выпуска после 1981 г.

· DEXRON (DEXRON II, DEXRON IIE, DEXRON III) соответствуют требованиям, предъявляемым к трансмиссиям General Motors.

 

ДЕЛИКАТЕСЫДЛЯ МОТОРА

В солидных магазинах подделок не обнаружили.

Валерий СОБОЛЕВ

Чем дешевле моторное масло, тем выше на него спрос. Самое популярное у нас - минеральное класса вязкости 15W40. Массовый покупатель, конечно, не сомневается, что полусинтетическое и, тем более, синтетическое мотору полезнее, но... предпочитает экономить, рассуждая примерно так: "Если именитые западные фирмы наряду с "синтетикой" делают и недорогую "минералку", значит гарантируют ее качество и пригодность, особенно для наших, морально устаревших, моторов". Перейти на более дорогое 10W40 или даже 5W40 обычно заставляет суровая необходимость зимнего пуска двигателя. Для того, чтобы понять смысл первого числа в маркировке масла и уяснить преимущества "5" над "15", достаточно один раз послушать звук стартера при -25°С на своем моторе, с "минералкой" в картере и на соседском, с "синтетикой". Легкая прокрутка двигателя и уверенный пуск в мороз берут верх над экономией, и в меру своих возможностей граждане затариваются маслами классов 10W, 5W или даже уж совсем "арктическим", класса OW.

Сложнее с верхним показателем вязкости. Видя на витринах элитные масла классов 5W50 и 10W60, далеко не все понимают, зачем нужны числа 50 и 60 в их маркировке. "Вроде нормально ездим на "тридцатом" и "сороковом..." Впрочем, часть покупателей, те, что "при деньгах", берут "полтинник" не раздумывая: "Дорого - значит круто!". Но не только они - есть и просто фанаты, влюбленные в свою машину и балующие ее "лакомствами". А кто-то выбирает 10W60, напротив, скрупулезно и без эмоций подсчитывая каждый рубль - ведь это масло, как правило, наивысшего уровня качества (SJ), которое позволит проездить максимально долго, переложив куда более весомые расходы на капремонт двигателя на плечи следующего владельца машины.

Именно такие, высоковязкие при рабочей температуре масла мы и выбрали для испытаний, ведь до этого их незаслуженно обходили вниманием. Для чистоты эксперимента не стали ничего приобретать ни на рынках, где больше шансов нарваться на подделку, ни на складах дилеров фирм, где все подлинное, но цены минимальны - по сравнению с рыночными. Все 15 образцов закупили в надежных и солидных магазинах Москвы по явно завышенным ценам - что поделать, ведь большинство из тех, кто пользуется элитными маслами, на склад не поедет.

Тринадцать масел из представленных - импортные, два - отечественные. Двенадцать образцов - дорогая "синтетика", одно - полусинтетическое 10W50 и два - дешевая, но добротная "минералка" для летнего применения класса 20W50. Из синтетических - три образца сверхгустого 10W60 (все немецкие), один образец - французского для мягкой зимы 15W50, остальные восемь - самые популярные из элитных - 5W50. В списке отсутствуют масла таких грандов, как "Бритиш Петролеум", "Тоталь", "Тексако", "Эссо" и др. И не случайно - они не торгуют у нас маслами классов "50" и "60", а некоторые вообще их не производят. Даже у компании "Шелл" дорогая "синтетика" - традиционно "сороковая", поэтому пришлось для примера взять ее минеральный "полтинник".

Что же почувствует мотор, когда по его сосудам потечет "пятидесятое" масло вместо "сорокового"? Этот вопрос мы задали специалисту НАМИ-ХИМ, кандидату технических наук Александру Первушину.

"При увеличении рабочей вязкости масла с 15 до 20 сантистоксов прежде всего стабилизируется давление в системе: стрелка манометра не будет так сильно, как прежде, отклоняться к нулю при оборотах холостого хода или при перегреве двигателя в жару. Следовательно, масло будет поступать к парам трения в должном количестве, удерживаясь в зазорах сопряженных деталей и снижая вероятность прихватов и задиров - чем выше вязкость, тем прочнее масляная пленка. Кроме того, снизится расход масла на угар в двигателях, которые к этому склонны, например, с изношенной поршневой группой или с потерявшими эластичность маслосъемными колпачками клапанов. Кстати, некоторые двигатели, почти не расходующие масло в городском режиме, способны "сожрать" его до полулитра за одну только поездку "с ветерком" по хорошей трассе. Вот для такого в самый раз будет масло класса "50" или даже "60" вязкостью до 26 сантистоксов при 100°С. Единственный недостаток вязких масел - некоторое увеличение гидродинамических потерь в двигателе и, следовательно, расхода топлива. Впрочем, это заметно лишь в городе, а на трассе все с лихвой перекрывают аэродинамические потери".

А вот как Александр Николаевич прокомментировал полученные нами данные.

"Прежде всего, очевидно, что это чисто лабораторные испытания, призванные ответить всего на два вопроса: соответствуют ли вязкостные свойства масел заявленным на этикетках и нет ли среди них грубых подделок? Ну что ж, это понятно, ибо исчерпывающие моторные испытания всех пятнадцати образцов обошлись бы журналу не в одну сотню тысяч долларов.

А теперь - выводы. Во-первых, все представленные масла соответствуют требованиям стандарта SAE J 300 (табл. 2). Достаточно высокие значения щелочного числа (от 5,99 до 10,59) указывают на обычное для масел такого качества содержание присадок. Иными словами, лабораторные испытания не выявили примитивных подделок, чего, впрочем, и следовало ожидать - зачем фальсифицировать дорогой товар ограниченного спроса, когда гораздо выгоднее разливать индустриальную "веретенку" по банкам с надписью 10W40 - такие расходятся вагонами.

Во-вторых, не подтвердилось расхожее мнение, будто бы все масла определенной вязкости и качества в Европе наливают из "одной бочки - лишь торговые марки разные". В таблице - ни одной пары образцов с близкими значениями всех параметров, а значит - не только пакеты присадок, но и основы масел у каждой фирмы свои".

"Мобил 1 Ралли Формула"; 5W50; SJ/CF; A3-98; B3-98. Производство - Финляндия. Цена - 250 руб./л.

Современная версия старейшего на нашем рынке топ-масла, ныне соответствует уровню качества по API-SJ. Высокое щелочное число характерно для Mobil - пакет присадок здесь из многих компонентов.

"Эльф Синтез"; 5W50; SG/CD. Производство - Бельгия. Цена - 190 руб./л.

Самое старинное (уровень еще SG) и недорогое из синтетических "полтинников". Продается в России очень давно и успело обрести много поклонников. Масла Elf, так же как Mobil и Shell, продаются повсеместно - всегда можно купить на долив. Запас по вязкости при -25°С придает "Эльфу" отличные пусковые свойства.

"Вальволин Син Пауэр"; 5W50; SJ/CF. Производство - Голландия. Цена - 220 руб./л.

Чуть выше среднего индекс вязкости - возможно, голландцы не экономят на загустителе. Отличный прокрут двигателя в мороз.

"Шеврон Суприм"; 5W50; SJ/CF. Производство - США. Цена - 195 руб./л.

Для высшего уровня качества SJ Chevron исключительно дешев. Рекордное щелочное число позволяет надеяться, что американцы не экономили на присадках.

"Квакер Стейт Синхрон Ультра Премиум"; 5W50; SJ/CH; A3-96. Производство - США. Цена - 330 руб./946 мл.

Роскошный прозрачный флакон объемом в одну британскую кварту сразу демонстрирует покупателю золотисто-медовое содержимое. Никаких регенерированных добавок, как в маслах для западного рынка, - все до последней капли свежайшее. Сочетание высокой вязкости при 100°С с небольшой при

-25°С дает огромный индекс вязкости - масло сильно загущено, а цена взвинчена.

"Аджип Евро Спортс"; 5W50;

SG/CD. Производство - Италия. Цена - 350 руб./л.

Яркий пример назначенной "с потолка" цены - авось, купят... У ближайшего аналога с таким же (SG) уровнем качества, Elf 5W50, вязкостные свойства даже чуть лучше, но итальянское масло почти вдвое (!) дороже. Впрочем, рынок обычно сам выправляет такие казусы, и, возможно, мы еще увидим Agip 5W50 рублей по 170 за литр - вот тогда и купим, масло-то хорошее...

"Фукс Титан Суперсин"; 5W50; SJ/CF; A3-96; B3-96. Производство - Германия. Цена - 250 руб./л.

Новое на нашем рынке масло, равное по цене Mobil 1 и очень близкое ему по вязкостным свойствам. В пассиве немецкой фирмы - недостаточная известность марки.

"Спектрол Галакс"; 5W50; SJ/CF; A3-96; E3-96. Производство - Россия. Цена - 220 руб./л.

Масло с рекордным из всех образцов индексом вязкости, вдвое превосходящим требования SAE по холодному пуску. В общем, можем, если захотим! Но, увы, надежда на то, что российская "синтетика" окажется, в соответствии с курсом валют, вчетверо дешевле западной, растворилась в ней самой, как присадки... А тот, кто согласен платить те же самые $8 за литр, наверное, выберет именитый "Мобил" или "Шеврон".

"Мотюль 300V Компетишн"; 15W50; SH/CF. Производство - Франция. Цена - 705 руб./2 л.

Самое дорогое из испытанных - одна жестяная банка чего стоит - в такой таре подделки маловероятны. 300V - старейшее гоночное масло, знаменитое блюдо химиков из Обервилье. Несмотря на узкий диапазон вязкости, это стопроцентная "синтетика". Для сибирских морозов Motul вряд ли подойдет (хороший прокрут двигателя стартером только до -20°С), но зато позволит избежать прихватов и задиров деталей в раскаленном и раскрученном до упора двигателе - для того и создано.

"Кастрол Формула RS"; 10W60; SJ/CF; А3-96, В3-96. Производство - Германия. Цена - 307 руб./л.

Первое в мире товарное масло с "летним" показателем вязкости "60", а потому - самое распространенное и дорогое из трех известных на нашем рынке аналогов. Те, кто лет пять назад перешли на "шестидесятку", с тех пор не расстаются с Castrol.

"Ликви Моли Синтоил Рэйстек GT1"; 10W60; SH/CD. Производство - Германия. Цена - 297 руб./л.

То, что ученые города Ульма любят поколдовать над колбами, показывает высокое щелочное число топ-модели от LM - пакет присадок тут какой-то особый. Да и основа неплохая - пусковые свойства получше, чем у Castrol.

"Спектрол Дипкурьер"; 10W50; SJ/CF. Производство - Россия. Цена - 120 руб./л.

Единственное полусинтетическое масло в нашей таблице - разумный компромисс между дорогим и дешевым. Ситуация, когда "Дипкурьер" - идеальный выбор, для России довольно типична: старые "Жигули" или "Волга", уже "поджирающие" масло, но на которых надо непременно ездить зимой.

"Шелл Х100"; 20W50; SF/CC. Производство - Финляндия. Цена - 57 руб./л.

Недорогая высоковязкая "минералка". По уровню качества пригодна для всех отечественных моторов (кроме 16-клапанных) и большинства иномарок, выпущенных до 1989 года. Если зимой машина стартует из теплого гаража, то на масле 20W50 можно ездить круглый год - оно заметно продлит срок службы двигателя по сравнению с 10W30 и 10W40.

"Маннол Перфект"; 10W60; SJ/CF/EC-II; А3-96, В3-96. Производство - Германия. Цена - 200 руб./л.

Абсолютный лидер в номинации цена-качество. Громадная вязкость при рабочей температуре сочетается с рекордно низкой (в своем классе) при холодном пуске. И полный разгром конкурентов на поле маркетинга - Mannol в полтора раза дешевле!

"Ликви Моли Туринг Хайтек"; 20W50; SJ/CE/CF-4. Производство - Германия. Цена - 110 руб./л.

Одно из двух минеральных, выпадающих из общей массы "элиты". Их включили в испытания лишь для сравнения, ведь кто-то хочет масло подешевле, но обязательно "полтинник". Но это дешевым не назовешь, уровень SJ и должен стоить как "полусинтетика".

Французская фирма "Мотюль" делает моторное масло из...

кокосовых орехов.

Антон УТКИН

Марка Motul известна с 1853 года - тогда она принадлежала американской нефтяной корпорации "Сван Финч", производившей масла для паровозов и пароходов. На пике автомобильного бума, в 1932-м, американцы начинают экспорт масел в Европу, а в 1953 открывают завод во Франции. В 1969 году "Мотюль" становится полностью французской фирмой со штаб-квартирой в Обервилье, под Парижем.

В своем деле она всегда опережала соперников. Так, полусинтетическое масло появилось в ее программе еще в 1966 году, а еще через пять лет первой в мире 100-процентной "синтетикой", к тому же не содержащей нефтепродуктов, тоже стал "Мотюль". Где как не здесь, в Обервилье, я смогу наконец-то выведать все, что интересует наших читателей о маслах? Моим собеседником стал один из творцов "секретных формул", руководитель отдела развития "Мотюля" Франсуа Доль.

Итак, важнейшее направление исследований серьезных масленщиков - базовые составляющие, то есть основы. В принципе, масло с высокими показателями можно получить и из дешевой "веретенки", начинив ее лошадиными дозами загустителей и присадок. Но так делают те, кто не дорожит маркой: ведь "поварившись" в горячем моторе десяток-другой часов, подобный суррогат утратит первоначальные свойства. И наоборот, если вязкостные свойства и термическая устойчивость масла заданы уже его основой, создатели которой не поскупились ни на добротное сырье, ни на исследования, получается продукт стабильного качества, прославляющий доброе имя фирмы.

Наиболее распространены минеральные основы, получаемые прямой перегонкой нефти - такие преобладают в программах крупных производителей. "Мотюль" традиционно ориентирован на элитные масла, эта фирма небольшая и зарабатывает, скорее, не объемами, а умом, выпуская всего около 50 тыс. тонн масел в год, из которых "минералки" не более 35%.

Гидрокрекинговую основу (она вдвое дороже минеральной) получают высокотемпературным разложением тяжелых фракций нефти в присутствии водорода. По вязкостным свойствам масло на этой базе не намного опережает обычную "минералку", что не мешает некоторым фирмам (но только не "Мотюлю"!) называть крекинг синтезом и писать на этикетках слово "Synthese".

Следующая ступень - уже полноценная "синтетика" на базе низкомолекулярного полиизобутилена (себестоимость в 2,5 раза выше, чем у минеральной основы) и полиальфаолефинов (в 4,5 раза), получаемых полимеризацией нефтяных газов - бутилена и этилена. Большинство выпускаемых в мире синтетических масел делают на полиальфаолефиновой основе - в отличие от минеральной, она не теряет текучести до -60°С и намного более стабильна при длительном воздействии высоких температур, то есть существенно меньше окисляется и испаряется. Однако "Мотюль", в отличие от крупных производителей, применяет полиальфаолефины лишь для масел среднего звена, например серий 6100 и 4100, а для топ-сортов, таких как 8100 и 300V, у нее припасено кое-что получше - эстеры.

Это и есть высшая, на сегодняшний день, ступень развития "масляной" науки. Эстерами на Западе называют сложные эфиры - продукты нейтрализации карбоновых кислот спиртами. По сравнению с полиальфаолефинами, представляющими собой простые углеводородные цепочки, молекулы эфиров (см. формулу) полярны - электронная плотность смещена к атому кислорода карбонильной группы. Отсюда - важнейшее достоинство масел на базе эфиров: отрицательно ионизированный атом кислорода непременно притянется к металлической поверхности смазываемых деталей, поскольку кристаллическая решетка любого металла (или сплава) состоит только из положительно ионизированных и нейтральных атомов. Таким образом, детали агрегатов, в которых работает эфирная "синтетика", всегда покрыты прочной пленкой смазки. Это очень важно - ведь по результатам исследований до 80% износа двигателей приходится на первые секунды работы, когда масла поступает еще недостаточно. Тем более, что в Европе мотор приходится нагружать сразу после пуска - даже кратковременный прогрев на месте запрещен.

Себестоимость эфирной основы в 5-10 раз выше, чем минеральной, ведь ее производство включает несколько стадий. Сырьем обычно служит копра кокосовых орехов или семена рапса. Отжатое из них масло подвергают гидролизу, отделяя глицерин и получая нужные карбоновые кислоты. Заключительный этап - этерификация, то есть взаимодействие кислоты со спиртом. Разумеется, не винным, в молекуле которого всего два атома углерода, а более тяжелым, где их от 4 до 22, ведь чем крупнее будет радикал R1 в молекуле эфира, тем выше его вязкость. Кстати, в этом и состоит второе главное преимущество эстеров над полиальфаолефинами: здесь можно легко менять вязкость конечного продукта, применяя тот или иной спирт. Дополнительно варьировать свойства масла можно, меняя и кислотный радикал R, что еще более повышает себестоимость, - ведь тогда и карбоновые кислоты приходится синтезировать. Поэтому чаще применяют растительные, благо кокосовых пальм на Земле хватит и на моторные масла, и на батончики " баунти "...

Возможность изменять вязкостно-температурные свойства эстеров позволяет "Мотюлю" не один десяток лет быть поставщиком № 1 спортивных команд в авто- и, особенно, мотогонках. Представьте - масло настраивают под конкретный мотор, трассу, пилота так же, как, скажем, подвеску или трансмиссию. Работая в команде, будь то гонки Гран-при, ралли или кросс, химики "Мотюля" рассчитывают и подбирают требуемые свойства масел, отслеживая каждую секунду времени прохождения круга!

При определенных сочетаниях радикалов получаются экологически чистые биоразлагаемые эстеры: они дороже "минералки" уже в 15 раз. Сделанное на их базе масло, попав в почву, за 21 день разлагается бактериями на 85%, хотя для получения экологического сертификата достаточно уже 66-процентного распада. Очевидно, что за такими будущее, но пока дружественные природе творения "Мотюля" предназначены в основном для двухтактных моторов газонокосилок, бензопил, снегоходов, гидроциклов и скутеров.

Головное предприятие "Мотюля" (есть еще филиалы в Испании и США) - небольшой завод в местечке Вэр-сюр-Марн к востоку от Парижа. Оснащение - самое современное, рабочих - минимум. Масла подешевле смешивают непрерывно - дозирует компьютер, за которым всего два человека. Еще четверо делают элитные масла - уже вручную. Розлив полностью автоматизирован, и робот наносит на каждую банку номер партии - подделать его вне завода дороже, чем купить подлинный "Мотюль" в магазине.

Масла каждого сорта здесь делают понемногу, поэтому при переходе с одного на другой приходится очищать трубы изнутри специальными пыжами (см. рис.), прогоняя их сжатым воздухом. Вот такая аккуратность. А контроль качества - на всех стадиях. Компоненты исследуют еще до смешения, затем берут пробы готовой смеси, потом - из первых банок партии и, наконец, из последних... В заводской лаборатории могут протестировать десятки параметров масел. Да и моторные испытания на автомобильных и мотоциклетных заводах идут непрерывно - сотрудничать с "Мотюлем" не только выгодно, но и престижно.

Четырехманжетный пыж из мягкого полиуретана для очистки трубопроводов изнутри.

O сортах масел "Мотюль" для автомобилей и их розничных ценах.

Самые доступные - минеральные серии 2000 вязкостью 15W40 и 20W50 - около $4,5 за литр.

Серия 4000 ("минералка" вязкостью 10W30 и 15W40) чуть дороже - $5,3/л, зато эти масла сертифицированы для большинства современных двигателей.

Серия 4100 - "полусинтетика" на базе полиальфаолефинов с добавлением минеральной основы. Ее средняя цена при вязкости 10W40 - $5,8/л, а 15W50 - $6,2/л. Допущена для моторов самых последних разработок.

Масло 6100 вязкостью 5W40 стоит около $10 за литр и аналогично топ-сортам других авторитетных фирм. Это 100-процентная "синтетика" на базе полиальфаолефинов с небольшой добавкой сложных эфиров. Пригодно для любых автомобилей и любого климата.

Масло 8100 вязкостью 0W40 - "синтетика" на базе сложных эфиров с небольшой добавкой полимеров. Аналоги такого же состава у других производителей пока неизвестны. Создано для надежной смазки деталей двигателя с первых оборотов после пуска - даже в арктических условиях. Цена - около $11 за литр.

300V - масло-легенда, дебют которого в 1971 году удивил автомобильный мир. Уже тогда в нем не было ни капли нефтепродуктов - основа полностью эфирная. С тех пор заправленные 300V моторы автомобилей, мотоциклов и катеров выиграли тысячи гонок, и все это время химики улучшали его состав. Сегодня к традиционному для 300V сорту вязкостью 15W50 добавлены еще три: 5W30, 10W40 и 15W60. В Москве за 300V просят от 12 до 20 долларов за литр, в зависимости от вязкости и аппетитов магазина, хотя в Европе оно намного дороже. Там фирма "Мотюль" вообще запрещает своим дилерам продавать 300V в магазинах - только в маленьких сервисах, где обслуживают "порше", "ягуары" и прочие дорогие игрушки автогурманов. Так что Россия, где масло, "выигравшее" десятки чемпионатов мира, вынуждено стоять на одной полке с обычным, - скорее исключение. Стоит ли его покупать? Для привычных нам моторов, пожалуй, слишком жирно будет. Впрочем, чтобы прикоснуться к легенде, вдохнуть винно-пряный запах из банки и уверовать, что теперь уж мотор не придется разбирать никогда, кто-то, безусловно, раскошелится...

Не подмажешь - не поедешь

Отечественные моторные масла маркируются буквой М (моторное), цифрами, обозначающими вязкость при определенных температурах и буквами, обозначающими качественные характеристики масла. Для основной массы легковых автомобилей отечественного производства используются масла группы Г1. Масла группы Г2 используются для дизельных двигателей.

Правильно подобранное по сезону вовремя замененное и соответствующее марке мотора масло - залог его долговечности. Эти же слова можно полностью отнести и к трансмиссии.

В продаже сейчас имеется широкий выбор самых разнообразных отечественных и импортных моторных и трансмиссионных масел.

Перед тем, как купить масло следует разобраться в том, как его правильно подобрать. Для этого нужно разобраться в технических характеристиках этого продукта. Все необходимые для подбора масла данные сообщаются его изготовителями в виде принятых во всем мире обозначений.

Вязкость масла - важнейший показатель, который позволяет определить, подходит ли данное масло по климатическим условиям и по сезону. Вязкость масла указывается по системе SAE (Society of automotive engineers). После аббревиатуры SAE следуют цифры, обозначающие вязкость масла. Между цифрами в большинстве современных марок масел ставится буква W, обозначающая, что масло пригодно для использования в зимний период. Стандарт SAE J300 включает шесть зимних классов вязкости - 25W, 20W, 15W, 10W, 5W и 0W, которые гарантируют достаточную прокачиваемость и возможность запуска холодного двигателя при температурах от +5° до -30° соответственно.

В марках летних сортов масел цифры обозначают вязкость при 100° и распределены в соответствии с классификацией SAE в следующем порядке 20, 30, 40, 50, 60.

Обычно удобнее использовать всесезонное масло. В его маркировке после обозначения SAE проставляется вначале зимний показатель, а затем летний (или как говорят холодная и горячая вязкость), например SAE 10W40 или SAE 5W50

Для трансмиссий по системе АРI масла имеют индексы применимости и качества, которые обозначаются буквами GL: от GL1 до GL5. Чем больше цифра, тем выше качество масла.

Cовременные масла получают как прямой перегонкой нефти-т.н. минеральные масла, так и в результате реакции синтеза - т.н. синтетические масла. Синтетические масла, как правило, прекрасные смазочные материалы, они позволяют эксплуатировать моторы при повышенных нагрузках, у них более широкий диапазон рабочих температур, они меньше испаряются, меньше подвержены окислению. Однако они примерно на треть дороже минеральных и, если мотор вашей машины не эксплуатируется на предельных режимах, можно вполне обойтись хорошим минеральным маслом. Следует помнить также о том, что минеральные и синтетические масла нельзя смешивать друг с другом.

Источник: газета "Известия" Автор: Дмитрий Зыков

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: