Тема 2. Система цен и их классификация




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ

Контрольная работа служит средством приобретения и углубления знаний студентов заочной формы обучения, а также формой самоконтроля и промежуточного контроля студента со стороны кафедры. Контрольная работа выполняется в сроки, предусмотренные учебным планом. Вариант контрольной работы определяется последней цифрой номера зачетной книжки.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Совершенная конкуренция и формирование рыночной цены.

2. Основные теории цены и ценообразования.

3. Формирование цены в условиях монопольной власти.

4. Типы рынка и их влияние на ценообразование.

5. Роль анализа спроса в процессе ценообразования. Эластичность спроса.

6. Методы изучения потребительского спроса в процессе формирования цены.

7. Анализ затрат фирмы в процессе ценообразования.

8. Ценовая политика фирмы. Цели ценообразования.

9. Дифференциация цен. Ценовая дискриминация.

10. Ценовая стратегия фирмы.

11. Цены и налогообложение в России.

12. Методы государственного регулирования цен.

13. Ценовая политика во внешнеэкономической деятельности фирмы.

14. Инфляция и ее формы. Ценообразование и инфляция.

15. Взаимовлияние цен и финансово-кредитной политики.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ КУРСА

Тема 1. Цена как экономическая категория в рыночных условиях

 

Л.: [3] с.12 – 80, [5] с.11– 77, [7] с.3 –15, [10] с.13 –19, [17] с. 8 – 12, [19] с. 5 – 21, [20] с.9– 28, [21] с.3 –18, [22] с.13 –36, [23] с. 5 – 25.

 

Изучение закономерностей цен и ценообразования опирается на современную экономическую теорию. Как известно, существуют различные взгляды на экономическую природу цены. Мнения большинства экономистов едины в одном: цена – это денежное выражение стоимости товара. При этом существуют три базовых подхода к определению стоимости: а) она создается общественно необходимым рабочим временем и характеризуется издержками (теория трудовой стоимости – А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс), б) стоимость регулируется предельной полезностью конечного продукта (ценностью последней из имеющихся единиц товара), субъективно оценивается покупателем и продавцом, причем с приростом каждой следующей единицы ее ценность снижается (теория предельной полезности – У. Джевонс, К. Менгер, Е. Бем-Баверк), в) стоимость в равной степени определяется издержками и полезностью продукта (неоклассическая теория Маршалла). В силу того, что теоретическое толкование цены в настоящее время остается дискуссионным вопросом, широкое распространение получила и более упрощенная формулировка, согласно которой цена -–это количество денег (товаров, услуг), за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.

Под ценообразующими факторами понимают такие объективные условия, которые воздействуют на цену, изменяя ее структуру и уровень. Все многообразие ценообразующих факторов можно разделить на две группы: 1) базовые (неконъюнктурные) факторы, зависящие от самого производителя продукции, 2) конъюнктурные (внешние) факторы, влияющие на отклонение цены от стоимости продукции.

Экономическое содержание цены раскрывается в ее функциях. К функциямцены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без изменения. В переходный период к рынку цене присущи следующие функции: измерительная, учетная, стимулирующая, распределительная, функция балансирования спроса и предложения, функция цены как критерия рационального размещения производства.

 

Тема 2. Система цен и их классификация

 

Л.: [3] с.83 – 96, 223-237, [5] с.80 – 83, [10] 20-30, [20] с. 81 – 84, [21]

с. 19-38, [23] с.26 – 43, [26] 4-10.

 

Система цен – единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка. Эта система состоит из отдельных блоков взаимозависимых и взаимообусловленных цен. В основе взаимосвязи всех цен лежит принцип сообщающихся сосудов: движение цен в одной подсистеме вызывает автоматические изменения во всех других подсистемах.

Систему цен характеризуют следующие параметры: уровень, структура, динамика. Рынок как система взаимоотношений различных покупателей и продавцов характеризуется большим разнообразием видов цен.

Классификация цен осуществляется по нескольким направлениям: а) по сферам товарного обслуживания – оптовые, розничные, закупочные, внешнеторговые, цены на продукцию строительства, тарифы на услуги, оказываемые населению, б) по способу отражения транспортных расходов – цены “франко”, зональные, единые цены с включением расходов по доставке, определение цен на основе базисного пункта, в) от территории действия – цены единые на всей территории страны, региональные, г) по формам продаж – контрактные, биржевые котировки, цены ярмарок, аукционные цены, д) по степени регулирования – регулируемые, свободные, е) по степени устойчивости во времени – твердые, подвижные, скользящие, ж) в зависимости от новизны товара – цены “снятия сливок”, цены “проникновения на рынок”, психологические, с возмещением издержек производства, престижные.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: