Черты романтизма и реализма в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»




Споры о художественном методе Лермонтова до сих пор не разрешены. Одни исследователи считают, что Лермонтов на протяжении всего своего короткого творческого пути был и оставался последовательным романтиком; другие утверждают, что творческий путь Лермонтова был традиционным — от романтизма к реализму и, наконец, третьи, считая Лермонтова самым ярким из русских романтиков, обнаруживают в его творчестве слияние романтизма и реализма. Естественно, что главной ареной научных сражений оказывается «Герой нашего времени», уникальное по жанру и композиции произведение, которое с трудом укладывается в привычные схемы. Каковы же основные художественные «приметы» романтизма и реализма в главном произведении Лермонтова? Лермонтов писал свой роман в 1837-1839 гг., и нельзя не заметить внутренней, глубокой связи «Героя нашего времени» с лирикой Лермонтова этого же периода. Многие мысли и настроения автора, уже нашедшие выражение в лирических раздумьях.. Как бы то ни было, очевидно, что с середины 30-х годов Лермонтов мучительно искал героя, который с наибольшей полнотой отразил бы новое время. Белинский, говоря об особенностях человека лермонтовского поколения, отмечал его отличия от пушкинского героя: «Дух анализа, неукротимое стремление исследователя, страстное мышление, полное вражды и любви, сделались теперь предметом поэзии». Пожалуй, применительно к лермонтовскому герою главным следует считать дух анализа, которым проникнут весь «Журнал Печорина». Конечно, нельзя не заметить ярчайших признаков романтизма в лермонтовском романе. Само место действия произведения было традиционным и даже излюбленным для русских романтиков. Кавказ как символ свободы волновал поэтов, притягивал в околдовывал. Лермонтов не случайно привязывает жизнь героя именно к этим местам, вызывая ассоциации и с «Кавказским пленником» Пушкина, и с «демоном» и со своей лирикой. Но природа Кавказа — не просто внешний фон, она входит в повествование как психологическая рама, обрамляющая действие. Природа или гармонирует с персонажами романа (Бэла, Азамат, Казбич), или противостоит своим величием пошлому миру людей («водяное общество»). Мысль автора ярче доносится до читателя благодаря этому всепроникающему образу Природы. Можно было бы говорить о романтическом подходе писателя к выбору героев и сослаться при этом и на героев «Бэлы», и на контрабандистов из «Тамани» но все-таки определяющим был выбор главного героя — «героя времени». Вспомним замечательное определение романтического героя, данное И. С. Тургеневым: «Он не предается ничему, он все заставляет себе предаваться; он романтик — романтизм есть не что иное, как апофеоза личности». Размышляя над сущностью романтизма, Гегель заметил: «Романтизм — это абсолютная внутренняя жизнь».Психологический роман, создателем которого и стал Лермонтов, предлагал эту абсолютизацию внутренней жизни как основу всего сюжетного и композиционного строения. Но это и было главным открытием романтизма. Печорин, как любой романтический герой, одинок, противопоставлен окружающему обществу, будь то горцы, контрабандисты или водяное общество. Несомненным признаком романтизма является и та Ирония, которой пронизан весь текст романа. Печорин — это романтическая параллель Онегина. Главным открытием реализма ХIХ века было художественное изображение жизни в ее эволюционном развитии. Именно эту особенность нетрудно увидеть в «Евгении Онегине»: автор не жалеет пространства романа для того, чтобы рассказать о детстве, юности героя, его воспитании, образований, интересах. Романтический писатель, как правило, гораздо более интересуется не становлением характера, а его проявлениями в конкретных, часто чрезвычайных, обстоятельствах. Именно так и поступает Лермонтов. Конечно, читателю нетрудно догадаться о воспитании, образовании героя: это явствует из глубины его рефлексии, из масштаба его раздумий о жизни и о себе. И все же Лермонтов, в первую очередь, испытывает уже сложившийся, заданный характер, испытывает его любовной историей с Бэлой, схваткой с контрабандистам. Наконец, абсолютно в традициях европейского романтизма была исповедь героя. Не только лирика, но и эпические жанры романтизма тяготели к исповедальности, как одной из самых сильных художественных возможностей изучения человека. В «Герое нашего времени исповедь Печорина становится центром всего художественного замысла. Однако этим не исчерпывается новаторство Лермонтова. Его роман представляет собой синтез романтических средств выразительности со средствами объективного изучения действительности. Поставив задачу написать «историю души человеческой» Лермонтов одновременно задавался целью создать социальный портрет эпохи. Как признает сам Печорин, многие его поступки зависимы от общественных нравов. Причем, Лермонтову равно интересны и светские типы, множество которых представлено в «Княжне Мери», в давно интересовавший его тип офицера-кавказца, представленный в Максиме Максимыче. Конкретный историзм, изображение типических характеров в типических обстоятельствах — эти черты реализма как художественного метода присутствуют в «Герое нашего времени» рядом с яркими чертами романтизма. «Можно указать слишком на немногие творения» говоря словами Белинского, в которых синтез романтизма и реализма достиг такой полноты и гармонии. Своеобразным определением этого синтеза стала характеристика лермонтовского метода как метода психологического реализма. Глубина замысла автора в том и состояла, что разные стороны общественной жизни ставились в романе в прямую зависимость от самого человека, а судьба каждого отдельного человека, в том числе и главного героя, — от общественно-исторических обстоятельств.

1. Повесть «Бэла» строится в строгом соответствии с законами романтизма. Романтический пейзаж предваряет бурные и загадочные события. Главный герой противостоит окружающему миру: он ищет неземной любви, его мятущаяся душа, родственная стихиям, протестует против условностей общества. Мироощущение героя глубоко и трагично, и это дает ему право переступать человеческие законы - романтик не подчиняется норме, принятой у обыкновенных людей. Загадочность Печорина, его трагическое одиночество, бесстрашие и несгибаемая воля.

2. В повести «Максим Максимыч» отчетливее проступает контраст романтизма и реализма. Печорин мыслит и действует как романтический герой, но автор воспринимает его вполне реалистически. Герой переживает душевный кризис, в изображении которого проявляется мастерство автора. Образ Печорина романтичен (одиночество, страдание, разочарованность, индивидуализм и т. п.), но изображен он исторически конкретно. Автор приближается к реализму, противопоставляя своему разочарованному герою положительного человека из III. «Тамань» как «камертон» романа, определяющий тональность изображения основополагающих черт героя - жажды опасности и житейских бурь. Двуплавность восприятия пейзажа: в деталях он зрим, точен и реалистичен; но вместе с тем, символизируя печоринские порывы в образах моря, паруса, автор отражает романтические мотивы. Уподобление Печорина людям, чья стихия беспощадное и бурное море: «Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига...» Безрассудная храбрость и романтическое мироощущение героя приводят его к разочарованию.

IV. Повесть «Княжна Мери» как наиболее глубокое самовыражение Печорина. Возвышенно-романтическое начало дневника отражает страстное влечение героя к природе. Природа необходима ему как воплощение свободы - заветного романтического идеала, как возможность полного раскрепощения личности. Печорин отзывается на все подлинно прекрасное, в его пейзажных зарисовках проявляется метафорическая смелость, поэтичность и проникновенный лиризм. Романтизм высоко ценит выражение подлинно человеческого во всем, даже в пороке; он далек от обыденной морали, пассивного существования, чуждого страстям, сомнениям, порывам. Романтизм как метод исследования души героя исчерпал себя, потому что самопознание Печорина представляет собой деятельность холодного разума, ищущего истину. Романтический герой Лермонтова приобретает реалистические черты.

V. В романе «Герой нашего времени» гармонично сочетаются романтизм и реализм. Проблематика романа повлияла на художественную систему Лермонтова, который пришел к реалистическому принципу изображения жизни. В творчестве Лермонтова отражается взаимное обогащение двух методов.

Перечитайте статью учебника «Через романтизм к реализму» и дополните таблицу другими чертами романтизма и реализма в романе

ТАБЛИЦА «Черты романтизма и реализма в романе „Герой нашего времени“»
Черты романтизма Черты реализма
1. Сходство с романтической поэмой и романтической повестью. Главный герой романа статичен, его характер от начала до конца романа не меняется. («Неужели я не тот же?» — говорит Печорин Максиму Максимычу в сцене прощания) 1. Социально-историческая обусловленность образа Печорина, человека индивидуалистического века и дворянско-офицерской среды. Его сильные и слабые стороны неотделимы. Поэтому даже автор не знает, «герой» Печорин или «злодей»
2. Отсутствие в романе последовательного повествования о происхождении и жизни героя от рождения до старости. Даны лишь отдельные, яркие эпизоды из его жизни («вершинная композиция») вне хронологических пределов 2. Снятие напряжения с внешнего повествования, происшествий, происходящих с героем. Внимание к его внутренней жизни, размышлениям о нравственных и философских проблемах, анализу чувств, мотивов поведения, что характерно для психологического романа
3. Наличие композиционного кольца, как в поэме «Мцыри». Герой замкнут в круг, из которого невозможно вырваться, что подчёркивает безысходность его судьбы и бесполезность его исканий 3. Абсолютная объективность повествования достигается путём сообщения героем истории своей души, присутствием нескольких рассказчиков и описанием в журнале Печорина мнений других лиц о нём
4. Печорин — личность исключительная, но он жертва века, заражённая индивидуализмом, как герои романтических поэм Пушкина 4. В романе есть герои, например Грушницкий, чей характер на протяжении повествования претерпевает эволюцию, меняется

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: