Лосев А.Ф. История античной философии. М.: Мысль, 1989.




Содержание герметических учений и их эволюция. Античная магия.

3.Суть и содержание феномена античной теургии.

 

1. По мнению большинства исследователей, занимающихся историей возникновения и развития герметических учений, основу для них составили труды египетских мыслителей. «Твёрдо установлен тот факт, что вообще все наиболее ценные идеи, которые дала нам греческая философия, слагались в умах греческих мыслителей под непосредственным влиянием знакомства их с египетской культурой. Было бы противно здравому смыслу искать объяснение миросозерцания древних египтян в Элладе, когда нам известно, что величайшие греческие мыслители совершали путешествия в Египет, чтобы приобщиться к той мудрости, которою славились египетские жрецы-философы. Вспомним, хотя бы то, что говорится в начале "Тимея" Платона. Там рассказывается о посещении Египта Солоном и упоминается о том, что египетские жрецы сказали ему, что считают греческую цивилизацию как бы младенческой по сравнению со своей».[4, 67].

Египетские религиознгые мистерии имели следующие этапы развития: 1) в первую эпоху, олицетворяемую первым Тотом, или Агатодаймоном, архаическая традиционная мудрость, унаследованная египтянами непосредственно от атлантов, сохранялась на каменных памятниках в виде иероглифических надписей, сделанных на древнейшем священном языке; 2) во вторую эпоху, олицетворяемую Гермесом Трисмегистом, священные предания сохранялись как в надписях на памятниках, так и в манускриптах, написанных уже на древнем египетском языке, но ещё гиератическими письменами; 3) в третью же эпоху, которую олицетворяет Тат, сын Гермеса Трисмегиста, жрецы записывали древние предания на позднейшем египетском наречии демотическими письменами и переводили их также на греческий язык.

2. Для герметизма основополагающими принципами учения являются следующие семь:

Первым принципом, согласно «Кибалиону» является принцип ментализма:

"Всеединое создаёт в своём бесконечном разуме бесчисленные Вселенные, которые существуют в течение эонов"; и однако для всеединого созидание, развитие и упадок и смерть миллионов вселенных является как бы одним мигом".

"Хотя всё существует во Всеедином, но не менее верно и то, что Всеединое есть во всём. К тому, кто действительно понимает эту истину, пришло великое знание"

Вторым принципом герметического учения является принцип аналогии или соответствия, согласно которому между духовного, явлениями и законами умственного и физического миров существуют соответсвия. И, в таком случае, человек, овладевший этим принципом, может строить умозаключения и проникать в мир невидимый, подобно тому, как владеющий основами геометрии может, к примеру, исследовать законы космоса находясь у себя дома, исследовать расстояния и закономерности расположения планет, применяя к ним геометрические законы.

Третьим принципом является принцип вибрации:

Герметическая философия учит, что в природе "ничто не находится в покое; всё движется, всё вибрирует", как выражен этот принцип в «Кибалионе» Герметисты придавали этому принципу огромное значение: "Тот, кто понимает принцип вибрации, тот схватил скипетр власти"[2, c.78].

Четвёртый принципом герметизма - принцип полярности – гласит:

"Всё двойственно; всё имеет полюсы; всё имеет нечто противоположное себе; сходное и несходное одно и то же; противоположности противоположны по природе; между ними есть различие лишь в степени; крайности сходятся; все истины – лишь полуистины; все парадоксы могут быть примирены".

"Одно состояние ума может быть превращено в другое (как могут быть превращены друг в друга и металлы и элементы); одну степень ума можно превратить в другую; одни условия его проявления в другие; один полюс – в другой; одни умственные вибрации в другие".

Пятый принцип – принцип ритма – утверждает, что:

"Всё вытекает и втекает; всё имеет свои приливы и отливы; все вещи возникают и приходят в упадок; мера размаха направо есть также и мера размаха налево; в силу ритма одно компенсируется другим".

Одним из проявлений принципа ритма является так называемый закон компенсации. В приведенном выше изречении из «Кибалиона» этот закон сформулирован в словах: "Мера размаха направо есть также и мера размаха налево; в силу ритма одно компенсируется другим".

В шестом - принципе причинности - находим следующее:

"Всякая причина имеет своё последствие; всякое последствие имеет свою причину; всё совершается сообразно закону; случай есть лишь название, даваемое нами законам, ещё не познанным нами; есть много плоскостей причинности, но ничто не ускользает от закона".

Седьмым принципом является принцип двойственности активного и пассивного начала, гласящий: "двойственность активного и пассивного начал наблюдается во всём; во всём есть мужское и женское начала; двойственность их проявляется на всех плоскостях бытия"

 

3.Теурги́я (др.-греч. θεουργία, из θεός «бог, божество» + ὄργια «обряд, священнодействие, жертвоприношение») — является магической практикой. появившаяся в рамках неоплатонизма; в античности, в языческих культах, которая направлена на практическое воздействие на богов, ангелов, архангелов и демонов. Целью практикующих теургию является получения каких-либо благ, которыми могут выступать знания, богатство, могущественная помощь. Теургия, осуществляемая с помощью ритуальных действий и молитвенных формул, Практика теургии, согласно имеющимся в распоряжении учёных источникам представлена в широком спектре исторических источников, дошедших до наших дней[13]. Существуют таблички с заклятьями, возникшие на греческой и римской почве; египетские демотические папирусы; магические папирусы, написанные на коптском языке; еврейский учебник магии; наконец, мы располагаем великолепным собранием греческих магических папирусов из Египта, в которых широко представлены различные практики по вызову и взаимодействию с ангелами и богами с целью получения от них помощи, знаний или материальных благ. Теургия осуществляется с помощью комплекса ритуальных действий и различных молитвенных формул. Для теургии характерно стремление к непосредственному, визионерскому видению духовных существ. В дальнейшем, теургия развивалась как направление так называемого «эзотерического христианства».

 

Список источников информации:

 

1.Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада: Сост., коммент., пер. с др.-греч.,лат., фр., англ., нем., польск. К. Богуцкого. — К.:Ирис; М.: Алетейа, 1998. — 623 с.

2.Петров А. В. Феномен теургии: Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистическо-римский период. — СПб.: РХГИ, 2003. — 415 с.

3.Доддс Э. Р. Греки и иррациональное / Пер. с англ., коммент. и указатель С. В. Пахомова; Послесл. Φ. X. Кессиди. — СПб.: Алетейя, 2000. — 507 с.

4.Странден Д. Герметизм. Его происхождение и основные учения. СПб.: Алетейя. 1993. – 453 с.

Лосев А.Ф. История античной философии. М.: Мысль, 1989.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: