Спички (без серы) или счетные палочки – хороший материал для развития памяти, внимания, логики, воображения, математических и геометрических представлений, а так – же для развития мелких движений пальцев, а значит и для развития речи. Для того, чтобы активизировать работу пальчиков, можно использовать сказку. Взрослый рассказывает, а ребенок «иллюстрирует» ее с помощью спичек, палочек, потом может сам сочинять сказки.
«Жила – была Крыша».
Жил – был на свете Дом. Ему было плохо, потому что у него не было крыши.
Мочил домик дождь, трепал ветер, бил град.
Услышал об этом добрый Ежик и решил помочь Домику.
Покатился он по ровной дороге и на окраине увидел Крышу.
Стояла она одна – одинешенька и грустила.
Ежик рассказал Крыше о беде Дома
и они вместе отправились ему на помощь.
Обрадовался Дом, потому что он стал таким красивым!
Пальчиковые игры на бумаге:
В основном, это изо – игры, и они полезны не только для пальчиков ребенка, но и для развития творческого воображения, цветоощущения, внимания и зрительной памяти.
Пальчиковые рисунки:
Лист белой бумаги, краски и пальчики – все это пригодится для того, чтобы поиграть с ребенком в рисунки- загадки и нарисовать необычные картины. Обмакнуть указательный палец правой (левой) руки ребенка в краску и поставить на листе много точек. Спросите у него: чтобы это могло значить? («Бусы рассыпались», «Гроздья рябины склонились», «Много солнышек на небе» и т. д.)
Попросите ребенка оставить на бумаге разноцветные отпечатки пальчиков, затем каждый из отпечатков дорисовать, т. е постараться увидеть в каждом отпечатке образ («На что похоже? »)
Попросите ребенка поставить отпечатки следующим образом: красный, желтый, зеленый, красный, желтый…. Пусть ребенок продолжит цветную логическую цепочку.
Начертите поле для игры в крестики и нолики, играйте также, но вместо крестиков и ноликов используйте два разных цвета.
Попросите ребенка нарисовать картинку, которая состоит только из отпечатков пальчиков.
Рисунки ладошками:
Еще для игры на бумаге можно использовать ладошки. Попросите ребенка обвести правую и левую ладошки, затем пронумеровать пальчики и проговорить какой-либо стишок о пальчиках.
Попросите ребенка обвести ладошки так, чтобы, дорисовав их, получить какой – либо интересный образ.
Игрушки из комканой бумаги:
1. Если старые газеты хорошо скомкать и обмотать ниткой или резинкой, то можно получить «мячики» для игры:
Кто дальше забросит такой «мячик»;
Кто больше забросит «мячиков » в корзину (шляпу, коробку);
Кто попадет в мишень и заработает больше очков;
Кто больше сможет задуть в коробку маленьких газетных «мячиков» («мячики» на столе, коробка – у края стола);
Кто сможет быстро пробежать и пронести «мячик» на вытянутой руке, не уронить его;
Из старой комканой бумаги можно сделать куклу для игры.
Из комканой разноцветной бумаги может получиться любая объемная игрушка, а также игрушка – аппликация:
снеговики из 3-х белых комочков разного размера с нарисованной или наклеенной рожицей;
шарик с рисунком на ниточке;
озорное желтое солнышко; орнаменты и др.
Пальчиковые игры с орехами и крупой:
Эти игры направлены на развитие тонких движений пальцев, а значит и речи.
Лучше всего для игры подойдут грецкие орехи:
Их можно:
Вращать между ладоней (один или два);
Перекатывать по тыльной стороне каждой ладони;
Вращать внутри одной ладони (перебирать пальцами);
Удерживать поочередно между пальцев рук
Для игры можно использовать гречневую крупу, рис, пшено, горох, фасоль, кукурузу, семечки подсолнечника;
Их можно:
Сортировать с открытыми глазами (игра «Золушка»);
Сортировать на ощупь;
Превращать в буквы, цифры, небольшие слова;
Использовать для изготовления картин, панно;
Использовать для счета;
Превращать в шумовые музыкальные инструменты, наполнив ими коробочки, баночки и др.
«Гречневая куколка»:
Наполнить куколку, выкроенную из байкового материала гречкой (головку – ватой). Перебирая пальцами туловище куколки, можно произносить различные потешки, стихи.
Ласковые игры для пальчиков:
Выбрать на ощупь 4-5 мягкие игрушки, допустим, только зайчиков;
Найти с закрытыми глазами две одинаковые мягкие игрушки;
Сравнить две мягкие игрушки на ощупь: чем похожи? чем отличаются?
На ощупь определить содержимое мешочка («Чудесный мешочек»);
Найти одинаковые предметы в 2- х разных мешочках;
На ощупь вдеть шнурки в игрушку – планшет;
С закрытыми глазами выстроить по порядку матрешек;
С закрытыми глазами собрать пирамидку;
Сыграть в «Тактильное домино», которое можно изготовить самим, приклеив на картон половинки горошин или фасоль, создав предметы или целую картину;
Игры с пальчиками – это театр, актеры которого всегда с нами. А чтобы придать персонажу большую выразительность, можно просто нарисовать на кончиках пальцев глазки, носик, улыбки фломастерами разного цвета, можно сделать простые аксессуары: вырезать из цветной бумаги шапочку, прикрепить бантик, приклеить гребешок, хвостик, клюв, крылышки и т. п.;