1. Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
2. На уроках математики должно быть правильное написание цифр, символов и знаков.
3. Учащийся пользуется при письме шариковой ручкой с чернилами синего цвета. Для выполнения чертежей, таблиц, рисунков (при решении задач), подчеркивании букв и слов в предложении, выделении морфем пользуется простым карандашом, цветными карандашами по указанию учителя.
4. Использование ручки с зеленым цветом чернил не рекомендуется при работе в тетради.
5. Гелевые ручки нельзя использовать для обучения письму и далее при обучении русскому языку, т. к. их технические характеристики не позволяют выполнять нужный нажим при письме.
6. Родителям детей, пишущих левой рукой, рекомендуется приобрести специальные ручки.
7. Для выполнения работ с помощью простого карандаша рекомендуется приобретать карандаши с отметкой «ТМ». Иметь в пенале следует не менее двух такихостро заточенных карандашей.
8. Учитель выполняет все надписи в тетради ручкой с красным цветом чернил.
9. Перед началом работы в классе в тетради пишется дата. В тетради по математике от начала листа тетради отсчитываются 10 клеток и дата записывается на 11-й. На уроках математики число (дата) всегда пишется с помощью цифр, на уроках русского языка в 1 -2-м классах - цифрами, в 3-4-м классах - буквами. Например:
26 ноября.
Классная работа.
10.Если на уроке русского языка выполняется предупредительный диктант, списывание, письмо
по памяти или другой вид работы с текстом, то не рекомендуется указывать название вида работы
в тетради. Достаточно указать название текста, если такое имеется. Например:
Двенадцатое февраля.
Классная работа.
Зимний день.
Наступила зима. Деревья оделись в белый...
11. Если в тетради по математике или по русскому языку выполняется самостоятельная работа,
предполагаемая к оцениванию учителем, или проверочная работа, которая является элементом текущего контроля, то следует это указывать. Например:
Пятое декабря.
Классная работа.
(Материалы работы в классе.)
Проверочная работа.
12.При оформлении письменных работ в тетради рекомендуется считать клетки и строки. Между классной и домашней работой пропускается 2 строки, и на 3-й строке делается запись Число, «Домашняя работа», или 4 клетки, и на 5-й клетке делается соответствующая запись.
13.В тетради по математике в момент начала письма следует отступить слева 1 полную клетку или 2 клетки, если первая неполная. Между отдельными заданиями одной работы (классной или домашней) следует пропустить 2 клетки, на 3-й писать. Между столбиками примеров - пропустить 3 клетки и на 4-й писать.
14.В тетради по русскому языку в момент начала письма, т. е. на первой строке после даты и слов «Классная работа» или «Контрольная работа», нужно оформить красную строку. Рекомендуется специально обучать первоклассников этой технике. Величина красной строки соответствует ширине указательного пальца учащегося.
15.При выполнении задачи, примеров, уравнений, упражнений в структуре домашней работы рекомендуется указывать порядковый номер задания из учебника. Например:
Задача 38.
или
Уравнения 142 (а, б).
или
Примеры 59.
Запись слов «Задача», «Уравнение», «Примеры» выполняется на 11-й клетке строки.
16.Рекомендуется регламентировать порядок оформления работ в тетради по математике при работе с чертежами, таблицами, схемами.
17.Порядок оформления решения задач в тетради по математике:
· после слова «Задача» следует отступить вниз 1 клетку;
· краткая запись в виде схемы, таблицы или чертежа выполняется по указанию учителя. При выполнении домашней работы ученик вправе самостоятельно выбирать вид краткой записи или отказаться от нее, если он не был предупрежден заранее, в момент записи домашнего задания, о необходимости определенной краткой записи;
· простым карандашом выполняются таблицы, чертежи, стрелки, фигурные скобки, математические рисунки;
· если решение задачи выполняется по действиям, то каждое отдельное действие записывается через 1 клетку вниз с указанием номера самого действия. Так же обязательным является включение наименования в круглых скобках, которое записывается в виде сокращения слова до первой гласной буквы или до второй гласной буквы, если слово начинается с гласной. Например:
1) 56 + 27 = 83 (ябл.)
· если решение задачи выполняется по действиям, то обязательным является запись пояснения к каждому действию, кроме последнего. В соответствии с концепцией УМК или особенностями урока вместо пояснений возможны вопросы к действиям задачи или рассуждения типа «Этим действием я узнаю...».Таким образом, запись решения задачи может осуществляться в рамках следующих заданий: «Реши задачу по действиям», «Поставь вопросы к действиям задачи», «Составь план решения задачи». Например:
1) 56 + 27 = 83 (ябл.) - сложили в ящик.
или
1) Сколько яблок сложили в ящик?
56 + 27 = 83 (ябл.)
или
1) Этим действием я узнаю, сколько яблок сложили в ящик.
56+ 27 = 83 (ябл.)
• Ответ записывается полной фразой с отступом в 1 клетку вниз;
• принятые международные сокращения в ответе задачи и других математических выражениях записываются кратко, без точек (если эта точка не показывает конец предложения), а числовое значение и обозначение отделяются друг от друга, но пишутся на одной строке. Например:
1 т,1 ц,1 кг, 1 г, 7 мг;
5 км, 5 м,5 дм, 5 см, 5 мм;
8 с, 8 мин, 8 ч
• единицы измерения денежных средств принято сокращать следующим образом (точка ставит
ся): 8 коп., 7 руб.
22. Порядок оформления решения геометрических задач:
• чертеж выполняется в пропорции простым карандашом по линейке;
• «имя» фигуры записывается ручкой заглавными латинскими буквами (А, В, С, D, E, F);
• величина длины и ширины записывается ручкой справа от чертежа и внизу чертежа; если выполняется чертеж квадрата, величина длины стороны записывается внизу чертежа;
• если требуется вычислить периметр или площадь фигуры, сначала записывается математическая формула, потом вычисление:
S = axb
8 x 5 = 40 (м2)
• геометрическая задача требует записи ответа так же, как и арифметическая. Например,
Ответ: 40 квадратных метров площадь вспаханного огорода.
23. Порядок оформления математических выражений, уравнений и равенств:
• при записи выражений со скобками или несколькими математическими действиями порядок действий фиксируется над знаком математического действия. Решение расписывается полностью под выражением, с пропуском 1 клетки вниз;
• если при решении уравнения математические вычисления требуют записи, то вычисления выполняются справа от уравнения: отступ 3 клетки, на 4-й начинается запись.
24. На уроках русского языка, в т. ч. на уроках обучения грамоте, выполняется подчеркивание слов и букв. Эта процедура осуществляется строго с помощью простого карандаша и линейки. Рекомендуется специально обучать младших школьников этому действию, т. к. первоклассникам трудно правильно выполнять подчеркивание карандашом по линейке в тетради.
25. На уроках русского языка при работе со словом часто требуется выделить морфему или при работе с текстом - выполнить надпись над словом: выделить приставку, надписать над словом часть речи или число имени прилагательного и т. д. В этих случаях знаки над словами выполняются остро заточенным простым карандашом, а надписи - письменными буквами чуть меньшего размера.
26. На уроках математики и русского языка учащиеся часто допускают ошибки. С целью исправления любого вида ошибки (орфографическая ошибка, вычислительная ошибка и т. д.) простым карандашом зачеркивается неправильно написанная буква или цифра. Правильный вариант буквы, цифры и др. надписывается ручкой с синим цветом чернил сверху зачеркнутого. Рекомендуется регулярно обращать внимание учащихся на правильный способ исправления и не допускать письма по написанному.