Ложная теория П.Я. Гальперина




 

Заслуженный деятель науки РСФСР (1980), доктор психологических наук (1965), профессор (1967) «Петр Яковлевич Гальперин родился 2 октября 1902 г. в Тамбове. Его отец, Яков Абрамович, был в то время уездным врачом, а впоследствии стал известным профессором, нейрохирургом и отоларингологом. Именно он привил сыну любовь к знаниям и интерес к психологии. Мать Петра Яковлевича погибла в автокатастрофе в 1917 г.

Петр Гальперин учился на лечебном факультете медицинского института в Харькове. После окончания института он работал в Центральном Украинском психоневрологическом институте, в качестве сначала врача-психоневролога, а затем - психолога.

В 1936 г. П.Я. Гальперин защитил кандидатскую диссертацию «О психологическом различии между орудиями человека и вспомогательными средствами животных». …В своей работе он сделал вывод о том, что психическая деятельность по своей сути есть деятельность ориентировочная. Тогда основной задачей психологии является необходимость изучения законов, строения и условий ориентировочной деятельности, особенностей ее формирования и изменения на различных этапах развития человечества. Такое понимание предмета общей психологии меняет представление о психических процессах - восприятии, мышлении, памяти, которые рассматриваются как особые формы ориентировочной деятельности.

…В 1943 г. Петр Яковлевич по приглашению известного психолога Рубинштейна переехал в Москву, где стал работать доцентом на кафедре Московского государственного университета. …В 1965 г. он защитил докторскую диссертацию «Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». …

В 1971 г. он стал заведовать кафедрой возрастной психологии, а в 1983 г. - профессором-консультантом этой кафедры.

…Основной труд - «Введение в психологию», ставший итогом его научной деятельности, вышел в 1976 г. Известно, что он готовил следующее издание этой книги, но не успел закончить его. Умер 25 марта 1988 г.» [16].

Автор «Предисловия» книги П.Я. Гальперина «Введение в психологию» доктор психологических наук А.И. Подольский, «имеющий честь и счастье проработать рядом с П.Я. Гальпериным в течение 20 лет» [11, c. 8], называет П.Я. Гальперина «научным революционером». «Он — мыслитель, создавший совершенно новую парадигму научно-психологического мышления, - пишет он. - Им заданы качественно новые направления исследовательской и практической работы в этих областях. Мощь его мышления и энциклопедизм образования делают увлекательным отслеживание хода его мысли по любому поводу. Гальперин — Учитель. Он учил и учит мыслить, и это — основа основ» [11, с. 26]. «Научный гений П. Я. Гальперина высветил перспективы, уходящие далеко за границы третьего тысячелетия» [11, с. 8]. «Дело в том, что П. Я. Гальперин действительно считал, что ему удалось наметить и, частично, построить именно введение в будущую психологию, ту психологию, которая перестанет быть наукообразным и заумным пересказом давно известных человечеству истин, но станет собственно наукой и сможет уверенно занять достойное место в системе научного знания XXI века. Гальперину удалось достичь того, к чему он стремился - он создал свою Систему Психологии» [11, с. 4-5].

«Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий — одна из наиболее известных теорий в советской и российской педагогической психологии, созданная Петром Яковлевичем Гальпериным…

Годом создания теории принято считать 1952 год, когда П. Я. Гальперин заявил о своей теории, представив её как «гипотезу формирования умственных действий» [3].

Данная теория, говоря словами вышеупомянутого А.И. Подольского, «приобретает всемирную известность» [11, с. 3-4] и используется в обучении любой категории людей. Она высоко оценивается учеными, общественностью. «Значение данной теории состоит в том, что она указывает учителю как надо строить обучение, чтобы эффективно формировать знания и действия», - говорится в учебнике «Педагогическая психология» А.Н Фоминовой, Т.Л. Шабановой [14, с. 61]. В «Большом психологическом словаре», составленном Б. Мещеряковым, В. Зинченко, отмечается, что с помощью теории поэтапного формирования умственных действий «усвоение новых знаний и умений происходит гораздо более в раннем возрасте, чем при использовании других форм обучения» [2, с. 209].

Какова суть теории поэтапного формирования умственных действий и понятий?

Ответ на этот вопрос ищем в трудах самого создателя теории и тех людей, кто ее оценивает и использует в своей педагогической работе.

В общем плане суть теории поэтапного формирования умственных действий отражается в следующих положениях:

«- внешнее действие, постепенно превращается во внутреннее действие.

- умственные действия формируются только при соблюдении следующих этапов: 1) мотивационный; 2) ориентировочный; 3) материальный и материализованный; 4) громкоречевой; 5) внутриречевой; 6) умственный.

- система планомерно-поэтапного формирования умственных действий включает четыре подсистемы: условия формирования адекватной мотивации; условия обеспечения приобретения действием требуемых свойств; условия формирования полноценной ориентировочной основы действия; условия, обеспечивающие перенос действия в умственный план» [3].

Вот как определяет теорию поэтапного формирования действий и понятий сам П.Я. Гальперин: «Ее основное положение состоит в том, что психическая деятельность есть результат перенесения внешних материальных действий в план отражения — в план восприятия, представлений и понятий. Процесс такого переноса совершается через ряд этапов, на каждом из которых происходит новое отражение и воспроизведение действия и его систематические преобразования» [4, с. 265].

Автор теории, как видно из названия и вышеизложенного, утверждает, что действия, в том числе и умственные, формируются.

Для научной оценки данной теории необходимо сначала выяснить, что означает умственное действие и как объясняют его П.Я. Гальперин и его последователи. Ведь понятие «умственное действие» является ключевым как в названии, так и в содержании теории.

К сожалению, в его объяснении П.Я. Гальпериным допускаются ошибки.

1. Умственное действие отождествляется с умением. «Умственное действие есть умение произвести «мысленное» преобразование предмета», - пишет он [6]. Однако «умение» и «действие» - разные явления. «Умение – правильное выполнение человеком действия» [1, с. 114], а действие – проявление умения [12, с. 245].

2. Утверждается, что умственные действия образуют психическую деятельность. « она (психическая деятельность - С.Ф.) оказывается не чем иным как совокупностью внешних предметных действий, ставших идеальными и, в частности, умственными действиями », - пишет П.Я. Гальперин [4, с. 307-308].

«Деятельность состоит из следующих элементов: субъект, объект, цель, содержания, средств, движущие силы, принципы, методы, результаты» [12, с. 51]. Совокупность этих элементов образует деятельность. Как видно, среди них действий (в том числе и умственных) нет. Значит, они не образуют деятельность (в том числе и психическую). Действие относится только к содержанию деятельности: оно является одним из его компонентов. Умственные действия не образуют психическую деятельность не только по этой причине, но и из-за того, что такая деятельность вообще отсутствует в природе.

«Деятельность, по нашему мнению, - это организация человеком процесса реализации задач. Задача – построить дом вызывает строительную деятельность (или деятельность строителя). Человек проектирует дом, делает фундамент, стену, крышу, штукатурит, красит и т.д. Задача – приобрести автомобиль заставляет человека брать кредит, считать деньги, искать, находить, выбирать нужный автомобиль, оформить в ГИБДД и т.д. Это деятельность покупателя. Деятельность продавца состоит из таких действий, как привести товар в кондицию, рекламировать, брать, считать деньги и т.д. Задача – формирование у воспитанника, например, аккуратности требует изучения воспитанника, выбора и умелого применения методов, форм, средств, т.е. педагогической деятельности. Задача укрепления здоровья вызывает спортивную или лечебную деятельность» [12, с. 48].

А какие задачи решаются психической деятельностью? Обогащать, усовершенствовать, развивать, корректировать психику? Эти задачи принадлежат педагогическому процессу. Успокоить человека, попавшего в трудную ситуацию, ориентировать, мобилизовать человека на решение тех или иных заданий? Это задача педагогической деятельности педагога-психолога.

Нет специальной задачи для так называемой психической деятельности. Невозможно определить и ее структуру. Назовите содержание, формы, методы, средства, принципы, движущие силы, результаты и другие элементы психической деятельности. При любой попытке ответы будут неправильными. Следовательно, психическая деятельность не существует.

П.Я. Гальперин так не считает. «Как всякий реальный процесс, психическая деятельность имеет много разных «сторон», каждая из которых составляет предмет отдельной науки», - пишет он [4, с. 252]. По его мнению, она существует и ею занимаются не только люди, но и животные. «Понимание сознания как необходимого компонента активной деятельности «с соответствующими изменениями» распространяется на все формы психики, включая и психическую деятельность животных», - пишет он [4].

Абсурдное утверждение о психической деятельности животных само является доказательством отсутствия в природе такой деятельности. Ведь «у животных психики нет, что доказывается следующими аргументами:

- животные не воспитываются, у них мозг не способен воспринимать педагогическое воздействие;

- без воспитания психика не возникает;

- у животных нет главного атрибута психики – сознания» [1, с. 12].

Как могут животные заниматься так называемой психической деятельностью, не имея психики, сознания!? К сожалению, П.Я. Гальперин этого не понимает.

Ограниченность его знаний о психике отражается и в его определении о психической деятельности. Он пишет: «В единстве эти элементы: побуждения, образы и действия в плане образов - составляют психическую деятельность субъекта» [4, с. 108].

Попытки П.Я. Гальперина раскрыть суть несуществующей психической деятельности, естественно, не увенчались успехом. Он не имеет целостного представления о ней, то ее называет ориентировочной деятельностью, то психикой. «Естественнонаучное объяснение мы получаем, раскрывая психическую деятельность как ориентировочную деятельность в плане образа», - пишет он [4, с. 174]. «Психика – особая форма деятельности субъекта, его деятельность в плане образа» [4] (возникает вопрос: разве психика может быть одновременно деятельностью и ее формой?!).

В «Википедии» говорится: «Теория (речь идет о теории поэтапного формировании умственных действий и понятий –С.Ф.) раскрывает механизмы, закономерности и условия формирования элементов психической деятельности» [3]. Однако классику психологии, доктору психологических наук П.Я. Гальперину не удалось выявить эти механизмы, закономерности и условия. Отсутствующая в природе психическая деятельность не обладала такими данными.

Вот почему утверждение о том, что совокупность умственных действий образует психическую деятельность является ошибочным. В психике может происходить только мысленная деятельность. Умственные действия принадлежат ее содержанию. «Мыслительная деятельность (умственная, интеллектуальная) – это организация человеком процесса реализации (выполнения, решения) интеллектуальных задач (заданий). Интеллектуальными задачами могут быть:

- оценка качества предмета, явления, процесса, проекта и т.д.;

- проектирование предметов, действий, деятельности, предстоящих событий и т.д.;

- создание педагогического процесса с целью получения ответов на искомые вопросы и т.д.

Для того чтобы хорошо представить мыслительный процесс, необходимо сравнивать его с некоторыми другими видами деятельности.

Педагогическая деятельность – это деятельность по организации педагогического процесса. Этой деятельностью занимаются не только субъекты (педагоги, родители и т.д.), но и объекты (учащиеся) педагогического процесса. Результатом педагогической деятельности является возникновение педагогического процесса. А для мыслительной деятельности возникновение педагогического процесса не является обязательным условием. И без педагогического процесса (без получения знаний, умений, навыков, черт характера, эмоций, отношений) мыслительная деятельность может существовать. Решение других интеллектуальных задач, таких, как оценка качества предмета, явления, процесса; проектирование деятельности, действий и т.д. свидетельствует о том, что мыслительная деятельность идет. Таким образом, как любая другая деятельность, она может вызывать педагогический процесс, может, и нет. Этим отличается она от педагогической деятельности.

Чем отличается мыслительная деятельность от научной?

Задачей научной деятельности является выявление причин, факторов, тенденций, закономерностей, взаимосвязь явлений, событий, процессов и т.д., т.е. получение знаний. А знания получаются только при наличии педагогического процесса. Значит, научная деятельность относится к педагогической деятельности и она обязательно должна вызывать педагогический процесс. Научная (познавательная) деятельность может осуществляться и без мыслительной деятельности. Человек может стихийно: путем непосредственного ощущения, восприятия познавать предметы, явления, процессы, устанавливать тенденции, закономерности.

Сказанное свидетельствует о том, что мыслительная деятельность связана с другими видами деятельности человека. Она может предшествовать им (выполняя роль подготовительного этапа), сопровождать и завершать (подведение итогов, анализ ошибок и т.д.). Однако эти обстоятельства не лишают ее самостоятельности» [1, с. 116-117].

Мышление (мыслительную деятельность) П.Я.Гальперин считает формой психической деятельности. «…Отдельные формы психической деятельности, включая и формальное мышление…», - пишет он [4, с. 202-203].

Утверждение о том, что умственные действия образуют не существующую в природе психическую деятельность, вызывает не доверие к теории поэтапного формирования умственных действий и понятий.

3. Утверждается, что «умственные действия возможны только на основе речи, второй сигнальной системы» [4, с. 297-298]. «У животных ее нет, и у них не может быть умственных действий», - пишет П.Я. Гальперин [4, с. 297-298].

Действительно, животные не обладают умственными действиями. Но не из-за того, что у них нет речи, языка, а из-за того, что у них отсутствует психика. А у психически здорового человека, если даже он не владеет речью, психика имеется. Ведь язык не является единственным средством обеспечения мозг материалами (ингредиентами), необходимыми для возникновения психики: знаниями, умениями, навыками, чертами характера, отношениями, эмоциями и т.д. Он их может получать методами: наблюдения, зрительного, слухового восприятия, подражания, в результате воздействия стихийного педагогического процесса. Полученные элементы, взаимодействуя друг с другом, вызывают взгляды, убеждения, мировоззрение, характер и т.д.

При наличии психики любой человек, в том числе и глухонемой, способен совершать умственные действия – мыслить. Для этого наличие речи не является обязательным условием.

4. Умственными действиями называет «действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства». По другому, это означает: умственные действия совершаются только тогда, когда закрываешь глаза, уши, когда бездействуют другие органы ощущения.

С этим согласиться трудно. Ведь умственные действия происходят и тогда, когда человек непосредственно взаимодействует с предметами, явлениями, процессами. Приведем пример. Человек заблудился в лесу. Вокруг высокие деревья, густые травы, насекомые и т.д. В поисках путей выхода из леса он начинает мыслить, то есть совершать умственные (мыслительные) действия. Изучая местоположения Солнца или Луны, направление ветра, особенности веток, коры деревьев, он определяет маршрут выхода из леса.

Разве эти умственные действия совершались без опоры на внешние средства!? А во время экскурсий, посещения музеев, спектаклей, прослушивания музыки умственные действия не происходят?! Как объяснить использование наглядных пособий, натуральных предметов при обучении, если умственные действия совершаются обязательно без опоры? В таком случае и во время экспериментов в реальной жизни умственные действия не возникают. А ведь рационализаторские предложения рождаются во время практической работы, когда происходит взаимодействие человека с объектами – опорами.

Примеров, опровергающих утверждение о том, что умственные действия выполняются без опоры на внешние средства, много.

5. Умственное действие отождествляется с педагогическим процессом.

«Умственные действия, - пишет П.Я. Гальперин, - выступают перед нами не только в качестве частного явления, но также как основа для формирования… других психических явлений» [4, с. 307-308]. «Таким образом, было установлено, что понятие как целостный образ получается тогда, когда действие, на основе которого оно формируется, пройдя поэтапную отработку, становится обобщенным, сокращенным, автоматическим и подсознательным умственным процессом. Умственное действие в такой форме и есть психологический механизм отвлеченного образа, механизм его формирования и его дальнейшего существования» [4, с. 306]. «Понятие как явление индивидуального сознания есть продукт действия» [6].

В этих цитатах говорится о том, что понятия (знания, представления и т.д.), образы («условимся называть образами все психические отражения, в которых перед субъектом открываются предметы и отношения объективного мира» [4, с. 60-61]) формируются умственным действием. Однако это не соответствует действительности. Понятия, образы - вся психика формируются педагогическим процессом. «Педагогический процесс – это целенаправленное и стихийное воздействие на человека, которое приводит к формированию его психики. Любой процесс, формирующий у человека знание, умение, навык, отношение, чувство, черты характера, является педагогическим процессом. Например, если у человека во время мойки посуды появляются или совершенствуются какие-то умения, черты характера и другие качества, то, значит, вместе с этим практическим действием возник и педагогический процесс» [13, с. 39]». А если при этом умения, черты характера и другие качества не появляются или не совершенствуются, то это свидетельствует об отсутствии педагогического процесса. Но мытье посуды – действие происходит.

Как видно, действие (в том числе и умственное) и педагогический процесс – разные явления. Они взаимосвязаны. Действие может вызвать педагогический процесс. В этом случае оно выступает в качестве средства педагогического процесса. Но оно само никогда ничего в психике не формирует. Формирует педагогический процесс.

Умственные действия находятся в таком же положении. Возьмем, умственное действие - применение метода сравнения. Человек сравнивает предметы, но отличительных или схожих свойств между ними не находит. В этом случае умственное действие было, а педагогический процесс - нет.

6. Неправильно определяются формы действия. Вот фрагменты из учебника П.Я. Гальперина «Введение в психологию», в котором перечисляются формы действий. «Получается ступенчатая пирамида, на каждом ярусе которой действие получает существенно новую форму: материальную или материализованную, громко-речевую, в звуковых образах речи и, наконец, «безобразную», - а каждая такая форма получает разные видоизменения в зависимости от меры сокращения и освоения; за каждой такой формой и ее видоизменениями стоит система условных связей, и все эти системы образуются одна из другой и одна на другой, и связаны между собой. На поверхности же остается только то, что требует активного досмотра и произвольного выполнения. В завершающей форме, во «внутренней речи» от действия сохраняется только своеобразное переживание» [4, с. 240-250]. «Первой формой собственно умственного действия оказывается четко развернутая внешняя речь про себя» [4, с. 275-290].

Как видно, автором выделяются такие формы действия: материальная (или материализованная); громко-речевая; внешняя речь про себя; «безобразная».

Проанализируем эти утверждения. Возьмем, такое действие: в парфюмерном магазине женщина выбирает духи - нюхает. Какова форма этого действия? (форма – внешний вид предмета, явления, процесса и т.д.). А в какой форме, например, происходит такое умственное действие, как «делает обобщение»?

Трудно ответить на эти вопросы. Может, действия не имеют форм? Если имеют, то предложенные П.Я. Гальпериным варианты такими не являются. Как, например, «внешняя речь про себя» может быть формой умственного действия?

7. Неправильно определяется структура умственного действия.

В.К. Шабельников, анализируя теорию П.Я. Гальперина, пишет: «Данная теория предусматривает раскрытие внутренней структуры действия, которая недоступна для прямого внешнего наблюдения, но объективно существует» [15].

П.Я. Гальперин в действии выделяет ориентировочную и исполнительную части. Однако структура действия не состоит из таких частей. Потому что они не образуют действие. А совокупность структурных элементов должна его образовать.

На наш взгляд, действие (в том числе и умственное) не имеет структуры. Попытаемся понять это на примерах. Человек копает яму для посадки дерева. При этом определяет место посадки, берет лопату, убирает землю из ямы, измеряет глубину, ширину, сажает дерево, закапывает, поливает - совершает много действий. Что это было? Все, что выполнялось, это одно действие или деятельность? Скорее всего, деятельность. Ведь совершилось много действий. А совокупность действий образует содержание деятельности. А с появлением содержания появляется и деятельность. Кроме этого при копании ямы проявились и другие структурные элементы деятельности: цель, средства, форма, объект, субъект, движущая сила, результат и т.д.

Из отдельного действия содержание деятельности не образуется. Возьмем такое действие, как закапывание ямы. Из каких структурных элементов оно состоит? Каково его содержание? А действие включения или выключения света с помощью переключателя из чего состоит? Трудные вопросы.

Завершая анализ ошибок П.Я. Гальперина в объснении умственных действий, сделаем вывод: он не обладает правильными знаниями о них.

Что же такое на самом деле умственное действие?

Некоторые аспекты нашего объяснения его были освещены во время анализа вышеперечисленных ошибок П.Я. Гальперина. Поэтому здесь ограничимся только некоторыми соображениями.

Умственное действие – один из элементов содержания мыслительной деятельности. Во время этой деятельности человек: сравнивает, обсуждает, наблюдает, читает, корректирует, пишет, записывает, составляет,экспериментирует, абстрагирует, конкретизирует, оформляет, проверяет, воображает, регламентирует, диагностирует, акцентирует, задает вопросы, предполагает, доказывает, отрицает, систематизирует и т.д.

Эти действия будут умственными только в составе мыслительной (умственной) деятельности. Возьмем, например, действие «читает». Когда читает диктор по радио или телевидению, бабушка – для детей, кто-то для улучшения своей артикуляции, тогда это действие не является умственным. Таким оно будет тогда, когда человек, читая, ищет доказательства, аргументы для установления истины, решает проблемные ситуации.

Умственное действие, как любое осознанное действие, совершается с помощью психики, но не является ее структурным элементом. В умственном действии проявляется психика человека: умения, знания, навыки, взгляды, отношения, характер, мировоззрение и т.д. Объясним на примере умения. Умение – это правильное выполнение действия. То, что действие является проявлением умения, можно объяснить на примере черт характера. Например, человек обладает трудолюбием. «Оно у него должно проявляться. А проявляется в его активной трудовой деятельности. Такой человек постоянно работает, например, строит дом. Однако работа или построенный им дом не являются чертой характера - трудолюбием, а являются его проявлением. С умением то же самое. Действие и деятельность являются проявлением умения» [12, с. 245].

Умственные действия могут осуществляться устно, письменно и без них, с помощью приборов, каких-то приспособлений. Они отражаются в мимике, в позе, в речи, записях, движениях мыслящего человека. Умственные (мыслительные) действия образуют содержание мыслительной деятельности.

Как видно, наше объяснение умственного действия отличается от объяснений П.Я. Гальперина. П.Я. Гальперин не смог вникнуть в суть умственного действия, из-за чего у нас возникает сомнение в реальности теории поэтапного формирования умственных действий и понятий.

Ознакомившись с объяснениями П.Я. Гальперина умственных действий, перейдем к вопросу их формирования. Этот аспект является главным в данной теории. Не зря она называется теорией поэтапного формирования умственных действий. «В результате исследований, произведенных главным образом в течение 50-х годов, мы в значительной мере приблизились к решению задачи управления процессом формирования умственных действий», - писал П.Я. Гальперин [4, с. 242-243].

Сначала выясним, где, по этой теории, находятся умственные действия после «формирования».

В работе П.Я. Гальперина часто встречаются такие понятия: умственный план, внутренний план, идеальный план. «Умственный план — это не пустой сосуд, куда помещают некую вещь, что процесс интериоризации — это и есть процесс образования внутреннего плана. Он совершается по-разному: вначале, когда умственный план только формируется (это, обычно, первый школьный возраст, время систематического формирования различных умственных действий), и потом, когда новое умственное действие образуется на основе сложившегося внутреннего плана и присоединяется к системе прежних умственных действий. Но главное заключается в том, что перенос в умственный план есть процесс его формирования, а не простое пополнение новым содержанием», - пишет он [4].

Что подразумевается под этими понятиями?

Знания, умения, навыки, взгляды, убеждения, черты характера, эмоции, отношения, мировоззрение находятся в психике. Умственные действия тоже там? Умственный план, внутренний план, идеальный план означают психику? Ответов на эти вопросы в теории нет. Наверное, это из-за того, что П.Я. Гальперин не знает, что такое психика. Он ее называет то «психической деятельностью», то «ориентировочной деятельностью» [4, с. 14], то «особой формой деятельности» [4, с. 173], то «продуктом деятельности» [4]. «Мы рассматриваем психику, точнее ориентировочную деятельность, как важнейший вспомогательный аппарат поведения, аппарат управления поведением», - пишет он [4, с. 205]. Психика для П.Я. Гальперина и «особое свойство высокоорганизованной материи» [4, с. 180].

Если судить по последнему утверждению, умственное действие не находится в психике. Ведь свойство не имеет структурных элементов, составных частей. В нем нет места для них. А в психике есть. «Психика – это формирующееся с помощью педагогического процесса на базе высокоразвитой материи (мозга, нервной системы) целостное образование, состоящее из знаний, умений, навыков, черт характера, эмоций, отношений, идеалов, убеждений, взглядов, кругозора, мировоззрения, совести, обладающее сознанием» [1, с. 13].

А если исходить из того, что он психику называет психической деятельностью, а умственное действие ее компонентом, то оно должно находиться в психике. Однако такой ответ является не убедительным. Ведь мы доказали, что психическая деятельность не существует. Значит, психика местом обитания умственных действий не является. Головоломка! Где же оно находится? По мнению П.Я. Гальперина, все же оно находится в психике. А в действительности, место положения умственных действий - за пределами психики. Они не являются ее структурным элементом.

Что такое «формирование умственного действия»? На этот вопрос ответ П.Я. Гальперина содержится в следующей фразе: «перенос в умственный план есть процесс его формирования» [4].

Перенос чего? откуда? как?

Пот мнению П.Я. Гальперина, переносятся предметные действия… из внешнего материального мира. «Вне материи ничего не существует, но некоторые «высокоорганизованные тела», организмы обладают свойством психического отражения, в котором происходит идеальное явление объектов субъекту. Только в этом «явлении» и существует идеальное», - пишет он [4, с. 77-78]. Роль материального мира в возникновении идеального он подкрепляет словами К. Маркса: «…идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» [9, с. 21].

На основе этих умозаключений П.Я. Гальперин делает вывод: «непсихическое превращается в психическое» [4, с. 240]. «Изучение поэтапного формирования умственных действий и понятий впервые раскрывает значение «перехода извне внутрь» как условия (но только условия!) преобразования непсихического явления в психическое», - пишет он [4, с. 246, 248].

П.Я. Гальперин считает, что внешняя (предметная) деятельность порождает психическую деятельность. «Весь процесс деятельности заимствуется из внешнего мира и становится внутренней психической деятельностью», - пишет он [4]. Та же мысль встречается в следующих его высказываниях: «психическая деятельность не только строится по образцам внешней предметной деятельности, но в сущности и остается ее особой разновидностью» [4, с. 53]; «новые формы психической деятельности зарождаются во внешней деятельности и лишь затем переносятся во внутренний, «собственно психологический» план» [4].

Все это означает: раз психическая деятельность возникает из-за внешней, так называемой материальной деятельности, значит, и ее элементы: побуждения; действия в плане образов, мышление, восприятие; чувства; потребности; мотивы; память тоже возникают из-за внешней деятельности. Если психическая деятельность… «оказывается не чем иным, как совокупностью внешних предметных действий, ставших идеальными и, в частности, умственными действиями» [4, с. 307-308], значит, «идеальные действия суть не что иное, как материальные действия, перенесенные в план отражения…» [4].

Эти высказывания отражают убеждение П.Я. Гальперина в том, что умственные действия порождаются внешними предметными действиями. «Только материальная (или материализованная) форма действия может быть источником полноценного умственного действия», - пишет он [4, с. 275].

Возникает вопрос: как внешние предметные действия переносятся в идеальный план и превращаются в психическую деятельность? «Как эти предметные действия становятся нашими умственными действиями?» [4].

«На это отвечает гипотеза поэтапного формирования умственных действий. Ее основное положение состоит в том, что психическая деятельность есть результат перенесения внешних материальных действий в план отражения - в план восприятия, представлений и понятий. Процесс такого переноса совершается через ряд этапов, на каждом из которых происходит новое отражение и воспроизведение действия и его систематические преобразования» [4].

«П ервый - этап предварительного ознакомления с целью обучения; создание мотивации обучаемого. Второй — составление схемы ориентировочной основы действия. Третий - выполнение действий, в материальном или материализованном виде. Действие выполняется как внешнее, практическое, с реальными предметами (это — материальное: например, при счете перекладывание каких-либо предметов). Действие выполняется с помощью моделей: схем, чертежей (это — материализованное: счет на палочках). Четвертый — формирование действия как внешнеречевого без опоры на материальные средства. Операции выполняются словесно: считают вслух. Пятый — формирование действия во внешней речи про себя. Действие сопровождается проговариванием про себя, постепенно сокращаясь, автоматизируется. Шестой - этап выполнения действия в умственном плане» [14, с. 61].

Из характеристики этапов видно, что умственные действия появляются только на шестом этапе. На предыдущих этапах шла подготовка к постепенному переводу внешнего действия в умственное. Оказывается, для получения умственного действия внешнее действие должно обязательно пройти все эти подготовительные этапы. «Полноценное действие более высокого порядка не может сложиться без опоры на предшествующие формы того же действия», - писал Г.Я. Гальперин [4].

Попробуем оценить ответы П.Я. Гальперина на вопросы: откуда и как переносятся внешние действия в психическую деятельность.

Во-первых, как было сказано выше, психическая деятельность не существует. Следовательно, и перенос внешней деятельности в идеальный план, превращение ее в психическую деятельность не происходят.

Умственное действие принадлежит мыслительной деятельности. Может, П.Я. Гальперин под понятием «психическая деятельность» подразумевает мыслительную деятельность? К сожалению, не так. Побуждения, образы, действия в плане образов [4, c. 8], мышление [4, с.11], восприятие, чувства, потребности, мотивы, память, принадлежащие, по утверждению П.Я. Гальперина, психической деятельности, структурными компонентами мыслительной деятельности не являются. К тому же мыслительная деятельность (мышление), по его мнению, входит в состав психической деятельности. Получается: психическая деятельность шире мыслительной.

Во-вторых, деятельность нельзя делить на внешние и внутренние (материальные и идеальные). Ведь так называемая внутренняя деятельность – мыслительная присутствует во внешней деятельности. Возьмем врача, осуществляющего лечебную деятельность. Разве он не мыслить при этом? Не изучает, не анализирует, не сравнивает, не задает вопросов, не ставит диагноз, не обсуждает – не совершает других умственных действий?! Во время педагогической, строительной, спортивной деятельности мыслительная деятельность не происходит?! Происходит. Раз так, умственные действия, как элемент содержания мыслительной деятельности, совершаются. Они проявляются во внешней деятельности, определяют ее содержание, контролируют процесс ее осуществления. Поэтому нельзя делить деятельность на внешние и внутренние. Следовательно, о переносе внешней деятельности во внутреннюю (идеальную) психическую деятельность вести речь неуместно.

В-третьих, П.Я. Гальперин, считая, что внешние предметные действия, даже деятельность, переносятся в психическую деятельность, утверждает, что в этом случае «непсихическое превращается в психическое». Однако это не соответствует действительности. Попробуем это объяснить на примере. Возьмем, внешнее действие – выполнение письма. Человек пишет. Многократно повторяя данное внешнее действие в рамках педагогического процесса, в психике образуется умение писать. Но при этом превращение действия в умение не происходит. Действие не исчезает, не появляется в психике. То есть «непсихическое» действие не становится «психическим». Оно – проявление умения и существует до тех пор, пока существует умение писать.

Опровержением тезиса П.Я. Гальперина о превращении непсихического в психическое опровергаем его утверждение о переносе внешнего действия (деятельности) в психическую деятельность, что служит еще одним доказательством отсутствия теории поэтапного формирования умственных действий.

В-четвертых, П.Я. Гальперин считает, что умственные действия не формируются сразу в уме, без внешних предметных действий. «В настоящее время мы не располагаем данными, которые говорили бы о возможности формирования нового умственного действия сразу в уме. Напротив, тщательный анализ каждый раз приводит нас к заключению, что всякое новое умственное действие должно формироваться сначала не как таковое,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: