ГЛАВА 1. Биография Карамзина




КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО”

Исторический портрет Н.М.Карамзина

 

 

Работу выполнила

Студентка Гр 13832/7 Стародуб Д.А.

Научный руководитель:

Доцент д.и.н Павлова О.К.

 

Санкт-Петербург

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………...3

Глава I.БИОГРАФИЯ Н.М. КАРАМЗИНА ……………….....6

1.1Ранние годы…………………………………………………6

1.2 Годы учебы…………………………………………………7

1.3 Переезд в Москву……………………………………….….9

1.4 Поездка за границу…………………………………….….10

1.5 Карамзин в Петербурге……………………………….…..11

1.6 Александр I и Карамзин……………………………..……13

ГЛАВА II.”ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО”…….15

2.1 “История государства Российского” Н.М.Карамзина……..…15

2.2 Карамзин и Отечественная война 1812 года………………….20

2.3 Издание первых томов “Истории государства Российского”…21

2.4 Последние годы жизни……………………………………….….24

Заключение…………………………………………………………...27

Список использованной литературы………………………………..30

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современной историографии все более возрастает интерес к отдельным историческим личностям. Одним из самых выдающихся деятелей конца XVIII - начала XIX века является Н.М.Карамзин. Он предстал перед современниками как мастер литературы в качестве редактора, поэта, критика, переводчика и литератора; как реформатор, заложивший основы современного русского и литературного языка; журналист; талантливый историк, написавший великую "Историю государства Российского".

Карамзин — первый и наиболее яркий российский консерватор, интеллектуально ничем не уступавший своим западноевропейским коллегам. Он был блестящим политическим мыслителем. C ним часто спорили, но он никого из современников не оставил равнодушным, включая и императора Александра I, которого пытался учить жизни и искусству государственного правления.

Карамзин был первым из отечественных мыслителей, творчество которого полностью подчинено одной, определяющей все остальные теме — познанию России. Трудно представить, какую огромную работу проделал историк Карамзин. Ведь на создание двенадцати томов его "Истории государства Российского" ушло двадцать три года напряженного труда, с 1803 по 1826 г.

К началу XIX века Россия оставалась едва ли единственной европейской страной, которая не имела печатного, полного общедоступного изложения своей истории. Множество исторических источников были недоступными не только простым читателям, но и историкам, Карамзину предстояло собрать воедино весь сложный и разнородный материал и изложить его простым и понятным языком.

Цель, поставленная будущим историком, была сложной и противоречивой. Ему необходимо было исследоватьогромное количество материала и написать национальное, общественно значимое сочинение. Но это должна быть не сухая историческая работа, а художественно е произведение, предназначенное для широкой публики. И Карамзину это удалось, в результате у него получилось яркое произведение, которое не могло оставить равнодушным ни одного читателя не только XIX века, но и современности. "Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием"[1] - вспоминал Пушкин.

Цель данной работы:

Раскрыть образ Н.М.Карамзина, а также его работу в качестве историка.

Историография:

Для данной курсовой работы было использовано некоторое количество литературы, посвященной биографии Н.М.Карамзина. Одной из наиболее интересных книг была работа Владимира Брониславовича Муравьева “Карамзин”[2] из цикла “Жизнь замечательных людей”, которая наиболее оказалась полезна для ознакомления с жизнью и творческой деятельностью Н.М.Карамзина, а также биографический очерк Евгения Соловьева “Карамзин. Его жизнь и научно-литературная деятельность”[3]. Также были использованы работы самого Карамзина: “Письма русского путешественника”[4], “Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях”[5], статьи Карамзина в журнале "Вестник Европы"[6].

Задачи данной работы:

1. Узнать биографию историка и писателя.

2. Представить основные достижения.

3. Раскрыть значение данной фигуры в истории.

 

 

ГЛАВА 1. Биография Карамзина

1.1РАННИЕ ГОДЫ

Николай Михайлович Карамзин родился в декабре 1766 года в селе Михайловка. Род Карамзиных - старинный дворянский род, который ведет свое происхождение от татарского выходца мурзы (князя), поступивший на службу к московскому князю и получивший поместье.[7] Известная московская аристократка Е.П. Яньковская писала: "Карамзины - симбирские старинные дворяне, но совсем неизвестные, пока не прославился написавший "Русскую историю". Они безвыездно живали в своей провинции, и про них не было слышно"[8]. Отец Карамзина-Михаил Егорович был отставным капитаном армии, обладавший простым и добрым нравом. Всю свою жизнь провел в своем поместье, был женат два раза. Первая жена-мать Николая Михайловича - Екатерина Петровна скончалась после рождения своего сына через 3 года.

В детстве он получил первоначальное русское образование и воспитание. Первым наставником и учителем маленького Николая был дьякон местной церкви. Всего за несколько недель он усвоил церковнославянский алфавит, склады и титлы. Карамзину было около 10 лет, когда графиня Пушкина занялась с мальчиком историей и географией. Впервые он прочел "Римскую историю" Шарля Роллена: «Какими приятными воспоминаниями обязаны мы Истории! Мне было 8 или 9 лет от роду, когда я в первый раз читал Римскую и воображал себя Сципионом, высоко поднимаю голову"[9]. Таким образом, он уже в детстве познакомился с историй и полюбил ее. Карамзин очень рано пристрастился к чтению. Читая исторические сочинения, он сам воображал себя героем. Он просиживал за книгами целыми днями, забывая обо всем, что было вокруг него. Во всех романах герои остаются добродетельными, все злодеи описываются черными красками. Карамзин понимал, что добродетельный всегда побеждает, а злодей гибнет. Кроме книг и природы на маленького Николая влияла и домашняя обстановка. К его отцу постоянно приезжали гости. Карамзин постоянно вертелся между гостями. Он умел “вкрадываться в любовь приветливым видом, умилительными взорами, мягким звуком голоса[10]”. Он любил слушать бесчисленные рассказы о подвигах и победах. Среди воспоминаний Карамзина-мальчика можно найти голодный бунт, произошедший на Волге, накануне Пугачевского бунта. Мальчику тогда было 7 лет: "Не могу я без сердечного содрогания вспомнить того страшного года... того лета, в которое от долговременной засухи пожелтевшие поля орошаемы одними слезами горестных поселян... той осени, в которую раздавались стенания и вопль отчаянных..."[11]. Детская память также сохранила не только ужас голода, но и образ нравственного человека-крепостного крестьянина Фрола Силина, который пришел на помощь поселянам и роздал свои запасы хлеба.

В 1773 семья Карамзиных переехала в Симбирск, так как к их уезду подошли отряды казаков и разграбили его.

1.2 ГОДЫУЧЕБЫ

Тринадцатилетний Карамзин отправился в Москву, где поступил в университетский пансион Шадена. Особое внимание уделялось языкам, Карамзин делал значительные успехи. Шаден начал водить его к знакомым иностранцам, давал ему хорошие книги и предвидел в нем зачатки будущего литератора. Он стал посещать университетские классы. Там он получал основы философии, нравственных убеждений, которые потом расширялись, шлифовались самообразованием. Именно тогда закладывалось мировоззрение и нравственные принципы Карамзина. Так прошло 4 года. Живя в Немецкой слободе, он понимал, что все им услышанные в детстве рассказы российской старины здесь становились ближе. Жители Москвы видели людей, чьи имена стали историей. Все вокруг "полнилось" воспоминаниями о Петре Великом, Петре II, Анне Иоановне, Екатерине II. Он представлял картины тех времен, людей. Позже начав работу над "Историей государства Российского" он представлял себе картины прошлого точно также, призывая себе на помощь воображение.[12]

В 1781-1782 учебном году он посетил лекции в Московском университете и изучил отечественную и всемирную историю, историю иностранной литературы, теорию изящной словесности и читал писателей Германии, Франции и Англии в подлинниках. На лекциях он познакомился с Александром Петровым, который сыграет значительную роль в жизни историка. Петров обладал необыкновенным умом и здраво мыслил. Они подружились с Карамзиным, хотя не во всем были сходны между собой, но главное было в том, что они оба питали страсть к познаниям.

В 1782 году Он отправился в Петербург, где начал свою службу и встретился с Иваном Ивановичем Дмитриевым. Тот предложил ему заниматься переводами для книгопродавцев. Первым переводом Карамзина было немецкое сочинение "Разговор Австрийской Марии Терезии с Российскою Императрицею Елизаветою в Елисейский полях".[13] Этот перевод стал началом профессионального пути Карамзина как литератора.

Вскоре Карамзин вышел в отставку, вернулся домой в Симбирск, где в это время умер его отец. Но несмотря, ни на что он продолжал заниматься переводами. В Симбирске он был светским человеком: любезный в дамском кругу и политик перед отцами семейств. Но такая жизнь продлилась недолго. Человеком, открывшим глаза Карамзину, стал Иван Петрович Тургенев, который был масоном. Карамзин также был вынужден пройти через масонство, в котором он надеялся, что оно откроет ему цель и смысл жизни, укажет направление деятельности. Первые собрания и первые, прочитанные им масонские сочинения, захватили и увлекли Карамзина, он вновь принялся за чтение и почувствовал в душе сладостную тишину.

1.3 ПЕРЕЕЗД В МОСКВУ

В 1785 он переехал в Москву, где Иван Петрович Тургенев ввел его в интеллигентный кружок, собравшийся вокруг Н.И.Новикова. Теперь он был среди людей, соединенных дружбой и просвещением. Новикова описывали следующим образом: “Его способности к организации и влияния на людей поразительны. Его честность и сила воли несомненны.…Это…редкий тип русского человека, обладающий громадной инициативой и способностью идти собственной дорогой,… Влияние его энергичной нравственной личности на людей было велико. Как масон Новиков мечтал об утопии - о чистом христианстве…. Чтобы люди составили единое целое, их надо просвещать, и он потратил на это просвещение все свои силы, средства и жизнь”.[14]

Его знакомый Петров также являлся масоном, и редактировал журнал “Детское чтение”. Он предложил Карамзину переводить или писать для журнала. Карамзин соглашается, и на страницах журнала появляются его переводы повестей, рассказов, пьес и стихов. Также он помещает и свои стихи и прозу. Кроме статей Карамзин переводил философские трактаты и пьесы. Но в этом журнале Карамзин не мог решать многие проблемы современной литературы, а также осуществить свои литературные планы.

У Карамзина была мечта - заграничное путешествие. Он решил ее осуществить. Перед отъездом порвал все связи с масонами “Дружеского общества”. Он уважал масонов, но не смог разделить с ними их убеждения, в чем откровенно признался.

1.4 ПОЕЗДКА ЗА ГРАНИЦУ

В мае 1789 года Карамзин выехал из Москвы. Он посетил Германию, Францию, Швейцарию, Англию. Первым знаменитым человеком, которого встретил Карамзин, был Эммануил Кант. Они говорили о путешествиях, о Китае. Об открытии новых земель, о природе нравственности человека. В Берлине Карамзин посетил знаменитого издателя Лессинга. Их разговор был о веротерпимости: ”Терпимость к чужому мнению - вещь прекрасная, но если чужое мнение прокладывает себе дорогу костром и виселицами, пытками и тюрьмами, если оно неискренне, если оно заботится не об истине, а о том, чтобы какими бы, то ни было средствами заставить замолчать своего противника, то терпимость к нему становится прямо преступной”[15]. Там же Карамзин посетил театр и смотрел драму Коцебу “Ненависть к людям и раскаяние”. Описывая свои впечатления, он говорил, что немецкие авторы с живостью представляют в своих драмах человека, какой он есть, отвергая все украшения и румяна, которые человеку с естественным вкусом не приятны. Также Карамзин побывал и в Швейцарии. Там он посетил Лафатера и вел с ним беседы на философские темы. Он никак не мог побороть искушение написать красивый период по поводу такого красивого и звучного слова, как свобода, ведь Швейцария-страна свободы. Он ее почувствовал по приезде в эту страну. Красота швейцарской природы, несомненно, произвела на Карамзина сильное впечатление. В Женеве близко сошелся с философом Боннетом. В Париже он побывал в самый разгар революции, когда Бастилия была уже разрушена, феодализм был отменен, судьба старого порядка, монархии и церкви стояла на очереди. Он собирал живые черты революции, ее проявления в жизни общества, влияния на жизнь народа. По поводу революции он пишет, что любые насильственные потрясения гибельны, и каждый бунтовщик готовит себе эшафот.[16] В июне 1730 года Карамзин направляется в Англию. Он восхищался великолепными английскими пейзажами, английскими женщинами. Совершил прогулку по Лондону, которая настроила его на философский лад. Он посетил множество английских достопримечательностей - городская тюрьма, Биржа, Королевское ученое общество, колокольня Святого Павла, королевский Сент-Джемский дворец, Адмиралтейство, Британский музей и многие другие. Но вскоре при близком знакомстве с Лондоном он разочаровывается в нем."… Но если вы хотите, чтобы у вас помутилось на душе, то загляните ввечеру в подземельные таверны или в питейные домы, где веселится подлая лондонская чернь! Такова судьба гражданских обществ: хорошо сверху, в середине, а вниз не заглядывай..."[17].

В путешествии Н.М.Карамзин пишет “Письма русского путешественника”. “Письма…” представляют собой несколько записанных мыслей, отзывы о произведениях искусства, риторически нарисованные картины. В письмах вы на каждой странице ощущаете, что автор думает о России. Подводя итоги своего путешествия, Карамзин говорил, что он вернулся таким же, каким был прежде, только с новым опытом и знаниями.

1.5 КАРАМЗИН В ПЕТЕРБУРГЕ

Карамзин вернулся в Петербург осенью 1790 года, тогда же его познакомили с И.И.Державиным. Благодаря этому знакомству он вступил в высшее общество. Перед Карамзиным стоял пример Новикова, и он пришел к тому, что ему нужно выступать одновременно и писателем и издателем. Карамзин решился издавать журнал, содержание которого будет составлять русские сочинения, иностранные сочинения, критические рассматривание книг, известия о театральных пьесах, описание происшествий.[18] Его журнал был назван “Московские ведомости”. Он говорил, что имея в голове некоторых иностранных авторов, сначала подражал им, но затем писал уже своим слогом. Он советовал это всем начинающим сочинителям. Он сыграл огромную роль в истории русской журналистики. Карамзин разрушил готические башни обветшалой литературы и положил начало новому европейскому изданию. Молодое поколение стало подражать языку и слогу Карамзина.

В “Московских ведомостях” впервые была напечатана “Бедная Лиза”- знаменитая повесть Карамзина. Успех этой повести был необыкновенный. Она принадлежит к числу произведений, которые именуют собой литературную эпоху, и в этом ее значение для истории литературы. Лизой-главной героиней - все восхищались. Читатели сострадали Лизе, оплакивали ее любовь и смерть. Чем же эта простая повесть так зацепила людей, видевших вокруг себя столько страдания, выросшие в обстановке крепостного права, легкомысленных нравов, постоянного угнетения со стороны государства?

“При­чина зак­лю­чалась, ра­зуме­ет­ся, в том, что ис­кусс­тво бы­ло са­мо по се­бе, а жизнь са­ма по се­бе. Мож­но бы­ло лю­бовать­ся хо­рошень­ким ли­чиком кресть­ян­ской де­вуш­ки на кар­ти­не и звать ее хам­кой, бить ее по ще­кам, ког­да она яв­ля­лась в ка­чес­тве дво­ровой. Мож­но бы­ло сос­тра­дать че­лове­ку в по­вес­ти и топ­тать в грязь его дос­то­инс­тво в дей­стви­тель­нос­ти. Ис­кусс­тво бы­ло не об­щес­твен­ной си­лой, а, ес­ли так мож­но вы­разить­ся, лишь соб­ра­ни­ем зву­ков, вы­зыва­ющих из­вес­тное нас­тро­ение – ве­селое или ме­лан­хо­личес­кое. Все слу­жило ме­лодии, все вы­ража­лось в ме­лодии. Пла­кали на Чис­тых Пру­дах не из-за Ли­зы, а из-за собс­твен­но­го ме­лан­хо­личес­ко­го нас­тро­ения, выз­ванно­го ме­лоди­ей Ка­рам­зи­на”.[19]

Вскоре Карамзин начал издавать сборники “Аглая”- здесь мы находим статьи о пользе просвещения, стихи, рассказы. Большую часть своего времени он отдавал литературным работам. Он держал себя в стороне от общества. От тяжелой жизни он уходил в творчество. 1793-1796 года были наполнены ужасом. От свободы печати не осталось и тени. Новикова бросили в крепость, продолжались допросы воображаемых государственных преступников. Карамзина едва не казнили, поэтому он старался держаться как можно незаметнее. От великолепных утопий царствования Екатерины не осталось и следа. Теперь звуки патруля раздавались с утра до вечера, заглушая слова, нагоняя тоску и ужас. Впоследствии Карамзин писал “Россияне смотрели на монарха как на грозный метеор, считая минуты и с нетерпением ожидая последней”[20]. Но, несмотря ни на что, Карамзин надеялся, что кровопролитие не может быть вечно.

1.6 АЛЕКСАНДР I. И КАРАМЗИН

Наконец в 1801 году на престол вступил Александр I, с этого момента начинается новая жизнь самого Карамзина. Он пишет оду государю, которая отмечает важный рубеж его творческого пути. Карамзин принял решение серьезно заняться историей. Он приветствует императора от лица истории, заявляет о перемене своих занятий.

Карамзин принялся за работу. Он издает “Похвальное слово” императрице Екатерине. “Похвальное слово” представляет собой нравоучение для юного монарха, от которого все ждали, что он восстановит век Екатерины: “Самое высшее искусство Монарха состоит в том, чтобы знать, в каких случаях употребить власть свою: ибо благополучие самодержавия есть отчасти кроткое и снисходительное правление”.[21]

Карамзин начал издавать журнал “Вестник Европы”[22] - обозрение иностранной жизни - о Бонапарте и Питте, о французском правительстве, об учреждении ордена Почетного легиона. Обозрения были живыми и интересными. Он давал обзор политических событий. Статьи, посвященные российским делам, отличались продуманной и оригинальной концепцией. Также в журнале появились исторические статьи. По его сочинениям виден путь, которым он шел к серьезным занятиям историей. Он уже давно занимался всемирной историей средних времен, затем стал интересоваться отечественной. Карамзин давно хотел бы писать отечественную историю, но пришлось бы бросить журнал, составляющий большую часть его годового дохода. Но Дмитриев уговорил его написать в Петербург правительству, и в сентябре 1803 года Карамзин отправил письмо на имя министра народного просвещения, с просьбой о назначении себя государственным историографом. Он издавал журнал с намерением иметь возможность свободно работать, сочинять “Русскую Историю”, которая с некоторого времени занимает его всего. Государь дал свое согласие, приказав выдавать ему по две тысячи рублей в год.С этого момента жизнь Карамзина изменилась. Начинается ее вторая половина, непохожая на первую. Независимый литератор, добрый мечтатель превращается в придворного историографа.

 

 

ГЛАВА II. ”ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО”

2.1“ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙКОГО” Н.М.КАРАМЗИНА

Еще в апреле 1790 года Карамзин в Париже говорил: "Больно, но должно по справедливости сказать, что у нас до сего времени нет хорошей Российской истории, то есть писанной с философским умом, с критикою, с благородным красноречием".[23]Хорошую характеристику тогдашнего состояния русской истории дает историк М.П.Погодин: "Библиотеки не имели каталогов, источников никто не собирал, не указывал, не приводил в порядок, летописи не были исследованы, объяснены, даже изданы ученым образом, грамоты лежали, рассыпанные по монастырям и архивам, хронографов никто не знал, ни одна часть истории не была обработана..."[24]

Начнем с того, что Карамзин имел очень поверхностные понятия об истории, не имел специального образования и ученой подготовки. Он хотел справиться с этой непосильной задачей с помощью своего таланта красноречия и живости воображения. Он хотел сочинить занимательную книгу для чтения, распространить сведения, доступные для немногих. И образы русских князей стали для него предметами, достойными художественной кисти. Карамзин считал, что у него все получится, ведь можно выбрать, одушевить, раскрасить, и читатель удивится, как из Нестора, Никона могло выйти нечто привлекательное, сильное, достойное внимания не только русских, но и иностранцев.

Его статья 1802 года "О любви к отечеству и народной гордости"[25] стала выражением той нравственной идеи патриотизма, во имя которого он приступил к работе над "Историей государства Российского". Он считает, что моральная или нравственная любовь к отечеству является любовью с соотечественникам. Политическая любовь - высшая степень любви к отечеству, включает в себя физическую и моральную. Опорой патриотизма Карамзин считает гордость отечеством, соотечественниками, обычаями и мнением о себе как о первом народе.

В 1801-1803 годах Карамзин напечатал ряд исторических статей, которые были первыми пробами будущего исторического труда: "Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице"[26], "О тайной канцелярии"[27], “'Известие о Марфе-посаднице"[28], "Русская старина".[29]

В ходе своей работы Карамзину удавалось находить счастливые находки, такие как Лаврентьевский список летописей, он исправлял неточности Шербатова и Болтина. Но работа шла медленно, так как находки и открытия заставляли его переделывать написанное.

В работе над "Вступлением" Карамзин отрабатывал методику нового для него литературного жанра - исторического труда - история должна быть не сухим сочинением, а живым литературным произведением. Но это должен быть и высоконаучный труд. Карамзин в предпосланном первому изданию Истории пишет, что есть три рода истории. Русскую историю до XVII века Карамзин относит к третьему типу. Третий тип - самый ограниченный для таланта, нужно передать только то, что передали нам современники, ничего лишнего. Нужно изображать то, что есть или было, а не то, что могло быть.

Наконец, Карамзин написал "Введение", в котором отвечал на вопросы: кто были наши предки, древние обитатели Руси. Во втором томе Карамзин сообщает об истории времен Рюрика до введения христианства, заключив том обозрением гражданского и нравственного состояния древней Руси. С 1806-1807 года Карамзин пишет третий и четвертый тома. В 1809 году Карамзин обнаружил очень ценную находку-Волынскую летопись, доведенную до 1297 года.[30] В письме А. И. Тургеневу. Карамзин пишет, что не спал несколько ночей от радости. Летопись не только дополняла многие известные материалы, но и сообщала новые, неизвестные факты.

В 1809 году она был представлен Великой Княгине Екатерине Павловне, любимой сестре императора. Екатерина знала и ценила сочинения Карамзина. Каждый день его приглашали во дворец, и по вечерам он читал главы из "Истории государства Российского". Екатерина была увлечена ясной логикой и доказательностью рассуждений Карамзина, его взглядами на современные события. Но милости двора и ордена, получаемые Карамзиным, возбуждали в людях зависть. П.И.Голенищев- Кутузов отправил министру просвещения А.К.Разумовскому формальный донос на Карамзина: "Государь не знает, какой гибельный яд в сочинениях Карамзина кроется... Карамзин явно проповедует безбожие и безначалие. Не орден ему надобно дать, а давно пора бы его запереть, не хвалить его сочинения, а надобно их сжечь...".[31]

Карамзин охотно читал свою рукопись друзьям и знакомым, поэтому в обществе о ней знали, она вызывала интерес. А.И.Тургенев пишет в письмах: "Карамзин... пишет тихо, не вдруг и работает прилежно, я говорил с ним много и удивлялся его знаниям и усердию... Я еще ни на русском, ни на других языках ничего подобного не читал... Какая критика, какое исследование, какой исторический ум и какой простой, но сильный и часто красноречивый слог...К.- один из лучших историков этого столетия, считая и прошедшее, которое прославили Шледеры, Миллеры, Робертсоны и Гиббоны. Он смело может быть наряду с ними".[32] На собрании, где зачитывались отрывки из "Истории" было многолюдно, слушатели были восхищены чертами великого характера россиян, ярко представленными красноречивым историком.

В феврале 1811 года Карамзин был представлен императору Александру I. Он читал императору главы из "Истории", после чего они разговаривали о самодержавии. Он не всегда был согласен с некоторыми его мыслями, но искренно удивлялся его ума и скромному красноречию. Он чувствовал доброту императора, и любил, уважал его. Император прочитал написанную Карамзиным "Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношении"[33], которая представляет собой уникальный образец политического сочинения. Она касается взаимоотношений российской власти и народа. Основное место занимает критика- высказывая отрицательное мнение по вопросам внешней и внутренней политики правительства императора и о той роли, которую играет сам Александр в политических перипетиях. По поводу внутренней политики Карамзин пишет, что хоть министерства и были созданы, но не было разработано ясного руководства для их работы. Карамзин задается вопросом, какая же от реформ польза. Был создан кабинет министров, но они не понимают друг друга и делают все только для своей пользы, а не для государства. Он критикует бесконтрольный выпуск ассигнаций, который только способствует падению рубля. Причиной разорения казны он считает огромное количество расходов и казнокрадства. Карамзин объясняет сложившуюся ситуацию излишней поспешностью и неожиданной новизной. Он предлагает императору обраться к прошлому и посмотреть, какие уроки оно преподает. Первый урок состоит в том, что в 9-10 столетиях Россия была самодержавной страной, великой и славной благодаря единой и крепкой власти князя. Они не могли быть гражданскими князьями, "… они заплатили своим подданным славою и добычею за утрату прежней вольностью". А когда начались междоусобицы, страна разделилась, появилось чудо в лице Ивана Калиты, который начал процесс собирания земель. Последующие князья с успехом завершили эту задачу. "Самодержавие укоренилось..".[34]Затем началось смутное время и отечество необходимо было снова спасать. Спасение явилось в лице Михаила Федоровича Романова. Действия династии Романовых в лицах Михаила, Алексей и Федора способствовали сближению россиян с Европою, как в гражданских учреждениях, так и нравах. Карамзин осуждает действия Петра I и Екатерины II.:"Петр не хотел вникнуть в истину, что дух народный составляет нравственное могущество государства,… Государь унижал россиян в собственном их сердце. Предписывать уставы обычаям есть насилие беззаконное и для самодержавного монарха…”.[35]Екатерину он обвиняет в ее богатстве, развратных нравах и красоте. В основанных ею государственных учреждениях Карамзин видел лишь блеск, она давала суды, не образовав судей, давала правила без средств исполнения. Чужестранцы овладели образованием, двор забыл русский. У нас были академии, высшие школы, приятные светские люди, прекрасное войско, но не было хорошего воспитания, твердых правил и нравственности. А Екатерина либо не видела всего этого, либо не хотела видеть, довольствуясь успешным течением ее царствования.

Подведя итог, Карамзин в своих записках хочет сказать, что самодержавие необходимо для счастья, а государь - единственный источник власти. Он ведет к тому, что в настоящее время государственный строем должно быть самодержавие. Трактат Карамзина особенно ценен тем, что он не разоблачает ошибки правителей, а говорит о том, как избежать их. Признаки, по которым чаще всего падают правители, - ненависть народа к ним или всеобщее неуважение. Он считает необходимым условием существования государствам гармонию нравственных принципов народа и власти.

2.2 КАРАМЗИН И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА1812 ГОДА

К началу 1812 года международные отношения так обострились, что война между Россией и Францией стала неизбежной. Наполеон открыто заявлял, что раздавит Россию, так как она мешает ему стать повелителем мира. В русской армии проводились реформы, совершенствовалось оружие, артиллерия. В ночь на 12 июня без объявления войны наполеоновская армия вступила на территорию России. Война казалась тяжелой и кровопролитной. Русская армия с жестокими боями отходила, Наполеон стремился к Москве. Положение становилось опасным. Александр обратился со специальным манифестом. Это было объявление о всеобщем ополчении. 16 июля главнокомандующим Московскою военною силою был избран М.И.Кутузов. Начали поступать пожертвования. Велась запись добровольцев. 6 августа французы заняли Смоленск. Открылась дорога на Москву. Кутузов допускал, что придется отступить, но понимал, что отдать Москву без боя нельзя и начал подготовку к сражению. Начинается эвакуация Москвы.

Все ожидали генерального сражения. 26 августа Карамзин сообщает жене, что в 10 часов началось ужасное сражение и закончилось ночью. Русские отступили. Карамзин скорбел об ужасных потерях - Багратионе, Тучковых, Кутайсове. Он предвидел поражение Наполеона, потому что у Наполеона все движется страхом, насилием, отчаянием, у русских все дышит преданностью, любовью, единодушием. 1 сентября Карамзин покидает Москву и едет с Екатериной Андреевной в Нижний Новгород, куда были переведены все правительственные учреждения. Карамзин пытается вступить в армию, но 7 сентября стало известно, что наполеоновская армия вышла из Москвы, и началось ее бегство из России. Карамзин видел пожар Москвы и ее разорение. Полуразрушенный Кремль, сожженные и разграбленные дома, оскверненные храмы-все это производило гнетущее впечатление. Печаль о сожженной Москве шла рядом с радостью от перелома в ходе войны. Карамзин находится в подавленном состоянии: "Я теперь, как растение, вырванное из корня: лишен способов заниматься и едва ли когда-нибудь могу возвратиться к своим прежним мирным упражнениям. Не знаю даже и того, как и где буду жить".[36]

В январе 1813 года москвичи начали разъезжаться из Нижнего Новгорода. А Карамзин начинает преодолевать свою растерянность и смятение и думает о работе. В это же время случилось несчастье в семье Карамзиных - умер сын Андрей. Карамзины выехали из Нижнего Новгорода с тяжелым сердцем. Он снова находится в подавленном состоянии. Он находит силы, чтобы жить лишь ради своей жены. Карамзин считает, что необходимо напечатать написанную часть "Истории”, чтобы не пропал весь его труд.

Тем временем Москва вновь поднималась из пепла и после великого пожара возрождалась. Карамзин внимательно следил за происходящими событиями, анализировал их, его волновали несчастья, героизм, поражения и победы русских людей.

2.3 ИЗДАНИЕ ПЕРВЫХ ТОМОВ “ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО”

В 1816 году Карамзин закончил первые 8 томов и приступил к их изданию. Прежде всего, Карамзин смотрит на историю как на художественное произведение. Он действует на читателя музыкою своих фраз, трогательностью своих описаний. Он не убеждает людей, а рисует действительность. Истории мысли у него нет. Есть лишь портретная галерея князей и царей, их добродетель или пороки, Карамзин преподает нам уроки нравственности на каждой странице. Связи событий у него нет. Есть лишь мудрость правителей - единственная сила, которая создает и регулирует события. Он не пропускает ни одного правителя, с точностью изображая его. История превратилась в биографию.

Милюков писал: ” Итак, – го­ворит он, – не ис­то­ричес­кое изу­чение, не раз­ра­бот­ка сы­рого ма­тери­ала ис­то­рии, а ху­дожес­твен­ный пе­рес­каз дан­ных, уже из­вес­тных, – вот та за­ман­чи­вая за­дача, ко­торая ри­сова­лась пе­ред во­об­ра­жени­ем Ка­рам­зи­на до на­чала ра­боты”.[37]

Рассмотрим, как воспринял историю Карамзина народ. Двор был ею доволен. Карамзин получил аудиенцию у государя. Высшее общество было в восторге. "...Везде сыпались на автора похвалы, которые он принимал без услады и восторга, просто с неподражаемым добродушием".[38]В.А.Жуковский после прочтения нескольких глав из "Истории" писал И.И.Дмитриеву: "Недавно провел я у него самый приятный вечер. Он читал нам описание взятия Казани. Какое совершенство! И какая эпоха для русского появление этой "Истории"! Какое сокровище для языка, для поэзии, не говорю уже о той деятельности, которая должна будет родиться в умах. Эту "Историю" можно назвать воскресителем прошедших веков бытия нашего народа... Теперь все оживлятся, подымутся и получат величественный, привлекательный образ!"[39]

А.С.Пушкин прочитал и выразил свое восхищение "Историей государства Российского" Карамзина: "Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка-Коломбом... Ноты "Русской истории" свидетельствуют ученость Карамзина, приобретенную им уже в тех летах, когда для обыкновенных людей круг образования и познаний давно окончен и хлопоты по службе заменяют усилия к просвещению".[40]

Однако часть интеллигенции была против "Истории". Высказывались противоположные Карамзину предложения. Канцлер Румянцев был очень недоволен Карамзиным за его взгляды, противоположные либеральным идеям. Прежде всего, люди были недовольны тем, что Карамзин дал им историю государства, князей, правительства, но не народа. Карамзин хотел, чтобы люди учились у истории любви к добродетели и отвращению к порокам. Но они искали в ней гражданской свободы. В ответ этим людям Карамзин говорил: "Свободу мы должны завоевать в своем сердце миром, совестью и доверенностью к Провидению. Свободу дает не Государь, не парламент, а каждый из нас самому себе с помощью Божьей".[41]К концу 1816 года обозначилось противоречие между Карамзиным и молодыми либералами. Карамзин возлагал надежду на действие времени, постепенность преобразование, отдавал предпочтение реформам революции. А либералы в свою очередь ждать не хотели, предпочитая рубить узел, не принимая того, что при разрубании все может быть поражено или уничтожено. Муравьев, к примеру, требует от истории, чтобы она показывала и указывала на примеры открытого сопротивления между властью и народом, а не примирение с несовершенством.

Соловьев в своей биографии Карамзина также высказывается не особо лестно по поводу его истории: "Мне кажется, что после сказанного можно признать "Историю" Карамзина почти непригодной для нашего времени. Значительно мягче должны мы будем отнестись к ней, перенесясь за 80 лет назад".[42]

Однако, несмотря на противоположные мнения успех "Истории" был очевиден. Для признания заслуг Карамзина перед обществом его избрали в члены Российской академии в 1818 году. В сентябре он произнес речь на общем заседании, в которой он высказал идеи и мысли, которые совпадали с членами Российской академии. Он рассуждает об общественной важности языка и словесности, поднимает вопрос о том, нужно ли предписывать законы языку, говорит о постоянном развитии литературы, о том, что высшей наградой творца является его труд и удовлетворенность своим трудом. Речь Карамзина имела успех.

2.4 ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫЖИЗНИ

В 1819 году Карамзин принялся за IX том "Истории", в котором рассказывалось о второй половине царствования Ивана Грозного. Описание кошмарных действий царя-террор, опричнина - сказывалось на нервном состоянии Карамзина. Так об Иване IV Карамзин пишет первым из историков. Девяты



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: