Настраиваемся на жизнь в браке




Начнём с того, семью можно назвать телом. Ведь семья – это малая церковь, образ Церкви соборной и апостольской, а одно из определений Церкви – тело Христово. Задача церковного организма, как большого, так и малого – спасение его членов. Мы собрались в малую семейную Церковь, чтобы вместе спасаться. Как-то я проводил в центре «Православная семья» беседу о семье и браке, на которой обсуждался вопрос: «зачем люди создают семью?» Были высказаны разные мнения. И один мой знакомый, присутствующий при разговоре, сделал интересное замечание: «Почему-то никто не сказал, что люди вступают в брак, чтобы спасаться, ведь вдвоём идти к Богу легче.

И действительно, путь облегчается, когда в дороге есть хороший попутчик. По одиночке легче (и то не всегда) жить, но не спасать душу. В браке, в семье у нас есть очень большой стимул бороться со своим себялюбием, гордостью, дурными привычками и скверным характером. Мы можем помогать друг другу, носить бремена друг друга, и самое главное, в браке мы во всей полноте можем выполнить заповедь о любви к ближнему.

Сравнение брака с телом даёт понять единство семьи. Супруги в семье должны взаимодействовать и подчиняться общей цели. Вот идёт по дороге человек, у него две ноги, что будет, если одна нога захочет идти направо, а другая налево? Правильно, пешеход шлёпнется посреди дороги. Апостол Павел приводит сравнение Церкви с телом, которое вполне можно отнести и к семье: «Не может глаз сказать руке: «ты мне ненадобна»; или также голова ногам: «вы мне не нужны». Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее». И далее замечает: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор. 12, 21-26).

Священник Алексий Грачев при венчании моих знакомых сделал им такое наставление. Он сравнил брак с кораблём и морем. Семейная жизнь похожа на плавание по морю, где не всегда дует попутный ветерок, в море бывает и штиль, и даже буря. Но если супруги любят друг друга и проходят это плавание с Богом, им нечего бояться. Действительно «жизнь прожить не поле перейти», в путешествии по «житейскому морю» может случиться всякое. Ведь наша любовь, наши чувства друг к другу могут претерпевать серьёзные испытания. После бурного периода влюбленности, может начаться охлаждение, равнодушие (штиль). Любовь можно сравнить с верой, в вере тоже часто бывают и сомнения, и маловерие, и теплохладность. Пережить эти искушения помогает терпение и решимость возгревать в себе дар веры и любви во чтобы-то ни стало. В семейной жизни могут случаться и периоды бурной страсти, сильного взаимного влечения, и времена охлаждения чувств, и семейные бури, конфликтные ситуации. Здесь настало время вспомнить, что семейная жизнь и супружеская любовь имеет ещё одно название – решение. Самое главное в браке, это, конечно же, любовь, этого не будет отрицать никто. Иначе это уже не брак, а узаконенное сожительство. Люди создают семью для любви. Но как уже было сказано, на долю любой семьи выпадает в жизни много испытаний и потрясений. Меняются обстоятельства, меняемся мы сами, даже человеческий организм обновляется каждые 7 лет.

Так вот, если супруги, вступая в брак, не принимают твёрдого и бесповоротного решения любить, несмотря на все житейские треволнения, на временное охлаждение чувств, на не всегда достойное поведение близкого человека, на наличие заманчивых соблазнов извне, тогда можно сказать с уверенностью, что кораблик их любви очень плохо подготовлен к семейному плаванию и вряд ли доплывёт до конца. И наоборот, если человек принимает решение любить несмотря ни на что и, сделав свой выбор раз и навсегда, уже не будет рассматривать никого в качестве кандидатуры на роль супруги (или супруга), такой семьянин не будет уже терзаться пустыми сомнениями, а будет обустраивать свою собственную семейную жизнь. Здесь пригодится ещё одно название жизни в браке – борьба. Но борьба, конечно, не супругов между собой, что, к сожалению, нередко приходится наблюдать. Нет, здесь другая битва. Борьба за любовь, борьба в первую очередь с самим собой, возгревание в себе дара любви, война с соблазнами и конечно с врагом рода человеческого – дьяволом, задача которого поссорить супругов, развалить их брак. Поэтому: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12).

Любовь не будет существовать без наших усилий, её можно сравнить с огнём, костром или очагом. Когда-то, в древности наши прародители не имели спичек или зажигалок. Огонь был большой ценностью, его не так просто было развести, и вот были специальные хранители костра, очага, дежурные, которые не давали огню погаснуть. Они подкладывали в него хворост, поленья, постоянно сохраняя его и поддерживая. Святая страстотерпица императрица Александра Фёдоровна писала: «Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких быстро забывающихся удовольствий: от по целуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви нужен её ежедневный хлеб»7). Нам всем очень не хватает солнечного света. Страна наша мало солнечная, и это, кстати, очень влияет на настроение её жителей. В странах, где в году много солнечных дней (например, в Бразилии), люди гораздо меньше страдают депрессиями, унынием. И супруги должны стать солнышками друг для друга. Создавать солнечное радостное настроение в семье, дарить другому улыбки, нежность, утешать и поддерживать. И, конечно, не забывать БЛАГОДАРИТЬ любимых за всё, что они для нас делают.

Уже было замечено, что человек, в том числе и в браке, претерпевает изменения на протяжении жизни. Жизнь в семье, отношения супругов не должны стоять на месте, если они не будут иметь развития, положительной динамики, велик риск, что кризисы, возрастные изменения и другие обстоятельства жизни повредят семейный корабль.

В очень многих супружеских парах в начале их пути жизнь напоминает кипящий чайник. Под ним горит огонь, он кипит, бурлит, люди влюблены друг в друга, кипят страсти, и им кажется, что так будет вечно. Но потом как будто кто-то погасил под чайником огонь. И вот кипит он уже меньше, потом вода начинает остывать, сначала +70, +50С°, а потом и вовсе становится комнатной температуры. Огонь погас, и все страсти и чувства остыли. А всё должно быть с точностью до наоборот. Жених и невеста вступают в брак, имея определённые первоначальные чувства, зажигается огонь семейной жизни и с каждым годом, с каждым новым периодом жизни чувства супругов, их любовь растёт, градус её повышается, они лучше узнают друг друга, открывают что-то новое и их любовь со временем достигает точки своего кипения.

Любовь до брака можно сравнить с семечком дерева (например, яблони). Молодые сажают его, и оно с каждым годом растёт, крепнет и потом становится прекрасным деревом и начинает давать свои плоды.

Брак сравним и с цветком, растением. Цветок нуждается в заботе, ежедневном поливе, внимании, если не полить его, хотя бы несколько дней, он завянет, засохнет. Каждому, думаю, приходилось бродить по прекрасному, ухоженному саду, наслаждаться красотой и ароматом великолепных цветов и деревьев. Но у каждого сада есть свои садовники. И если сад останется без ухода, он погибнет. Цветы завянут, деревья со временем одичают, и уже не будут так плодоносить, их плоды станут невкусными.

Любовь, жизнь в браке – это ежедневный, кропотливый труд, работа, но ведь и труд приносит великую радость и удовлетворение. То, что не далось с трудом, зачастую не ценится. Кто хоть раз занимался строительством, знает насколько это на первых порах тяжёлый труд. Несколько лет назад я затеял построить дом на своих шести сотках, а так как денег было мало, пришлось залезть в долги и очень многое делать самому. Первые два года работал как каторжный, и порой посещала мысль, зачем я вообще всё это затеял. А тут еще сосед рассказал страшную историю о том, как один его знакомый перенапрягся при строительстве и умер от сердечного приступа. Но нужно было запастись терпением. Дом был достроен, и хотя конечно остались всякие доделки (строительство – процесс перманентный) уже на третий год я пожинал плоды, радовался хорошо сделанной работе, и вся наша семья с удовольствием проживала в новом доме с мая по сентябрь.

В браке тоже самое. В начале бурный процесс строительства семьи. Нужно многое претерпеть, многому научиться, перенести немалые трудности. Это обычно происходит в первые 3 года брака. К сожалению, очень многие супруги не выдерживают трудности первых лет, им хочется всего и сразу, и их брак распадается. В первые годы закладывается фундамент брака, строятся отношения, люди лучше узнают друг друга, притираются, сглаживают неровности характера, приходят к компромиссу.

Чтобы построить семейный дом, нужна бригада, «один в поле не воин». Поэтому семью можно сравнить с группой людей, объединенных одним общим делом и целью. Семья – это команда. В команде самое важное – согласованность действий, стремление к победе и подчинение руководителю, капитану. Капитан – это конечно глава семьи, муж. Но команда только тогда победит, когда её члены будут слушаться его не за страх, а за совесть, а он будет для них авторитетом. И конечно в команде стремятся к победе все, им «нужна одна победа, одна на всех мы за ценой не постоим». Если кто-то из членов команды будет думать только о себе, а не о команде, общей победе, это приведёт к поражению. Например, если гребцы с одной стороны лодки будут грести сильнее и быстрее, чем люди с другого борта, судно будет крутиться на месте, нужна согласованность действий и единство. Личные амбиции, эгоизм, выпячивание себя в команде не нужны. Чтобы прийти к единству в команде всем её членам необходимо взаимное уважение и умение выслушивать другого. А также умение озвучивать свои пожелания, видение ситуации. Одним словом нужно уметь обсуждать самые насущные проблемы, и приходить к решению сообща.

И в заключении я хотел бы привести ещё один образ семейной жизни – это жертва. В браке никогда не достичь единства и гармонии, если не научиться очень многим жертвовать ради мира в семье, ради близких людей. Брак это преодоление своего эго. Жил я один, моё поведение меня вполне устраивало, и вот женившись, выяснилось, что, так как я жил, в браке жить нельзя. Нельзя делать только то, что тебе хочется, нужно, чтобы это было приятно и полезно всем, нужно исправлять черты характера, неприятные ближнему. Замечательный евангельский принцип: «Итак, во всем, как Хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними,» (Мф.7,12) нужно реализовывать, в первую очередь, в собственной семейной жизни. В семье также необходимо научиться умению подчинять свои желания общему делу. Жизнь в браке это «не как я хочу», а как мы хотим, как сделать так, чтобы всем было от этого хорошо. Ведь супруги это уже не разные люди, а единое целое. Очень важно жить уже не своими интересами, а пытаться получше узнать, чем живёт и дышит наша половина, найти общие интересы, темы для разговора, точки соприкосновения.

Жертва – это и умение взять вину на себя, понять в первую очередь, в чём моя ошибка, а не пытаться кого-то изменить и переделать. В стремлении переделать, перековать под какой-то придуманный идеальный образ нашего ближнего – основная причина супружеских конфликтов. Вместо того, чтобы любить и принимать человека с его достоинствами и недостатками, люди очень часто стараются перевоспитать супруга или супругу, не замечая при этом, что сами они далеко не идеал. Дело это совершенно пустое. Изменить образ мыслей человека нельзя. Можно только измениться самому и повлиять на него нашей любовью.

Узнав, каковы основные слагаемые счастливой семейной жизни, вернёмся к нашим молодожёнам. Помните, вначале речь шла об одной молодой паре, которая так и не смогла прийти к согласию в совместной жизни и чуть не распалась? Давайте устроим небольшой «разбор полётов», и на основании всего вышеизложенного постараемся понять, в чём их ошибки, почему они не сумели сберечь и сохранить семью.

 

Разбор полётов

Начнём с того, что наши воображаемые молодые супруги вообще не успели вырастить свою любовь. Они, безусловно, были влюблены, имели первоначальные взаимные чувства, привязанность, но настоящей любви они не стяжали и не сумели сохранить даже то, что было. Им просто нравилось находиться рядом, было приятно взаимное общение, любование. Когда совместные увеселения, развлечения и приятное времяпровождение закончилось, и начались бытовые трудности, они оказались к этому не готовы, общение в будничной рутине уже не приносит особой радости. «Любить», быть привязанным к человеку за что-то: за красивые глаза, приятные речи, силу, ловкость, богатство и т.д. – чистой воды эгоизм или себялюбие. Поэтому я не случайно взял слово «любить» в кавычки, потому что любовью назвать это чувство нельзя.

Это собственничество, желание удовлетворить свои потребности за счёт другого, попользоваться им. А любовь это не дай, а возьми. Это желание что-то самому сделать для любимого.

Молодожёнам казалось, что в конфликтной ситуации виноват кто угодно, только не он сам. «Это мой супруг (или супруга) должен измениться: начать выдавливать пасту с нужного конца, варить борщ как моя мама и т.д.». Они забыли, или не знали, что семейная жизнь это большой труд, сложное плавание и в ней есть не одни радости и развлечения. И этот труд должен быть взаимным, командным. В браке нужно уметь подставлять плечо, не ждать, когда кто-то порадует тебя и сделает приятное, а самому спешить на помощь. Ещё одна ошибка супругов в том, что они копили обиды в себе, именно не прощали друг друга, а накапливали, «солили» недовольство и раздражение. И когда терпеть стало невмоготу, всё это вылилось в скандалы и ссоры. Муж и жена должны уметь разговаривать, общаться на самые разные темы, в том числе и на не очень приятные. Обсуждать без раздражения и крика, как им построить такую жизнь в браке, которая будет устраивать обоих. Да, у супругов могут быть весьма разные взгляды на одну и ту же проблему. Например, нашим супругам после работы хотелось отдохнуть по-разному, и это вполне естественно. Мужчине нужно немного побыть одному, помолчать, женщине наоборот хочется общения. Но не нужно ждать пока близкие сами угадают наши мысли. Вот что пишет про похожую семейную ситуацию психолог А.В. Курпатов: «Вы говорите, что у вас с мужем разные представления о семье. А вы знаете, какие у него представления? Вы должны узнать, какой (в картинках) ваш муж видит свою идеальную семью. Именно идеальную, то есть не с вами, а вообще. Какой она должна быть? Выведите его на этот доброжелательный и искренний разговор, разведайте. Вполне возможно, что его представления об идеальной семье не слишком отличаются от ваших. Но как вы думаете, знает ли он, какой вы видите вашу идеальную семью? Сомневаюсь. Скорее всего, он не в курсе. И когда дойдёт у вас до откровенности, имеет смысл и его поставить в известность».8) И вполне возможно, что в таком спокойном разговоре супруги найдут общее решение, придут к компромиссу и согласию.

Конечно, прийти к единству это работа, труд, а молодёжь часто трудиться не хочет, не хочет ждать, юности свойственен максимализм. Они думают, что если вступили в брак все проблемы, и семейные и материальные решатся легко и быстро. При этом зачастую потрудиться никому не хочется.

Одной моей знакомой, только недавно вышедшей замуж, родители купили квартиру, так она тут же стала требовать от родителей мужа, чтобы те приобрели молодой семье машину. Дом семейного счастья тоже все хотят получить на блюдечке с голубой каёмочкой, забывая, что строить его нам предстоит самим.

И, наконец, нежелание строить свою собственную семью, улучшать в ней отношения, неимение решимости нести тяготы семейной жизни неизбежно приводят к поиску «утешений» на стороне. Помните, молодой муж стал задерживаться с друзьями на работе и искать с ними «истину в вине». А жена стала вспоминать институтского приятеля, с которым она хотела (хотя бы в мечтах) построить «идеальную» семью.

Начиная семейную жизнь необходимо твёрдо решить возделывать свой собственный семейный огород, строить свою жизнь, а не терзаться сомнениями о правильности выбора и переживать о загубленной молодости. Когда человек установит себе такие психологические рамки, барьеры, ему будет гораздо легче. Как говорится «куда нам бежать с подводной лодки?» И он будет улучшать свою семейную жизнь, изменять себя, чтобы прийти к единогласию и единомыслию в браке.

Приходится констатировать, что молодые не смогли построить ничего нового, научиться любить, прощать, снисходить к немощам другого. Могли они это сделать? Конечно. Все условия для этого у них были.

К великому сожалению мы видим вокруг мало счастливых, дружных, крепких семей. Но, тем не менее, такие семьи есть. В них, конечно, случается всякое: и непонимание, и порой конфликты, но там супруги всегда помнят, что они собрались вместе для любви и согласия. Такие семьи учат своим примером других лучше, чем десятки семейных школ и психологических консультаций и сотни книг по семейной жизни.

 

«Не стоит прогибаться под изменчивый мир» или о пользе супружеского воздержания постом.

Телесные отношения между супругами – очень важная составляющая семейного союза. Интимная близость тоже есть выражение их любви и нежности друг к другу. Если между супругами долгое время нет супружеской близости или они недовольны своими интимными отношениями – это является довольно тревожным симптомом. Как правило, это свидетельствует об утрате душевной близости и понимания. Взаимная неудовлетворённость супругов нередко приводит к измене. Отсутствие взаимопонимания в этом вопросе тоже можно назвать конфликтом. А любая конфликтная ситуация происходит от неумения понять друг друга.

Уже неоднократно было сказано, что мужчина и женщина - два очень разных существа с разной физиологией и психикой. Поэтому важно не только придти к согласию в области душевной, но и в области телесной. Мужчина гораздо более возбудим, горяч, его физическая природа более проста. Женщина устроена по-другому. Женскому организму нужно куда больше времени, чтобы придти в готовность, настроиться на близость. Поэтому для женщины так важна мужская ласка и внимание. Ей это иногда важней самой физической близости. Но даже эти, казалось бы, элементарные вещи известны далеко не всем.

Ещё одно очень важное правило: супружеская близость – это симфония, она создана для двоих. В интимной жизни супруги должны руководствоваться тем же принципом, что и вообще в супружеской жизни: получать радость от того что хорошо другому, тогда будет гармония.

В православной Церкви существуют посты и праздничные дни, когда супруги воздерживаются от телесной близости. По моему мнению, это очень мудрая и правильная традиция. Но, к сожалению, дух распущенности и духовной расхлябанности все больше проникает и в церковно общество. И сегодня нередко даже от церковных людей, можно услышать высказывания о ненужности и даже вреде супружеского воздержания постом. Некоторые современные богословы (правда довольно безосновательно) утверждают, что в Церкви не существует канонов, регламентирующих телесные отношения супругов во время поста, а что не запрещено – то разрешено. Рассмотрим эту проблему подробнее, чтобы разобраться; как строить супругам свои отношения во время постов и могут ли они получить пользу от росного воздержания.

Почему святые отцы не оставили нам строгих и четких канонов относительно воздержания супругов от телесной близости во время однодневных и многодневных постов? Первая и главная причина в том, что телесный пост между мужем и женой- сфера очень интимная и деликатная. Если ввести на этот счет суровые каноны, запрещения, многие супруги могут на этом споткнуться. Не каждый сможет понести бремя поста. И поэтому Церковь, снисходя к немощи одного из супругов, призывает с пониманием относиться к своей половине: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию на время, для упражнения в посте и молитве…(1Кор.7 4,5)»

Но супружеский пост- это общепринятая церковная практика, правило, обязательное для соблюдения, как и другие правила и традиции Церкви. О нем говорят нам правила для совершения венчания (которые, кстати, тоже не являются канонами), ведь эти предписания имеют только одну цель: повенчать супругов в те дни, когда разрешена супружеская близость. Потому что и в дни светлой седмицы, и в святки вполне можно устраивать непостные застолья и предаваться праздничному веселью. Кстати, правила о венчании соблюдаются очень строго. Если какой - нибудь священник будет венчать пары, например во время великого поста, это сразу же повлечет суровое наказание от правящего архиерея. Такому батюшке сначала сделают строгое предупреждение, а потом, если он будет и дальше практиковать венчание в пост, вообще отправят под запрет.

Соблюдение поста в интимных отношениях для супругов должно быть делом обоюдным. Здесь не может быть насилия над волей другого, о чем говорит нам апостол Павел. И во времена апостольские и в наше время это одинаково актуально, ибо и тогда и сейчас существует очень много браков, где один из супругов принял христианство, живет жизнью и традициями Церкви, а другой пока нет. И для сохранения мира и любви, рекомендуется снисходить к немощи другого. И священник, принимая исповедь, должен с пониманием отнестись к этому. Вот еще одна причина, почему на этот счет нет строгих канонов и епитимий. Ведь был бы велик соблазн у некоторых не в меру суровых духовников проявить здесь излишнюю строгость.

Но супружеский пост никто не отменял, и жене церковной не нужно расслабляться и втайне радоваться тому, что ее пока немощной супруг не может понести бремя поста. Уступив ему ради мира в семье, она должна усилить молитву за него и воздерживатся в чем – то другом, следить за собой построже. Она должна надеяться на то, что муж когда – нибудь сможет в полной мере поститься вместе с ней.

Принуждать поститься, конечно, никого нельзя. Но люди, отрицающие пост (в том числе и супружеский), сами, как это ни странно, очень многого себя лишают. Они видят в посте сплошные ограничения и путы для их свободы, не подозревая о том, что пост – прекрасное средство к совершенствованию, в том числе и в жизни семейной. Церковь очень премудро установила дни супружеского поста. Да, порой непросто нести особенно молодым постные тяготы, но супруги не церковные, не постящиеся имеют другую, гораздо большую проблему в сфере интимной. Это пресыщение, охлаждение в телесных отношениях. Об этой проблеме приходится слышать на исповеди. Приходит молодой человек и начинает рассказывать, каким излишествам они предаются с супругой,чтобы как-то разнообразить свою половую жизнь. Пост они, естественно, нарушают. Таким супругам я советую строго соблюдать посты, и тогда их телесные отношения не потеряют остроты и привлекательности. А сколько супружеских измен случается из-за охлаждения в супружеской жизни. Особенно этим грешат мужчины. Даже если жена обладает очень яркой, эффектной внешностью, через некоторое время муж, не приученный к воздержанию, привыкает к ней, интимная жизнь становится пресной, и здесь могут начаться всевозможные извращения в супружеских отношениях, а потом дело может дойти и до измены. Человеку пресыщенному всегда хочется чего-то нового, горяченького. В древнем Риме гомосексуализм, педофилия, другие извращения вошли в норму как раз из-за того, что люди полностью пресытились и уже не знали, чего еще желать. Так что, в интимной жизни количество вовсе не переходит в качество, а даже наоборот. У Дейла Карнеги есть одна не очень известная книжка о семье и браке, изданная уже после его смерти. Так вот, он пишет там, что супругам, чтобы сохранить свежесть отношений, нужно вступать в половую связь реже, чем им этого хочется. Любые супруги как-то регламентируют свои телесные отношения, так почему не использовать для этого дни, которые Церковью специально установлены для воздержания. Кстати и священники, и психологи знают, что интимных проблем, сексуальных расстройств у православных воздержанных людей гораздо меньше, чем у не церковных.

Уже было сказано, что телесное общение супругов в браке- вещь весьма немаловажная. Старец Паисий Афонский говорит: «Мужчина чувствует естественную тягу к женщине, а женщина к мужчине. Если бы не было этой тяги, то никто никогда не решился бы создать семью. Люди думали бы о тех трудностях, которые в последствии ожидают их в семье и связаны с воспитанием детей и другими семейными делами и поэтому не решились бы вступить в брак.» 1)

Но при всей важности интимных отношений, они занимают далеко не главное место в браке. И пост очень помогает не только сохранить свежесть телесных отношений (когда супруги после воздержания будут всегда приятны и желанны друг для друга), но и способствуют улучшению душевной и духовной близости. Отношения мужа и жены, когда они не общаются телесно, переходят в иную плоскость. Они начинают проявлять свои чувства по-другому, это выражается во внимании, понимании, общении. Пост – это экзамен на то, что нас связывает: духовная, душевная или только телесная сторона. Сумели ли мы что-то построить, стать единым телом и единой душой, или нас связывает только плотское влечение. В период поста мы начинаем видеть нашу половинку в ином свете, с другой, человеческой, дружеской стороны, без примеси плотской страсти.

Еще один важный момент: пост воспитывает волю и учит умеренности и воздержанию. Ведь в жизни супругов обязательно наступает момент, когда телесное общение прекращается. Например по причине болезни, беременности и т. п. Если супруги не привыкли к воздержанию, им будет очень непросто все это понести. Таким образом, время поста и воздержания – это очень хорошая возможность для супругов воспитать в себе не плотскую, а настоящую духовную любовь и близость. «Плотская любовь соединяет мирских людей внешне, только до тех пор, пока они обладают [ необходимыми для такой плотской любви ] мирскими качествами. Когда эти мирские качества теряются, плотская любовь разъединяет людей, и они скатываются в погибель. А вот когда между супругами есть настоящая драгоценная духовная любовь, то, если один из них потеряет свои мирские качества, это не только не разъединит их, но объединит еще крепче. Если есть только плотская любовь, то жена, узнав, к примеру, что спутник ее жизни поглядел на другую женщину, плещет ему в глаза серной кислотой и лишает его зрения. А если она любит его чистой любовью, она испытывает за него еще большую боль и тонко, аккуратно старается вновь вернуть его на правильный путь» 2), - пишет старец Паисий.

Пост – прекрасная тренировка воли. Очень важно в семейной жизни приучить себя к дисциплине, научиться контролировать свои инстинкты. Ведь когда человек не умеет этого, как он сможет воздержаться от нескромного взгляда, флирта, а потом и измены, в нашем мире, переполненном соблазнами.

Я задал несколько вопросов на тему супружеского поста практикующему семейному психологу Ирине Анатольевне Рахимовой. Ирина Анатольевна возглавляет центр «Православная семья» и уже более 20 лет работает в сфере семейной психологии.

Привожу здесь это маленькое интервью.

Свящ. П. Г.: «Полезно ли временное воздержание супругов от телесного общения во время поста, исходя из вашей практики?»

Семейный психолог: «Считаю установленные Церковью периоды постов, когда прекращаются телесные супружеские отношения весьма разумным и нужным правилом.

В жизни, в том числе и семейной, супружеской есть гласные и негласные правила. Бывает в семейной жизни, когда супруги вынуждены воздерживаться от телесного контакта.

И вот ко мне на консультацию часто приходят люди, уже начавшие жить друг с другом до брака, чтобы, как им кажется, проверить, подходят они друг другу или нет. Я им объясняю; почему нужно воздерживаться до брака. Чтобы научиться воздерживаться в браке. Период добрачный, подготовка к браку – время учебы. И в семейной супружеской жизни очень важно уметь обуздывать плоть, воспитывать свои чувства, волю не все себе позволять. Человеку распущенному, не привыкшему воздерживаться, очень сложно хранить верность.»

Свящ. П. Г.: «У кого больше проблем в интимной жизни, у православных или у нецерковных людей, которые не соблюдают посты?»

Семейный психолог: «Тема новизны в отношениях очень актуальна в семейной жизни. Великий пост очень символично заканчивается весной, когда природа расцветает, когда супруги вновь вступают в телесные отношения. И после периода поста у них открывается радость, и их чувства обновляются после зимы. Это помогает сохранить свежесть, романтику в отношениях. Людям православным это сделать гораздо проще, у них есть пост.

Существует очень большое заблуждение,что воздержание вредно. Считается, что каждый (в том числе и вне брака) должен иметь регулярную половую жизнь, удовлетворять свои потребности, без этого, дескать, будут болезни, неврозы и психические расстройства. Это большая ловушка. Все неврозы и расстройства в голове, в настрое человека, в том, что он сам себе внушил. Считаю, что в теории сублимации есть большая правда. Если человек не зацикливается на теме телесных отправлений и живет воздержано, он может использовать нерастраченную энергию для реализации себя в творчестве, труде, научной деятельности, других сферах.

Я считаю, что христианин и в семейной жизни, и в любой другой, всегда воин Христов, привыкший к труду над собой, человек сильной воли и в этом нам очень помогает пост и воздержание. Но вера наша оскудеет, если мы дадим себе слабину, будем думать о том, как облегчить себе христианскую жизнь.»

 

Православные христиане прошлых веков и помыслить не могли, что в пост можно предаваться плотским супружеским удовольствиям. Эта идея могла возникнуть только в наше время, когда люди оторваны от традиций и предания Церкви.

В заключении хочу сказать об одной опасности, которая подстерегает современных православных христиан. Когда в советское время Церковь находилась в гонении, православный человек волей-неволей был в оппозиции к внешнему миру. Он прекрасно понимал, что жить, как живут не христиане, не православные ни в коем случае нельзя.

«Кто не со Мною, тот против Меня. (Лк. 11,23)» Сейчас очень велик соблазн быть, как все. Ведь сегодня многие люди называют себя верующими и православными. Но это не мешает им делать аборты, изменять супругам и сожительствовать вне брака.

С прискорбием замечаю, что многие из тех, кто пришли в Церковь в постперестроечное время и были ревностными православными христианами, очень прониклись духом времени. Например, не так давно я беседовал с одним своим знакомым (он регулярно ходит в храм и причащается) о семейной жизни. И вот этот человек совершенно серьезно обсуждал, что совершенно нормально, когда мужчина и женщина сожительствуют до брака, так они могут лучше узнать друг друга. Участились супружеские измены и разводы даже в православных семьях. Все это очень печально. Какие мы после этого православные, если потворствуем духу века сего лукавого, заражаемся им, как поется в известной песне «прогибаемся под изменчивый мир». Мы, наоборот, должны вести за собой людей, своей жизнью проповедовать истину, что православные семьи крепки своими традициями, завещанными нам от святых отцов и наших предков, вот тогда, мир «прогнется под нас».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: