Дата: 01.12.2020, 03.12.2020
Музыка
А, 2-б класс
Тема: Ритмоформулы. Такт. Размер.
Цель: познакомить с понятием такт, размер в музыке, ритмический рисунок
-Здравствуйте, ребята.
- Новый урок – значит новые задания и новые открытия и, что важно, интересные. Но сначала давайте повторим то, что вы проходили на прошлом уроке и закрепим ваши знания.
-Ребята, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке? (о длительностях и паузах)
- Верно. А кто помнит, сколько всего нот? (семь)
- Внизу изображены ноты. Кто помнит, как они называются?
До ре ми фа соль ля си до
- Спасибо, МОЛОДЦЫ.
- Теперь, давайте вспомним, каким образом нотами обозначаются длительности звуков.
Это самая длинная из наиболее часто употребляемых длительностей.
Её длительность вдвое короче длительности целой ноты.
Её длительность в 2 раза короче половинной ноты и в 4 раза короче целой ноты.
Длительность в 2 раза короче четвертной и в 8 раз короче целой ноты.
- Молодцы!
- Мы с вами вспомнили ноты и их длительность.
- Сегодня мы продолжим делать новые и интересные открытия. Я зашифровала тему урока, она написана задом наперед. Давайте прочитаем справа налево и узнаем тем нашего урока.
ЫЛУМРОФОМТИР
РИТМОФОРМУЛЫ
- Итак, какая тема получилась? (ритмоформулы)
- Ребята, кто может предположить, что такое ритмоформулы?
- Ритмоформулы по-другому называют ритмическим рисунком.
- Ритмический рисунок - в музыке - это последовательность длительностей звуков, отвлеченная от их высоты. Один из компонентов мелодии (наряду с звуковысотным рисунком)
- Например, все музыкальные композиции состоят из нот, которые образуют разные ритмические рисунки, ритмоформулы.
Маленькой ёлочке холодно зимой. Из лесу ёлочку взяли мы с собой.
-Попробуйте спеть,называя просто предложенные слоги.
_-Назовите, какие ноты вы встретили?
- Ребята, тема нашего сегодняшнего урока: «Для чего нужен музыкальный размер?»
-Чтобы понять, что такое музыкальный размер, нужно хорошо знать… математику. Да, математику. Потому что музыкант должен уметь правильно считать. Но прежде мы с вами разберёмся, что такое акцент. Может кто-то из вас знает что такое «акцент»?
Акцент — выделение определенной доли или ноты. Обычно акцент делается на сильные доли. Ударение в музыке. А обозначается акцент в нотной записи следующим знаком >
- Теперь обратимся к понятию такт.
Такт — промежуток между двумя соседними сильными (имеющими наибольший акцент) долями. А черта, которая находится между двумя сильными долями, разделяющая их, называется тактовая черта, она отмеряет тактовый размер.
- Ребята, а теперь обратите внимание на цифры возле скрипичного ключа: 3 и 4. Таким образом отмеряют тактовый размер.
Верхняя цифра показывает сколько нот в такте (в нашем такте их 3), а нижняя цифра показывает какая длительность (четвертная)
Первая доля в такте всегда сильная, на нее делается самый большой акцент, остальные доли более слабые.
Запомните основные музыкальные размеры:
2/4 — в таком размере звучит польки и пляски.
3/4 — это вальсы.
4/4 — марши.
- Прочитайте стихотворение «Вальс собачек». А после ответьте мне на вопрос: «Почему собачки закружились не так, как было нужно?»
Мишка, Трезор, и Полкан, и Амишка
Затеяли вместе все вальс танцевать, -
Но не в лад, невпопад закружились, упали
И начали лапки друг другу кусать!
-Ответьте на вопрос: «Почему собачки закружились не так, как было нужно?»
- Какой танец затеяли звери?
- Звери затеяли вальс.
- А что такое вальс? Как его надо танцевать?
- Вальс это — плавный кружащийся танец, который исполняется парами.
- А почему у зверей не получилось станцевать вальс?
- Потому что они не знали, что такое музыкальный размер. Они танцевали невпопад.
- А еще слово вальс в переводе с немецкого языка обозначает «кружиться» Все вальсы имеют размер 3/4. Вот поэтому звери и не смогли станцевать вальс, потому что не знали, какой у вальса музыкальный размер.
А вы знаете какие бывают вальсы?
- Вальсы бывают:
- торжественные- праздничные- благодарные
-Так же существуют народные танцы, в котором музыкальный размер 2/4
- А что такое народные танцы, как вы думаете?
- Народный танец - танец определенной национальности, народности или региона.
- Сейчас поговорим, что такое «трепак и полька».
Трепа́к — старинный русский народный танец с сильным притопыванием.
«Тропотать» — значит «топать ногами». Исполнять весело, задорно, быстро. Основные движения трепака — дробные шаги, притоптывания и присядка с выбрасыванием ног. Основное положение рук на поясе. Настроение у мелодии веселое, быстрое, хочется танцевать.
А теперь давайте познакомимся с танцем Полька. Полька — старинный чешский народный танец. Исполняется по кругу. И так же имеет размер 2/4
Характер у польки веселый, праздничный.
Итог урока
- Итак, ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? (О музыкальном размере)
-Так для чего же нужен музыкальный размер?
(Музыкальный размер нужен для того, чтобы передать характер произведения, чтобы передать характер музыкального жанра. Ведь марш и вальс звучат абсолютно по-разному, и благодаря музыкальному размеру мы может их легко различить.)
- Ребята, спасибо, урок окончен!