Учащийся,класс ________________________________________
Тема __________________________________________________
Руководитель___________________________________________
Эксперт________________________________________________
№ | Параметры и показатели | балл | оцен- ка | итог |
1. | содержание работы -конкретность формулировки темы -четкость в постановке целей и задач -наличие исследования -постановка проблемы и аргументирование её актуальности -логичность изложения работы - отсутствие ошибок и неточностей в изложении фактов - наличие самостоятельных суждений -практическая значимость | 0- 9 | ||
2. | структура и объем работы -структура УИР (введение, основная часть, заключение, библиография, приложения) -объем УИР 10 кл.20-25 страниц) -научный стиль изложения | 0-3 | ||
3. | оформление работы -соответствие оформления работы ГОСТу -литературный язык, отсутствие грамматических ошибок -наличие ссылок на первоисточники информации -правильность оформления сносок -правильность оформления библиографии (не менее 5 источников) -правильность оформления приложений | 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 | 0-3 | |
Приложение №2
Лист оценки процедуры защиты учебно-исследовательской работы
Учащийся, класс_________________________________________
Тема ___________________________________________________
Руководитель____________________________________________
Эксперт________________________________________________
№ | Параметры и показатели | балл | оцен- ка | итог |
1. | степень раскрытия темы -использование специальной терминологии -свободное владение теоретическим материалом - убедительная аргументация основных утверждений автора | 0-3 | ||
2. | уровень самостоятельности -наличие обоснованных выводов, соответствующих цели работы -уровень самостоятельности суждений | 0-2 | ||
3. | навыки публичного выступления -культура речи -способность к ведению дискуссии -наличие презентации(или наглядности) -качество презентации (наглядности) -соблюдение регламента (10 минут) | 0- 5 | ||
Всего баллов: 15 (УИР)+ 10(защита)=25 баллов
«5» 25-23 балла
«4» 22 -17 баллов
«3» 16 -13 баллов
Приложение №3
Лист оценки проектной работы
Учащийся, класс ________________________________________
Тема __________________________________________________
Руководитель___________________________________________
Эксперт________________________________________________
№ | Параметры и показатели | балл | оцен- ка | итог |
1. | содержание работы -конкретность формулировки темы -четкость в постановке целей и задач -постановка проблемы и аргументирование её актуальности -логичность изложения работы - отсутствие ошибок и неточностей в изложении фактов -практическая значимость -наличие результата проекта - наличие самостоятельных суждений | 0- 9 | ||
2. | структура и объем работы -структура проектной работы (введение, основная часть, заключение, библиография, приложения) -объем (10 кл.20-25 страниц) -научный стиль изложения | 0-3 | ||
3. | оформление работы -соответствие оформления работы ГОСТу -литературный язык, отсутствие грамматических ошибок -наличие ссылок на первоисточники информации -правильность оформления сносок -правильность оформления библиографии (не менее 5 источников) -правильность оформления приложений | 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 | 0-3 | |
Приложение №4
Лист оценки процедуры защиты проектной работы
Учащийся, класс_________________________________________
Тема ___________________________________________________
Руководитель____________________________________________Эксперт________________________________________________
№ | Параметры и показатели | балл | оцен- ка | итог |
1. | степень раскрытия темы -использование специальной терминологии -свободное владение практическим материалом - представление конечного продукта | 0-3 | ||
2. | уровень самостоятельности -наличие обоснованных выводов, соответствующих цели работы -уровень самостоятельности суждений | 0-2 | ||
3. | навыки публичного выступления -культура речи -способность к ведению дискуссии -наличие презентации(или наглядности) -качество презентации (наглядности) -соблюдение регламента (10 минут) | 0- 5 | ||
Всего баллов: 15 (проект) + 10(защита) = 25 баллов
«5» 25-23 балла
«4» 22 -17 баллов
«3» 16 -13 баллов
Приложение №5
Методы работы
1. Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
2. Опрос – беседа, интервью, анкетирование. Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
3. Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты.
4. Эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности.
5. Теоретический анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.
6. Индуктивные и дедуктивные методы — это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.
7. Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии — перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование — сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование — ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
8. Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование. С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое; медиана — показатель середины; степень рассеивания — дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др. Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы.
К общенаучным методам относятся:
• Наблюдение – это способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя.
• Сравнение - это установление различия между объектами материального мира или нахождение в них общего; осуществляется как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств.
• Счет – это нахождение числа, определяющего количественное соотношение однотипных объектов или их параметров, характеризующих те или иные свойства.
• Измерение – это физический процесс определения численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном.
• Эксперимент – одна из сфер человеческого практики, в которой подвергается проверке истинность выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира.
• Обобщение – определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса.
• Абстрагирование – это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя.
• Формализация – отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка (математики, химии и т.д.).
• Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором некоторые утверждения принимаются без доказательств.
• Анализ – метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части.
• Синтез – соединение отдельных сторон предмета в единое целое.
• Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).
• Дедукция – умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.
• Аналогия – метод, посредством которого достигается знание о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими.
• Гипотетический метод познания предполагает разработку научной гипотезы на основе изучения физической, химической и т.п., сущности исследуемого явления, формулирование гипотезы, составление расчетной схемы алгоритма (модели), ее изучение, анализ, разработка теоретических положений.
• Исторический метод познания предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.
• Идеализация - это мысленное конструирование объектов, которые практически неосуществимы.
• Системные методы: исследование операций, теория массового обслуживания, теория управления, теория множеств и др.
Приложение №6