Методика вскармливания при затруднениях со стороны матери.




Детский патронаж.

Выяснить жалобы матери.

2. Изучить санитарное состояние квартиры и условия жиз­ни ребенка. Отметить наличие кроватки, коляски, манежа, пред­метов ухода, соблюдение правил стирки и хранения детского бе­лья, одежды, обработки посуды.

3. Дать анализ соблюдения возрастного режима дня (сколько раз ребенок спит днем и сколько часов ночью; организации бодрствования; выносят ли ребенка на улицу, когда, на какое время), оценить характер питания (вид вскармливания; кратность корм­ления; перечислить дополнительные продукты, получаемые ре­бенком; отметить аппетит).Особое внимание уделить сохране­нию грудного вскармливания, проведению массажа и гимнасти­ки, закаливания, гигиене тела (частота купания, наличие отдель­ной ванночки), воспитательных мероприятий. Если накануне была сделана прививка, оценить общее состояние ребенка, выявить поствакцинальную реакцию (осложнения) и сообщить врачу. Уточнить проведение профилактики рахита.

Проконтролировать выполнение предыдущих назначений врача.

4. Провести объективное обследование ребенка (перед обследованием вымытьруки). Особое внимание обратить на: ведущие линии нервно-психического развития, параметры поведения (настроение и живость реакции на окружающее, сон, аппетит, характер бодрствования, отрицательные привычки, ин­дивидуальные особенности);

· состояние кожи и подкожно-жирового слоя (цвет, чистота, влажность, эластичность кожи, тургор мягких тканей, толщина подкожно-жирового слоя; у новорожденного отметить состояние пупочной ранки);

· костно-мышечную систему (размеры и состояние краев большого родничка, количество зубов, порядок их прорезывания; мышечный тонус, двигательные умения);

· частоту дыхания, пульс, температуру тела;

· стул и диурез (частота и характер стула, частота мочеиспусканий);

· реакцию на вакцинацию БЦЖ (указать проявления местной реакции на БЦЖ: пятно, инфильтрат, везикула, язвочка, рубчик).

5. Провести инструктаж матери, дать ей рекомендации. Особое внимание обратить на соблюдение возрастного режима дня, вопросы рационального питания, физического воспитания, воспитательные мероприятия, подготовку к прививкам, профи­лактику пограничных состояний, а также устранение выявленных отклонений.

6. Сделать запись в патронажном листе. Подклеить патро­нажный лист в историю развития ребенка (ф. № 112/у).

Пример 10. Запись выполненного патронажа.

 

Ф.И.О. ребенка ___________________

 

Адрес _____________________________

 

Жалоб мать не предъявляет. Санитарное состояние квартиры удовлетворительное. Условия жизни ребенка хорошие. Имеет все необходимое. Гигиенические требования к содержанию предметов ухода, детского белья, одежды и посуды соблюдаются.

Ребенок большую часть суток спит. Засыпает быстро, сон неустойчив. Во сне и во время бодрствования отмечается периодическая хаотичность движений. Регулярно, 3-4 раза в день по 1,5-2 ч, малыш бывает на свежем воздухе. Купают ежедневно. Ребенок получает только материнское молоко. Кормят по требованию, обычно 6-7 раз в сутки днем и 1 раз ночью. Аппетит хороший.Температура в помещении +22 °С. Мать регулярно проводит за­каливающие процедуры (сон на свежем воздухе, воздушные ванны 5-6 мин во время пеленания, умывание водой с температурой +28 °С, гигиенические ванны при температуре воды +37 °Св течение 5-6 мин). Уделяет ребенку много внимания, разговаривает с ним, стимули­рует сосредоточение и слежение за предметом, обнаружение источника звука. Использует игрушки простой формы, крупные, яркие, не много­цветные. Игрушка подвешена на расстоянии 70 см от груди, положение ее меняется. Перед кормлением ребенка выкладывает на живот.

 

При осмотре состояние ребенка удовлетворительное. Малыш удерживает взгляд на лице взрослого. Движения глазных яблок не всегда координированы. При сильном звуке он вздрагивает, мигает. Ручки слегка раскрыты. Голову удерживает несколько секунд. Кож­ные покровы чистые, бледно-розового цвета. На левом плече выяв­ляются следы от вакцинации против туберкулеза – инфильтрат7 мм. Регионарные лимфатические узлы неувеличенные. Подкож­ный жировой слой на животе +2 см. Эластичность кожи хорошая. Мышечный тонус сгибателей повышен. Большой родничок имеет размеры 2 х 2,5 см, края умеренной плотности. Частота дыхания 40 в 1 мин, частота сердечных сокращений 130 в 1 мин. Температура тела 36,8 °С. Слизистая полости рта без изменений. Живот мягкий. Моче­испускание свободное. Стул несколько раз в сутки, кашицеобразный, желтый, с кисловатым запахом.

Даны рекомендации:

1) о максимальном пребывании ребенка на свежем воздухе;

2) мать инструктирована, как поддержать лактацию;

3) о продолжении ребенку закаливающих процедур и воспитатель­ном воздействии;

4) о частом и более длительном выкладывании его на живот.

Мать с ребенком приглашена на профилактический прием в поликлинику в возрасте ребенка 1 месяц.

 

Дата выполнения патронажа 07.07.2002 г.

Патронаж выполнила медсестра Л. И. Мышкина.

 

 

ТЕМАТИКА И ПЛАН БЕСЕД С МАТЕРЯМИ

(ИНСТРУКТАЖ)

 

План беседы с матерями (инструктаж) должен включать в себя введение, в котором обосновывается актуальность темы, ос­новную часть, выводы и практические рекомендации. Работая над текстом беседы, следует использовать широкий спектр лите­ратуры, провести анализ сведений, дав собственную оценку и обосновав выводы.

 

Содержание беседы должно соответствовать современным научным данным, социальным требованиям обще­ства. Изложение должно быть кратким, доступным для родите­лей и детей, язык и стиль изложения грамотным, предложенные рекомендации убедительными и аргументированными.

 

Ожидание ребенка. Подготовка комнаты ребенка. Уголок ребенка, стол для пеленания, кроватка, коляска, постельные принадлежности, приданое, предметы ухода. Аптечка. Уборка комнаты, проветривание, температурный режим, идеальная система отопления.

 

В родильном доме. Первые дни жизни. Масса и длина тела новорожден­ного. Физиологические (пограничные) состояния. Иммунизация против ви­русного гепатита и туберкулеза. Школа молодой матери. Уход за новорож­денным ребенком. Выписка из родильного дома.

 

Основы рационального питания. Значение и преимущества грудного вскармливания. Понятия: исключительное и преимущественное вскармли­вание грудью. Значение грудного вскармливания, его преимущества.

 

Механизм образования молока. Строение молочной железы. Образова­ние грудного молока. Признаки активного рефлекса выделения молока (ок-ситоцина). Факторы, сдерживающие выработку грудного молока. Рефлексы ребенка. Процесс сосания груди.

 

Изменения в составе грудного молока. Краткая характеристика молози­ва, переходного и зрелого молока. Раннее и позднее молоко. Раннее прикладывание к груди. Польза раннего прикладывания к груди для матери и ребенка, методика. Лактационные кризы.

 

Совместное размещение матери и ребенка. Способы организации совместного содержания, преимущества его для ребенка и матери.

 

Правила кормления грудью. Частота и продолжительность кормлений. Попеременное кормление одной и другой грудью. Продолжительность ис­ключительно грудного вскармливания. Последствия предоставления ребенку воды, трав, молочных смесей. Вред применения сосок и пустышек. Гигиена кормящей матери. Микроклиматические условия содержания ребенка и лактация. Группы социальной поддержки матерей.

 

Техника кормления грудью. Психологическая подготовка матери к кормлению грудью. Поза матери. Положение ребенка у груди. Поддержка груди. Стимуляция рефлекса захватывания. Прикладывание ребенка к груди. Контроль правильности прикладывания и оценка кормления грудью. Завершение кормления.

Неправильное прикладывание к груди. Причины, признаки, тактика по­мощи матери.

Стимуляция выделения молока. Психологическая поддержка матери. Максимальный контакт матери и ребенка. Прием теплого питья перед кормле­нием грудью. Согревание груди. Стимуляция сосков. Массаж груди и спины.

Сцеживание грудного молока. Показания. Способы (руками, молокоотсосом ручным и электрическим, с помощью шприца-молокоотсоса, теплой бутылки), сравнительная характеристика, техника.

Методика вскармливания при затруднениях со стороны матери.

Гипогалактия, затруднение выделения молока из грудных желез, большое количество молока, поступающего быстро, галакторея, неправильная форма сосков (плоский, втянутый, длинный, крупный), трещины, раздражение, кровотечение из соска, воспаление сосков, наполнение и нагрубание груди, закупорка млечного протока. Причины, признаки, тактика помощи матери.

 

Кесарево сечение, болезнь матери.Тактика помощи матери.

 

Кормление грудью и прием лекарственных препаратов. Влияние лекарственных средств на мать и ребенка. Тактика при приеме матерью лекарственных средств.

 

Методика вскармливания при затруднениях со стороны ребенка.Отказ от груди, плач, слабое сосание, расщелина губы и твердого нёба, короткая уздечка языка. Причины, тактика помощи матери. Вскармливание доношенных близнецов.

 

Питание и режим кормящей матери.Потребность в питании. Качественный состав рациона. Недостаточность питательных веществ (железа, йода, кальция, витамина А и др.). Режим питания. Влияние алкоголя, табака, чрезмерных количеств кофеина, наркотических веществ на лактацию и ребенка.

 

Правила введения прикормов и корригирующих добавок.Цели и прави­ла введения, виды, сроки введения.

 

Опасность перевода ребенка на вскармливание молочными смесями.Причины перевода. Последствия вскармливания ребенка молочными смесями. Приемы сохранения и увеличения лактации.

 

Питание детей с 1 года до 7 лет. Требования к качеству и количеству продуктов, их кулинарной обработке. Распределение продуктов в течение суток. Калорийность пищи, ее распределение в зависимости от возраста.

 

Питание детей в условиях загрязнения окружающей среды радионуклидами. Технология приготовления пищи для уменьшения содержания радионуклидов. Использование радиопротекторных свойств пищи. Обогащение рациона минеральными веществами. Усиление выведения поступивших радионуклидов. Особенности питания кормящих матерей и детей раннего возраста.

 

Первый месяц жизни. Период новорожденности и его особенности. Встреча новорожденного дома. Трудности первых дней. Утренний туалет и осмотр. Обработка пупка. Текущий туалет. Купание. Пеленание. Укладывание в постель. Организация сна. Плач. Одежда. Уход за бельем (смена, стирка, полоскание, сушка, глажка, складывание и сортировка белья, хранение). Измерение температуры. Моча и стул. Гигиена матери. Обязанности отца. Взаимоотношения в семье.

 

Закаливание. Особенности дыхания детей. Проветривание. Прогулка на воздухе. Сон на балконе. Подготовка к прогулке. Дыхание через нос. «Улица» в комнате. Плавать раньше, чем ходить. Мощное средство закаливания и физического воспитания. Врожденный плавательный рефлекс. Бассейн детской поликлиники. Подготовка родителей к роли домашних инструкторов плавания. Необходимые приспособления. Обработка ванны и используемых для плавания предметов. Проводки по поверхности воды на спине и на груди. Первые азы ныряния.

 

 

Иммунизаци я против вирусного гепатита.

 

Второй месяц жизни. Посещение детской поликлиники. Развитие на втором месяце. Закаливающие процедуры. Массаж и гимнастика. Выкладывание на живот. Общение с младенцем. Режим дня. Гигиена тела. Рахит и его профилактика. Роднички. Сосание пальца.

 

Третий месяц жизни. «Комплекс оживления». Первые условные рефлексы. «Жаворонки» и «совы». Физическое и нервно-психическое развитие. Второй период обучения плаванию. Плавательные движения «на суше» и в воде. Новые виды поддержек на воде и приспособления к ним. Манеж. Признаки экссудативного диатеза. Особенности вскармливания при экссудативном диатезе. Пищевой дневник. Плач ребенка. Иммунизация против полиомиелита, коклюша, дифтерии и столбняка.

 

Четвертый месяц жизни. Прибавка в длине и массе тела. Первые слезы. Слюнотечение. Стрижка ногтей и волос. Влажные обтирания. Гимнастические упражнения. Первая ложка. Иммунизация против полиомиелита, коклюша, дифтерии и столбняка.

 

Пятый месяц жизни. Двигательные умения. Развитие. Игрушки. Воспитание с первых месяцев. Новое в режиме дня. Понос. Запор. Метеоризм. Профилактика заболеваний половых органов. Третий этап обучения плаванию. Иммунизация против полиомиелита, вирусного гепатита, коклюша, дифтерии и столбняка.

 

Шестой месяц жизни. Ползать раньше, чем сидеть. На руках и в кроватке. Гимнастические упражнения.

 

Седьмой месяц жизни. Первый жизненный опыт. Потребность в движении. Ребенок и взрослый. Воспитание «нельзя». Несчастные случаи. Гимнастические упражнения. Свободное плавание, ныряние, ходьба в воде. Первые зубы. Стоматит. Возрастные особенности экссудативного диатеза и особенности питания при нем.

 

Восьмой месяц жизни. Потребность в обществе. Новые двигательные умения. Дурные навыки. Воспитание полезных навыков. Строгий распорядок дня. Рахит во втором полугодии жизни. Особенности питания при рахите.

 

Девятый месяц жизни. Активные действия. Слова-обозначения. Усвоение значения слов. Изменения в одежде и обуви. Удлинение периода бодрствования. Насильственное кормление. Эстетика кормления. Гигиена сна. Завершающий период обучения плаванию.

 

Десятый месяц жизни. Темпы физического развития. Понимание простой речи. Игры со взрослыми. Купание сидя. Правильное сидение. Детская мебель. Гимнастические упражнения с предметами. Активная еда.

 

Одиннадцатый месяц жизни. Сложные действия. Новые игры. Попытки самостоятельно есть. Первые обобщения. Первые слова. Согласованность воспитательных приемов. Познание окружающего мира. Гимнастические упражнения по словесной команде. Прогулки на воздухе. Прогулочная коляска. Новые виды пищи. Суточное меню. Кормление полных я худых детей. Крапивница.

 

Двенадцатый месяц жизни. Итоги физического развития за год. Пропорции тела. Объем двигательных способностей и умений. Любознательность и отсутствие жизненного опыта. Общение со взрослыми. Восприятие музыки. Педагогические и непедагогические мероприятия. Онанизм. Закаливающие процедуры. Иммунизация против кори, эпидемического паротита и краснухи.

 

Недоношенный ребенок. Преждевременные роды. Признаки недоношенности. Недоразвитие внутренних органов и систем. Незрелость и особенности функции органов дыхания, пищеварения, несовершенство терморегуляции. Отделение выхаживания недоношенных детей. Особенности ухода за недоношенным ребенком. Пеленание. Купание. Свежий воздух. Суточный объем пищи. Методика кормления. Питье. Коррекция питания. Профилактика рахита и малокровия.

Врожденная гипотрофия. Внешние признаки. Причины возникновения. Основные особенности развития. Трудности вскармливания. Показатели выздоровления. Малорослость (гипостатура).

 

Травмированные в родах дети. Родовая травма. Причины возникновения черепномозговой травмы. Специализированные отделения для детей, травмированных в родах. Долечивание и особенности ухода в домашних условиях. Наблюдение. Бережное отношение к психике. Предупреждение оста­точных явлений черепно-мозговой родовой травмы. Паралич руки. Кривошея. «Конская стопа». Переломы костей.

 

Некоторые аномалии развития. Врожденные пороки развития. Врожденный вывих бедра. Незаращение верхней губы. Дефекты твердого нёба.

 

Третье полугодие жизни. Показатели физического развития. Новые возможности познания. Достижения в двигательном развитии. Уголок для тихих игр. Коренные зубы. Воспитание положительных качеств. Комплекс

утренней гимнастики. Режим и организация дня. Гигиенические мероприятия. Требования к детской одежде и обуви. Основные компоненты пищи. Примерное недельное меню. Прививка против кори.

 

Седьмой год жизни. Новые задачи. Усложнение двигательных способностей и умений. Подготовка к школе. Осмотр ребенка врачами- специалистами. Исправление выявленных дефектов здоровья. Рабочее место будущего первоклассника, его оборудование, освещение. Новый режим дня. Требования к будущему школьнику. Домашние задания. Внешкольные занятия. Иммунизация против полиомиелита и туберкулеза, дальнейшая плано­вая иммунизация детей.

 

Бабушка и дедушка. Обновление знаний по уходу за детьми и их воспитанию. Единство воспитательных приемов. Общая ответственность за итоги воспитания. Взаимное понимание старшего и младшего поколений.

 

Охрана прав матери и ребенка. Охрана здоровья матери и ребенка. Меры по поощрению материнства. Предоставление льгот беременным женщинам и матерям, имеющим детей раннего возраста.

 

Наиболее частые заболевания у детей грудного и старшего возрастов. Профилактика заболеваний. Основные проявления. Роль родителей помощников врача. Элементы оценки болезненного состояния ребенка. Данные, которые надо сообщать медицинскому работнику. Что нужно предпринять до прихода врача. Измерение температуры. Уход за больным ребенком в семье. Как давать лекарство больному ребенку. Компрессы, ингаляции, введение капель в нос, уши, глаза, клизмы. Режим питания больного ребенка.

 

Неотложная (домедицинская) помощь.Причины возникновения неотложных состояний, основные проявления, меры неотложной помощи, роль родителей, профилактика.

 

Разное. Организация приема детей в дошкольные учреждения. Гигиенические требования к организации сна. Патологический сон у детей. Энурез, причины возникновения, формы, особенности индивидуального подхода к детям. Скрытые депрессии у детей. Меры профилактики заболеваний уха, горла и носа. Использование традиционных и нетрадиционных методов закаливания. Влияние неблагоприятных метеоусловий на состояние детей. Охрана зрения у детей раннего, дошкольного и школьного возрастов. Гигиена половых органов. Неврозы, их предупреждение. Гигиенические требования к использованию компьютеров и других средств технического обучения. Особенности детского травматизма. Гигиенические требования к проведению физкультурных занятий. Медико-педагогический контроль за проведением физкультурных занятий. Прикус. Формирование его у детей. Меры профилактики аномалии прикуса. Формирование правильной осанки. Рациональное цветовое оформление помещений, где находится ребенок. Подготовка детей к школьному обучению. Учет индивидуальных особенностей при организации занятий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: