Воспитывающая ситуация. «Пример для подражания».




Человек привычки.

В любой ситуации мы склонны обнаруживать то, что способствует формированию в нас образов, соответствующих нашим чертам. Если наша воля безмолвствует, спит, то мы обнаруживаем себя как «человек привычки ». Это почти «механический человек ». Образы сами извлекают из нас определенное поведение, и нам не нужно принимать какого-то решения или управлять собой. Все происходит само.

- Приведите примеры, что мы иногда делаем не задумываясь?

Ø Я выхожу на кухню и вижу пирожок, который съедаю, хотя в данный момент мне вовсе не хотелось есть. Но увидев этот предмет, я почувствовал желание есть.

Ø Собираясь писать, я заметил, что карандаши не подточены, и я с удовольствием стал точить их.

Ø Мне захотелось спать, и я ложусь в постель.

«Человек привычки» работает в нас, с одной стороны, облегчая нашу жизнь, а с другой - затрудняя ее. Человек устроен так. Наши привычки каждый раз делают нас другими. В одном человеке умещаются различные поведения, роли.

Привычное поведение происходит всегда. Независимо от того, сознаем мы это или нет, находимся в своем уме или находимся во власти страсти, которая туманит голову, и мы плохо сознаем то, что лежит за пределами нашего аффекта. «Человек привычки» хорошо проявляет себя в полевом поведении. Но это состояние нас обычно не устраивает. Полевое поведение обнаруживается обычно в состоянии апатии, скуки и усталости. Но в жизни мы обнаруживаем в себе черты, которые свидетельствуют о нашей способности активно влиять на этого «механического человека привычки». В этом случае мы обнаруживаем себя как «Человека воли».

 

- Что такое воля? Какого человека мы называем волевым?

Воляспособность осуществить поставленную цель. Выдержка, стойкость, сила характера.

Любой поступок требует волевого усилия. Во все времена люди с развитой волей вызывали глубокое уважение. Воля помогает человеку преодолевать такие пороки, как лень, трусость, недисциплинированность.

Что такое воля как не мысль, переходящее в дело.

Волей мы можем называть нашу внутреннюю устремленность. Воля – это способность к выбору деятельности и внутренним усилиям. Волевой человек – это человек с твердым характером. Самая большая победа - это победа над самим собой. Вообще потребность в достижениях – эта очень важная черта личности. Психологи выявили. Что люди с высокой потребностью достижений более творчески подходят к решению любых проблем, лучше учатся, эффективнее работают. Человек должен быть хозяином своей воли. Воля, напряжение духовных сил – вот источник, из которого, человек черпает способность творить добро и борется против зла.

 

«Человек воли» В жизни обычно мы не даем полного ходу нашим привычкам, если они идут в разрез с требованиями жизни и обстоятельств.

Ø Мне хочется в данный момент смотреть телевизор, но я сажусь делать уроки. То, что побуждает меня делать это, представляет собой нечто противоположное моему «человеку привычки», так как моя воля преодолевает мои привычки ради достижения целей, которые не вытекают непосредственно из моих желаний. Иногда мне приходится действовать вопреки моим желаниям и интересам ради высших целей. Стоящих надо мной. Эта способность заставить себя делать то, что нужно. И является проявлением «человека воли» во мне.

 

«Человек воли», который сидит в нас. Может представлять собой силу, которая может управлять «человеком привычки». Таким образом, сила воли представляет собой культуру и умения мышления, способность управлять своим умственным миром.

Большинство людей терпят неудачи в жизни, так как не имеют хорошо продуманных целей.

Жизнь, если цели нету в ней –

Телега без лихих коней.

(Д. Кугультинов)

 

Вспомним книгу Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». То помните первую встречу Алисы с Чеширским Котом?

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

- А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.

- Мне все равно… - сказала Алиса.

- Тогда все равно, куда идти, заметил Кот.

В этом отрывке сформулирован один из важнейших принципов жизни – цель определяет направление движения. Говоря иначе, именно цель определяет, ЧТО, ГДЕ, КОГДА и КАК будет делать человек. Любое решение, принимаемое человеком, должно быть продиктовано стремлением приблизиться к цели.

Л.Н. Толстой близким людям давал такой совет: «Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня, для часа, жертвуя низшие цели высшим».

Воспитывающая ситуация. «Пример для подражания».

Как же можно воспитывать волю? Чаще всего люди берут чей - то пример для подражания. Я вам расскажу историю одного мальчика. Попробуйте угадать, о ком идет речь:

Этот мальчик в детстве был хилым, малорослым, болезненным. Но он хотел стать полководцем, таким как А. Македонский, Ганнибал, Ю. Цезарь, Петр 1. Мальчик составил программу самовоспитания: занимался физическими упражнениями, закалял себя, даже зимой ходил в легкой одежде, обливался холодной водой, бегал по снегу. Это сделало его выносливым и сильным. Он много внимания уделял своему образованию: выучил 8 языков, много читал, сам писал стихи, проштудировал все книги по военному искусству и военным наукам. Он начинал службу с самых нижних чинов и воспринимал ее как тренировку в умении подчиняться и добросовестно выполнять свои обязанности. Дежурство, караулы, военные упражнения, трудные поручения – все это выполнял охотно, никогда не сваливая на солдат свои обязанности, как это делали другие военнослужащие-дворяне. Наоборот, он сам добровольно подменял на дежурствах своих товарищей…

Мальчик этот стал не только великим полководцем, но и создал армию, достойную себя.

 

Вы конечно догадались, о ком идет речь? (А. Суворов)

Верно. Суворов воспитывал волю. А значит, способность преодолевать препятствия.

Какие же препятствия пришлось ему преодолевать?

Чем отличаются упорство от упрямства?

Различие между упорством и упрямством состоит в том, что первое имеет место своим источником сильное желание, а второе наоборот, сильное нежелание.

Самопознание включает изучение не только своей воли, т. е. возможностей того, в какой степени я могу координировать свое поведение и управлять «человеком привычки», но итого, ради чего я это делаю.

Человек, который считает самосовершенствование своим высшим долгом, но не может следовать этому долгу по причине слабоволия, страдает не меньше того, кто наказан за свое безделье. Поэтому в самопознании важно отчетливо поставить два вопроса:

1) Считаете ли вы определенные требования нравственными?

2) Достаточно ли в вас развиты «человек воли» и «человек привычки», чтобы следовать этим требованиям.

Слабоволие реакция на эмоциональные барьеры. Под эмоциональными барьерами обычно понимают внутренние препятствия, мешающие совершению допускаемых и даже поощряемых обществом поступков.

Например: учеба, работа, общение и другие деятельности не только приемлемы, но и желательны. Но бывают ситуации, когда человек не может их нормально исполнять. Что – то препятствует, это лень или страх, или отвращение к данному виду деятельности.

Самопознание предусматривает изучение собственных эмоциональных барьеров, которые мешают принятию волевого решения, требуют принуждения к делу, так что наш «человек привычки» не желает делать нужное. Поэтому чем больше у нас таких эмоциональных барьеров, тем труднее приходится нашему «человеку воли» справляться с «человеком привычки». Очевидно, что самовоспитание должно работать в направлении устранения этих внутренних препятствий.

Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят и затруднят ее. Хорошие - будут радовать, дурные - не давать спать. Если у человека есть великая цель, то она должна проявляться во всем.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: