стратегии развития современного школьного образования




Индивидуализация процесса обучения английскому языку в рамках

 

Цель: показать возможности индивидуального подхода в обучении иностранному языку в рамках школьного образования

Задачи:

- систематизация проблем в обучении иностранному языку в школе;

- определение роли учителя в реализации индивидуальных особенностей учащихся;

- выявление трудностей организации учебного процесса с учётом индивидуальных способностей учащихся;

- определение возможности индивидуализации процесса обучения английскому языку в школе;

Актуальность:

Современные социально-экономические условия, с одной стороны, предоставляют человеку широкие возможности для раскрытия своего потенциала, с другой стороны, предъявляют ему достаточно высокие требования, которые являются одним из условий успешной самореализации.

Важную роль в успешности и востребованности во многих сферах жизни играет и знание иностранных языков. Не вызывает сомнений ценность коммуникативной компетентности в современном мире, а именно способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, совокупность знаний и умений, которые и обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса. Знание английского языка расширяет возможности общения и самореализации, адаптации к современным условиям и требованиям жизни.

В школьном образовании закладываются основы знания иностранного языка. Школа даёт необходимый набор знаний и умений в овладении иностранным языком, однако не стоит забывать, что все учащиеся имеют разный уровень способностей. В группе учеников одного возраста, изучающих английский язык, есть дети с разным темпом работы, разными навыками общения, разным возможностями памяти и пр. Таким образом, не представляется возможным ведение урока в одинаковых для всех рамках, с типовыми заданиями и требованиями. Если целью учителя является донести информацию до каждого учащегося, с учётом его личных особенностей и способностей, значит подход должен и может быть только индивидуальным.

В противном случае мы получаем следующие результаты – материал усвоен только теме учениками, которые обладают хорошей памятью и достаточно высокими способностями, которых, следует заметить, в обычной общеобразовательной школе меньшинство. Следовательно, остальные учащиеся, по ряду причин, не усвоили данные им знания, а значит в дальнейшем не смогут их удовлетворительно продемонстрировать ни в проверочных и контрольных заданиях, ни в общении.

В рамках развития современного школьного образования недопустима «работа на одного ученика», того, кто быстрее включается в работу, демонстрирует навыки эффективного общения, сам умеет творчески решать поставленные задачи. Конечно, учителю интереснее и проще работать с таким учеником, от которого сразу есть «отдача» и виден результат. А как быть с теми, кто в этот момент попросту не понимает, чем в классе занимаются остальные, т.к. материал им не понят? Добавим к этому, что не каждый учащийся попросит учителя повторить объяснение снова или задать уточняющие вопросы, причины этому могут быть разные, от банального стеснения перед преподавателем или другими учащимися до неумения правильно сформулировать свой вопрос.

Из всего вышеперечисленного следует, что именно учитель должен задумываться о построении урока так, чтобы была возможность взаимодействия с каждым учащимся. А как это сделать в рамках 40 минут? Это вопрос, я думаю, задаёт себе каждый учитель и каждый находит свои пути решения проблемы.

Остановлюсь на нескольких способах вовлечения в процесс изучения английского языка учащихся среднего и старшего звена. Итак, учащиеся среднего звена приходят в основную школу после начальной, т.е. мы ведём речь о пятиклассниках, которые изучали основы английского языка в начальной школе и перешли в среднее звено. Опыт работы показывает, что основная масса учеников не владеет в должной мере теми грамматическими навыками, которые должны быть сформированы к 5 классу, а значит нет смысла давать новый материал и двигаться дальше, следовательно, возникает необходимость повторения и так называемого «переучивания».

Возьмём для примера время Present Simple (Простое настоящее время), которое несмотря на своё название не кажется ученикам таким уж простым. Самым простым и доступным в данном возрасте (мы ведём речь о пятиклассниках) является момент игры. Нет необходимости проводить весь урок в игровой форме, достаточно посвятить этому какую-то часть, объяснив детям сам грамматический материал, правила игры и цель, которой мы должны достигнуть.

Если вернуться к отработке навыков употребления времени Present Simple, то мною была придумана игра «Буква S идёт в гости Делим учеников на несколько групп в зависимости от количества детей в классе так, чтобы в каждой группе оказались разные категории учащихся. Дети выбирают себе роли, они могут быть известными людьми, кем-то из своей школы, своими родителями, они могут играть роль друзей и объединяться по два или три человека. В каждой группе есть один ученик, который играет роль буквы «s», после того как дана команда, что буква «s» идёт в гости учащиеся, играющие эту роль должны по очереди подходить только в те «домики», где их «ждут», т.е к тем, кто выбрал себе роль в третьем лице единственного числа. Если «гость» заходит в правильный «домик», то хозяин даёт понять, что он выполнил правильное действие (например, хлопком в ладоши), таким образом, в процесс отработки данного правила задействованы не только те ученики, которые исполняют роль буквы «s», но и все остальные играющие, ведь они проверяют правильно ли выполнен действие, демонстрируя тем самым и свои знания тоже. Если действие выполнено неправильно, то гостя «выгоняют» из «домика», давая понять, что он ошибся (например, топнув ногой). Таким образом, за 10-15 минут игры учитель может сделать вывод, кто из учеников не ошибается и усвоил материал, а кто продолжает заходить не в те «домики».

Сделав выводы, на следующем занятии ученикам предлагается поиграть снова, только «ходить в гости» уже парами, в каждой их которых есть ученик, который хорошо усвоил материал, и тот который ошибался. Т.е у учеников есть возможность взаимодействия в парах, помощи друг другу.

Подобные виды работы (игровые, ситуативные и пр.) показывают, что при контроле усвоенного материала учащиеся демонстрируют более высокий уровень знаний. Для сравнения приведу следующие цифры:

  Уровень знаний при «общем» объяснении материала Уровень знаний при индивидуализации процесса обучения
Среднее звено 25% 95%
Старшее звено 30% 90%

 

Приведённый мною пример игрового урока, лишь сотая доля того, что может быть сделано учителем в рамках индивидуализации процесса обучения английскому языку в школе. Каждый учитель решает для себя какие формы и методы индивидуализации ему выбрать. Это зависит и от личности самого учителя, и от подбора учащихся в классе, и от их возрастной категории.

Если рассматривать старшее звено, то здесь игровые методы будут, конечно, неуместны. А значит стоит обратить внимание на те способы общения, которые будут понятны и интересны данной возрастной категории учащихся.

Возьмём для примера работу с лексикой. Мы помним о том, что в каждой группе есть учащиеся с разными способностями и разным темпом работы, и если одному ученику выучить и употребить в речи 20 новых лексических единиц не составит никакого труда, то для другого это может вызвать трудности. Задачей учителя является не делить учеников на «слабых» и «сильных», особенно озвучивая это в классе, а постараться сделать так, чтобы все в классе имели возможность продемонстрировать свои знания.

Итак, все в группе получили определённый набор лексических единиц по заданной теме, их задачей является ознакомиться с ними и употребить их в речи (тексте) т.к. составить текст будет под силу не всем учащимся, мы вводим в работу так называемый «конвейер». Первая группа учеников составляет лишь фразы и выражения с использованием заданных лексических единиц и предаёт их следующей группе, которая в свою очередь оставляет из них предложения. Следующая группа создаёт текст, используя материал, полученный от работы двух предыдущих групп. Кто будет озвучивать готовый текст решают сами учащиеся или этого человека назначает сам учитель, это не главное. Важным же является то, что представленный текст – это результат работы всего классного коллектива, каждый из которых внёс в него свою лепту.

Вышеизложенные примеры являются лишь одним из звеньев огромной работы, которую проделывает учитель в рамках индивидуализации процесса обучения иностранному языку в школе. Основные типы заданий, виды контроля и способы проверки знаний каждый учитель определяет сам, их разнообразие может быть безгранично. Общим в данном подходе должно быть желание и умение педагога организовывать такую работу, что бесспорно, требует большего времени и усилий, чем при подготовке традиционного урока, но результаты, полученные в итоге, оправдывают это.

Ценность коммуникативной компетентности должна рассматриваться в рамках каждого ученика в отдельности, ведь современное общество диктует свои жёсткие требования к успешному человеку, а значит нам не обойтись без индивидуального подхода к учащимся. Мы уже упоминали о том, что знание английского языка расширяет возможности общения и самореализации, адаптации к современным условиям и требованиям жизни.

Основы формирования этих умений закладываются в первую очередь в школе, поэтому процесс индивидуализации обучения иностранному языку должен быть одни из самых важных в обучении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: