Конспект: гражданская лирика М.Ю. Лермонтова




Условные знаки:

Любовная лирика – направление лирики

Нищий – названия стихотворений

- Сжатый материал в виде итога

Так я молил твоей любви - разбор выделенной

строчки стихотворения

Метафоры – средства выразительности в стихотворении

 

Гражданская лирика

Бородино

Замысел и история: балладанаписана в 1837 году в честь 25-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года. Тема – подвиг русского народа в Бородинской битве.

Анализ текста:

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром


Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия


Про день Бородина!

 

— Да, были люди в наше время, - начало рассказа простого солдата

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы! - в этой строчке разделяется старое и новое поколение,(потерянное, лишнее)

Плохая им досталась доля: - рефрен, в котором находится сам Лермонтов, а в остальном стихотворении ведется реалистическое повествование в стихах

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

 

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры


Чужие изорвать мундиры


О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки


И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго


И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою


За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечи


Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус. – быт солдат между боем

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали


Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий


Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала


Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий


Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы


Заутра бой затеять новый


И до конца стоять…

Вот затрещали барабаны —

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри — не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы! – падение Москвы – воля рока, божья воля, а не потому что солдаты плохо воевали

Средства выразительности:

Метафоры – “постоим головою”, “ломить стеною”, “пала тень”, “отец солдатам”, “спит в земле сырой”, “гора тел”.

Эпитеты – “грозной сечи”, “кровавых тел”, “удалый бой”, “протяжный вой”, “могучее, лихое племя”.

Синекдоха – “ликовал француз”, “рука бойцов”, “изведал враг”, “французу отдана”.

Олицетворение – “картечь визжала”, “звенел булат”, “затрещали барабаны”.

Сравнение – “земля тряслась, как наши груди”, “французы двинулись, как тучи”, “носились знамёна, как тени”.

Гипербола – “рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”, “земля тряслась…”, “смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий…”, “тогда считать мы стали раны”.

Итог:

Тема: Бородинское сражение, судьба народов в истории, патриотизм, описание военных и исторических событий

Рассказчик – солдат! Новый взгляд на историю с точки зрения простого человека

Сказовая манера – герой излагает мысли народным языком

Постепенно «я» перерастает в «мы»

Ключевую роль играет рефрен

Первое реалистическое стихотворение

Как часто пестрою толпою окружен

История и замысел: стихотворение написано под впечатлением от костюмированного бала, который давали в честь новогодних праздников и на котором присутствовал сам император. Именно поэтому Николай Первый воспринял данное произведение как оскорбление лично для себя. Тема стихотворения – обличение светского общества: бездушного, холодного и постоянно скрывающегося под масками.

Анализ текста:

Как часто, пестрою толпою окружен, - ЛГ находится среди лицемеров

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски,

 

Когда касаются холодных рук моих


С небрежной смелостью красавиц городских


Давно бестрепетные руки, —

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

 

И если как-нибудь на миг удастся мне


Забыться, — памятью к недавней старине
- ЛГ отвлекается от мишуры и погружается в свои воспоминания

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком, и кругом


Родные всё места: высокий барский дом


И сад с разрушенной теплицей;

 

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, - все описание природы – эллегия, светлая грусть по детству, печаль

А за прудом село дымится — и встают


Вдали туманы над полями.

 

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты


Глядит вечерний луч, и желтые листы


Шумят под робкими шагами.

 

И странная тоска теснит уж грудь мою; - любовь к малой родине, к русской природе вцелом.

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье


С глазами, полными лазурного огня, - Именно в этой природе ЛГ мечтал о какой-то девушке

С улыбкой розовой, как молодого дня


За рощей первое сиянье.

 

Так царства дивного всесильный господин —

Я долгие часы просиживал один,

И память их жива поныне


Под бурей тягостных сомнений и страстей,

Как свежий островок безвредно средь морей


Цветет на влажной их пустыне.

 

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю


И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник незваную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их


И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!.. – Когда толпа вырывает ЛГ из мира грез, он расстраивается, что вынужден быть на маскараде и его реальность не вокруг красоты природы, а в обществе лицемеров

Средства выразительности:

Эпитеты – “пёстрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица”.

Метафоры – “ласкаю мечту”, “село дымится”, “жёлтые листы шумят”, “шум толпы спугнёт”.

Сравнение – “как молодого дня за рощей первое сиянье”.

 

Итог:

Элегия и сатира

Тема: светское общество – и смех, и грех

Противопоставляется(антитеза)маскарад и природа

Обличается лицемерие и бездушность общества

Романтический ЛГ

Родина

История и замысел: Стихотворение написано как признание в любви Родине в 1841 году. Лермонтов первый разделяет понятие Родина и государство.

Анализ текста:

Люблю отчизну я, но странною любовью! – странная любовь заключается в разделении понятий государства и родины

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью, - войны

Ни полный гордого доверия покой, - светское общ. доверяет власти, сытый покой

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья. – ничто из перечисленного не шевелит уже в душе ЛГ

 

Но я люблю — за что, не знаю сам — его струнки души задевает природа и люди

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков. – народ как часть природы, ЛГ показывает что любит народ также сильно как и природу

Средства выразительности:

Метафоры – “слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз“.

Эпитеты – “тёмная старина”, “заветные преданья”, “отрадное мечтание”, “холодное молчание”, “печальные деревни”, “безбрежные леса”, “росистый вечер”.

Сравнение – “разливы рек её, подобные морям”.

Итог:

Тема – любовь к родине, а не к государству, истинный патриотизм

Даются масштабные картины русской природы

ЛГ не может объяснить этого чувства, оно просто есть

Дума

История и замысел: написано в 1838 году в период общения с бывшим декабристом на Кавказе. Тема бессмысленного существования дворянства, проблема потерянного поколения.

Анализ текста:

Печально я гляжу на наше поколенье! – мотив коллективной вины, ЛГ внутри поколения

Его грядущее — иль пусто, иль темно, - новое поколение не хочет бунтовать

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

 

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию — презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты — его паденья час! – плод = поколение, которое созрело, но по итогу осталось никому ненужным

 

Мы иссушили ум наукою бесплодной, - поколению ничего не оставалось кроме как заниматься наукой и то это оказалось бесполезным

Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный

Неверием осмеянных страстей. – осмеяние поколения обществом и государством

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

 

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства —

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно, - страсти когда-то кипели но они их утихомирили в себе

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный, - не испытывают чувств, все спрятали в себе

Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

 

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа, - незаметность поколения

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Средства выразительности:

Метафоры – “огонь кипит в крови”, “мы вянем без борьбы”, “иссушили ум”, “чаша наслаждения”.

Эпитеты – “презренные рабы”, “поздний ум”, “тощий плод”, “бесплодная наука”, “осмеянные страсти”, “сладостный восторг”, “бесполезный клад”, “тайный холод”, “роскошные забавы”, “угрюмая толпа”, “презрительный стих”.

Метонимия – “богаты мы едва из колыбели”, “и к гробу мы спешим”.

Сравнение – “жизнь томит, как ровный путь без цели”, “как пир на празднике чужом”.

Оксюморон – “добросовестный, ребяческий разврат”.

Итог:

Тема - человек и общество, судьба поколения

Каждая строфа - отдельное предложение

Трансформация ЛГ Лермонтова - он уже не отделяет себя от поколения

Лексика элегического романтизма

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: