Главной задачей в процессе физического воспитания является достижение оптимального развития всех физических качеств, присущих конкретному человеку. Физическими качествамиобычно называют врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
Сила - это способность противостоять внешнему сопротивлениюза счет мышечных напряжений.
Силовые способности всегда проявляются через какую-либо двигательную деятельность. На их проявление оказывают влияние такие факторы как: центрально-нервные; мышечные; личностно-психические; биохимические; биомеханические; физиологические. Также оказывают влияние условия внешней среды, в которых происходит двигательная деятельность.
Развитие силовых способностей выполняет важные задачи. Рассмотрим некоторые из них.
Общее развитие мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека, при этом используются различные силовые упражнения.Эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной активности. Скелетные мышцы являются не только органами движения, но и своеобразными периферическими сердцами, активно помогающими кровообращению, особенно венозному.
Развитие силовых способностей с освоением важных для жизнедеятельности двигательных навыков и умений.
Развитие силовых способностей создает возможности для дальнейшего их совершенствования для занятий определенным видом спорта.Однако оно может осуществляться и в процессе общей физической подготовки (для укрепления здоровья, совершенствования телосложения, развития мышц). В зависимости от поставленной цели подбираются определенные методы и средства развития силы.
Скоростные способности - возможности человека, которые обеспечивают выполнение двигательных действий в минимально возможный промежуток времени.
Необходимо разносторонне развивать скоростные способности (частоту движений, быстроту реакции, скорость одиночного движения), в сочетании с совершенствованием двигательных навыков и умений. Для такого развития больше всего подходит младший и средний школьный возраст.
Виды спорта, в которых быстрота действия и скорость реагирования играют существенную роль (единоборства, бег на короткие дистанции, спортивные игры и т.д.),максимально развивают скоростные способности при специализации спортсменов.
Развитие скоростных способностей также необходимо длянекоторых видов трудовой деятельности (в летном деле и т.д.)
В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем - через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т. е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты.
Исследования показали, что виды скоростных способностей имеют свою специфику, диапазон их взаимного переноса ограничен.Так, можно обладать хорошей реакцией, но невысокой частотой движения; выполнять с большой скоростью стартовый разгон, но при этом показывать невысокую дистанционную скорость. Эти особенности скоростных способностей требуют применения определенных тренировочных методов и средств по каждой разновидности.
Выносливость - это способность в процессе мышечной деятельности противостоять физическому утомлению.
Измеряется выносливость временем, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определеннойинтенсивности ихарактера.
Различают специальную и общую выносливость. Общая выносливость - это способность на протяжении длительного времени выполнять действия умеренной интенсивности при функционировании мышечной системы. Человек, способный выдержать бег в небольшом темпе долгое время, будет способен и на выполнение другой работы в этом же темпе.
Специальная выносливость - выносливость по отношению к какой-либо определенной двигательной работе. Она зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования внутримышечной энергии, а также от техники владения данным двигательным действием и уровня развития двигательных способностей.
Общую выносливость развивают у детей школьного возраста, которая состоит в создании условий способствующих ее повышению на основе разнообразных видов двигательной деятельности.
При развитиисиловой, скоростной и координационно-двигательной выносливости происходитгармоничное и разностороннее развитие двигательных способностей.
Гибкость - это способность выполнения движений с большой амплитудой. Повышенная гибкость обеспечиваетбыстроту, свободу и экономичность движений, увеличивает эффективность приложения усилий в процессе выполнения физических упражнений. При недостаточно развитой гибкости затрудняется координация движений, так как ограничивается перемещение отдельных частей тела.
Гибкость зависит от целого ряда факторов. Фактор, который обусловливает подвижность суставов - анатомический. Ограничителями гибкости являются кости,форма которых во многом определяет направление движений в суставе (разгибание, сгибание, отведение, вращение, супинация, пронация).
Гибкость зависит от степени совершенствования межмышечной координации, т.е. способности расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, осуществляющие движение.
В процессе физического воспитания главная задача состоит в таком всестороннем развитии гибкости, которое будет позволять успешно овладевать необходимыми жизненно важными двигательными умениями и навыками, а также проявлять другие двигательные способности - скоростные, координационные, выносливости, силовые, с высокой результативностью.
Перед людьми занимающимися спортом, встает задача совершенствования специальной гибкости, - подвижности в таких суставах, к которым предъявляются особые требования в конкретном виде спорта.
Двигательно-координационные способности - способности точно, быстро, экономно и находчиво, целесообразнорешать двигательные задачи (особенно возникающие неожиданно).
При воспитании таких способностей решаются задачи по разностороннему и специально направленному развитию.
Первая группа задач в основном решается в детском возрасте, при базовом физическом воспитании. Общий уровень развития координационных способностей предоставляет перспективы для последующего их совершенствования в двигательной деятельности человека.
В школьных программах по физическому воспитанию предусматриваются методы развития двигательных умений и навыков, которые способствуют развитию у учащихся координационных способностей, проявляющихся в гимнастических упражнениях, метательных действиях с установкой на меткость и дальность, подвижных играх.
Задачи по дальнейшему и специальному развитию координационных способностей преодолеваютсяпри помощи спортивных тренировок (определяются специфичностью выбранного вида спорта)и профессионально-прикладной физической подготовки (определяются избранной профессией).
В таких видах спорта, в которых предметом состязаний признаетсянепосредственно техника движений (фигурное катание, художественная гимнастика, прыжки в воду), важнейшее значение имеют способности образования усложняющихся форм движения, а также способность дифференцировать время и амплитуду выполнения движений разными частями тела, различными мышечнымигруппами.
Способность целесообразно и быстро преобразовывать движения по ходу состязаний требуется в спортивных единоборствах ииграх, а также в таких видах спорта, как горный и водный слалом, скоростной спуск на лыжах, когда в соревнованияспециально вводятся препятствия, вынуждающие моментально изменять движения или же переключаться с одних координированных действий на другие.
Многие возникшие в последнее время виды профессиональной деятельности почти не требуют затрат мышечных усилий, однако они предъявляют существенные требования к развитию центральной нервной системы человека и особенно к механизмам координации движений, функций зрительного, двигательного анализаторов.
В таких видах деятельности необходимо умение быстрого восприятия обстановки, переработки за короткое времянужной информации и сверхточных действий по временным,пространственным и силовым параметрам. Принимая это во внимание, определены задачи практической профессиональной физической подготовки по развитию способностейкоординации:
- развитие способности согласовывать движения разными частями тела;
- развитие координации движений неведущих конечностей;
- развитие способности соразмерять движения по силовым пространственным, временным параметрам.
В процессе физического воспитания по развитию координационных способностей человек (особенно дети) значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевает различными двигательными действиями;
- постоянно пополняют свой двигательный опыт, помогающий в последствии успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками (спортивными, трудовыми и др.);
- приобретает умения экономично расходовать в процессе двигательной деятельностиимеющиеся энергетические ресурсы.