Тема 4. Диагностика конкурентоспособности предприятия




Содержание темы 4:

Понятие конкурентоспособности предприятия.

Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия.

Многоугольник конкуренции, профиль фирмы.

Литература к теме 4: [1-3, 15, 16, 17, 19, 20, 28].

 

Конкурентоспособность предприятия – сравнительное преимущество или комплекс преимуществ относительно других предприятий-конкурентов.

Наглядная характеристика конкурентоспособности приводится путем построения многоугольника конкуренции.

Рис. Многоугольник конкуренции (сопоставление индексов роста основных показателей)

 

Существуют ряд подходов к оценке конкурентоспособности предприятия (КСП).

1) Методы, основанные на анализе сравнительных преимуществ (теория международного разделения труда; теория сравнительных преимуществ; методы сравнительного анализа, бенчмаркинг).

Для диагностики конкурентоспособности предприятия используют концепцию бенчмаркинга – метод, по которому сравниваются характеристики определенного субъекта и эталонного. Такое сравнение может осуществляться как по количественно определенным параметрам (качество продукции, уровень продуктивности, объем продаж, рыночная доля) и качественным характеристикам (качество управления, деловая репутация, имидж). Основная методическая сложность бенчмаркинга – это выбор аналогов предприятий с эталонными параметрами деятельности. Иногда сравнение осуществляют с синтетической моделью, созданной для сравнения.

Сущность – сопоставление уровней показателей данного предприятия с показателями предприятий-конкурентов.

Критерии – наличие сравнительных преимуществ по показателям: издержки производства, объемов производства, нормы прибыли, рыночной доли, рентабельности.

Недостатки – недостаточная аргументация, статичность результатов.

Рекомендуется для применения на макроуровне.

 

2) Методы, основанные на теории равновесия фирмы и отрасли (теория равновесия фирм, теория факторов производства (труд, капитал, земля, предпринимательские способности)

Сущность – в результате развития отрасль должна перейти в состояние равновесия – отсутствие стимулов для перехода в другое состояние.

Критерии – использование факторов производства с лучшей производительностью – ставки по кредитам, стоимость закупки оборудования, ставки ЗП, стоимость материалов.

Недостатки – отражает влияние внешних факторов; соответствует условиям совершенной конкуренции.

Рекомендуется для применения на уровне отраслей, в отдельных случаях – для предприятий.

 

3) Методы, основанные на теории эффективной конкуренции (теория эффективной конкуренции, методы сравнительного анализа, индексные методы, интегральные методы оценки)

Сущность – сопоставление единичных или групповых показателей работы предприятий одного сектора рынка, с эталоном, среднеотраслевыми показателями).

Критерии – показатели эффективности сбытовой, производственной или финансовой деятельности.

Недостатки – обширность исходной информации.

Рекомендуется для оценки конкурентоспособности предприятия.

 

4) Методы, основанные на теории качества товаров (теория качества товаров, метод экспертных оценок, метод радара)

Сущность – оценка по потребительской ценности продукции: установка критериев удовлетворения запросов потребителей, их иерархия, сравнительная значимость.

Критерии – экономические, технические и организационные параметры продукции.

Недостатки – не учитывает эффективность финансовой деятельности, конкурентоспособность предприятия отождествляется с КС продукции.

Возможно применение только для КС продукции.

 

5) Матричные методы (концепция жизненного цикла товаров, технологий, рынка; методы анализ конкурентных преимуществ: SWOT)

Сущность – позиционирование выделенной группы предприятий, по результатам чего делается вывод об относительной конкурентоспособности, перспективах развития и инвестирования.

Критерии – сравнение темпов роста и доли рынка, привлекательности рынка и относительной конкурентоспособности, отраслевой привлекательности и конкурентоспособности, анализ эволюции рынка, анализ жизненного цикла отрасли.

Недостатки – упрощенность выбора, обоснования и анализа; отсутствие однозначной количественной оценки, привлечение экспертных оценок с высоким уровнем субъективности.

Рассматривает конкуренцию в динамике. Для экспресс-оценки конкурентоспособности предприятий.

 

6) Интегральные методы (комбинация теории качества товаров и теории сравнительных преимуществ)

Сущность – расчет интегрального показателя конкурентоспособности.

Критерии – степень удовлетворения потребностей, рентабельность активов, собственного капитала, норма рентабельности и др.)

Недостатки – для однономенклатурных производств, привлечение экспертных оценок с высоким уровнем субъективности, нет возможности выявления причин конкурентоспособности, статическая оценка.

Прост в применении и дает однозначную оценку КСП, применяется для экспресс-оценки конкурентоспособности двух предприятий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: