Основы научной педагогической терминологиии.




Любая отрасль науки имеет определенную терминологию, отражающую систему и специфику научного знания. На формирование педагогической терминологии в ХVIII веке оказали влияние наличие и сочетание русского литературного языка, русского народного (разговорного), церковнославянского и заимствованных иностранных терминов.

М.В. Ломоносов определил воспитание главным фактором развития человека.

Он писал, «… молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются». М.В. Ломоносов определил основную цель воспитания: формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине. Качества нравственно воспитанного человека: патриотизм, милосердие, трудолюбие.

Пороки нравственности: леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба лицемерие, упрямство, самохвальство и др.

Особое место в дидактических терминах занимает обозначение различных методов и приемом. У М.В. Ломоносова обнаружили следующие термины: вопрос (ученику), вызов (для ответа), объяснение, выдержать испытание, выучить, вытвердить, изусть твердить, диспут, домашние и школьные упражнения (экзерциции), дневное задание, задача, лекции, лабораторное задание, наставление школьников (в обучении), награждение (лучших), наказание (ленивых), опыты, переводы (текстов), проверка знаний, приводить примеры, толковать понятия, рассуждать, сочинение, слушание наук, указание (к изучению), учительский спрос, чтение лекций, экзамены, эксперимент, практика. Помимо перечисленного М.В. Ломоносов использовал беседы, аргументацию научных положений, дискуссии, рассуждения. Он первым в истории русской педагогики систематизировал методы и приемы обучения. Он ввел в обращение понятия класс, урок, классные табели, каждый год (имея в виду учебный), полугодие (учебное), перевод из класса в класс, распорядок преподавания, расписание занятий, учебные программы, табель, вакации, аттестат, аудитор. М.В. Ломоносов разработал основы классно-урочной системы как организационной формы обучения.

Ученый предлагал использовать наблюдение за поведением молодых людей, вовлечение их в многоплановое общение, наставление на добрые дела, похвалу и одобрение хорошему поступку, награждение за заслуги. Вместе с тем среди методов наказания М.В. Ломоносов выделял внушение, выговор, запрещение, принуждение, физическое наказание, исключение из гимназии и т.п. Он ориентировал учителя на развитие положительных начал в ребенке, отрицал насилие над ним, предлагал воздействовать на детское сознание, чаще прибегать к поощрению.

М.В. Ломоносов владел широким набором педагогических терминов, его речь была значительно богаче, чем у других, причастных к образованию и воспитанию детей.

Он, как истинный ученый, выступил сторонником четкого обозначения любого понятия и выделил многие научные категории в педагогике, которыми мы пользуемся до настоящего времени.

 

Вывод: М.В. Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличавшуюся заботой о человеке, опорой на национальные традиции. Самобытность первого русского академика как педагога состоит в том, что он смело боролся со старыми представителями в педагогической области, разрабатывал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию и образованию молодежи.

Привлекая внимание общественности к педагогическим проблемам, защищая интересы русского народа, Ломоносов объединил вокруг себя прогрессивно настроенных учёных, своих учеников: Н.И. Попов – академик – астроном, Д.И. Виноградов – создатель русского фарфора, А. Поляков – гравер, В.И. Лебедев – переводчик, И.И. Голубцов, А.А. Барсов и др.

Ломоносовский период в педагогике и просвещении назовут новым периодом русской образованности.

Педагогическое наследие Ломоносова является малоизвестным в широкой учительской и научной среде. Перестройка высшего и среднего образования в стране сегодня предполагает глубокий анализ и использование на практике прогрессивных педагогических идей в истории педагогики в России.

 

1. Белявский М. Т. Ломоносов и основание московского университета. М.: Издательство МГУ.- 1955 г. 2. Бобровникова В. К. Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова. М.- 1961 г. 3. Буторина Т. С. М. В. Ломоносов и педагогическая мысль России 18 века. Учебное пособие.- Вологда.- Издво: Вологодский государственный педагогический институт.- 1990 г. 4. Вавилов С. И. Михаил Васильевич Ломоносов. М.: Издательство Академии наук СССР.- 1961 г. 5. Ишлинский М. Л., Павлова А. Р. М. В. Ломоносов великий русский ученый. М.: Педагогика.- 1986 г. 6. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании. (Сост. Буторина Т. С.) М.- 1991 г. 7. Перевалова Л. А. Педагогические взгляды М. В. Ломоносова. М.- 1964 г. 8. Уткина Н. Ф. Михаил Васильевич Ломоносов. М.: Мысль.- 1986 г



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: