Мазня сумасшедшей обезьяны или новое слово в живописи?




 

Да только тишина быстро кончается: влетает взволнованный Поль Синьяк. Он не похож на себя. Обычно тщательно одетый и причесанный, сейчас он в расстегнутом плаще и цилиндре набекрень.

- Вот! - Синьяк кидает на стол газету. - Почитай, что пишут эти отступники! Эдгар Дега называет пуантилизм мозаикой сумасшедшей обезьяны. А старик Писсарро? Он написал, что все наши искания - неразумная глупость. Что он рассмотрел в Лувре полотна старых мастеров и не нашел ни одного, состоящего из точек. Будто он и раньше не знал, что пуантилизм - новейшее, только что изобретенное течение?!

Сёра смотрел на Синьяка и думал: неужели в жизни нет никакой верности?.. Когда от Дега отвернулись все, а критика писала, что изображения его балерин - одни упитанные ляжки и грязные шиньоны, разве не пришел он к Сёра и Синьяку учиться пуантилизму? И тогда он считал этот метод живописи перспективным.

А Писсарро? Его называли «импрессионистом-огородником, специалистом по капусте». Да он и сам понимал, что исписался. И в поисках новых идей пришел к пуантилизму. Что ж, как пришел, так и ушел. Но зачем же поливать грязью старых друзей?

Но оказалось, что самое страшное ждало впереди - на шестой выставке Общества независимых художников, открывшейся 20 марта 1890 года. Всего за месяц до этого, 16 февраля, Мадлен родила мальчика, которого назвали Пьер Жорж. Художнику уже стало казаться, что жизнь налаживается. Он выставил восемь своих новых полотен: портрет Мадлен, который назвал «Пудрящаяся женщина», два пейзажа, нарисованные в Гранд-Жатт, любимом местечке отдыха парижан, четыре марины из Пор-ан-Бессена и, конечно, «Канкан». И что тут началось!

Критики встретили картины Сёра в штыки. Пейзажи были названы «антиживописной мешаниной», а злосчастный «Канкан» - «детским изображением хореографических забав, просто уморительной мазней». Ко всему прочему, сам метод пуантилизма почему-то стали приписывать «мэтру Писсарро», а тот даже не возразил ни слова. На картине «Вос­кресная прогулка на острове Гранд-Жатт » все отмечали статичность фигур.

- Это египетская фантазия! Парад фарао­нов! - возмущались критики.

- Халтурные манекены, деревянные куклы, выставка игрушек из Нюрнберга! - подхваты­вали другие.

В ответ на этот поток эмоций Жорж Сёра только удивился:

- Что вы так разволновались? Подумаешь фигуры! Ведь это живопись, а не театр. Главное - что все написано по-научному.

Художник стоял возле портрета Мадлен, когда в зале появился разгоряченный от похвал Гоген. Окинув беглым взглядом висящие полотна, хмыкнул:

- В каком окружении мои картины! Хотя кто знает, может, будущее за этими картонками!.. - и театрально ткнул в работы Сёра и папаши Руссо.

Жорж в ярости сжал кулаки, готовый наброситься на насмешника. Но папаша Руссо, лукаво улыбнувшись, одернул его за полу пиджака:

- Пусть себе выступает. Он уверен, что гений и что лишь его полотна устремлены в будущее. Но ведь и ваш пуантилизм, и мои наивные картинки попадут туда же. Надо только работать…

 

«Я должен успеть закончить картину!»

 

И Сёра работал. Начал большое полотно «Цирк»: почти два метра на полтора, сорок персонажей. На переднем плане рыжий клоун в фантастической шапочке, на манеже юная наездница, стоящая одной ножкой на белой, несущейся на скаку лошади, у края манежа кувыркающийся акробат в желтом трико. Вокруг восторженные зрители, наверху веселые музыканты.

Но главное - художник решил использовать только три цвета: желтый, красный и синий. Все остальные оттенки получатся из точек сопоставления изначальных цветов. Сёра всем докажет, что правильно подобранные точки могут выразить весь спектр.

Жорж сильно изменился. Молчаливый и застенчивый, он вдруг стал общительным и речистым. По вечерам он несся сломя голову в известный цирк Фернандо. Мадлен взволновалась: а ну как ее дражайший увлекся циркачкой? Труппа Фернандо вообще популярна в кругу художников. Ее артистов изображали Ренуар, Дега, Тулуз-Лотрек. Теперь вот и Сёра рисует какую-то рыжеволосую наездницу. Говорят, эта бойкая девица работала в драматическом театре, принимая ухаживания известного банкира. Тот даже купил ей домик под Парижем. Но в одночасье девица влюбилась в циркача, бросила банкира и домик и устроилась работать в цирк. Правда, пылкая любовь длилась недолго, и теперь наездница вновь ищет покровителя. А ну как она нацелилась на беззащитного Сёра?

Мадлен предприняла свои меры - забеременела во второй раз. Не оставит же чадолюбивый папаша двух детей! Впрочем, резкое изменение в поведении художника заметили и его друзья: Сёра вдруг начал приглашать их в гости, демонстрировать еще незаконченную картину, взволнованно рассуждать о живописи. По ночам он спал теперь всего по два-три часа. Завел календарь, стал отмечать там каждый прожитый день, объясняя всем:

- Я должен успеть закончить картину к выставке!

И куда он так торопился?..

Выставка независимых, неоимпрессионистов, как их все теперь называли, открылась 20 марта 1891 года. Сёра не успевал закончить свой «Цирк», к тому же вместе с Синьяком и Тулуз-Лотреком его выбрали в выставочный комитет, что отнимало немало времени.

- Выстави только свои пейзажи! - советовал верный Синьяк.

- Выстави «Цирк» как есть - потом допишешь! - гудел Тулуз-Лотрек.

Сёра послушался этого любителя циркового искусства. Какой же он был дурак! На выставку явился предводитель эстетов, утонченный живописец Пюви де Шаванн, мельком взглянул на «Цирк» и скривился в удивлении:

- К чему выставлять недописанный эскиз?..

И словно сигнал прозвучал: критики вновь обрушились на бедного Сёра. Этого Жорж уже не смог вынести. Сначала у него появились боли в голове и температура. Он еще шутил, что «простуда приходит всегда не вовремя». Но потом появилась лихорадка, и начался бред.

Или это не было бредом? Сёра видел белую точку. Он знал, что белый цвет вмещает в себя весь спектр радуги, а точка раскрывается, продолжается в линию горизонта и разворачивается в бесконечное пространство. Каждая звезда - это вспыхнувшая точка. Из точки каждой звезды когда-нибудь разгорится пламя новой Вселенной. И создатель этой Вселенной - он, Жорж Сёра. А ведь он еще так молод - ему всего-то идет тридцать второй год…

Его не стало в пасхальное воскресенье 29 марта 1891 года. Врачи диагностировали дифтеритную инфлюэнцу. А через пару недель в Париже началась эпидемия этой страшной болезни. 14 апреля умер, заразившись, его крошечный сын. Заболела и Мадлен, но выздоровела, правда, потеряв второго ребенка.

Растоптанный горем, однорукий нотариус Антуан Кризостом Сёра устроил роскошные похороны - сначала сыну, потом и внукам. Мадлен Кноблох он признал своей законной невесткой, поделив все имущество покойного сына пополам.

Впрочем, делить было особенно нечего. От Жоржа Сёра остались сорок две картины. Они пошли с молотка по цене от 27 до 50 франков. Однако расчетливая Мадлен не удовольствовалась такой ценой. Она начала судебную тяжбу, поссорилась с родителями Жоржа, облила грязью его друзей и, не добившись ничего, укатила из Парижа в Брюссель. Там ее следы и затерялись.

Но по прошествии времени цена на полотна Сёра дошла до 50 тысяч долларов, а во второй половине ХХ века и до двух миллионов. Художник по праву стал именоваться великим.

Но еще большую жизнь обрела теория точки: теперь-то мы знаем, что из нее родилась вся наша Вселенная. Да и каждый раз, когда мы включаем компьютер, из такой точки разворачивается воистину бесконечная Всемирная паутина. И все ее краски возникают из принципа разделения цвета, который так старался познать Жорж Сёра.

И пусть художник так и не смог овладеть уже существующими теориями света, пусть ему не удалось добиться эффекта свечения, к которому он так стремился, но его работы отнюдь не бесцветны! Точки, которые Сера наносил на холст с таким трудом, создают замечательный эффект зернистой поверхности или легкой жемчужной дымки. И именно этот эффект сделал его творчество узнаваемым и неповторимым.

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Дюхтинг Хайо. Сёра. - М.: «Taschen/Арт - родник», 2005. - 96 с., 130 илл. - (Серия «Малая серия искусств»)

Аннотация:

«Книга о Жорже Сёра (1859-1891) - французском живописце, основателе неоимпрессионизма. Сёра разработал свою оригинальную технику живописи - маленькими мазками чистых цветов, смешанных только с белилами. Ее часто называют пуантилизмом.

Произведения ведущих мастеров импрессионизма - Клода Моне, Огюста Ренуара и Эдгара Дега - в 1880-е годы были доступны для обозрения и изучения. Их стилю подражали в сдержанной форме даже в академических кругах. Многих молодых живописцев вполне удовлетворял стихийный, виртуозный и субъективный характер импрессионизма, но они не пытались вникать в научные основы творчества.

Но были и такие, которые находились в поисках новых эстетических ценностей и все больше отходили от старых идеалов импрессионизма: интуиции и темперамента.

Поэтому так поражает не только неистовая преданность Сера искусству, но и его вера в возможность эмпирическим и научным путем выработать особый способ изображения и придать современной живописи новую силу воздействия».

 

2. Жорж Сера. Поль Синьяк. Письма, дневники, литературное наследие, воспоминания современников/Перев. Е. Классона, Г. Верейского, Сост. Ксения Богемская.- М.: «Искусство», 1976.- 336с. - Тираж: 30000 экз.

Аннотация:

«Сборник посвящен жизни и творчеству французских художников Сёра и Синьяка - создателей нового направления в живописи конца XIX - начала XX столетия - неоимпрессионизма. Объединение Сёра и Синьяка в одной книге обусловлено тем, что наследие рано умершего Жоржа Сёра очень невелико. Поль Синьяк, проживший более чем на тридцать лет дольше Сёра, был не только его сподвижником, но и продолжателем его исканий, исследователем импрессионизма».

 

3. Коровина Е. Великие авантюры и приключения в мире искусств. 100 историй, поразивших мир/Елена Коровина.- М.: «Центрполиграф», 2012.
Аннотация:

«Откройте эту книгу - и на ваших глазах произойдут самые таинственные и загадочные происшествия, разыграются самые романтические истории, раскроются самые гениальные аферы, связанные с деятелями искусства и бессмертными шедеврами. Вы узнаете, как из Лувра абсолютно незаметно для всех была украдена «Мона Лиза». Как гениальный парфюмер Генрих Брокар и гениальная выдумщица Шарлотта Брокар отмыли «немытую Россию» и как на всемирном конкурсе российские духи победили французский парфюм. Почему великого живописца Караваджо церковь называла Нечестивцем. Что за проклятие преследовало владельцев бесценного синего бриллианта «Хоуп». Как английские шекспироведы опознали утерянные рукописи Великого Барда и что выяснилось в действительности. Как виртуозный мошенник Виктор Люстиг смог продать саму Эйфелеву башню и о многих других авантюрах, от которых и у современников, и у потомков захватывало дух».

 

4. Коровина Е. Жорж Сера: Точка отсчета/Елена Коровина//Караван историй.- 2006.- №11.- Стр. 340-357.


5. Перрюшо А.
Жизнь Сера/Анри Перрюшо.- М.: «Радуга», 1992.- 192 с. –Тираж: 150 000 экз.

Аннотация:

«Настоящая книга Анри Перрюшо продолжает его серию «Искусство и судьба». Она рассказывает о жизни и творчестве Жоржа Сёра (1859-1891), художника-неоимпрессиониста, возглавившего течение, получившее в живописи название дивизионизма или пуантилизма.
Как и все книги этой серии, «Жизнь Сёра» содержит богатый документальный иллюстрированный материал, отличается легкостью и живостью изложения.
Рекомендуется широкому кругу читателей».

 

6. Russell John. Seurat/John Russell/На англ яз. - Изд-во «Oxford University Press», 1974. - 288с.- (Серия «The World of Art»)

Аннотация:

«Книга искусствоведа Джона Рассела посвящена французскому живописцу и графику Жоржу Пьеру Сера (1859 - 1891), основателю течения неоимпрессионизма (дивизионизма, пуантилизма). Жорж Сёра писал большие фигурные композиции и пейзажи. Изучая законы цвета и света, оптические эффекты, Сера пытался создать научную основу для решения колористических, световоздушных и пространственных задач. Изящная по рисунку, тонкая по цветовым сочетаниям, живопись Сера, с её мозаически-дробной структурой, в целом носит несколько рассудочный, отвлечённый характер.

Сёра изучал научные аспекты восприятия света и цвета и разработал на их основе живописную технику дивизионизма, письма мелкими точечными мазками чистого цвета. Для его пейзажей, многофигурных картин-панно со сценами парижской жизни характерны четкое, рационалистическое построение композиции, светлая, мерцающая цветовая гамма, орнаментальная плоскостность, близкая стилю модерн».

7. Charles V. Seurat /Victoria Charles/На англ. яз. - Изд-во -Parkstone Press». 2013. - 256 с.

 

P.S. https://vk.com/album-46420619_269182270 - вот в этом фотоальбоме «Тихий авантюрист Жорж Сёра» -можно посмотреть все остальные фотографии, сделанные 10.12.19. в библиотеке «Фолиант» в ходе арт-встречи, посвященной 160-летию со дня рождения французского художника Жоржа Сера.

10.12.19. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти; e-mail: rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтакте: https://vk.com/library_foliant; 30-78-00

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: