Функции интеллектуальных психических образований




Среди важнейших функций интеллекта необходимо назвать универсальную адаптацию к среде, самоуправление, научение, познание и творчество.

Стратегии человеческой адаптации многообразны: от приспособления к требованиям окружающей действительности до активной преобразовательной деятельности по ее переустройству или выбору новой среды. Безусловно, интеллектуальный потенциал человека имеет в этих процессах огромное значение, предоставляя информационный и, вполне вероятно, «энергетический» ресурсы. Одной из основных адаптационных задач человека является перестройка биосферы в интересах человечества и создание ноосферы – нового эволюционного состояния биосферы, при котором разумное действие человека, мысль, имеющая возможность быть опредмеченной, станет решающим фактором развития.

Результаты эмпирических исследований показывают, что большая часть интеллектуального акта, направленного на достижение конкретной адаптационной цели, связана не с поисками решения конкретных задач, а с построением адекватной ментальной (умственной) модели задачи, а также с оценкой собственных возможностей. Именно точность этой модели во многом определяет эффективность поведения.

Важным вкладом интеллекта в эффективность поведения является его участие в процессах самоуправления, обеспечивающих реализацию выбранных программ поведения. Основная задача, которую решает здесь интеллект, - это антиципация – предвидение результатов действий, предметов, явлений еще до того, как они будут реально осуществимы или восприняты, или опережающее отражение.

Отражение в целом представляет собой воспроизведение одним материальным явлением (отражающим) особенностей другого материального явления (отражаемого) в результате воздействия отражаемого на отражающее. Отражающее и отражаемое не обязательно имеет одинаковую природу (например, в случае отражения деталей строения поверхности древних растений на сколе камня). Однако отражение всегда изоморфно отражающему – каждому элементу или состоянию отражаемого соответствует только один элемент или состояние отражающего, а также каждому отношению между элементами или состояниями отражаемого соответствует только одно отношение между элементами и состояниями отражающего. Следует иметь в виду, что всякое отражение воспроизводит отражаемое частично. В зависимости от того, какова природа отражающего, отражаемое может воспроизводиться в самых различных формах, но как ни различны эти формы, они имеют ту же упорядоченность, что и отражаемое явление. Явление изоморфизма свойственно для всех видов отражения: и для отражений в неживой природе (например, для следов, оставляемых человеком на песке), и для кибернетического отражения (оно представлено в любых автоматизированных системах), и для отражения в живой природе. Последний тип отражения отличается от 2 предыдущих тем, что оно не только регулирует реакции ответа на непосредственное воздействие, но и обладает способностью распознавать отдаленные признаки еще не наступивших воздействий и подготовки к ним.

Важнейшим этапом в разработке понятия «антиципация» явились исследования поведения животных и человека. И.П. Павлов ввел термин «предупредительная деятельность» - это деятельность, сигнализирующая о предстоящих событиях внешнего мира. Именно потому, что животные имеют возможность по сигналу подготовиться к предстоящим последовательно развивающимся событиям, возможна прогрессивная эволюция.

Предвосхищение является неотъемлемым свойством любого психического процесса – от простого сенсомоторного акта до сложной творческой деятельности и осуществляется на различных уровнях. На сенсомоторном уровне антиципирующий эффект выражается элементарное временно-пространственное обнаружение, различение и опережение стимула. На перцептивном уровне используются локальные антиципирующие схемы в форме вторичных образов – представлений, которые позволяют выделить задачу, заранее представить возможные реакции и их результат. Уровень представлений предполагает активное использование «структурных» схем, хранящихся в оперативной и долговременной памяти. На этой основе возникает особый специфический эффект панорамного предвосхищения, который переживается человеком как временно-пространственная непрерывность той среды, в которой он действует. Речемыслительный уровень связан с еще большим усложнением интеграции психических процессов и появлением других, качественно новых форм предвосхищения, осуществляющих внеситуационное, заблаговременно упреждающее планирование действий до наступления ожидаемых событий, составляется метаплан наряду с планами, определяющими ситуационные действия человека от момента к моменту. Это позволяет субъекту формировать гипотезы об ожидаемых событиях.

Человек на основе знания о настоящих процессах способен предвидеть отдаленное будущее и в соответствии с этим планировать собственное поведение и преобразовывать мир. Подобное «опережающее отражение» возможно только благодаря использованию прошлого опыта, формирующегося в процессах научения и познания.

Янаучение определяется как процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Возникнув первоначально в зоопсихологических исследованиях, это понятие в отечественной психологии сегодня трактуется отлично от понятия учения – приобретения опыта в учебной деятельности, то есть подкрепленного осознаваемыми учебными целями и мотивами. Научение позволяет живому существу справляться с новыми ситуациями и формировать новые поведенческие акты, отличающиеся от безусловно-рефлекторных программ.

Зачатки способности к научению обнаруживаются уже у дождевого червя. Американский психолог Йеркс еще в 1912 году сумел научить некоторых особей поворачивать направо в Т-образном лабиринте. Чтобы достичь такого результата, потребовалось больше 150 проб, в которых червь, если он поворачивал налево, натыкался на сетку, находившуюся под током. Если же червь поворачивал направо, он попадал в темный отсек, наполненный сырой землей.

Выделяется несколько механизмов научения. При анализе закономерностей формирования реактивного поведения к их числу относят создание условно-рефлекторных связей, импринтинг, привыкание и сенсибилизацию (усиление активации организма при повторных появлениях стимула). К механизмам так называемого оперантного поведения, то есть научения в результате закрепления тех действий, последствия которых для организма желательны, и отказа имеющих противоположный эффект, относятся метод проб и ошибок, подражание и формирование автоматизированных реакций.

Таблица

Основные типы научения (Шадриков, 1996)

Типы научения
Ассоциативное научение – образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологических процессов или психической реальности на основе смежности этих элементов (физической, психологической или функциональной). Интеллектуальное научение – научение, при котором предметом отражения и усвоения являются существенные связи, структуры и отношения объективной реальности.
Рефлекторное научение: Сенсорное – усвоение новых биологически значимых свойств предметов и явлений окружающего мира; Моторное – выработка новых биологически полезных реакций Сенсомоторное – выработка новых или приспособление имеющихся реакций к новым условиям восприятия Когнитивное научение: Научение знаниям – обнаружение у предметов и усвоение новых свойств, имеющих значение для жизнедеятельности Научение навыкам – формирование программы действий, которая обеспечивает достижение определенной цели Научение действиям – знаниям и навыкам, соответствующим сенсомоторному научению Рефлекторное: Усвоение отношений – выделение и отражение отношений элементов в ситуации, отделение их от абсолютных свойств этих элементов Научение с помощью переноса – использование в новой ситуации врожденных или приобретенных ранее форм поведения Знаковое научение – выработка поведенческих реакций в ответ не на предмет, а на его обозначение Когнитивное: Научение понятиям – усвоение понятий, отражающих существенные отношения реальности и закрепленных в словах Научение мышлению – формирование умственных действий и их систем, с помощью которых познаются важнейшие отношения реальности Научение умениям – формирование способов регулирования поведения в соответствии с целью и ситуацией
       

 

Способность к научению развивается по мере продвижения вверх по эволюционной лестнице. Так, у человека почти нет форм поведения, которые позволяли бы ему с момента рождения и без тренировки адекватно приспосабливаться к окружающей среде (за исключением нескольких врожденных рефлексов, дающих ему возможность выжить после появления на свет – сосательного, глотательного, чихательного, мигательного и т.д.). В остальном развитие у ребенка навыков, необходимых для успешной адаптации, целиком зависит от взаимодействия с физической и в еще большей степени – с социальной средой. В целом научение включает неосознаваемое уяснение содержания материала и его закрепление, причем в научении человека это содержание всегда носит характер социальной опосредованности.

Сугубо человеческий опыт формируется и в процессах познавательной деятельности – отражения событий внешнего и внутреннего мира в форме знаний. Если опыт, получаемый при научении, можно назвать побочным продуктом предметно-практической деятельности, общения или игры, то в случае познания опыт является прямым результатом активности человека. Познавательные цели могут осознаваться человеком (в этом случае речь идет о преднамеренном познании, типичном, например, для учебной деятельности или процесса самообразования) или же характеризоваться сдвигом мотива на процесс (обычно в случаях обучения посредством специально организованной деятельности – общения, дидактической игры и т.д.).

Как и любая другая деятельность, познавательная деятельность отличается от научения активностью субъекта, осознанностью, целенаправленностью. Формирующиеся в процессе познания знания могут носить эмпирический или теоретический характер. В первом случае знания возникают при непосредственном наблюдении предметов и явлений, при сопоставлении их друг с другом и сложившимися ранее представлениями, и конкретизируются посредством иллюстраций, примеров. Во втором случае знания представляют собой результат мысленного преобразования предметов и явлений, они возникают путем анализа роли и функций любых отношений внутри предмета или явлений как целостной системы. Такие знания конкретизируются мысленным выделением особенных и единичных проявлений целостности системы из ее обобщенного основания.

Сформированные в процессах научения и познания опыт и знания, безусловно, крайне важны для эффективного поведения человека. Однако у них есть и обратная сторона, получившая название функциональной ригидности – неспособности выйти в своем поведении за пределы единичного прошлого опыта.

В 1940-х гг. немецкий психолог К. Дункер предложил студентам медикам найти способ разрушить у больного опухоль желудка путем достаточно интенсивного облучения, не разрушая при этом окружающие здоровые ткани. Оказалось, что большая часть студентов не могла при решении этой задачи «оторваться» от уже имеющихся у них знаний и предлагала все новые и новые решения «хирургического» типа (вывести участок желудка с опухолью наружу, усыпить больного, использовать свинцовую пластинку и т.д.). Все эти варианты, однако, не решали проблему повреждения здоровых тканей. Для того, чтобы решить подобную задачу, человек должен обладать способностью устанавливать связи между этой задачей и элементами своего прошлого опыта, на первый взгляд, не связанные с ней (например, он мог бы вспомнить, как в детстве поджигал кусочек бумаги с помощью солнечного луча, сфокусированного лупой). Одно из удачных решений задачи заключалось в том, чтобы сконцентрировать на опухоли лучи слабой интенсивности так, чтобы спереди и сзади опухоли они были для тканей безвредны.

Этот и многие другие примеры показывают, что необходимым условием успешной деятельности является творчество, понимаемое в данном контексте как компонент любой деятельности, который обеспечивает оригинальность ее выполнения. Интеллектуальные процессы – творческое мышление, воображение, интуиция – активно участвуют в создании схем поведения и алгоритмов решения задач, принципиально новых для своего создателя.

В исследованиях выявлены многочисленные факты, которые показывают важность творчества в процессах успешной адаптации человека. Так, наиболее успешную адаптацию демонстрируют люди с высокими показателями коэффициента интеллекта и уровня развития творческого потенциала. При низких интеллектуальных показателях развитый творческий потенциал может выступать в качестве мощнейшего компенсаторного механизма.

Представление о важности различных интеллектуальных функций в процессах адаптации человека породило один из самых распространенных мифов в современной популярной психологии. Принято считать, что залогом эффективного поведения человека является высокий уровень интеллекта. Однако многочисленные наблюдения опровергают эту распространенную точку зрения.

В 1920-х гг. Бине и Симон из 150000 обследованных ими детей выбрали 1500 человек, коэффициент интеллекта которых превышал 136 баллов. Наблюдения за этими детьми велись на протяжении последующих 60 лет и показали, что, несмотря на сравнительно высокий доход и социальный статус, ярких достижений в жизни этих людей не случилось, в то время как один из тех, кто не попал в эту группу «интеллектуалов», получил Нобелевскую премию.

С 1946 года в Западной Европе существует общество, объединяющее людей с показателями коэффициента интеллекта около 200 баллов. Средний уровень доходов его участников составляет 150 долларов в месяц.

В книгу рекордов Гиннеса попала 9-летняя девочка, коэффициент интеллекта которой равен 228 баллов. Став взрослой, она выбрала профессию журналистки и сегодня является обычным корреспондентом газеты средней руки.

Наиболее убедительным объяснением этих и многих других фактов выглядит следующая гипотеза. Для современного человека характерен избыток интеллектуального ресурса по отношению к задачам адаптации, поскольку интеллектуальные способности «среднего» человека как представителя вида превышают требования, которые предъявляет к нему природная среда. Требования природной среды снижаются за счет развития культуры и цивилизации, которые, в свою очередь, начинают предъявлять повышенные требования к социальной адаптации человека. В частности, существенную роль в адаптационном потенциале современного человека начинает играть социальный интеллект.

Термин «социальный интеллект» был предложен в 1920 году американским психологом Э. Торндайком. Он обозначает интегральную интеллектуальную способность, определяющую успешность общения и социальной адаптации. Зачастую его рассматривают в качестве когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности. К процессам, образующим социальный интеллект, относят социальную сенситивность, социальную перцепцию, социальную память и социальное мышление. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание их речи и невербальных реакций, планирование межличностных событий и прогнозирование их развития, формулирование программ эффективного взаимодействия. Начало его развития приходится на младший школьный возраст, когда существенно расширяется круг общения ребенка, что способствует интенсивному развитию эмпатии, децентрации, социальной перцепции. Отсюда становится очевидным, что стержневым моментом социального интеллекта взрослого человека является комплекс свойств, облегчающих или затрудняющих общение с другими людьми.

Таким образом, анализ функций, которые выполняет интеллект в психической организации человека, еще раз подчеркивает интегративность интеллектуальных психических образований, их множественные взаимосвязи с другими психическими структурами.

В отечественной психологии в рамках теории деятельности было показано, что важной детерминантой интеллектуальной активности являются личностные факторы в частности мотивы, эмоции, целеполагание, самоотношение и т.д.

В одном из экспериментов была предпринята попытка подтвердить или опровергнуть расхожее утверждение о том, что блондинки глупее, чем брюнетки. Для участия в нем с помощью тестирования были отобраны 80 женщин с разным цветом волос, но с примерно одинаковым уровнем интеллектуального развития. На основном этапе эксперимента им предстояло подтвердить свой интеллектуальный уровень, предварительно прочитав предложенную экспериментаторами подборку анекдотов про блондинок, включавшую нелицеприятные высказывания типа: «Как вызвать у блондинки блеск в глазах? – Надо посветить ей в ухо фонариком». Результаты тестирования, проведенного после прочтения подобных анекдотов, оказались следующими: блондинки выполнили предложенные задания не только хуже брюнеток, но и хуже самих себя на этапе предварительного тестирования. Данный эксперимент иллюстрирует так называемый эффект Пигмалиона: поощрительное отношение к человеку повышает его возможности, в том числе и интеллектуальные, а негативное снижает их.

Интеллект, представляя собой целостную форму проявления высших психических функций человека, в качестве базовых компонентов включает в себя мышление и воображение. Именно они играют ключевую роль в решении проблемных ситуаций – ситуаций, в которых возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: