Данные опыта записывают в таблицу и, вычисляют время застудневания каждого раствора.




Теоретический материал

Полимеры подобно низкомолекулярным веществам обладают избирательной растворимостью. Растворению полимера предшествует набухание. Набухание зависит, как от природы полимера, так и от природы жидкости. Полярные полимеры набухают в полярных жидкостях, а неполярные — в неполярных.

С повышением температуры скорость набухания увеличивается. Тепловой эффект, сопровождающий набухание полимера в жидкости, называется теплотой набухания.

Растворы высокомолекулярных веществ способны терять текучесть и застудневать, образуя при этом студни. Студнеобразное состояние вещества можно рассматривать как промежуточное между жидким и твердым состоянием. Застудневание связано с увеличением вязкости и замедлением броуновского движения и заключается в объединении частиц дисперсной фазы в форме сетки или ячеек и связывании при этом всего растворителя.

С повышением концентрации способность к застудневанию увеличивается, т.к. при этом уменьшается расстояние между частицами. Процесс застудневания даже при низкой температуре не происходит мгновенно и нередко требует продолжительного времени для формирования ячеистой объемной сетки.

Время, необходимое для застудневания, называется периодом созревания.

Продолжительность созревания зависит от природы веществ, концентрации, температуры.

 

Ход работы

Опыт №1. Кинетика набухания зерна.

Зерновые культуры (пшено, рис, лучше дробленый) ограниченно набухают в воде. Зерно насыпают в пробирки (1/3) так, чтобы во всех пробирках было одинаковое количество зерна по высоте. Наливают дистиллированную воду, чтобы вместе с зерном пробирки были заполнены на ¾ объема. Наблюдения за процессом набухания проводят в течение 40-50 минут. Полученные данные заносят в таблицу по образцу:

Таблица № 1

  Условный объем набухающего зерна за время, мин.
           
Пшено            
Рис            
Рис дробленый            

 

Опыт №2. Влияние кислоты, щелочи и солей на набухание желатина.

 

В семь пробирок одинакового диаметра вносят по 0,3 г. порошка желатины. В каждую пробирку наливают по 5 мл различных растворов (см. табл. № 2). Пробирки осторожно встряхивают, чтобы частицы желатины опустились на дно, определяют высоту осадка желатины до набухания. После этого, встряхнув пробирки несколько раз, оставляют их в покое на 40-50 мин. По истечении этого времени каждую пробирку еще раз встряхивают, дают осадку осесть, измеряют высоту набухшего осадка желатины (с каждой пробиркой измерения повторяют 2 раза). Данные заносят в таблицу.

 

Таблица № 2

№ пробирки Концентрация, моль/л Приливаемый раствор Высота осадка, мм
до набухания после набухания
  - Вода    
  0,025 HCL    
  0,025 NaOH    
  0,1 NaCL    
  0,1 KCL    
  0,1 K2SO4    
  0,1 KCNS    

 

На основании полученных данных делают вывод о влиянии кислоты, щелочи и солей на процесс набухания, а также о влиянии природы анионов.

 

Опыт № 3. Определение степени набухания печенья

Степень набухания печенья определяют в специальной рамке с большим числом отверстий на дне и стенке. Рамку опускают в воду, вынимают, вытирают фильтровальной бумагой с внешней стороны, взвешивают на технохимических весах. Закладывают в рамку одно печенье и опускают ее в сосуд с водой при t = 200 С на 2 мин. Затем вынимают рамку из воды, держат 30 с в наклонном положении для стекания избытка воды, вытирают фильтровальной бумагой с внешней стороны и взвешивают. Степень набухания печенья определяют по формуле

 

А = m – m1 / m2 * 100%

Где: m - масса рамки с набухшим печеньем, г;

m1 - масса пустой рамки, г;

m2 - масса сухого печенья, г.

Опыт № 4 Выделение тепла при набухании.

В стакане размешайте 5 мл.воды и 5г. сухого крахмала (температуру воды предварительно измерьте). Затем в смесь погрузите термометр и измерьте температуру.

Объясните причину изменения температуры.

 

Опыт № 5. Влияние кислот и щелочей на студнеобразование.

В три пронумерованные пробирки вносят по 5 мл теплого 3 % раствора желатины. Затем приливают по 1 мл – в первую пробирку дистиллированную воду, во вторую – 0,1 М раствора HCL, в третью – 0,1 М раствора NaOH.

Содержимое пробирок тщательно перемешивают и ставят на 10 мин в водяную баню с температурой 40 – 500 С. После этого пробирки помещают в термостат с температурой 10 -15 С0; замечают время начала отсчета.

Периодически вынимая пробирки из термостата, наблюдают за образованием студня.

Моментом образования студня считают время, начиная с которого раствор желатины не выливается при переворачивании пробирки.

Данные опыта записывают в таблицу и, вычисляют время застудневания каждого раствора.

Время начала отсчета (астрономическое)

 

Таблица № 3

№ пробирки Объем раствора желатины, мл Прибавляемый раствор, мл Время образования студня (астрономическое) Время застудневания, мин.
    H2O    
    HCL    
    NaOH    

 

Делают вывод о влиянии кислот и щелочей на студнеобразование

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие вещества относятся к высокомолекулярным соединениям?

2. Что называется набуханием?

3. По каким признакам различают ограниченное и неограниченное набухание?

4. Что понимают под степенью набухания?

5. Какие системы называют студнями?

6. Какие факторы влияют на скорость застудневания?

7. Каково значение студней и студнеобразования в жизни?

 

1. Какие дисперсные системы называются гелями?
2.Какие факторы влияют на процесс гелеобразования?
3. Какие правила техники безопасности нужно соблюдать в работе?
4. Что такое теплота набухания и что она характеризует?
5.Что такое синерезис? Приведите примеры этого явления.
6.Приведите примеры биологического значения гелей.

Цель: отработать навыки проведения химического эксперимента,

изучить свойства пищевых продуктов как природных полимеров

Оборудование: химические стаканы, мензурки, технохимические весы, штатив, вода

Объекты: крупы, макаронные изделия, сухари, сухофрукты, курага, полимерная игрушка

Работа 1. Определение степени набухания

Объект Масса 0 Объем 0 Объем воды Масса 1 Объем 1 Степень набухания по массе, Αm Степень набухания по объему, Αv
1.Полимерная игрушка              
2.Гречневая крупа              
3. Манная крупа              
4. Ржаной сухарь              
5. Макаронные изделия              
6.Сухофрукты              
7.Курага              
8. Пшенная крупа              

Αm = m-m0

Αv = v-v0

m0 v0

m- масса набухшего полимера

m0- начальная масса до набухания

v – объем набухшего образца

v0- начальный объем образца полимера

Вывод:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: